СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: « Влияние экологических факторов на рост, развитие и технические характеристики льна-долгунца по результатам опытнической работы на пришкольном учебно- опытном участке».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе мы не ограничились   территорией пришкольного учебно-опытного участка и опытнической работой,  нас заинтересовала  область применения данной культуры, её востребованность на территории  родного посёлка. Для решения этого вопроса мы посетили организации, расположенные на территории посёлка, обратились  к историческим корням , сделали выводы, которые представили в данной работе. При выполнении работы была использована научная и  методическая литература.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: « Влияние экологических факторов на рост, развитие и технические характеристики льна-долгунца по результатам опытнической работы на пришкольном учебно- опытном участке».»

Проект на тему: « Влияние экологических факторов на рост, развитие и технические характеристики льна-долгунца по результатам опытнической работы на пришкольном учебно- опытном участке».

Тезис

В данной работе мы не ограничились территорией пришкольного учебно-опытного участка и опытнической работой, нас заинтересовала область применения данной культуры, её востребованность на территории родного посёлка. Для решения этого вопроса мы посетили организации, расположенные на территории посёлка, обратились к историческим корням , сделали выводы, которые представили в данной работе. При выполнении работы была использована научная и методическая литература.

Работа отнесена к разделам: биология и краеведение.

Цель работы. Привлечение внимания школьников к проблеме развития текстильной льноперерабатывающей отрасли на территории своей малой Родины

Задачи, которые необходимо решить в процессе её достижения

  1. Повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации.

  2. Формирование гражданской позиции, подготовка к сознательной и ответственной жизни.

  3. Усовершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование работы, сбор информации, анализ результатов)

  4. Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и людьми старшего возраста, умений соблюдать субординацию в отношениях

План работы.

  1. Изучить агротехнику выращивания льна-долгунца;

  2. Выяснить влияние экологических факторов на рост, развитие и технические характеристики льна-долгунца по результатам опытнической работы на пришкольном УОУ. Сделать выводы о возможности выращивания льна на территории Владимирской области

  3. Изготовить демонстрационный материал для уроков биологии и технологии;

  4. Выяснить область применения льняных тканей;

  5. Сделать анализ развития текстильной промышленности на территории посёлка.

  6. Сделать выводы, внести предложения, наметить перспективы развития.



















Сроки

  • Начало проекта: 1 апреля

  • Окончание проекта: 20 ноября

  • Продолжительность: 7 месяцев

Направление проектирования:

Исследовательский проект

Тип деятельности:

Деятельность, связанная с опытнической работой на учебно-опытном участке, логическими мыслительными операциями, имеет практическую деятельность в определённой учебно-предметной области (изготовление учебно-наглядных пособий для уроков технологии и биологии).











































Описание проекта.

2.1. Объект исследования

При составлении системы агротехнических мероприятий по возделыванию льна в конкретных почвенно-климатических условиях школьного учебно-опытного участка необходимо учитывать биологические особенности культуры, качество почвы, предшественники, систему обработки почвы и вносимые удобрения, а также мероприятия, связанные с защитой растений от вредителей и болезней. Применяемые агроприёмы оказывают различное влияние на урожай и качество конечной продукции, будь то волокно или семена. В случае использования продукции для медицинских или пищевых целей необходимо применять экологически безопасные технологии на всех этапах возделывания культуры и её промышленной переработки.

Уже четыре года при планировании опытов на учебно-опытном участке было учтено желание учащихся узнать как можно больше о такой технической культуре как лён, практически применить агротехнику выращивания льна, а также выявить влияние экологических факторов на рост и развитие льна-долгунца.

Обработка почвы на УОУ: осенняя перекопка без внесения органических удобрений, предпосевная культивация, посев, боронование, прополка, полив, профилактика от болезней и вредителей. Температура на глубине пахотного слоя почвы должна быть не менее +80 С.Фосфорные и калийные удобрения лучше всего вносить осенью, а азотные - весной перед посевной обработкой почвы. Азотные удобрения вносить не будем, так как предшественником является фасоль, богатая азотом.

