Главное управление образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» |
Проект открытого урока
учебной дисциплины (МДК) | МДК.01.01. Основы художественного оформления швейного изделия |
тема | «Художественная наколка костюма из цельного куска ткани» |
преподаватель: И.В. Кириллова
группа студентов: КМ 14-11
специальность: 29.02.04 «Конструирование, моделированиеи технология швейных
изделий»
2016
Утверждаю
Зам. директора по учебно-методической работе
_____________ И.Б. Дедяева
«___» _______________2016 г.
Рассмотрено и утверждено | |
на заседании ПЦК Дизайна костюма протокол № __________ от « _____ » ______________2016 г. Зав. ПЦК__________И.Г. Мазина | |
Дата проведения: « _____ » _______________ 2016 г.
Преподаватель: _______________ И.В. Кириллова
Тема: Художественная наколка костюма из цельного куска ткани.
Методическая идея:
– реализация компетентностного подхода к обучению через организацию самостоятельной работы обучающихся при решении профессиональной задачи в области макетирования костюма;
– активизация креативного мышления обучающихся в условиях ситуации успеха.
Цель урока − создать условия:
● для закрепления навыков формообразования костюма через коллективный творческий опыт;
● для организации самостоятельной деятельности в области макетирования одежды;
● для развития новаторской смелости в поиске нового образа костюма;
● для воспитания успехом на собственном примере творческой деятельности;
● для формирования общих и профессиональных компетенций (ФГОС-3) в рамках учебной темы:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ПК 1.2 Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов по эскизу модели;
ПК 1.4 Выполнять наколку деталей на фигуре или манекене.
Задачи урока:
● Обобщить знания по разделу «Моделирование одежды методом наколки».
● Выполнить художественную наколку костюма из цельного куска ткани.
● Презентовать готовые макеты моделей одежды.
Тип урока: занятие по обобщению и систематизации знаний и способов действий.
Вид урока: практическое занятие.
Метод обучения: активный −творческая деятельность, направленная на поиск, разработку и испытание новых идей и основанная на сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Оснащение урока:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, манекены натурального масштаба, отрезы материалов различного ассортимента, швейные булавки.
Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint 2007.
Методическое обеспечение: фотографии студенческих работ, форма презентации художественной наколки костюма, оценочный лист.
Отведенное время: 45 минут.
Этап деятельности | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1 Организационный момент | 1 | 1.1 Приветствует всех присутствующих в аудитории. 1.2 Проводит проверку посещаемости группы. | 1.1 Студенты группы отвечают на приветствие, вставая с мест. | Обучающиеся предварительно разделены на микро группы по 2 чел. |
1.2 Учебный сектор (староста) рапортует, указывая фамилии отсутствующих. |
2 Актуализация темы | 4 | 2.1 Сообщает тему урока: «Художественная наколка костюма из цельного куска ткани». Напоминает, что практическая часть урока будет выполняться парами и (или) индивидуально. Предупреждает, что в конце занятия предполагаются комплексные оценки, где будут учтены: активность, оперативность, творческая смелость, художественный вкус, грамотность. | 2.1 Записывают тему урока. | Слайд 1 (титульный) |
2.2 Проводит дословное обсуждение учебной темы, опираясь на систему наводящих вопросов. − «Следует вспомнить, из каких понятий состоит тема урока» | 2.2 Предположительно дают следующие ответы: | Слайд 2 |
− Что означает слово «художественный (ая)»? | «художественный»: − связанный с деятельностью в области искусства; − свойственный людям искусства; − свойственный произведениям искусства; − изображающий реальность в образах; − соответствующий эстетическому вкусу. | Слайд 3 (вопрос) Слайд 4 (ответ) Слайд 5 (произведения искусства) |
− Как вы понимаете значение слова «наколка»? | «наколка» − муляжный метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск формы частей одежды через их объёмное выражение. Материал прикрепляется булавками к манекену или фигуре манекенщика, придавая ему желаемую форму согласно замыслу будущего костюма. | Слайд 6 (вопрос) Слайд 7 (ответ) Слайд 8 (примеры) |
