Проектная деятельность учащихся 7 класса по теме "Вклад Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды".

Категория: Немецкий язык

Выступление на Педмарафоне с темой о вкладе Германии в защиту окружающей среды, проектная деятельность на уроках немецкого языка.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся 7 класса по теме "Вклад Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды".»

Педмарафон 2017





Тема:

«Проектная деятельность учащихся 7 класса

на уроках немецкого языка по теме

«Вклад Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды».







Лепёхина Наталья Викторовна, учитель немецкого

языка МБОУ «Старокарасукская СОШ»





























Цель:

Средствами иностранного языка донести до сознания обучающихся, что сбережение (спасение) окружающего мира - важное дело, спасающее нас от экологической катастрофы.

Задачи:

1. Найти и изложить (дать) определённую информацию о сущности явлений и процессов действительности на немецком языке.

2. Выработать определённое положительное отношение к этой действительности.

3. Формировать экологическую культуру школьников средствами иностранного языка.

4. Знакомить с культурой страны изучаемого языка, с общечеловеческими ценностями.

Механизм реализации:

1. Знакомство с историей возникновения науки «Экология», с движением «зелёных». Изучение литературы по данной теме.

2. Работа над проектом: подборка материала, оформление проекта, с опорой на развитие и саморазвитие ученика.

3. Представление готового материала в виде презентации перед аудиторией.

Планируемые результаты:

1. Познакомить учащихся с ролью Германии, страны изучаемого языка, в решении общепланетарной проблемы защиты окружающей среды.

2. Научить учащихся добывать необходимый материал посредством различных средств информации, обрабатывать его для определённых целей, излагать на немецком языке.









Экологическая ситуация, существующая в наши дни, уникальна для человечества по своей значимости. Проблема взаимоотношения человека и окружающей среды имеет планетарный характер и не может быть решена в рамках одной страны. Выход из экологического кризиса возможен лишь при участии в этом процессе людей, объединенных экологическим мировоззрением, основные установки которого заданы в образовательном процессе. В этом заключается основная сущность проблемы экологического образования и воспитания.

Разработка новых технологий будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества.

В связи с этим в настоящее время большое внимание уделяется развитию экологических знаний и экологической культуры школьников. Перед школой стоит важная задача – воспитать поколение, способное во всех видах деятельности подчинить свои потребности идее о бережном использовании природных ресурсов, защите окружающей среды от разрушения и загрязнения. Выполнить эту задачу призвано экологическое воспитание. В полной мере это относится и к иностранному языку, чьи потенциальные возможности в реализации целей экологического воспитания создают благоприятные условия для более глубокого раскрытия ценностно-мотивационной и волевой сфер личности и гармонизации ее отношений с окружающей средой. Экологическая грамотность как предпосылка экологической ответственности формируется на всех этапах обучения и является непрерывным процессом. Содержание предмета “иностранный язык”, несомненно, позволяет оказывать педагогическое влияние на формирование экологического сознания школьников. Общность экологических проблем создает прекрасную основу для общения на иностранном языке, при этом у учащихся повышается стремление к овладению иноязычной речевой деятельностью и использованию иностранного языка в качестве посредника для достижения взаимопонимания с зарубежными сверстниками.



Социокультурный компонент обучения иностранному языку, на базе которого, формируются знания о реалиях, нравах, обычаях, традициях страны изучаемого языка; знания и навыки коммуникативного поведения в актах речевой коммуникации; навыки и умения вербального и невербального поведения, входит в содержание национальной культуры. Национальная культура предполагает не только усвоение культурологических знаний (фактов культуры), но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также особенности коммуникативного поведения народа этой страны. Важно, чтобы учащиеся знали о состоянии дел в этой области, о существующих международных движениях, о работе, которая проводится по охране окружающей среды в их регионах. Такую информацию ребята могут черпать из радио– и телепередач, из интернета, из газет и журналов не только на родном языке, но и на иностранном. С помощью прессы могли бы познакомиться и с юными экологами разных стран, рассказать о своих “зеленых” акциях во имя сохранения природы. Реальная деятельность, имеющая четкий личностный смысл и приносящая пользу обществу, способствовала бы развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их активности, как познающего субъекта, и при овладении иностранным языком. Очень часто учителя иностранного языка сталкиваются в своей работе с тем, что самые интересующие учеников темы и наиболее затрагивающие их интересы, вызывают у них наибольшие языковые трудности. Зазубривание новых слов, постоянный контроль со стороны учителя губительны для мотивации к изучению иностранного языка и отбивают интерес у учащихся. Выходом из этого противоречия является интенсивная работа над конкретным проектом, когда работа над языком становится вторичной и служит лишь средством для достижения своей конкретной цели.