2.2.Агротехника выращивания льна

Из всех известных лубяных волокон льняное волокно обладает наиболее ценными прядильными свойствами. Оно является очень гибким, легко делится на тончайшие волокна при чесании, для него характерны значительная прочность на разрыв, высокая гигроскопичность. Изделия изо льна в результате химического облагораживания приобретают необычайную мягкость и белизну. Благодаря указанным свойствам льняное волокно используют в промышленности как сырьё для получения весьма широкого ассортимента текстильных изделий: тонких бельевых и костюмно-плательных тканей, скатертей, полотенец, постельных покрывал, а также брезентов, мешочных тканей и других изделий.

Добывают волокно из стебля льна путём его разрушения и последующего удаления из него всех неволокнистых частей растения.

Существует волокно разных видов: однолетний и многолетний, одностебельный и кустарниковый, прямостойный и стелющийся, яровой и озимый. Наибольшее распространение получил обыкновенный лён и главным образом две его разновидности: лён-долгунец и лён-кудряш. Это однолетние растения из семейства льновых, одностебельные, засеваемые весной.

Севооборот.

Севооборот - это чередование культур на поле, обеспечивающие большую продуктивность земледелия. Правильный севооборот способствует обогащению почвы питательными веществами и равномерному их распределению между растениями разных культур, очищению от сорняков.

Предшественники. Лен относится к культурам, наиболее требовательным к предшественникам и чередованию в севообороте. Лен чувствителен к частому возвращению на прежнее место и не выносит повторных посевов, при которых поражается различными болезнями, особенно фузариозом.

Лен-долгунец в 7-8-польных севооборотах должен занимать не более одного поля, и возвращают его на прежнее место не раньше чем через 6-7 лет.

В севооборотах лен размещают после лучших предшественников: многолетних трав, по обороту пласта, зерновых бобовых, озимых, идущих по парам или после трав, а также после пропашных. Однако лучший предшественник для него – клеверный или клеверо-тимофеечный пласт второго года пользования (при сборе сена 2-4 т/га). При посеве льна после многолетних трав отмечено также значительное повышение качества волокна.

Лен – хороший предшественник картофеля, яровых зерновых, а также озимой ржи в тех районах, где его рано убирают..



Особенности.

Лён-долгунец имеет высокий тонкий стебель без разветвлений, высота его достигает 120 см и более. Наиболее часто встречается лён-долгунец, высота которого 60-100 см. диаметр стебля 0.8-2.5 мм. Вдоль всего стебля расположены листочки, а на конце его находится цветочная метёлка с плодовыми коробочками. Корневая система не особенно развита, поэтому лён долгунец хорошо развивается, если в почве имеется достаточное количество влаги и питательных веществ (доказано опытом в 2006 - 2007 учебном году, «Развитие технической культуры льна при разных условиях полива»)

Засевают лён-долгунец только для получения волокна, длинного, гибкого, хорошо дробимого при чесании. Семена же из этого льна получают попутно.



Удобрение

Механической обработкой почвы не исчерпывается её подготовка к посеву. Необходимо, чтобы почва содержала элементы питания растений.

Азот необходим для образования клеток тканей растений. Главным образом он нужен льну в тот период, когда высота последнего достигает 6-7 см и дальше вплоть до начала бутонизации. Поэтому подкормка азотными удобрениями должна быть закончена до начала бутонизации. Избыток азота в почве вреден, так как при этом снижается качество волокна и появляется склонность растений к полеганию. Калий является элементом питания, влияющим в сильной степени на качество волокна льна, на урожай и формирование семени. Посев не должен испытывать недостаток в калии с первых дней развития растений и особенно при цветении и бутонизации. Вносить в почву количественные удобрения следует в основном осенью при вспашке и только отчасти, в виде подкормки до бутонизации. Усиленное калийное питание почвы рекомендуется в тех случаях, когда она имеет избыток азота.

Фосфор усваивается льном медленно в течение всего времени до созревания. Особенно он важен в первые дни развития растения; поэтому фосфорное удобрение следует вносить осенью при вспашке. Фосфор необходим для формирования волоки и семян. Если его недостаточно в почве, то рост приостанавливается, появляются мелкие желтые листья, которые преждевременно отмирают.

