Пояснительная записка
к оценочным материалам в форме тестирования
по предмету Обществознание
для учащихся 7 класса МБО «Троицкая средняя общеобразовательная школа»
( промежуточная аттестация по итогам 2022-2023 учебного года)
Цель: годовая промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по предмету Обществознание, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных универсальных учебных действий обучаемых требованиям ФГОС ООО за курс 7 класса
1. Назначение контрольной работы по обществознанию: Назначение оценочного материала: проверить уровень предметных знаний и умений, освоенных обучающимися 7 класса за 2022-2023 учебный год
2. Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание оценочных материалов определяет Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС).
1) Работа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по предмету Обществознание
2) Оценочный материал разработан на основе требований ФГОС ООО с учетом авторской концепции курса Обществознание в 7 классе. Авторы учебника: Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая; под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.
3. Подходы к отбору содержания
Оценочный материал направлен на проверку усвоения 7-классниками важнейших знаний, представленных в разделе курса «Обществознание». Проверяемое в контрольной работе не выходит за рамки ФГОС и укладывается в рамки Фундаментального ядра содержания образования. Объектами контроля выступают требования к результатам обучения, закреплённые во ФГОС, и дидактические единицы знаний. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах
личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях общества.
Задания различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: распознавание, воспроизведение
и извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте); объяснение; аргументация; оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от заданий базового уровня, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов
4. Связь КИМ контрольной работы с КИМ ОГЭ
Эта связь проявляется в отборе контролируемого содержания и построения структуры вопросов. Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации. Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объём и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ.
5. Характеристика структуры и содержания КИМ.
Общее число заданий в работе – 16
Работа состоит из 2 частей. Задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В
Часть 1 (А) содержит 13 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных).
С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки.
Часть 2 (В) состоит из более сложных заданий (3) с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задание В2 – на проверку знаний по проблемам ЖКХ
Тема 1. Человек среди людей –задания А 1, 2
Тема 2. Человек и закон – задания А 3, 4, 5, 6, 7
Тема 3. Человек и экономика – задания А 8, 9, 10, 11. 12
Тема 4. Человек и природа - задание А 13
На выполнение работы учащимся отводится 40 минут.
6. Распределение заданий Ким по содержанию и проверяемых умениями и способам деятельности
№ вопроса | Элемент содержания, проверяемый заданиями КР | Код контролируемого элемента | Требования к уровню подготовки | Код требования |
1 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение | 1.8 | понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.1 2.1 |
2 | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. | 1.7 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.1 2.1 |
3 | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности | 6.4 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.3 2.1 |
4 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | 6.5 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.1 2.1 |
5 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | 6.17 | формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданскойидентичности, патриотизма,гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.4 2.1 |
6 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | 6.17 | формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданскойидентичности, патриотизма,гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.4 2.1 |
7 | Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | 6.8 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.3 2.1 |
8 | Биологическое и социальное в человеке. | 1.4 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.1 2.1 |
9 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация | 3.4 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.3 2.1 |
10 | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | 3.7 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития. | 1.3 2.1 |
11 | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | 3.7 | Знать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества. Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли. | 1.3 2.1 |
12 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки | 3.10 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.3 2.1 |
13 | Взаимодействие общества и природы | 1.2 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.2 2.1 |
14 | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | 3.7 | понимание основных принциповжизни общества, основ современных научных теорий общественного развития | 1.3 2.1 |
15 | Товары и услуги, ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов | 3.2 | развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | 2.2 |
16 | Экономика, ее роль в жизни общества | 3.1 | развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | 2.2 |
7. Критерии оценивания результатов выполнения работы ( или кодификатор оценивания)
Максимальный возможный балл по каждой части работы | | |
Часть 1 | Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом | 13 баллов |
Часть 2 | Правильно выполненные задание В1, оценивается 1 баллом, заданияВ2, В3 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок 1 балл – допущена одна ошибка 0 баллов – допущены две и более ошибок | 5 баллов |
Максимальный балл за правильное выполнение всей работы - 18 баллов | | |
Для оценивания выполнения обучающимися контрольной работы рекомендуется следующая шкала перевода первичного балла в отметку по пятибалльной шкале:
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0-8 | 9-12 | 13-16 | 17-18 |
Ключ к контрольной работе по обществознанию 7 класс
№ вопроса | 1- вариант | 2 - вариант |
А1 | 4 | 4 |
А2 | 2 | 1 |
А3 | 2 | 3 |
А4 | 3 | 1 |
А5 | 3 | 3 |
А6 | 4 | 2 |
А7 | 3 | 2 |
А8 | 3 | 4 |
А9 | 1 | 2 |
А10 | 2 | 3 |
А11 | 4 | 2 |
А12 | 3 | 2 |
А13 | 4 | 3 |
В1 | 5 | 3 |
В2 | -
1247 2 - 356 | 1-1247 2 -356 |
В3 | ВГАДБ | ГАДБВ |
| | |
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
Вариант -1
Часть 1
1. Высокий уровень межличностных отношений характеризует:
-
знакомство 2. компромисс 3. апатия 4. Дружба
2. Примером неречевого общения может служить:
-
письмо другу 2. улыбка при встрече друзей
-
разговор пассажиров автобуса 4. беседа с приятелем
3. Наказание за нарушение установленных правил:
-
мораль 2. санкция 3. Конституция 4. Действие
4. Основной, главный закон страны:
-
Великая хартия вольностей 2. декларация 3. Конституция 4. Конвенция
5. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?
