СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сравниваем, измеряем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Познакомить   детей с основами  измерительной деятельности.    Совершенствовать умение измерять длину предметов, определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки; закреплять понимание зависимости результатов измерения от величины условной меры;  развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сравниваем, измеряем"»

Проект «Измеряем, сравниваем»


Я слушаю – я забываю
Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю.

Китайская мудрость

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель измерительной  деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи измерительной  деятельности детей дошкольного возраста:

1.     Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов);

3.Развитие умственных способностей:

-  развитие мыслительных способностей: восприятия; внимания; памяти; воображения; мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.



Цели проекта:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

3. Формирование представлений об общих способах измерения.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с основами измерительной деятельности.

  • Совершенствовать умение измерять длину предметов, определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки; закреплять понимание зависимости результатов измерения от величины условной меры;

  • Познакомить детей с общепринятыми способами измерения литром, кг, сантиметром;

  • способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

  • развивать потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве;

  • формировать положительные эмоции к измерительной деятельности;

  • показать практическое применение математических знаний в различных видах деятельности.



Образовательная область: познавательное развитие детей.

Продолжительность проекта:  7 месяцев

Актуальность темы:

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, совершенствует глазомер, вырабатывается точность и аккуратность.

Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Все это готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе, что является приоритетной задачей для подготовительной группы.  

Обучение измерительным навыкам следует рассматривать и как средство развития математических представлений. Процесс измерения позволяет познакомить детей с функциональной зависимостью.

В измерениях, которые производят дошкольники, идея функциональной зависимости выступает в конкретной форме: при измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной.

В процессе измерения предоставляется возможность, упражнять детей в сравнении чисел и углублять представления о связях и отношениях между ними.

Содержание измерительной деятельности отражается при составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание. При этом ребенок опирается на свой собственный практический опыт измерений.



Гипотеза: 

В ходе проекта через практическую и игровую деятельность дети овладеют общепринятыми способами измерения, познакомятся с единицами измерения, с самим термином «измерить», однокоренными словами: мерили, померили, измерили, мерка.

Обучение детей измерению поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные во время реализации проекта знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.

Ожидаемый результат:

- Дети приобретут знания о том, что количество жидкости, вмещающийся в тот или иной сосуд, можно определить измерением;

- Усвоят основное правило измерения объемными мерками: результат будет правильным, если измерять полной меркой;

- Освоят умение не только измерять объем разными мерками, но и поймут, как число зависит от величины мерки при не изменяющемся количестве;

- Придут к выводу, что объем получается разным из-за разных мерок. Нужно использовать одну специальную знакомую всем мерку;

- Овладеют, умением измерять предметов условными мерками;

- У детей сложится представление о единицах измерения объема, массы, линейных величин, станет понятен смысл слов «литр», «метр» и «сантиметр», «килограмм» и «грамм».

Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы

Виды детской деятельности

ФЭМП

НОД

Длина, ширина, высота:

Тема: Сравнение двух предметов по величине

Программное содержание:

Сравнение двух предметов по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Тема. Измерение с помощью условной мерки.

Тема: Измерение длины и ширины условной меркой.

Длинный-короткий, широкий-узкий, дальше-ближе.

Тема: Измерение высоты условной меркой. Высокий – низкий.

Тема: Измерение длины предмета условной меркой.

Зависимость результатов измерения от величины условной меры.

Тема: Линейки. Измерение отрезка линейкой.


Вес и объем:

Тема: Вес предметов и сравнение их путем взвешивания на ладонях. Тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
Тема: Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой.

Тема: Способы измерения массы, грамм и килограмм как единица массы;

Тема: Способы измерения жидкости и литр как единица объема;


Игровая деятельность

С/Р игры:

«Магазин»

Продавец отпускает покупателям пластиковые бутылки 1л, 2 л, 3 л сока;

«Семья»

«Ленточки для куклы»

Цель: отмерять длину ленты с помощью условной меры, равной длине ленты

«Хватит ли 1л сока для всех гостей?»

Цель: упражнять детей в измерении объема жидких тел с использованием мерки.

«Строители»

Цель: использование условной мерки для строительства гаража для грузовой и легковой машины;

Упражнение «Поможем доктору Айболиту»

Цель: закреплять умения сравнивать объем жидких тел с помощью условной мерки.

Оформление уголка для экспериментирования

Оборудование: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема.

Познавательно- исследовательская деятельность в режимных моментах


  • Измерения шагами;

  • Измерения кубиками высоты, ширины, длины столика для укол;

  • уравнивание веществ по объему;

  • измерение объемов с помощью условной меры;

  • сравнение веществ по объему разными способами;

Трудовая деятельность

«Цветочный патруль» - Уход за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями, растениями крупными в больших горшках и за небольшими растениями (полив и корневая подкормка)

«Дежурство по занятиям» - набираем воду для рисования в непроливайки с использованием обговоренной мерки;


Использование эор

Мультфильм «38 попугаев».

Интерактивные упражнения:

  • Уроки Кирилла и Мефодия/Измерения/

  • ЭОР/вес

  • ЭОР/Приборы измерения.

  • ИС: линейка


Театрализованная деятельность

Инсценировка «4 флажка» по мотивам мультфильма «38 попугаев»

Цель: формирование представлений об общих способах измерения

Социальное развитие

Экскурсия на кухню детского сада.
Беседа о способе измерения жидких и сыпучих предметов.

Работа
с родителями

Рекомендации родителям: привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане.


  1. Оформление мультимедийной презентации «Измеряем, сравниваем» на материале проекта: фото НОД, самостоятельной деятельности, домашние фото и комментарии;

  2. Консультация для родителей «Измерительная деятельность как эффективное средство умственного и математического развития детей»;

  3. Презентация «4 флажка»;

  4. Презентация «Измерения с родителями»;

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди — часть этого мира — открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. Образ мира — это сложная, целостная система знаний и пред­ставлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В процес­се жизни каждого человека она постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием.

Формирование образа мира — сложный и длительный про­цесс, который начинается с момента рождения человека и про­должается всю его жизнь.

Лейтмо­тивом познавательного развития детей дошкольного возраста выступает формирование отношения к ми­ру. Ребенок при помощи взрослых (педагогов и родителей) по­знает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел.

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и пре­образования мира через освоение умений:

- постановка цепи и планирование;

- прогнозирование возможных эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»).
Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов. Дети, которые быстро идут вперед, но не задерживают жадного взгляда на окружающей их жизни, быстро гаснут, заходят в тупик, как многие «вундеркинды», не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту интересов.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Аналитическое восприятие связано с выделением разных измерений величины предмета – длины, ширины, высоты, массы, объема.

В развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего.

Поэтому, знакомя детей с измерением предметов, необходимо специально создать ситуацию, требующую измерений. Дошкольник должен понять, зачем вообще нужны измерения.







Обучение измерительным навыкам следует рассматривать и как средство развития математических представлений.

  • процесс измерения позволяет познакомить детей с функциональной зависимостью; 

В измерениях, которые производят дошкольники, идея функциональной зависимости выступает в конкретной форме: при измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной. 

  • в процессе измерения предоставляется возможность, упражнять детей в сравнении чисел и углублять представления о связях и отношениях между ними;

  • содержание измерительной деятельности отражается при составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание. При этом ребенок опирается на свой собственный практический опыт измерений.



Алгоритм (правила) проведение измерений.

Линейная протяженность

Измерение сыпучих и жидких веществ

  1. начинать измерять соответствующую протяженность предмета надо с самого начала (правильно определить точку отсчета);

  2. сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки;

  3. перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх - при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно);

  4. при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;

  5. перемещая мерки, надо не забывать их считать;

  6. окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат.

  1. одинаково наполнять мерку, например, «по ободок» стакана.

  2. не забывать считать число мерок;

  3. окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат.




Литература:

1) Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада.- М. Просвещение, 1998

3) Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников . - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980.

4) Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

5) Сайт dohcolonoc.ru:  Гататдинова Э. Н. воспитатель логопедической группы МАДОУ ЦРР Детский сад «Бэлэкэч» г. Набережные Челны

Запарова Татьяна Александровна

воспитатель МБДОУ- детский сад «Сказка»

с.Шипуново 2017 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!