Посев

В самом начале развития льна решающие значение имеет влага : если в почве во время появления всходов её достаточно, то растения развиваются быстро, и в этом случае урожай бывает высоким. Если же в начальный период жизни растений влаге недостаточно, стебли оказываются низкорослыми, урожай резко снижается. Поэтому сеять лен следует ранней весной (конец апреля начало мая). Более поздние сроки сева ведут к поражению вредителями, которые особо опасны для неокрепших растений. Но если до наступления теплой погоды растения успели подрасти и окрепнуть, вредители им уже нестрашны. При раннем севе растения льна успевают значительно подняться до появления сорняков. Готовность почвы для предпосевной обработки и посева должна быть 7-8градусов по цельсию. Норма посева льна долгунца -110-140 кг на 1 га. Нельзя допустить загущения посева во избежание полегания растений. При слишком разреженном посеве у льна получается толстый стебель (что нежелательно) и большое количество семян (допускается на семенных участках).

Уборка урожая



Чтобы избежать потери урожая и получить волокно с высокими прядильными свойствами, необходимо уборку льна проводить своевременно. Её начинают, когда лен достиг ранней желтой спелости . К этому времени стебель имеет светло желтый цвет. Часть верхних коробочек начинают буреть, а листья в нижней части опадают. В этой стадии спелость волокна имеет большую прочность, нормальную гибкость. Семена дозревают в коробочке во время полевой сушки. Ранняя жёлтая спелость наступает через 10-12 недель после посева. Более поздняя уборка к одревеснению волокна. Оно становится ломким. Грубоватым, не пригодным для получения тонкой пряжи. Когда надо получить волокно очень тонкое и шелковистое. Уборку можно осуществлять через 9-10 недель в стадии зелёной спелости. В этом случае семена оказываются недозревшими и непригодными для получения масла. Поэтому в стадии зелёной спелости уборку проводят редко.

Убирают лен путем теребления, т. е выдергивают стебель с корневой частью (так как у льна - долгунца продуктивной частью является стебель, последний должен быть сохранён полностью).

2.3. Методика проведения опытов на УОУ

  1. Все условия опыта и контроля должны быть одинаковыми, за исключением одного опытного фактора, который испытывается;

  2. Опытные и контрольные делянки следует делать в форме вытянутого прямоугольника;

  3. Опыты должны быть заложены не менее чем в двухкратной повторности;

  4. Проводить наблюдения над опытными и контрольными делянками и записывать наблюдения в дневник;

  5. По окончании опыта сделать выводы и обсудить полученные результаты.

Проведение опытов на УОУ

При планировании проведения опытов на УОУ было учтено желание учащихся узнать о такой технической культуре, как лён, как можно больше: агротехнику выращивания; особенности развития; севооборот; влияние удобрений; сроки уборки урожая. Поэтому в тематику проведения опытов были включены следующие опыты по выращиванию льна.

« Развитие технической культуры льна при разных условиях полива »

« Влияние освещенности на технологические качества льна ».

«Сходства и различия технического и декоративного льна-долгунца по внешним признакам»

«Определение оптимальных показателей посадки семян льна-долгунца»



Развитие технической культуры льна при разных условиях полива.

Цель: Выяснить как влияет полив на сроки вызревания семян и технические характеристики льна.

Схема посадки.

Поливается при необходимости

Не поливается

С

Таблица №1

одержание опыта.



Содержание опыта

1 участок

2 участок

1.

посев

23.05

23.05

2.

всходы

02.06

07.06

3.

цветение

С 25.06

С 30.06

4.

созревание семян

С 15.08

С 25.08

5.

высота растения

От 1 до 1,3м

До 1м

6.

волокнистость

выше

ниже



В



ывод.

В связи с погодными условиями этого года на участке с искусственным водоснабжением растения быстрее взошли, были пышнее, быстрее, выше поднялись, активнее цвели. На контрольном участке растения были ниже, цвели менее обильно. Семена вызрели позднее. В ходе проведения опыта были сделаны учебно-наглядные пособия для уроков обслуживающего труда («Лён как разновидность натуральных текстильных волокон» и отмечен как основная техническая культура нашего края).





В



Таблица №2

лияние освещенности на технологические качества льна

Цель: Выяснить, как влияет освещенность на рост и развитие льна.

наблюдения

1 участок (освещенный)

2 участок (затененный)

1

посев

7.05

7.05

2

всходы

14.05

14.05

3

цветение

20.06

24.06

4

созревание

август

август

5

высота

0.9м

0.75м

6

волокнистость

выше

ниже

7

Толщина стебля

1,2мм

1мм

8

Густота посева

одинаковая

одинаковая

Схема посадки.