-
с 12 лет 2. с 14 лет 3. с 16 лет 4. с 18 лет
6. Насильственное хищение чужого имущества:
-
вымогательство 2. кража 3. попрошайничество 4. Разбой
7. К внешним угрозам нашей стране относится:
-
создание незаконных вооруженных формирований
-
торговля наркотиками на улицах
-
военный конфликт в соседнем государстве
-
распространение оружия
8. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека:
-
философия 2. Обществознание 3. Экономика 4. История
9. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых
автомобилей»?
-
производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
10. Что из перечисленного характеризует торговое предпринимательство?
-
Ремесло 2. Купля-продажа товара 3. Ростовщичество 4. Уплата налогов
11. Предприятие, которым владеет и управляет один человек:
-
Госкорпорация 2. Акционерное общество
3 товарищество 4. Индивидуальное предприятие
12. К каким ресурсам семьи относится заработная плата родителей?
-
К материальным 2. К трудовым 3. К финансовым 4 к информационным
13. Одной из причин современных экологических бедствий является:
-
Рост числа животных на планете
-
Посадка лесов вокруг городов
-
Большое число любителей создания гербариев
-
Нерациональное использование ресурсов
Часть 2
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «формы бизнеса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
-
Индивидуальное предприятие
-
Госкорпорация
-
Товарищество
-
Акционерное общество
-
Посредничество
2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры)
1- коммунальные | 2- жилищные |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
-
Газоснабжение,
-
горячее водоотведение,
-
капитальный ремонт,
-
электроснабжение
-
содержание и ремонт жилья
-
предоставление жилья по договору найма
-
отопление
3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
-
акция | А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию |
-
бюджет | Б) специальные знания, умения. Навыки, полученные работником для практической деятельности |
-
прибыль | В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении |
-
капитал | Г) план доходов и расходов на определенный период |
-
квалификация | Д) имущество, способное приносить доход |
Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
Вариант -2
Часть 1 (А
А1. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту:
-
знакомство 2. антипатия 3. дружба 4. Приятельство
А2. Деловое общение характеризуется:
-
соблюдением этикета 2. выражением эмоций
3 дружеским тоном общения 4. неформальным поведением
А3. Правила, устанавливающие, кто, в какой очередности, с помощью каких неизменных слов, жестов или предметов совершает действие:
-
расследование 2. преступление 3. ритуал 4. Общение
А4. К обязанностям граждан России относится:
-
охрана природы 2. участие в управлении государством
3 приобщение к национальной культуре 4. соблюдение моральных норм
А5. В чем проявляется свобода человека?
-
В праве каждого поступать так, как ему хочется
-
В возможности не исполнять свои обязанности
-
В строгом соблюдении законов в обществе всеми гражданами
-
В нарушении прав других людей
А6. Тайное хищение чужого имущества:
-
вымогательство 2. кража 3. попрошайничество 4. Разбой
А7. К внутренним угрозам нашей стране относится:
-
Угроза ядерной войны 2. Рост преступности
-
Военные конфликты с соседними государствами
-
Деятельность международных террористических организаций
А8. К основным проявлениям экономики не относится:
-
Производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
А9. Какое проявление экономики приведено: « На заводе было решено несколько
новых легковых автомобилей подарить ветеранам»?
-
Производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
А10. Что является главной целью занятия бизнесом?
-
Рост производства 2. Снижение затрат 3. Получение прибыли
4 создание дополнительных рабочих мест
А11. Ценная бумага, дающая владельцу право на управление предприятием и получение
части прибыли:
-
Облигация 2. Акция 3. Прокламация 4. Вексель
А12. К каким ресурсам семьи относятся время и силы домочадцев, необходимые для выполнения домашней работы?
-
К материальным 2. К трудовым 3. К энергетическим 4. К информационным
А13. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:
-
Ветер 2. Солнце 3. Почва 4. Приливы и отливы
Часть 2 (В)
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «собственность». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
-
Владение
-
Распоряжение
-
Творчество
-
Пользование
-
Наследование
-
Имущество
В2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры)
1- коммунальные | 2- жилищные |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
-
Газоснабжение,
-
горячее водоотведение,
-
капитальный ремонт,
-
электроснабжение
-
содержание и ремонт жилья
-
предоставление жилья по договору найма
-
отопление
В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
-
бартер | А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров |
-
деньги | Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей |
-
номинал | В) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли |
-
труд | Г) натуральный обмен одного товара на другой |
-
бизнес | Д) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах.монетах |