Один из принципов, заложенных в основу курса "Deutsch Schritte", провозглашает необходимость деятельного характера обучения немецкому языку, что подразумевает использование различных форм работы: парных, групповых, коллективных, индивидуальных. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроке является проектная методика или метод проектов.

Проекты, которые выполняют ученики в ходе работы над темой, должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами коллективной игры. Проект предлагается учителем, который рекомендует соответствующую структуру и порядок выполнения работы. Каким будет результат, решают сами учащиеся, в процессе осуществления проекта. Урок иностранного языка увязывается, таким образом, с реальностью, учащиеся понимают, что они действительно могут оперировать языком.


Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями.

Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнения заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важнейших задач:

-занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

-учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

-в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

-в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;

-усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

-совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видеозапись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презинтации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами.



Сегодня уже всем понятно, что простое заучивание фактов и правил ушло на второй план, отдав лидирующие позиции умению применить эти знания на практике, в повседневной жизни. Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта .

Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу.

Для ученика проект представляет возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и значим для самих открывателей.

Немаловажную роль при выполнении проектов отводится учителю, причем эта роль изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог консультирует, мотивирует, провоцирует, а так же наблюдает, то есть не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника. Ведь для учителя учебный проект представляет собой в первую очередь интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования .

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей:

1. Проблема: наличие проблемы является основой любого проекта, так как именно она должна мотивировать автора на поиски решения;

2. Цель: проект должен обладать ясной и реальной для достижения целью, воплощением которой станет проектный продукт;

3. Планирование работы: весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы;

4. Литература: осуществление плана работы над проектом не может обойтись без изучения литературы и других источников информации, возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с проведением анализа и обобщения полученных сведений; с формулированием выводов по текущему вопросу;

5. Письменная часть: проект не может быть представлен голословно, он должен представлять собой отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, принимавшиеся решения; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

6. Защита: является обязательным условием проекта и представляет собой презентацию результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность .


Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения – сложное, многомерное, качественное образование.

В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты.

Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

При выборе типа проекта мы остановились на информационном, так как этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе и сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.


Предмет "иностранный язык" не только знакомит с культурой страны изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, т.е. содействует воспитанию школьников в контексте "диалога культур". Это в полной мере касается и экологического воспитания. Невозможно оставить без внимания тот факт, что экология как наука зародилась в Германии. Термин “экология” был введен немецким биологом Э. Геккелем (1834–1919) как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Впервые законодательство, затрагивающее экологические проблемы, было разработано в Германии 1957 году. Законодательство началось с разработки механизмов защиты от загрязнения воды, атмосферы, почвы. В общей сложности в стране существует 260 законов со ссылкой на экосреду. Они охватывают практически все отрасли от химии до использования атомной энергии. Экология в Германии – это и законодательство, и образование, и новейшие технологии. При этом экология и экономика – неразделимые темы. Это общие темы: эффективное использование энергии, утилизация отходов, постоянный менеджмент использования воды и т.д. Не глобальное потепление является решающим фактором, который влияет на изменение климата, решающим является тот факт, что все ресурсы исчерпаемы. Одним из направлений снижения энергопотребления считается экономия тепла в зданиях, для чего большое внимание уделяется теплоизоляции домов. Немцы люди экономичные и рациональные. Для планирования расхода электроэнергии, на каждый электроприбор наклеиваются специальные сертификаты о точном потреблении энергии. В Германии изменилось отношение к транспорту, особенно старому, потребляющему много топлива и отравляющего атмосферу. В этих целях правительство приняло решение произвести масштабную утилизацию авто старше 10 лет, выплачивая владельцам по 2500 евро. И если раньше при покупке автомобиля главным показателем было количество лошадиных сил, то сейчас потребление энергии. На Ганноверской промышленной ярмарке (Hannover Messe) компания Volkswagen представила прототип экологически чистого такси Milano Taxi, построенного на базе концептуального автомобиля Up!. По словам представителей немецкого концерна, первые серийные электрокары марки будут запущены в производство через три года. Германию можно назвать европейским лидером в альтернативных технологиях производства электроэнергии, и ее опыт, безусловно, заслуживает внимания.