№1

№2





С

Таблица №2

одержание опыта





В

Фото №2

процессе мятья и трепания волокна приобретают вид длинных прядей, длина которых приблизительно равна длине стебля. Часть волокон при этом обрывается илиоткалывается, спутывается и попадает в отходы трепания

«Техническое волокно» – термин, определяющий состояние волокна, поступающего в переработку, и не отражает строго ни ботанические, ни структурные признаки. Технические волокна могут быть длинными и короткими, спутанными и распрямленными. Техническая характеристика сырья определяется в лабораторных условиях по номеру тресты. Чем выше номер, тем лучше показатели. От данного показателя зависит способ дальнейшей обработки сырья и назначение ткани.

Корневая система у льна развита недостаточно и характеризуется слабой способностью усваивать питательные вещества почвы. Тонкий стержневой корень проникает в почву на глубину 0,8-1,0 м. Основная масса корней первого и второго порядка располагается в пахотном слое почвы. Поэтому большое значение имеет тщательная обработка почвы и наличие в ней достаточного количества питательных веществ и влаги.

Стебель - одиночный, тонкий, цилиндрический. Высота его в зависимости сорта и условий выращивания изменяется от 70 до 130 см и выше. Толщина стебля в обычных загущенных посевах колеблется от 0,8 до 1,5 мм.

Различают общую и техническую длину стебля. Общей долиной будет вся высота стебля – от корневой шейки до верхней семенной коробочки. Техническая длина измеряется от корневой шейки до первого разветвления соцветия. Признаки хорошего волокна (крепость, гибкость, эластичность, тонина) во многом зависят от условий выращивания и внешних особенностей стебля. Волокно хорошего качества получают из стеблей длиной от 70 см и выше, при толщине от 1 до 1,5 мм. Это обеспечивается соответствующей густотой стеблестоя (до 2000 растений на 1 м2). Продолжительность жизненного цикла льна-долгунца зависит от биологических особенностей сорта и условий вегетации. Для самых раннеспелых сортов она составляет в среднем около 75 - 80 дней, для позднеспелых до 90 -100 дней.


Вывод: Вызревание льна на освещенном участке было раньше, лен выше, лучшего качества. Избыток влаги после обильных дождей вызвал полегание льна.



«Определение оптимальных показателей посадки семян льна-долгунца»

Цель: определить опытным путём оптимальную глубину и частоту посадки семян льна и влияние данных факторов на рост и развитие растений

Схема посадки

Густота посадки

30-35 растений на м2 №1

40-45 растений на м2 №2

50-60 растений на м2 №3

Глубина посадки

1.5-2 см №1

3-4 см №2

5-6 см №3

















Содержание опыта№1

Таблица №4



густота

1

2

3

посев

03.06

03.06

03.06

всходы

08.06

10.06

12.06

Фаза «ёлочка»

22.06

23.06

26.06

цветение

06.06

06.07

10.07

высота растения

90см

97см

95см

Количество семенных коробочек

46шт

32шт

22шт

Толщина стебля

1.4мм

1.5мм

1мм

С

Таблица№5

одержание опыта№2

Глубина посева семян

1

2

3

посев

03.06

03.06

03.06

всходы

10.06

12.06

15.06

Фаза «ёлочка»

22.06

26.06

30.06

цветение

06.06

07.07

09.07

высота растения

98см

93м

87см



Общий вывод: узкорядный способ ( с междурядьями 7.5 см) посева семян льна-долгунца при глубине посадки 1.5-2 см и густоте посадки 40-45 растений на квадратный метр даёт наиболее сильные растения и является наиболее оптимальным. Более частая посадка ведёт к образованию длинного тонкого стебля, редкая - к увеличению семенных коробочек . Глубина посадки влияет на развитие корневой системы, а следовательно и на рост растений.

Оценка результатов работы

Оптимальный посев льна узкорядным способом на глубину 1.5-2 см и густотой 40-45 растений на м2 даёт наиболее качественное текстильное сырьё. Посев производится в хорошо прогретую почву с температурой не менее 8оС. Технические характеристики зависят от освещенности (на освещенном участке лен растет быстрее, лучшего качества), от количества влаги (при посеве ранней весной, когда в почве находится большое количество влаги, лен быстрее поднимается и наименее подвержен поражению вредителями). Большое количество влаги после цветения ведет к полеганию льна (что было подтверждено опытом).

