СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся в процессе обучения химии и особенности её организации в условиях общеобразовательных вечерних школ.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность учащихся при формировании ключевых компетенций в процессе  обучения химии и особенности  её организации в условиях  общеобразовательных вечерних школ.  

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся в процессе обучения химии и особенности её организации в условиях общеобразовательных вечерних школ.»




Проектная деятельность учащихся


при формировании ключевых компетенций


в процессе обучения химии


и особенности её организации


в условиях общеобразовательных


вечерних школ.





Подготовила:

Гурьянова

Ольга Федоровна,

Учитель химии,

ГВОУ ЦО,

Отделение №2




Г.о.Самара.2011 год



В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение учащихся для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В то же время метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательских , поисковых, творческих.

Интересна существующая на сегодняшний день типология проектов, реализация которых возможна в процессе обучения химии.


Типология проектов ( на основе классификации Е.С. Полат)


  1. По характеру доминирующей в проекте деятельности учащихся: исследовательский, поисковый, творческий, ролевой. практико-ориентированный, ознакомительно - ориентивровочный и др.

2.По предметно-содержательной области: монопроект( в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.

3.По характеру контактов участников: внутренний и международный.

4.По количеству участников проекта: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

5.По продолжительности выполнения проекта: краткосрочный, средней продолжительности ( от недели до месяца), долгосрочный( от одного до нескольких месяцев).


Таким образом проект рассматривается как дидактический эквивалент научного исследования и определяется как деятельность школьников, объединенных общей идеей изучения и поиска решения конкретной проблемы при непосредственном взаимодействии их с социоприродным окружением.

Метод проектов, который в настоящее время обоснованно вызывает повышенный интерес и внимание со стороны ученых и педагогов –практиков, предполагает поисковую деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую) с обязательным выходом на конкретный значимый результат. Для достижения необходимого результата требуется значительное количество времени, самостоятельная работа, увлеченность.

Закономерно, что одной из характерных тенденций разработок организации проектной деятельности учащихся является изучение проблем, связанных с жизненными потребностями и интересами учащихся. Поскольку этот аспект является одним из определяющих всей концепции организации исследовательской деятельности учеников, важно выявить


Критерии значимости учебных проблем обучающихся.


Так, из предложенных В. Клариным соответствующих критериев, наиболее существенными являются следующие:

  1. учебная проблема должна допускать выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения ;

2.проблема должна быть интересной всем участникам проекта и оправдать усилия всех её членов( проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию);

3.проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся( причем часто это- критерий не столько выбора проблемы, сколько её формулирования и отбора материала для её решения);

4.проблема, которую учащиеся считают настоящей, обычно выходит за рамки одного предмета.

Выбор тематики проекта в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом интересов и способностей учащихся, учебной ситуацией по своему предмету. В других- тематика проектов, особенно представленных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые , естественно , ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.


Требования к организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения химии.


  1. Наличие для учащихся личностно значимой и социально одобряемой в исследовательском плане проблемы(задачи), требующей применения интегративных знаний для её решения и обеспечивающей вовлечение в творческий поиск всего ученического коллектива.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, стимулирующая высокую мотивацию деятельности учащихся на протяжении всего времени реализации проекта.

  3. Структурирование содержательной части проекта, а именно разработка программы действий, а также творческих заданий для групп учащихся, учитывающих коллективный характер творческой деятельности.

  4. Отбор содержания проектной деятельности учащихся в соответствии с принципом доступности в сочетании с высоким уровнем трудности.

  5. Выбор и реализация технологических аспектов организации проектной деятельности с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных качеств.


Таким образом, осуществление проектной деятельности в одном коллективе учащихся возможно при условии её специальной организации, учитывающей мотивационный, содержательный и процессуальный аспекты.


Проектная деятельность - структурообразующий метод организации обучения в вечерней школе.


Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующий личностно-деятельностный подход в обучении.

Проектная деятельность обучающихся- совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.


Этапы работы над проектом( по И. Д. Чечель).


  1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.

  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.

  3. Самообразование и актуализация знаний при консультированной помощи учителя.

  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).

  5. Обобщение результатов, выводы.

  6. Реализация проекта.

  7. Анализ успехов и ошибок.


Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и еще и в большей степени сам процесс.

Функции учителя при работе учащихся над проектом.


  1. Помогает ученикам в поиске нужной информации.

  2. Сам является источником информации.

  3. Координирует весь процесс.

  4. Поощряет учеников.

  5. Поддерживает непрерывную обратную связь.


Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий в проектной методике.


  1. Повышение уровня активности учеников и качества знаний.

  2. Интеграция между предметами различных образовательных областей.

  3. Профессиональное и социальное самоопределение учащихся.


Ценность опыта применения проектной формы деятельности в изучении учебной темы.


Учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся:

предметные( усвоение темы),

общеучебные( умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации,

информациооно-технологические ( использование Интернета и ПК);

коммуникативные компетенции и другие.


Роль учителя- создание благоприятного фона для субъективных отношений внутри групп и различными формами коммуникации между группами, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с учениками вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.

.






























6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!