Психологический тренинг сплочения
«Формирование чувства «Мы»
Составитель:
педагог-психолог Тропина Н.И.
Психологический тренинг сплочения
«Формирование чувства «Мы»
Цель: сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей.
Условия проведения:
необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей;
постоянная эмоциональная поддержка группы, создание доброжелательной атмосферы;
постоянно помнить основную задачу – делать все всем вместе и не обязательно быстро.
Ход тренинга
Погружение. Ведущий приветствует детей, просит каждого коротко рассказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.
- поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.
- поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать сегодня.
- поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
- Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе.
Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение «Строй».
Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по номерам, которые прикреплю у вас на спине. Сделать это вы должны молча. Молодцы! А теперь постройтесь по алфавиту.
После выполнения проводится краткое обсуждение. Ведущий сам определяет: или он дает детям подробно высказаться, или только обозначит ситуацию. Вопросы к детям: кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, кто руководил? Обычно уже на первом этапе выделяются один – два человека, которые начинают всех организовывать, показывать, кто, где должен стоять, проверять успешность выполнения инструкции.
Упражнение «Фигура».
Все участники стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Задача участников – без слов сделать эту фигуру, не разрывая рук.
После выполнения упражнения обсуждение.
Упражнение «Пирамида».
Нужен инвентарь: два круглых коврика – один побольше, другой поменьше. Группа должна разместиться на коврике, который побольше и простоять одну минуту, не имея никаких внешних точек опоры. Ну, а затем постараться разместиться на другом коврике, который поменьше.
После выполнения обсудить с участниками, как они договаривались, что помогло им достичь результата или почему не получалось.
Упражнение «Болото».
Нужен инвентарь: «кочки» - картонная бумага форматом А3 – несколько штук в зависимости от помещения. «Кочки» прикрепляются к полу скотчем на расстоянии среднего шага друг от друга.
Группа становится в ряд, берутся за руки. Получается цепочка. Необходимо перейти через «болото» по «кочкам», не разорвав цепочки. Если кто-то наступит на болото, упражнение начинается сначала.
Обсуждение. Можно задать вопросы типа «Как было?», «Что понравилось?», «Что не понравилось?». Обратить внимание на то, что происходило с группой. Как договаривались, кто руководил, кто помогал и т.д.
Упражнение «Путаница».
Все становятся в круг и поднимают руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же с левой. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.
Ролевая игра «Путешествие….. (спастись и выжить».) Ребята сами распределяли роли, которые были им более привлекательны. Игра проходила в три этапа: 1) Посадка на корабль; 2) Полет; 3) Катастрофа. Самим важным этапом в этой игре стал третий « катастрофа». Нужно было каждые 3 минуты высаживать на необитаемую планету одного человека, чтобы облегчить вес корабля. Дети сами выбирали кандидатуры, которые будут высажены первыми. Как правило, это были более общительные ребята – лидеры, они сами предлагали себя и аргументировали свой выбор. После этого управление на корабле переходило к другому лидеру. До земли добрались три человека, которые потом признались, что никогда бы не выжили на необитаемой планете в одиночку.
Рефлексия, обратная связь.
В заключение тренинга подводится итог тому, что происходило на тренинге. Участники делятся впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление. Можно задать вопросы: Какое упражнение понравилось больше? Что получилось хорошо? Что бы надо было сделать по-другому?
Релаксация «Мы- звезды»
В группе воспитатель проводит упражнение «Портрет нашей группы»
Рисование всех участников группы на листе ватмана
Варианты:1. Каждый рисует себя
2. Участники рисуют друг друга по договоренности
3. рисуется общий рисунок- портрет (каждый рисует свой один элемент общего рисунка).