Севооборот данной культуры имеет свои особенности: повторно сеять на данном участке рекомендуется через 6-8 лет, т. к. за такой срок почва освободится от особых грибков, оказывающих отрицательное влияние на развитие растений.

Д



анные результаты расширяют представление о биологии развития растений, ростовых процессов в природно-климатических условиях средней полосы, для выращивания высококачественного сырья, а изготовленные демонстрационные материалы представляют практический интерес и могут найти применение в учебном процессе на уроках биологии и на уроках технологии во время сельскохозяйственных работ.

2.4.Лен и льняные ткани. Экологические свойства

Лен - натуральное и экологически чистое волокно. Каждая часть растения используется. Волокно применяется в текстильной промышленности, для получения высококачественных тканей, а также в бумажном производстве. Костра (древесная часть стебля) идет на производство костроплит и костроблоков, Костра также используется как топливо для котельных льнозаводов и близлежащих населенных пунктов. Льняное масло применятся в производстве масляных красок и мыла. Масло и семена также используют в пищевой промышленности. Льняные семена обладают потрясающими свойствами: они содержат большое количество полезных кислот, витаминов и минералов. Традиционные и современные технологии возделывания льна оказывают на окружающую среду только благоприятное воздействие:

  • лен - это культура, возделываемая человеком на протяжении многих веков без опасности для окружающей природы;

  • каждая часть растения используется, практически исключаются отходы производства;

  • лен нуждается в небольшом количестве удобрений или пестицидов (примерно в 3 раза меньше, чем пшеница и в 13 раз, чем картофель);

  • лен обладает великолепными антиаллергическими свойствами.

При всех экологически благоприятных свойствах льна и технологии его возделывания, в этой области постоянно ведутся научные исследования, направленные на полное исключение каких-либо воздействий на окружающую среду как в процессе возделывания, так и в дальнейших технологических процессах производства волокна и льняных тканей. В частности, водяная мочка стеблей была полностью вытеснена технологией получения тресты методом расстила. В ткацком производстве переходят на применение безвредных технологий, не использующих хлор при отбелке.

Лен - продукт природы, поэтому это волокно будущего!

1. Благоприятен для кожи человека.
С древнейших времен и по сей день изделия, и продукты переработки льна используются человечеством, как в повседневной жизни, так и для лечения многих болезней. Льняные одежды всегда были привилегией знати, и сегодня льняная одежда осталась в моде. Многие целители прошлого, в том числе известный врачеватель Абуали ибн Сина (Авиценна), применяли лен и льняное семя в своих методах лечения. Нынешняя медицина и фармакология также использует в практике лечения некоторых болезней препараты изо льна. У людей, прикованных к постели не бывает пролежней, если они лежат на льняных простынях. У человека носящего льняную одежду, проходят многие кожные болезни – от элементарной потницы до хронических экзем.

2. Поглощает влагу.
Каждый взрослый человек выделяет ежедневно приблизительно 20 мл жидкости. При этом избыточное потоотделение  ведет к образованию мокрых кругов и пятен на одежде. Льняное полотно, обладая большой гигроскопичностью за счет развитой внутренней структуры волокна, поглощает избыточную влагу, способствуя созданию комфортного микроклимата льняной одежды. Кожа человека прекрасно дышит, а одежда не прилипает к телу.

3. Летом создает прохладу.
Всем известно, что в жаркую погоду лучше всего надевать льняную одежду. Лен – великолепный теплоизолятор, температура между телом и льняной тканью в жару остается на 3-4 градуса меньше атмосферной, он действует как кондиционер.

4. Зимой сохраняет тепло.
При низких температурах влага, испаряющаяся с поверхности тела, конденсируется и впитывается тканью одежды, увеличивая ее теплопроводность в несколько раз и усиливая тем самым охлаждение тела человека. Одежда изо льна предотвращает впитывание влаги, поглощая ее за счет своей гигроскопичности. А воздушные промежутки между волокнами льна являются естественной теплоизоляцией. Благодаря этим воздушным промежуткам кожа тела человека и зимой может «дышать».