Экологическое образование в Германии является обязательным для всех учащихся начальной школы. Согласно программе, экологическое образование должно опираться на повседневный опыт учеников в местных условиях (например, в школе, дома). Во время пешеходных экскурсий, учебных прогулок дети могут изучать возможности окружающей среды, что имеет эмоциональное значение для них. В Германии издается серия книг для школьников “Umweltbücher”, которые учат понимать и защищать природу. Начинает эту серию книжка для самых маленьких “meine Umweltfibel”. В букваре в красочной и доступной форме рассказывается об экологических проблемах окружающего мира.

В Германии широко развита Экосеть, которая состоит из правительственных и негосударственных организаций. Сотни тысяч людей работают в этой сфере. Нынешний канцлер Германии Ангела Меркель была ранее министром экологии. Немецкие организации по охране природы и окружающей среды насчитывают сегодня свыше 5 млн индивидуальных членов (около 6 % населения Германии). Союзы пользуются высоким уважением в обществе; их называют “зеленая совесть” и “адвокаты природы”.
Многие частные лица на общественных началах участвуют в мероприятиях по уходу за биотопами или берут шефство над деревьями или посадками (Pflanzscheiben) в городе, другие дарят природоохранным союзам земельные участки, ценные предметы или имущество. На информационную и образовательную деятельность и на работу с общественностью в области охраны природы ежегодно выделяется около 5 млн евро.
Необходимо не только познакомить учащихся с экологическим движением в мире, в стране изучаемого языка, но и с возможностью участия в этом движении. Движение “зеленых” которое получило сейчас всемирное распространение, возникло и начало свой путь в Германии. В нем активно участвуют мальчишки и девчонки разных стран. Интернет поможет найти друзей и единомышленников не только в нашей стране, но и за рубежом. А немецкий язык будет помощником и посредником, даст возможность общаться с зарубежными сверстниками, также проявляющими интерес к этим проблемам.

Необходимо так же формировать знания о реалиях повседневной жизни.

Der grüne Punkt – в переводе с немецкого "Зеленая точка". Многие считают, что этот знак ставится на упаковку продукта, который был изготовлен из переработанных материалов или же пригодны для переработки. На самом деле, знак ставится на свою продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь германской программе переработки отходов "Eco Emballage" – "Экологическая Упаковка" и включены в ее систему утилизации. За пределами Германии знак никакого положительного смысла не несет, а в случае, когда он ставится на отечественные продукты местными производителями (и такое бывает) – и вовсе абсурд.

Recycled – знак вторичной переработки. Теоретически, этот знак должен указывать на то, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала (Recycled) и/или пригоден для последующей переработки (Recyclable). При этом производителям рекомендуется пояснять текстом под знаком или вокруг него, что имеется в виду, а также уточнять параметры "вторичности", например "Изготовлено на 70% из переработанного картона".

Знак "Перерабатываемый пластик".

Этот знак ставится на пластиковых изделиях, которые могут быть переработаны промышленным способом. Причем, цифра, ставящаяся внутри треугольника, указывает на тип пластмассы для упрощения сортировки и переработки. Также под знаком может присутствовать буквенный код пластика.

  1. PETE – Полиэтилентерфталат (ПЭТ/ ПЭТФ).

  2. HOPE – Полиэтилен высокой плотности/ Полиэтилен высокого давления (ПВД).

  3. PVC – Поливинилхлорид (ПВХ).

  4. LDPE – Полиэтилен низкой плотности/ Полиэтилен низкого давления (ПНД).

  5. PP – Полипропилен (ПП).

  6. PS – Полистирол (ПС).

  7. other – другие виды пластика.