− Каково значение слова «костюм»? | «костюм»– определённая система элементов одежды, объединённых единым замыслом и назначением. | Слайд 9 (вопрос) Слайд 10 (ответ) Слайд 11 (примеры) |
− Какой смысл содержит в себе выражение «из цельного куска ткани»? | «из цельного куска ткани» − из целого отреза материала. | Слайд12 (вопрос) Слайд 13 (ответ) Слайд 14 (примеры) |
3 Мотивация учебной деятельности обучающихся | 3 | 3.1 Задаёт вопросы: − «Имеет ли наколка (макетирование, муляжирование) костюма практическую значимость?» − «Каким образом она связана с реальностью жизни?» | 3.1 Кратко выражают своё мнение. | Слайд 15 |
3.2 Ссылаясь на слайды презентации, доказывает целесообразность практического освоения учебной темы, проводя параллель с реальностью жизни. Приводит фото-примеры использования макетирования известными отечественными и зарубежными дизайнерами для создания сложных форм костюма (Зайцев, Юдашкин, Gaultier, Capucci, Margiela, Viktor&Rolf). | 3.2 Прослушивают сообщение преподавателя, дополняя его своими комментариями. | Слайды 16 ÷ 27 (фотографии моделей одежды известных кутюрье, выполненных на основе макетирования) |
4 Создание проблемной ситуации | 2 | 4.1 Описывает проблемную ситуацию: − «Вы – действующие модельеры на швейном предприятии. Работаете в экспериментальном цехе. Я – ваш работодатель. Основная цель работодателя – прибыль. Каждый день он обязан организовывать интенсивную работу подчинённых для выпуска конкурентоспособной продукции. На склад поступила партия новых материалов, которую следует запустить в производство. Появилась проблемная ситуация». | 4.1 Прослушивают описание ситуации. Анализируют. | Слайд 28 (описание ситуации) |
4.2 Ставит перед обучающимися вопрос: − «Какую задачу должен решить руководитель предприятия?» | Выдвигают разные версии ответа. | Слайд 29 (вопрос |
4.3 Корректирует ответы выступающих. | 4.3 Желаемый ответ: «руководитель должен организовать рациональное и эффективное использование новых материалов» | Слайд 30(ответ) |
5 Постановка учебной цели | 2 | 5.1 Спрашивает обучающихся: − «Какую цель перед подчинёнными поставит работодатель?» Помогает сформулировать цель. | 5.1 Предполагаемый ответ: «срочно испытать материалы на пластику и создать в объёме серию новых форм одежды». | Слайд31 (вопрос) Слайд 32 (ответ) Слайд 33 (примеры) |
5.2 Конкретизирует обозначенную цель: − «Вы будете преследовать подобную цель, но сформулируйте её для себя более точно, исходя из темы учебного занятия». Поясняет ключевые слова формулировки. | 5.2 Участвуют в формулировке цели учебного занятия: «в сжатый срок выполнить художественную наколку авторского костюма из цельного куска ткани» | Слайд34 (задание) Слайд 35 (формулировка) |
6 Планирование | 2 | 6.1 Рекомендует следующий план выполнения практической работы: − выбрать материалы, сочетая их по принципу гармонии (предварительно); − выполнить художественную наколку, имитируя швейное изделие любого ассортимента (платье, блуза, брюки). Можно использовать заготовки элементов формы будущей наколки; − презентовать готовый макет одежды, кратко описывая модельные особенности. Определяет временные промежутки для выполнения этапов творческого задания. | 6.1 Записывают план выполнения практической работы, уточняя время для выполнения каждого задания. | Слайд 36 (план работы) Слайд 37 (форма презентации наколки) |
6.2 Предупреждает, что в ходе презентаций студентам предстоит осуществить само- и взаимооценку процесса и результата работы, заполняя оценочный лист. Поясняет критерии оценивания: − оперативность макетирования; − эстетика готовой наколки; − грамотность презентации. | 6.2 Вникают в содержание оценочного листа, который имеется на каждом учебном столе. | Слайд 38 (оценочный лист) |
7 Реализация плана | 20 | Обеспечивает руководство творческим процессом и при необходимости оказывает помощь. | Выполняют художественную наколку костюма индивидуально или в микро группах, используя манекен в натуральную величину или фигуру манекенщика-одногруппника. Заполняют форму презентации. | Фотоальбомы Слайд 39 (фотохроника макетирования студентами группы) |
8 Презентация продукта и его обсуждение | 6 | 8.1 Оценивает выступающих, делая пометки в оценочном листе. | 8.1 Студенты-авторы демонстрируют наколки и кратко презентуют процесс и результат работы. | Демонстрация, презентация, обсуждение наколок Приложение А Приложение Б |
