СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический тренинг «Что такое «толерантность»?

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический тренинг 

 «Что такое «толерантность»?

Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг «Что такое «толерантность»?»

ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»

Психологический тренинг 

«Что такое «толерантность»?



Цель:

•  Ознакомить старшеклассников с понятиями "толерантность" и "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

•  Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

•  Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».



Ход занятия:

Разминка

-создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы


Упражнение «Сосед справа, сосед слева»

Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам.

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Дина выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы одного роста и т, д.)». Дина выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам сделать комплименты друг к другу.              Участник бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Диана, мне было приятно с тобой общаться». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.


Беседа «Что такое "толерантность"»

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

Вот высказывания таких же подростков как вы:

"Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям" (Света, 8 класс, Москва).

"Толерантность это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше" (Николай, 9 класс, Новочебоксарск).

"Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости деловые отношения" (Саша, 9 класс, Чебоксары).

Определения толерантности:

  1. Сотрудничество дух партнерства.

  2. Готовность мирится с чужим мнением.

  3. Уважение человеческого достоинства.

  4. Уважение прав других.

  5. Принитие другого таким, какой он есть.

  6. Способность поставить себя на сесто другого.

  7. Уважение права быть иным.

  8. Признание многообразия.

  9. Признание равенства других.

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению





Критерии толерантности:

•  равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

•  равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

•  сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

•  охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

•  возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

•  свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

•  сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

•  позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.



Упражнение "Эмблема толерантности"

Цель:

•  продолжение работы с определениями толерантности;

•  развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. 

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга

 Упражнение "Пантомима толерантности"

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении.

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 2 подгруппы (по 5 человек). Каждая подгруппа старается показать одно из определений толерантности. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о чем именно идет речь.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

•  Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызвала затруднений при угадывании?

•  С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?



- Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста.

Вот некоторые проявления нетерпимости:

•  оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

•  игнорирование (отказ в беседе, в признании);

•  негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки

•  этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

•  поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

•  преследования, запугивания, угрозы;

•  дискриминация по признаку пола,

•  расизм ,национализм , фашизм, империализм

•  осквернение религиозных или культурных символов; религиозное преследование

•  изгнание (официальное или насильственное).


Тест: «Черты толерантной личности»

 

Колонка А

Колонка В

1. Расположенность к другим 
2. Снисходительность 
3. Терпение 
4. Чувство юмора 
5. Чуткость 
6. Доверие 
7. Альтруизм 
8. Терпимость к различиям 
9. Умение владеть собой 
10. Доброжелательность 
11. Умение не осуждать других 
12. Гуманизм 
13. Умение слушать 
14. Любознательность 
15. Способность к сопереживанию

------------

------------

Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3—5 минут. 


Материалы: бланки опросника для каждого участника

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.

  2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.



Упражнение «Волшебная лавка»


Цели: — дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.







Вопросы:

  • Какие качества присущи толерантной личности?

  • Какие качества характерны для интолерантной личности?

  • Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?



Итог занятия: детям раздаются листы бумаги и предлагается написать:

«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. 



«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения
участника в любой области.



Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.


Заполненные памятки остаются у участников.

Рефлексия:

Что вы сейчас чувствуете?

•  Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

•  Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

•  Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Релаксация

«Розовый куст»



Педагог – психолог

ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец» Тропина Н.И.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!