СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа "Влияние музыки на человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа "Влияние музыки на человека" проводили в 3 классе.

Интересная работа с использованием музыкальных инструментов. можно играть вживую или использовать видеофрагмент для анкеты.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа "Влияние музыки на человека"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская Средняя общеобразовательная школа»

431860, г. Ардатов, ул. Полевая, д. 1

Тел/факс: +7 83431 3‑11-73; e-mail: [email protected]; ardscool.nubex.ru.






Исследовательская работа

«Влияние музыки

на активность, настроение

и умственные способности

человека»



Выполнила: Озерова Наталья

ученица 3 «А» класса


Руководитель: Аникина Вера Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ардатовская СОШ», г. Ардатов,

Республики Мордовия





Ардатов 2017

Содержание


Введение....................................................................................................... 3

Глава I.Теоретическая часть....................................................................... 4 I.1. Влияние музыки на человека.................................................................4

I.2. Лечебная сила классической музыки....................................................4

I.3. Лечебная сила музыки ...........................................................................5

I.4. Музыкотерапия .....................................................................................6

I.5. Факторы воздействия музыки на состояние человека.........................7 6

Глава II. Практическая часть ......................................................................8

II.1. Музыка и моё обучение........................................................................ 8

Заключение.....................................................................................................8

Введение

«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его», - так о всестороннем влиянии классической музыки говорил французский писатель, учёный - музыковед 19 века Роме'н Ролла'н.

Актуальность исследования:  так как я люблю петь и играть на гитаре, занимаюсь в музыкальной школе и очень люблю слушать музыку, я решила узнать, как влияет музыка на людей.

Цель проекта: Изучение влияния музыки на активность, настроение и умственные способности человека. Задачи:
  1. Подобрать литературу о происхождении и видах музыки.
  2. Изучить теоретический материал о влиянии музыки на человека.
  3. Разобраться в механизме воздействия музыки на человека, попытаться раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма от прослушивания музыки.
  4. Провести исследование «Музыка и моё обучение».
    Объект исследования: объектом исследования является музыка и люди.

Предмет исследования: влияние музыки на людей.

Гипотеза: Музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях.











Глава I. Теоретическая часть

I.1. Происхождение и виды музыки

Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение (греч. Μουσική) и происходит от «муз» — в древнегреческой мифологии дочерей Зевса, давших начало поэзии, искусству и науке.

В Древней Греции музыка сопровождала различные сферы жизни и звучала на публичных собраниях и мероприятиях, в ритуалах, в театре и играх. Фигуры музыкантов встречаются в мифологии (Орфей, Филамон, Тамирис, Марсий) и эпических поэмах (Демодок и Фемий в «Одиссее»). На античных вазах сохранились изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, таких как арфа, кифара, лира. В честь богов древние греки составляли гимны, например пеаны номы в честь Аполлона или дифирамбы в честь Диониса.

Виды музыки:
Классическая, популярная, неевропейская, традиционная, эстрадная, джаз, рок, авангардная, альтернативная

Виды музыки по среде их обитания:

Военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д.

Виды музыки по характеру исполнения:

Вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.;

I.2. Влияние музыки на человека

Музыка представляет собой язык звуков, который неотделим от природы. Звуки имеют огромное влияние на человеческую психику и на организм в целом. Это воздействие может быть как созидающим, так и уничтожающим, поскольку различные стили музыки могут оказывать различное воздействие на физическое и эмоциональное здоровье человека.

Ещё с древних времён человека окружали звуки: пение птиц, журчание ручья, шелест листвы. И он воспринимал их по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. А шум дождя, шелест листвы, пение птиц действовали успокаивающе. Можно сделать вывод, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому так различны вкусы к музыке.1

I.3. Лечебная сила музыки

Музыка написана в ритме работы сердца. Это 60-70 ударов в минуту, и поэтому благотворно влияет на весь организм. Прослушивание лёгкой классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, например: снижает стресс; снимает боль; влияет на дыхание и сердечный ритм; улучшает память и обучаемость. Ещё в XIX веке учёный Иван Михайлович Догель установил, что под воздействием музыки меняется кровяное давление. А известный русский хирург Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций.

Как уже отмечалось ранее, лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времён. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была очень велика. Так начала появляться музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.  Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. 1

Специалистами были выделены конкретные музыкальные композиции, которые необходимо слушать при определённых недугах, а также для профилактики этих же недугов. Например:

- мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

- а "Дон Жуан" Моцарта и "Венгерская рапсодия № 1" Листа помогут быстро избавиться от головной боли помогают. 2

Следует отметить, что в России музыкотерапию как метод лечения Минздрав официально признал только в 2003 году.


I.4. Музыкотерапия

«Музыкотерапия» - метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Следует отметить, что в России музыкотерапию как метод лечения Минздрав официально признал только в 2003 году.

Влияние музыки на человека объясняется воздействием вибрации звуков.

Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии. Пропущенная черед сердце, она становиться целебной и радует нас.
Композиции с частотой основного ритма от 2 до 4 герц, при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.

I.5. Факторы воздействия музыки на состояние человека.

В целом, понятие «правильной» и «здоровой» музыки формируется из довольно реальных понятий. Прежде всего, это ритм (или частоты) и громкость мелодии.

Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише. Так, музыка с ритмом 60 ударов в минуту – как медитация – замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.

Зато когда мы начинает слушать максимально ритмичную музыку, происходит обратное воздействие. Частота волн головного мозга начинает превышать допустимые нормы, и мозг начинает испытывать стресс. И если таким нагрузкам мозг подвергать постоянно, появляется не только повышенная утомляемость, раздражительность и бессонница, но и более серьезные проблемы.

Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. Учеными удалось доказать, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. В своем исследовании специалисты просили добровольцев выполнять различные задания под музыку, изменяя громкость от 53 дБ (типичный уровень шума в офисе) до 95 дБ. В итоге было отмечено, что с ростом громкости реакция людей сильно падала. Недавно были опубликованы и исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), которые изучали, насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники.

В итоге были сделаны выводы, что громким считается звук, когда он превышает 80% возможной громкости. И слушать музыку такой громкости безопасно для здоровья только в том случае, если это делать не дольше 90 минут в день. Что же касается наушников, было доказано, что прослушивание музыки таким образом при 10-50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Причем относится это и к детям и к взрослым. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется.

Впрочем, помимо громкости и частоты звучания на показатель «качественности» и «полезности» влияет и абсолютно субъективный фактор – индивидуальное восприятие музыки конкретным человеком.

Дело в том, что одну и ту же музыку разные люди воспринимают по-разному. Поэтому и воздействие одной и той же композиции на разных людей будет совершенно разным. И для кого-то разрушительным воздействием будут обладать и детские песни, а кто-то сможет лечить бессонницу, прослушивая шансон или «R´n´B». Одним словом главное, чтобы музыка нравилась. Тогда мозг перестанет тратить энергию на негативные эмоции, что положительным образом скажется на общем состоянии и поможет достичь полного умиротворения.

Глава II. Практическая часть II.1. Музыка и моё обучение

Под музыкальное сопровождение ученики быстрее запоминают новый материал. Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение я заучивала стихотворение сначала без музыки, а потом с музыкальным сопровождением. При музыкальном сопровождении запомнить стихотворение у меня получилось в два раза быстрее. Так же мне легче было справляться с пересказами текста и заучивать таблицу умножения.

Направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

  1. Изучив теоретический материал, мы получили много полезной информации о том, как музыка влияет на организм человека.

  2. Классическая музыка помогает справляться с различными заданиями, положительно влияет на умственную деятельность и настроение детей младшего школьного возраста, улучшает память и помогает сосредоточиться. Поэтому я предлагаю в школах проводить музыкальные перемены, а во время проведения контрольных и творческих работ фоном включать классическую музыку. Лучше всего для этого подойдёт опера одного из самых популярных классических композиторов Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта».

  3. Составив список музыкальных рецептов, мы выяснили, что многие классические произведения известных композиторов помогают человеку в лечении различных заболеваний.

Известный ямайский музыкант Боб Марли говорил: «В музыке есть прекрасная вещь — когда она попадает в тебя, ты не чувствуешь боли».

Поэтому я хочу пожелать всем: слушайте классическую музыку и будьте здоровы!

















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Музыка, которая нас лечит [Электронный ресурс]: URL: http://ghetiko.com/2014/09/17/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82/

  2. Влияние музыки на организм человека [Электронный ресурс]: http://lidadhi.by/mr_lisovskaja.html.

  3. Е.С. Кирсанова, Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии [Электронный ресурс]: http://kirsanova_e_s.a2b2.ru/section/2454/item/8148

  4. МАДОУ «Юго-Камский детский сад «Планета Детства»», Список музыкальных рецептов [Электронный ресурс]: http://raduga4.caduk.ru/p28aa1.html

  5. Косолапова Алла Владимировна. Научно-исследовательская работа по теме: «Влияние музыки на организм человека» Электронный ресурс]: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-po-teme-vliyanie-muziki-na-organizm-cheloveka-380511.html










Приложение 1 Методика «Градусник»

(экспресс-вариант методики САН)


Цель применения:
 оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).


 Функциональное состояние.

 1

 2

 3

 4

 5

 С (самочувствие)






 А (активность)  






 Н (настроение)   








Значения  цифр
: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.

Инструкция: 
Сначала оцените своё самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке до прослушивания музыки.
Аналогично оцените степень активности (А) и настроения (Н).
Затем оцените всё после прослушивания.

Оценка результатов.
Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:  САН= (С=А=Н): 3.









Приложение 2



Улучшение настроения и самочувствия после прослушивания классической музыки.

Приложение 3



Увеличение скорости решения задач.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!