8.2 Обращается к аудитории: – «Есть ли у зрителей вопросы, замечания, дополнения...?» | 8.2 Студенты-зрители: заполняют оценочный лист, выставляя самооценку и взаимооценку; задают вопросы выступающей паре или высказывают замечания. |
9 Обобщение Подведение итога урока | 2 | Выполняет устный анализ всех этапов учебного занятия. Комментирует оценочные листы. Подводит итог урока, оценивая работу группы в общем. – «Какая цель была поставлена в начале занятия?» – «Можно ли считать цель достигнутой на 100 %?». | Слушают. Принимают участие в обсуждении урока. | Слайд 40 (вопросы для подведения итога занятия) |
10 Организация рефлексии | 2 | Организует выборочный блиц-опрос: – «Какую ценность представляет собой наколка для каждого из вас?» – Что для себя выяснил? Что понял? – Какие открытия для себя сделал? – С чем справился успешно? – Насколько доволен собой и совместной работой с напарником? ……..… и т. д. | Отвечают на вопросы фронтально, дополняя друг друга. | Слайд 41 (вопросы для рефлексии) |
11 Постановка домашнего задания | 1 | Проговаривает задание на дом: – «Приготовить к следующему занятию: – отчёт по выполнению практических работ в рамках раздела «Моделирование одежды методом наколки» в форме электронной презентации Microsoft Office Power Point; – фотоматериалы открытого урока». | Записывают домашнее задание | Слайд 42 (текст домашнего задания) |
Приложение А
ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАКОЛКИ КОСТЮМА
Группа: КМ 14-11
МДК.01.01 Основы художественного оформления швейного изделия
Тема «Художественная наколка костюма из цельного куска ткани»
Предмет описания | Примеры описания | Образец полного описания наколки | Описание авторской модели |
Ассортимент изделий | платье, блуза, комбинезон, комплект (блуза +юбка или брюки) … | Платье женское «Капучино» имеет романтический образ. Для выполнения наколки использовано два отреза материалов: − тяжёлое и рельефное трикотажное полотно шоколадного цвета; − лёгкая и упругая органза кремового цвета. Макет приталенного силуэта. Горловина расширена, с отворотом. На спинке − глубокое декольте. Рукава объёмные за счёт густой сборки в верхней части. В области бёдер спереди − асимметричная драпировка. Низ изделия с крупными фалдами. Длина − «миди». Образ платья дополнен: бусами из жемчуга, кожаным поясом, модельными туфлями и высокой причёской. | Автор: |
Демонстратор: |
Название модели | «Татьяна», «Салют», «Капучино», «На грани» … | Описание: |
Образ модели | женственный, романтический, лирический, наивный … | |
деловой, консервативный, элегантный … | |
люксовый, роскошный, богемный, Вамп … | |
дерзкий, стильный, креативный, молодёжный, тинэйджер, авангардный, энергичный … | |
|
Количество отрезов | один, два, три … | |
Эстетика материалов: | | |
|
− колорит материалов (используемые цвета) | абрикосовый, белый, бирюзовый, бордовый, голубой, жёлтый, зелёный, золотистый, изумрудный, какао, кирпичный, коралловый, красный, кремовый, лимонный, лиловый, лососевый, малиновый, морской волны, оливковый, оранжевый, охра, персиковый, пурпурный, розовый, серебряный, серый, синий, сливовый, фиолетовый, фуксия, хаки, чёрный, шоколадный … | |
|
|
|
|
|
|
|
|
− фактура материалов | блестящие, глянцевые, матовые, жатые, шероховатые, гофре, рельефные, ворсовые … | |
|
Пластика материалов | мягкие, жёсткие, лёгкие, тяжёлые, текучие, эластичные, упругие, рыхлые, плотные … | |
|
Модельные особенности наколки | Краткое описание внешнего вида: силуэт макета; форма частей (рукава, воротник …); декоративные элементы (драпировки, складки, фалды, декольте, отвороты, разрезы, узлы, жгуты …); длина изделия; дополнения. | |
|
|
|
Приложение Б
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Группа: КМ 14-11
МДК.01.01 Основы художественного оформления швейного изделия
Тема «Художественная наколка костюма из цельного куска ткани»
Фамилия студента | Самооценка | Взаимооценка | Оценка преподавателя | Итог |
Виденичева Элина | | | | |
Казакова Елена | | | | |
Кожевникова Екатерина | | | | |
Комина Екатерина | | | | |
Красильникова Лидия | | | | |
Мигачёва Анастасия | | | | |
Молодцова Александра | | | | |
Овчинникова Анастасия | | | | |
Семёнова Ольга | | | | |
Ушакова Светлана | | | | |
Шатохина Юлия | | | | |
Критерии оценивания:
− оперативность макетирования;
− эстетика готовой наколки;
− грамотность презентации.