«Адвокаты природы» в «зеленой» Германии

Мировой рынок развивается в такое время, когда все отчетливее становятся последствия загрязнений окружающей среды и необходимость их предотвращения. Эта проблема волнует и Германию. Инициативы в этой сфере государственных и общественных организаций:

Федеральное министерство окружающей среды

Одним из тринадцати министерств в Германии является «Министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности атомных реакторов» (далее Министерство). Оно осуществляет надзор за промышленными проектами, касающимися окружающей среды, выполняет образовательную функцию, содействует защите диких животных, растений и мест их обитания. Для решения таких задач немецкий Бундестаг в 2005 году выделил Министерству 769 миллионов евро (эта сумма составляет 0,3 % от всего федерального бюджета).


Министерству окружающей среды подчиняются три ведомства: ведомство безопасности атомных реакторов, ведомство охраны природы и ведомство окружающей среды (UBA). Последние из них наиболее тесно взаимодействуют с общественным экологическим движением. Любая организация, которая планирует не научное мероприятие по распространению экологической информации и образованию, может подать заявление на финансовую поддержку Министерства. Конечно, при условии, что проект отвечает целям ведомства и имеет федеральное значение. Кроме этого, существует целый ряд программ содействия научным или эталонным, в смысле природоохраны, экономическим проектам.


С 2005 года в компетенцию UBA входила и торговля квотами на выбросы парниковых газов в свете реализации Киотского протокола.




Налоговые льготы

Кроме прямой финансовой поддержки экологических проектов, немецкие организации могут использовать систему так называемых «общественно полезных обществ». Любой некоммерческий «верайн» (общество, организованное по особым законам, которое существует независимо и может быть юридическим лицом) может получить статус «общественно полезного», если его деятельность отвечает двум требованиям: верайн ставит перед собой цель общественной пользы и любой гражданин может стать членом «верайна». К таким общественным целям относятся, в первую очередь, социальные и экологические.


Преимущество статуса «общественно полезного общества» состоит в том, что люди, которые пожертвовали деньги такому верайну, имеют право уменьшить на ту же сумму свои доходы (налогооблагаемую базу), уменьшив, таким образом, сумму налоговых отчислений. Таким образом, государство поддерживает социальные и экологические действия граждан.




Содействие экологическому земледелию


Как комиссия Евросоюза, так и немецкое правительство признают преимущества экологического земледелия. Этот способ производства пищевых продуктов сохраняет ресурсы и способствует появлению рабочих мест в сельских районах. Но перевод обычного способа ведения хозяйства на экологические методы труден и дорого обходится: только после двух-трех лет со дня перехода на экологическое производство можно считать, что получены действительно экологически безопасные продукты. Пока производитель становится на ноги после перехода на новый способ производства, он может рассчитывать на денежную помощь Евросоюза и немецкого Министерства защиты прав потребителей, питания и земледелия. Кроме того, не только введение, но и сохранение экологического земледелия поддерживается. В 2003 году такого рода поддержка составила около 110 млн. евро. В правовой плоскости экологические земледельцы боятся послабления закона о генетически модифицированных продуктах. На данный момент лишь он сдерживает развитие отрасли, так как предполагает ответственность за распространение таких продуктов.


Важным фактором для экономического успеха экологического производства является информированность общества. В 2001 году была введена «печать Bio» Евросоюза для обозначения продуктов, которые произведены по европейским правилам экологического земледелия. Это «печать» уже завоевала известность в Германии.


Немецкий Федеральный Фонд Окружающей Среды (DBU)

В рамках государственной природоохранной программы стоит упомянуть «Немецкий Федеральный Фонд Окружающей Среды» — самый большой экологический фонд Европы. Он оказывает грантовую поддержку экологическим проектам. С момента своего создания в 1991 году на гранты было выделено более 1 млрд. евро. Помимо грантов, DBU каждый год присуждает «Немецкий приз окружающей среды» в размере 500 тысяч евро.



 
Основные общественные экологические организации

В Германии существует огромное количество природоохранных союзов и общественных организаций. Среди них широко известны национальные экологические организации: BUND (Союз охраны окружающей среды и природы Германии) и NABU (Союз охраны природы Германии).


