СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность выпускников школы к ГИА

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность выпускников школы к ГИА»

Аналитическая справка по результатам изучения психологической готовности к ГИА учащихся 9,11 классов с 2017-2021 гг.

Цель: определить готовность к ЕГЭ, уровень стрессоустойчивости, самооценки, представление о процедуре ЕГЭ, умение рационально использовать время.

Используемые психодиагностические методики: тест на самооценку стрессоустойчивости (Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В.); определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ), автор: Е.Е. Ромицына); методика «умение рационально использовать свое время»; методика «Самооценка личности старшеклассника», диагностика представлений о процедуре ЕГЭ (О.В.Еремина).

Результаты:

Количество испытуемых:


2016-2017 г.

2017-2018 г.

2018-2019 г.

2019-2020 г.

2020-2021 г.

9 класс

11класс

9 класс

11 класс

9 класс

11класс

9 класс

11 касс

9 класс

11класс

18

22

23

21

20

19

23

14

26

10

Итого: 40 уч.

Итого: 44 уч.

Итого: 39 уч.

Итого: 37 уч.

Итого: 36 уч.


    1. Самооценка стрессоустойчивости личности (с 2017 по 2021 гг.)





Данные диаграммы свидетельствуют о том, что у наибольшего количества старшеклассников уровень стрессоустойчивости в норме. С учащимися с пониженным и низким уровнем стрессоустойчивости проводится индивидуальная психологическая работа (беседы, консультации родителей), проводится углубленная диагностика эмоционально-волевой, мотивационной сферы.


    1. Уровень тревожности в ситуации проверки знаний

Среди старшеклассников наблюдается в основном средний уровень тревожности. Это нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания учащихся в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Они достаточно ответственно относятся к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Для них характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Они достаточно спокойно чувствуют себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.

Низкий уровень тревожности . Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний таким учащимся не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей их не смущает. Любят быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление производят на окружающих. По всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость.

Повышенный уровень. Наблюдается у старшеклассников, которые могут испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить “устные” предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время такие учащиеся достаточно успешно справляются с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая “публичная оценка”.

Крайне высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний среди учащихся 9,11 классов выявлен не был.


    1. Умение рационально использовать свое время

Данные диаграммы говорят о том, что большинство старшеклассников умеют правильно распределять свое время, планировать свое времяпровождение, скорее всего, им будет легче готовиться и сдавать ГИА, в отличие от тех ребят (примерно треть от общего количества), которые не умеют рационально использовать свое время, в связи с чем, у них могут возникнуть затруднения при подготовке и сдаче ГИА.



    1. Самооценка старшеклассников

Таким образом, в целом можно судить о том, что самооценка старшеклассников адекватная, они объективно осознают свои способности, качества и умения. В 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах среди старшеклассников встречались учащиеся с низким уровнем самооценки, которые не могли адекватно произвести оценивание собственных качеств, имеющегося потенциала и себя. С данными учащимися проводилась индивидуальная коррекционно-развивающая работа по развитию

уверенности в себе, повышению уровня самооценки. Эти учащиеся удовлетворительно сдали ГИА и поступили в средние учебные заведения.



    1. Диагностика представлений о процедуре ЕГЭ (11 кл)



Психологическая готовность к сдаче экзаменов учащихся 9,11 классов






хорошо информированы о проц














Выводы:
  1. С условиями сдачи ЕГЭ ознакомлены 100% обучающихся 11 классов;

  2. Уровень тревожности учащихся 9,11 классов в отношении сдачи ГИА в целом адекватный;

  3. В основном среди учащихся 9,11 классов преобладает средний и высокий уровень самооценки. С учащимися с пониженной самооценкой ведется коррекционно-развивающая работа;

  4. У большинства старшеклассников средний и высокий уровень развития умения рационально использовать свое время.

  5. Большинство старшеклассников оценивают свой уровень стрессоустойчивости выше среднего и средний.

Рекомендации:
  1. Педагогическому коллективу школы продолжать работу по ознакомлению обучающихся с новой формой сдачи экзаменов.

  2. Классному руководителю и педагогу-психологу продолжать проводить мероприятия по регуляции эмоционального фона в классе, снижению тревожности. Продолжать обучать навыкам самоконтроля и самоорганизации. А также проводить индивидуальные консультации с теми учениками, которые испытывают трудности в психологической готовности к сдаче ГИА.

  3. При подготовке учитывать индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.

Родителям:
  1. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

  2. Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

  3. Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Обучающимся:

1.Зараннее ознакомиться с особенностями процедуры сдачи экзамена. 2.Ознакомиться с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. 3.Распланировать режим дня.

  1. При подготовке к экзаменам делать перерывы в умственной деятельности каждый 40-45 минут.

  2. Ставить перед собой посильные цели.