Проект «Измеряем, сравниваем»
Я слушаю – я забываю.
Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю.
Китайская мудрость
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Цель измерительной деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи измерительной деятельности детей дошкольного возраста:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;
2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов);
3.Развитие умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: восприятия; внимания; памяти; воображения; мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Цели проекта:
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
3. Формирование представлений об общих способах измерения.
Задачи проекта:
Познакомить детей с основами измерительной деятельности.
Совершенствовать умение измерять длину предметов, определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки; закреплять понимание зависимости результатов измерения от величины условной меры;
Познакомить детей с общепринятыми способами измерения литром, кг, сантиметром;
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
развивать потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве;
формировать положительные эмоции к измерительной деятельности;
показать практическое применение математических знаний в различных видах деятельности.
Образовательная область: познавательное развитие детей.
Продолжительность проекта: 7 месяцев
Актуальность темы:
Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, совершенствует глазомер, вырабатывается точность и аккуратность.
Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Все это готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе, что является приоритетной задачей для подготовительной группы.
Обучение измерительным навыкам следует рассматривать и как средство развития математических представлений. Процесс измерения позволяет познакомить детей с функциональной зависимостью.
В измерениях, которые производят дошкольники, идея функциональной зависимости выступает в конкретной форме: при измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной.
В процессе измерения предоставляется возможность, упражнять детей в сравнении чисел и углублять представления о связях и отношениях между ними.
Содержание измерительной деятельности отражается при составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание. При этом ребенок опирается на свой собственный практический опыт измерений.
Гипотеза:
В ходе проекта через практическую и игровую деятельность дети овладеют общепринятыми способами измерения, познакомятся с единицами измерения, с самим термином «измерить», однокоренными словами: мерили, померили, измерили, мерка.
Обучение детей измерению поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные во время реализации проекта знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.
Ожидаемый результат:
- Дети приобретут знания о том, что количество жидкости, вмещающийся в тот или иной сосуд, можно определить измерением;
- Усвоят основное правило измерения объемными мерками: результат будет правильным, если измерять полной меркой;
- Освоят умение не только измерять объем разными мерками, но и поймут, как число зависит от величины мерки при не изменяющемся количестве;
- Придут к выводу, что объем получается разным из-за разных мерок. Нужно использовать одну специальную знакомую всем мерку;
- Овладеют, умением измерять предметов условными мерками;
- У детей сложится представление о единицах измерения объема, массы, линейных величин, станет понятен смысл слов «литр», «метр» и «сантиметр», «килограмм» и «грамм».
Формы и методы реализации проекта:
Раздел программы | Виды детской деятельности |
ФЭМП | НОД Длина, ширина, высота: Тема: Сравнение двух предметов по величине Программное содержание: Сравнение двух предметов по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Тема. Измерение с помощью условной мерки. Тема: Измерение длины и ширины условной меркой. Длинный-короткий, широкий-узкий, дальше-ближе. Тема: Измерение высоты условной меркой. Высокий – низкий. Тема: Измерение длины предмета условной меркой. Зависимость результатов измерения от величины условной меры. Тема: Линейки. Измерение отрезка линейкой. Вес и объем: Тема: Вес предметов и сравнение их путем взвешивания на ладонях. Тяжелый, легкий, тяжелее, легче. Тема: Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой. Тема: Способы измерения массы, грамм и килограмм как единица массы; Тема: Способы измерения жидкости и литр как единица объема; |
Игровая деятельность | С/Р игры: «Магазин» Продавец отпускает покупателям пластиковые бутылки 1л, 2 л, 3 л сока; «Семья» «Ленточки для куклы» Цель: отмерять длину ленты с помощью условной меры, равной длине ленты «Хватит ли 1л сока для всех гостей?» Цель: упражнять детей в измерении объема жидких тел с использованием мерки. «Строители» Цель: использование условной мерки для строительства гаража для грузовой и легковой машины; Упражнение «Поможем доктору Айболиту» Цель: закреплять умения сравнивать объем жидких тел с помощью условной мерки. |
Оформление уголка для экспериментирования | Оборудование: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема. |
Познавательно- исследовательская деятельность в режимных моментах | Измерения шагами; Измерения кубиками высоты, ширины, длины столика для укол; уравнивание веществ по объему; измерение объемов с помощью условной меры; сравнение веществ по объему разными способами; |
Трудовая деятельность | «Цветочный патруль» - Уход за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями, растениями крупными в больших горшках и за небольшими растениями (полив и корневая подкормка) «Дежурство по занятиям» - набираем воду для рисования в непроливайки с использованием обговоренной мерки; |
Использование эор | Мультфильм «38 попугаев». Интерактивные упражнения: |
Театрализованная деятельность | Инсценировка «4 флажка» по мотивам мультфильма «38 попугаев» Цель: формирование представлений об общих способах измерения |
Социальное развитие | Экскурсия на кухню детского сада. Беседа о способе измерения жидких и сыпучих предметов. |
Работа с родителями | Рекомендации родителям: привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане. |
Оформление мультимедийной презентации «Измеряем, сравниваем» на материале проекта: фото НОД, самостоятельной деятельности, домашние фото и комментарии; Консультация для родителей «Измерительная деятельность как эффективное средство умственного и математического развития детей»; Презентация «4 флажка»; Презентация «Измерения с родителями»; |
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди — часть этого мира — открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. Образ мира — это сложная, целостная система знаний и представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В процессе жизни каждого человека она постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием.
Формирование образа мира — сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Лейтмотивом познавательного развития детей дошкольного возраста выступает формирование отношения к миру. Ребенок при помощи взрослых (педагогов и родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел.
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.
Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
- постановка цепи и планирование;
- прогнозирование возможных эффектов действия;
- контроль за выполнением действий;
- оценка результатов и их коррекция.
К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»).
Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов. Дети, которые быстро идут вперед, но не задерживают жадного взгляда на окружающей их жизни, быстро гаснут, заходят в тупик, как многие «вундеркинды», не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту интересов.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Аналитическое восприятие связано с выделением разных измерений величины предмета – длины, ширины, высоты, массы, объема.
В развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего.
Поэтому, знакомя детей с измерением предметов, необходимо специально создать ситуацию, требующую измерений. Дошкольник должен понять, зачем вообще нужны измерения.
Обучение измерительным навыкам следует рассматривать и как средство развития математических представлений.
В измерениях, которые производят дошкольники, идея функциональной зависимости выступает в конкретной форме: при измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной.
в процессе измерения предоставляется возможность, упражнять детей в сравнении чисел и углублять представления о связях и отношениях между ними;
содержание измерительной деятельности отражается при составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание. При этом ребенок опирается на свой собственный практический опыт измерений.
Алгоритм (правила) проведение измерений.
Линейная протяженность | Измерение сыпучих и жидких веществ |
начинать измерять соответствующую протяженность предмета надо с самого начала (правильно определить точку отсчета); сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки; перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх - при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно); при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть; перемещая мерки, надо не забывать их считать; окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат. | одинаково наполнять мерку, например, «по ободок» стакана. не забывать считать число мерок; окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат. |
Литература:
1) Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада.- М. Просвещение, 1998
3) Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников . - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980.
4) Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
5) Сайт dohcolonoc.ru: Гататдинова Э. Н. воспитатель логопедической группы МАДОУ ЦРР Детский сад «Бэлэкэч» г. Набережные Челны
Запарова Татьяна Александровна
воспитатель МБДОУ- детский сад «Сказка»
с.Шипуново 2017 год