Эти организации оказывают существенное влияние на принятие экологически значимых решений в Германии, так как действуют на высоком научном уровне по всей стране. Истории BUND и NABU сходны: их природоохранная деятельность охватывает множество регионов и земель уже около 20-30 лет; они занимаются самыми разными вопросами от локальных мероприятий до проблем глобализации и изменения климата.


В результате антиатомного движения 1968-го года и пацифистского движения 70-80х широко развилось общественное движение, объектом критики которого является распространенная точка зрения о приоритете экономики перед экологией. Сторонники этого движения, как правило, и составляют большую часть природоохранных союзов. Сами союзы считаются открытыми для вступления: каждый, в силу своих умений, знаний и навыков, может стать членом союза на местном или национальном уровне. Такой вид, чаще всего неоплачиваемого, участия в Германии называется Ehrenamt — «долг чести».


Для того, чтобы стать членом природоохранного союза, не обязательно вести очень активную деятельность. Значительная часть членов ограничивается уплатой взносов и чтением корпоративной газеты. Тем не менее, именно эти членские взносы составляют около трети финансовых поступлений в организации. Если сравнивать BUND и NABU в отношении источников финансирования, то необходимо заметить, что NABU более открыт для сотрудничества и финансовой поддержки коммерческих компаний. При этом около 45 процентов бюджета союзов — это средства от пожертвований. Оба союза также получают деньги от проектов Министерства.

 
Законная возможность влиять на принятие решений

Немецкое законодательство предоставляет неправительственным экологическим организациям возможность участвовать в процессе принятия управленческих решений. К таким решениям относят, например, проекты новых улиц, железнодорожных путей, аэропортов, и.т.д. Ведомства могут использовать знания экспертов общественных организаций для того, чтобы реально представлять и оценивать ситуацию. Законы в Германии призваны сохранить равновесие интересов нескольких сторон, так как принимающие решения, как правило, находятся под давлением заинтересованных лиц, которые намерены получить выгоду от планируемого проекта.


До 2002 года возможности экологических организаций ограничивались в основном тем, что они могли получать информацию по проектам от ведомства, выражать свою критику проектов и предлагать какие-либо изменения. Но ведомство вовсе не обязано было реагировать на эту критику и вносить предлагаемые изменения в проект. Хотя на самом деле, пожелания экологических организаций часто учитывались. Ведь все понимали, что другого рычага давления у экологических организаций просто нет.


В 2002 году появился новый закон, который расширил возможности экологических общественных организаций, — «иск обществ». Благодаря ему у общественных организаций появилась возможность подавать иски в суд при выявлении нарушений экологического законодательства. Прежде иски в суд принимались только от частных лиц, так как обычно причиной было нарушение прав личности на здоровье или собственность. Сейчас же природоохранные общественные организации смело могут выступать в качестве «адвокатов природы».


Но в действительности закон работает не так однозначно. С одной стороны, Бундестаг неоднократно принимал так называемые «законы ускорения», которые ограничивали участие организаций в процессах планирования, особенно в транспортных проектах. С другой стороны, с 2003 года существует директива Европейского парламента об участии общественности и Орхусская конвенция, которые предусматривают широкие права населения на информацию и предоставляют больше возможностей для жалоб и исков. Официально эта директива вступила в непосредственное действие только 25 июня 2005 года. Сейчас одновременно действуют и национальные законы, и европейские правила. А новая правительственная коалиция, очевидно, не намерена продолжать внедрение гражданского участия в процесс планирования и принятия решений.




Что принесет новая власть экологии?

Зелёная партия является партнером правительственной коалиции, но все же не членом правительства Германии, как раньше. Поэтому пока неясно, будет ли продолжаться политика природоохраны, которая осуществлялась в последние годы. Но коалиционный договор новых правящих партий Германии предусматривает сохранение основных достижений предыдущих правительств в экологии. ХДС признает, что план отказа от атомной энергетики остается на повестке дня, и настаивает на том, чтобы он был открыт для обсуждений.



























