Просмотр содержимого документа
«Простые и составные предлоги»
ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОГИ Урок русского языка в 7 классе Выполнила: Джамалова А.М., учитель русского языка и литературы
Цели урока:
- различать на письме предлоги и омонимичные части речи;
- уметь правильно писать производные предлоги;
- знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов.
Лингвистическая разминка
Словарный диктант
- подл_(н, нн)ое и(с,сс)ку(с,сс)тво
- обн_жает ист_(н,нн)ое пол_жение
- изобр_жено в произв_дении
- г_мнастический снаряд
- просв_ще(н,нн)ый народ
- ровес_ик века
- бессловес_ое существо
- обличать кос_ые взгляды
Лингвистическая разминка
Проверка словарного диктанта
- подли нн ое и с ку сс тво
- обн а жает ист инн ое пол о жение
- изобр а жено в произв е дении
- гимнастический снаряд
- просв е ще нн ый народ
- рове сн ик века
- бесслове сн ое существо
- обличать ко сн ые взгляды
Лингвистическая разминка
Лексико-орфографическая работа
- обличать – разоблачать, обнаруживать, раскрывать
- косный – консервативный, тяготеющий к чему-то привычному, невосприимчивый к новому
- Составьте с данными словами словосочетания или предложения
Лингвистическая разминка
Орфографическая работа
- (не)замече(н, нн) ый объект
- (не) боящийся опасности
- (не) терявший присутствия духа
- о (не)здешнем жителе
- (не)иссякаемый источник
- (не)высокое, но красивое здание
Лингвистическая разминка
Орфографическая работа
- далеко (не)веселый рассказ
- (не)замеченная мною ошибка
- (не)смотря на непогоду
- (не)смотря по сторонам
- (не)одиннадцать
- (не) от кого
Лингвистическая разминка
Проверка орфографической работы
- н ез амече нн ый объект
- не б оящийся опа сн ости
- не т ерявший присутствия духа
- о н ез дешнем жителе
- н еи ссякаемый источник
- н ев ысокое, но красивое здание
Лингвистическая разминка
Проверка орфографической работы
- дале ко не в еселый рассказ
- не з амече н ная мною ошибка
- н ес мотря на непогоду
- не с мотря по сторонам
- не о диннадцать
- не о т кого
Лингвистическая разминка
Разбор по составу
- незамеченный
- рассуждать
- просвещение
- налево
- разрывая
Лингвистическая разминка
Синтаксис и пунктуация
1.Сделать синтаксический разбор предложения.
2. Определить части речи.
3. Назвать смысловые отношения, которые выражают предлоги в выделенных сочетаниях.
Две капли брызнули в стекло, и через минуту
- Две капли брызнули в стекло, и через минуту
на сад обрушился ливень.
- на сад обрушился ливень.
- на сад обрушился ливень.
Изучение нового материала
Правописание производных предлогов
слитно
раздельно
ВАЖНО!
Определить часть речи слова.
Различай предлог и существительное!
Предлог
Существительное
1. Можно подобрать прилагательное
и вставить его перед существительным
Можно заменить предлогом-синонимом
- Вс ледстви е дождей река вышла из берегов.
- Подберите предлог-синоним.
- Из-за.
- В с ледстви и по делу было много неясного.
- Подберите прилагательное.
- В следствии каком? – новом.
2. Можно задать падежный вопрос
- Было в чем? – в следствии
Аргументируй ответ!
Существительное
Предлог
- Согласовать в р оде , числе и падеже.
- Прилагательное: в роде каком? – женском, мужском.
- Согласовать в чем? – в роде.
- Соорудили что-то в роде плота.
- Предлог-синоним: наподобие .
- Деньги поступили на с чет мира.
- Прилагательное: на счет какой? – банковский.
- Поступили на что? – на счет.
- Условились н ас чет экскурсии.
- Предлог-синоним: о.
в п родолжени е месяца.
- В п родолжени и романа встретились старые герои.
- Прилагательное: в продолжении каком? – новом.
- Встретились в чем? – в продолжении.
Запомни!
Написание предлогов
Слитно
Раздельно
Вследстви е
Вв иду (= из-за)
Н ас чет (= о)
Наподоби е
Вр оде
В место
Н ес мотря (на)
В течени е
В продолжени е
В целях
По причине
Со стороны
Запись под диктовку с комментарием
- Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
- (в) следстви.. непогоды,
- вс ледстви е (=из-за , предлог) непогоды,
- вмешаться (в) следстви..,
- вмешаться (во что? – существительное) в с ледстви е ,
- (в) продолжени.. пяти лет,
- в п родолжени е (=в течение, предлог) пяти лет,
- (в) течени.. ручья,
- в течении (чего? – существительное) ручья,
- (в)течени.. месяца,
- в течение месяца,
- (в) виду недостатка времени,
- ввиду (из-за, предлог) недостатка времени,
Запись под диктовку с комментарием
- Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
- узнать (на) счёт подписки,
- узнать насчёт (=о, предлог) подписки,
- перевести (на) счёт другой организации,
- перевести (на что? – существительное) на счёт другой организации,
- узор (на) подоби.. снежинки,
- узор наподобие снежинки,
- (в) роде Толстых,
- (в чем? ) в роде Толстых,
- обратите внимание (на) подоби.. этих явлений,
- обратите внимание(на что?) на подобие этих явлений,
- (на) подоби.. героев основан весь сюжет,
- весь сюжет основан (на чем?) на подобии героев,
Запись под диктовку с комментарием
- Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
- (в) силу непр..двиденных обстоятельств,
- в силу непревиденных обстоятельств,
- надейся (на) встречу с ней,
- надейся на встречу с ней,
- (в) заключени.. выступления,
- в заключении выступления,
- (не) смотря на прив..легии,
- не смотря на привилегии,
- (не) смотря в мою сторону,
- не смотря в мою сторону,
- говорил (на) счёт творческого поиска,
- говорил насчёт творческого поиска.
Обозначение орфограммы
- Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .
- Спишите предложения, раскройте скобки, обозначьте орфограммы
- 1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты.
- 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн.
- 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов .
- 4. Имейте (в) виду – задание ответстве..ное.
- 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы?
- 6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и .
- 7. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли.
- 8. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда.
Проверь себя!
- Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .
- Спишите предложения, раскройте скобки, обозначьте орфограммы
- 1. В продолжении утра и середины дня он весь был погружён в расчёты.
- 2. Голубые, прозрачные струйки дыма тянулись от костра к морю, навстречу брызгам волн.
- 3. Она повторяла свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов .
- 4. Имейте в виду – задание ответственное.
- 5. Вы писали мне что-то насчёт воскресной школы?
- 6. Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции .
- 7. А может быть, птица какая-нибудь вроде цапли.
- 8. И мальчик был счастлив вследствие его приезда.
Составьте предложения!
С указанными предлогами составьте предложения.
Помните о слитном/раздельном написании предлогов!
Слитно
Раздельно
Вследстви е
Вв иду (= из-за)
Н ас чет (= о)
Наподоби е
Вр оде
В место
Н ес мотря (на)
В течени е
В продолжени е
В целях
По причине
Со стороны
Подведение итога урока
- Какие предлоги называются производными?
- Почему они так называются?
- От каких условий зависит слитное/раздельное написание предлогов?
- Как разграничиваются предлог и существительное в предложении?
- Назовите предлоги, которые пишутся слитно.
- Назовите предлоги, которые пишутся раздельно.
Домашнее задание
- Выучить предлоги, которые пишутся слитно/раздельно.
- Параграф 53, упр. 310