5 и 6. Антибактериальные и антигрибковые.
Оба этих качества вызваны одной и той же причиной. Льняное волокно содержит в своем составе природные соединения фенолов. В отличие от искусственных фенолов, опасных для человека, природные фенолы льна опасны только для патогенных микроорганизмов паразитирующих на коже человека. Этим объясняется эффект льняной одежды при лечении  кожных заболеваний. Более того, раны под повязкой из льняной ткани заживают значительно быстрее обычного, а в хирургической практике уже давно начали применять льняную вату.

7. Уничтожает неприятный запах. Льняное нетканое полотно широко применяют при изготовлении стелек для обуви. Такие стельки предотвращают впитывание влаги во внутренние поверхности обуви. При влажности свыше 50 % внутри обувной кожи и других материалов создаются идеальные условия для  развития бактерий и грибков, которые питаются потом и этими материалами, выделяя неприятный запах. Льняные стельки снижают влажность внутриобувного пространства, ограничивая жизнедеятельность вредных микроорганизмов, а природные антибактериальные и антигрибковые компоненты льна препятствуют их появлению, что избавляет человека от возникновения неприятного запаха в обуви.

8. Амортизирует нагрузки.
Льняное полотно, как и любое нетканое полотно, способно амортизировать приложенные нагрузки. Важной дополнительной способностью льняных стелек  является их способность принимать форму стоп, близкую анатомической форме. То есть, спустя 2-3 дня использования, стельки принимают индивидуальный анатомический силуэт стопы. Произойдет перераспределение ударных нагрузок по поверхности стоп, ноги будут чувствовать себя более устойчиво, следовательно, снизится риск получения травмы. Кроме того, стельки скрадывают возможные недостатки внутренней стороны подошвы обуви.

9. Помогают сохранить обувь.
Установлено, что повышение влажности во внутриобувном пространстве при положительных температурах окружающей среды ведет к увеличению объема стопы и усилению ее сжатия обувью, что способствует развитию патологических изменений стоп. При этом и сама обувь растягивается, меняет форму, теряет внешний вид, быстрее изнашивается. Льняные стельки, поглощая избыточную влагу, препятствуют увеличению стопы. В результате обувь дольше сохраняет внешний вид и срок ее службы увеличивается примерно в полтора раза.

10. Антистатические свойства.
Широкое применение синтетических и искусственных волокон, имеющих очень высокое электростатическое сопротивление приводит к ухудшению качества носки изделий, появлению неприятных ощущений, возникновению искровых разрядов из-за статических зарядов. Одежда, изо льна обладая небольшим сопротивлением, пропускает статический заряд от тела человека, снижая вероятность появления искровых статических разрядов. Льняные ткани не заряжаются и не удерживают статического электричества.

11.  Льняные изделия меньше загрязняются и лучше отстирываются.
Льняные ткани более стойки к механическим  воздействиям и с каждой стиркой льняная ткань становится только мягче.

Исследования показывают, что люди, использовавшие с момента рождения в одежде и быту ЛЕН, живут в среднем на 10 лет больше

2.5. Развитие текстильной промышленности на территории посёлка.

В окрестностях п.Шумячи возделывали лен издавна: лен удавался на славу. Лен обмолачивали, мяли, вымачивали, теребили, чесали, пряли. Труд этот был тяжелым, стали появляться самодельные приспособления для обработки льна. Вот, например, льномялка, льномяльная машина: мятьем разрушается древесина стебля (кострика), а лубяной слой делится на несколько продольных полосок.

Глава 3 .Заключение.

Мы уверены, что экологически чистое сырьё будет всегда востребованным, а данная отрасль — процветающей. Выращивание льна оправдается при вложении капитала в данную отрасль.















Глава 4. Литература

  1. А.А.Шибанов, М.И.Щербаков, Г.В.Устименко « Основы агротехники полевых культур». Москва, «Просвещение» 1973 г.

  2. В.С. Горичева. « Куклы» . Ярославль , « Академия развития» 1999г. стр 42-47.

  3. Журнал «Школа и производство»

  4. К.И.Еремина, Б.В. Борухсон. «Текстильные волокна их получение и свойства». Изделие «Легкая индустрия» . Москва 1966г. стр93-102.

  5. Материалы школьного музея Никологорской СОШ.

  6. Областной эколого-биологический центр учащихся. «Школьный учебно-опытный участок и экология» .Вып.3. Владимир.1993



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!