Приложение 1

План работы над проектом по теме : «Вклад Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды»

  1. Проблематизация

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Данный этап является наиболее сложным для учащихся – необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Тема «Вклад Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды» многообразна. В ходе системы уроков по данной теме была выявлена проблема: Что мы знаем об экологии в Германии? Чем работа немцев в этом направлении отличается от работы в нашей стране? Сформулировали тему проекта: «Вклад Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды»

  1. Целеполагание

Когда проблеме проекта удается придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои возможности и желания. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

Итак, проблема – вклад Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды. В чем сходство и отличие в нашей стране? Что поможет решить эту проблему? Надо разработать способы систематизации информации об экологии и вкладе Германии в эту область и подумать, в каком виде представить их публике. Может быть, это будет сборник текстов про экологию в Германии или презентация? Это так называемый ожидаемый результат, который тоже возникает на этапе целеполагания.




  1. Планирование

У нас есть исходная проблема проекта – Чем похожа работа по сохранению окружающей среды в нашей стране и в Германии и чем отличается? Мы видим цель своей работы – систематизировать информацию об экологии в Германии. Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. Сейчас предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы. Задаются ученику следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи. Как ты будешь решать эти задачи? – Определение способов работы на каждом этапе. Когда ты будешь это делать? – Определение сроков работы. Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – Выявление имеющихся ресурсов. Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? – Выявление недостающих ресурсов. Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

Итак, необходимо продумать, какие задачи предстоит решить на пути к конечной цели проекта. Надо собрать информацию по теме: «Вклад Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды», создать краткую аннотацию о некоторых экологических организациях Германии.

Затем думаем, как мы будем действовать, какие способы применять для решения задач каждого этапа. Нам потребуется работа с литературой по теме проекта – мы будем собирать информацию, анализировать ее, составлять краткую аннотацию о каждом выбранном экологическом направлении. Подумаем, как же представить? На праздники приглашают гостей, пригласим и мы на наш праздник гостей (родителей, учащихся других классов), создадим конечный продукт- презентацию, выступим перед гостями с рассказом о решении экологических проблем в Германии и о том, какие механизмы применимы в нашей жизни.

  1. Реализация

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана - можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Здесь придется следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Обязательно возникнут какие-то трудности, возможно, объективного характера, однако это не причина для простоя в работе.

Проект реализовался по плану. Недостатка в информации не было.

5.Создание проектного продукта

Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания – это поможет понять, каким должен быть продукт.

Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.

По своему виду проектные продукты могут быть:

  • материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

  • действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

  • письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.

Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Проект, разрабатываемый нами, информационный. Продукт – презентация, в которой содержится информация о вкладе Германии в решение общепланетарной проблемы защиты окружающей среды, краткая аннотация по механизмам решения экологических проблем.

Критерии оценивания

В устном выступлении учитывается:

1) содержательная сторона выступления

  • Логичность

  • Полнота изложения

2) фонетическое звучание

  • Интонация

  • Паузы

  • Логическое ударение

  • Беглость речи

3) эмоциональность

4) умение реагировать на вопросы оппонентов защиты

Оформление: аккуратность, привлекательность дизайна для большинства присутствующих, грамотность и логичность изложения материала.










МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Адресация

  1. Тема «Die Feiertage in Deutschland» (Праздники в Германии)

  2. Цели: образовательные – развитие лексических навыков по теме: «Die Feiertagе in Deutschland»; развитие умений монологического высказывания по данной теме, систематизация информации о праздниках Германии, расширение страноведческих знаний;

воспитательные – воспитывать толерантность к другой стране, её жителям; развивающие – развитие памяти, речи, мышления, творческих способностей учащийся.

  1. Задачи: сбор информации по теме: «Праздники в Германии»; создание краткой аннотации по городам.

  2. Возраст учащихся: учащиеся 7 класса.

  3. Время работы над проектом: 4 недели.

Обеспечение

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение: учебник немецкого языка , интернет.

  2. УУД и общеучебные навыки, необходимые для самостоятельной работы: навыки работы с компьютером, в интернете, умение обобщать и систематизировать, выделять основную информацию.

  3. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: лексические навыки по теме, умения изучающего чтения.

  4. Мотивация к работе: интерес к данной теме.

  5. Развитие навыков:

-самостоятельности в работе с источниками информации, инструментами, технологиями;

-коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;

-мыслительной деятельности: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании;

- самоанализа и рефлексии.

6. Воспитание толерантности

7. Расширение кругозора





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас