СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность: ее роль и осуществление в рамках ФГОС ООО

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В састье рассматривается роль проектной длеятельность, виды проектной деятельности. Приводится пример использования метода проекта на уроках музыки

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность: ее роль и осуществление в рамках ФГОС ООО»

Фролова О.В.

Учитель музыки

МБОУ «СОШ №11» г. Кемерово



Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки.



Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Искусство возникло раньше наук. Издревле человек стремился к прекрасному, воплощая свои мысли и эмоции в произведениях искусства.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, — это постоянная возможность самореализации. Однако зачастую учащиеся воспринимают классическое наследие как нечто абстрактное, оторванное от реальной жизни В связи с этим при преподавании предмета музыка в 5-7 классах возникла острая проблема: «Как заинтересовать и увлечь учеников музыкальным искусством?».

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Работая учителем музыки, я стремлюсь привести учащихся к осознанию мысли, что музыка - не просто вид искусства, но важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Программы общеобразовательных учреждений «Музыка», предусматривают в ходе изучения курса достижения многих задач, направленных на:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основной целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. Через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. А это в условиях ФГОС, который в основной школе предусматривает такую форму аттестации - как защита индивидуального проекта, очень актуально.

В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.

Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?

Проект – в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
-личностно ориентирована;
-характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
-позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
-позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
-приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. 
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения  (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. 

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами:

предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование

исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру:

мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.

Необходимо через различные формы организации: урок, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Результатом метода проектов могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.

В основу урока должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства, видит в них не только средство получить оценку, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

тематика музыкального проекта должна быть актуальной

проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации

необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

-формируются группы, где перед каждым стоит своя задача

-распределяются обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

3.Сценарные проекты — сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

Вывод: Проект всегда дает возможность ученику учиться самому, учиться действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства, помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно — исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей.

В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.

Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания.

В качестве примера хочу привести урок в 7 классе по программе Г.П, Сергеевой, Е.Д. Критской в ходе которого учащиеся совершают «виртуальную экскурсию по музыкальным местам Кузбасса. Считаю, что включение регионального компонента при изучении предмета Музыка является неотъемлемой частью изучения мировой культуры с ее многовековыми традициями. Ведь если учащийся не знает традиций и особенностей культуры своего народа, не может в полной мере воспринимать происходящее извне, анализировать события и факты истории народа и своего края, не проявляет чувства гордости за свою Родину( малую и большую), он не сможет до конца понять и осознать важность и необходимость культурного наследия других народов своего края, народов мира. Я предложила на одном из уроков провести «виртуальную» экскурсию по музыкальным местам Кузбасса. Вместе с учащимися мы вспомнили и мысленно представили различные учреждения культуры, коллективы и исполнителей, оформили записи – подсказки на доске и в тетради, на дом дано было задание выполнить информационный творческий проект по данной теме. Были оговорены следующие правила:

Проект может выполняться и представляться в различных формах: презентация, устный рассказ, подготовка и показ видеоролика

Участвовать в создании проекта могут не более 3-х человек, при этом работа должна быть достаточно информативной

Представлять свои проектные работы на суд зрителей в обязательном порядке.

Итак, при совершении «виртуальной» экскурсии нами были выявлены следующие музыкальные места Кузбасса:

Государственная филармония Кузбасса и ее коллективы

Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса и дирижеры, которые им руководили.

Оркестр народных инструментов

Струнный квартет «Элегия»

Губернаторский хор «Утро»

Струнный ансамбль «Созвучие»

Театр музыкальной комедии

Драматический театр

Дворцы культуры и коллективы, которые при них существуют.

Музыкальные школы, так как без воспитания подрастающего поколения, музыкальная культура не может развиваться.

Однако кое – чего мы при разборе мест Кузбасса все же не предусмотрели: учащиеся могли при желании самостоятельно придумать тему для своего выступления, однако требовалось доказать ее связь с основной темой занятия. Мы рассмотрели вместе с детьми различные учреждения культуры, представителей, то есть рассматриваем развитие культуры, которую можно было бы назвать «светской». И совершенно не продумали, что духовное музыкальное искусство тоже достойно внимания учащихся. Так в ходе выступления учащихся прозвучало сообщение о хоре Никольского собора г. Кемерово

Результатом данного вида проектной деятельности учащихся на уроках музыки стал сборник работ учащихся, записанный на компакт – диск и хранящийся в школьной библиотеке. Также было принято решение делать ежегодно записи работ учащихся, с указанием года, в котором были созданы данные проекты. Такое решение было предложено самими учащимися, что дает возможность судить о положительной оценке большинством из них своей собственной работы с информацией












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!