ЦЕЛЬ
Формирование психологически безопасной образовательной среды в школе через повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей.
ЗАДАЧИ
1. привнесение в образовательную среду школы психологического содержания, психологических технологий и средств.
2. разработка мероприятий по повышению психологической компетентности работающих учителей и родителей.
3. отработка психологических умений партнерского, диалогического общения.
4. оказание адресной помощи субъектам учебно-воспитательного процесса в развитии социально-психологической умелости.
5. проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми субъектами образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.
6. формирование логики безопасного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.
7. обучение приемам конструктивного решения проблем взаимодействия.
8. разработка пакета нормативно-правовых, учебно-методических и аналитических материалов, обеспечивающих психологическое сопровождение программы
2.3 Ключевая проектная программы
Создать условия для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, формирования психологической культуры и, как следствие, охраны и поддержания психического здоровья ее участников наиболее эффективно через деятельность службы психологического сопровождения. При этом, в ходе решения задач программы, осуществляя психологическое сопровождение, при опоре на принцип социально-психологической умелости, который должен обеспечить поддержку и помощь в развитии, как ученику, так и учителю, выполнить функцию защиты педагога, повысить его психологическую грамотность и компетентность,
Исходя из выше сказанного, программную идею можно сформулировать следующим образом: через деятельность психологического сопровождения обеспечить наличие в образовательном учреждении условий для создания психологической безопасности и комфортности образовательной среды школы путем повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Реализацию программной идеи предполагается осуществить на двух уровнях:
.
Повышение психологической компетентности педагогических работников и родителей с использованием активных методов обучения.
Разработка программы формирования безопасной образовательной среды с учетом особенностей локальной среды школы.
2.4 Концептуализация программной идеи
В качестве одного из главных принципов развития современной школы выступает гуманизация образования. Поэтому в основе проекта лежит две теории:
а) «Гуманистическая психология» К. Роджерса. Именно К. Рождерс перенес принцип ненасильственного взаимодействия на сферу обучения, на сферу взаимодействия педагога и учащегося.
К такому взаимодействию он отнес:
1. Безусловное, позитивное, безоценочное отношение к учащемуся;
2. Эмпатическое понимание и слушание;
3. Отказ от маски профессионала, умение оставаться самим собой.
б) Теория функционального единства человеческого сообщества и среды «Экологический комплекс» американских социологов Дункана и Шноре.
Структурно-содержательный анализ образовательной среды как «экологического комплекса» школы позволяет выделить в ней три основных компонента: пространственно-предметный, социальный и организационно-технологический. Программа в первую очередь ориентирована на социальный компонент. Социальный компонент образовательной среды – это характер общения субъектов образовательного процесса.
Основными требованиями к программированию социального компонента являются:
1) взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
2) преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;
3) авторитетность руководителей;
4) степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
5) сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса;
6) продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.
Таким образом, социальный компонент образовательной среды несет на себе основную нагрузку по:
1. обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности;
2. в сохранении и улучшении самооценки участников образовательного процесса;
3. в признании со стороны общества;
4. в самоактуализации.
3. Механизм реализации программы
Разработка программ психологического сопровождения, направленного на создание психологически безопасной образовательной среды в школе.
Разработка тематических программ повышения психологической компетентности учителей и родителей. Тематика программ определяется исходя из основных подсистем психологической компетентности:
• социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);
• социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);
• аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);
• коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения);
• психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).
Формирование медиа-ресурса по психологической безопасности в школе (информационный путеводитель по безопасной образовательной среде школы, по проблемным педагогическим ситуациям и т.п.)
Подготовка к реализации программы (разработка необходимой документации, диагностического инструментария, программ повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса).
Мониторинг результатов программы, их анализ и обобщение.
Диссеминация лучших практик сопровождения психологической безопасности образовательной среды школы.
Проект предполагается реализовывать через такие формы, как:
• Семинары для участников проекта (организационные, установочные, обучающие, информационные, рефлексивные)
• Консультации (групповые и индивидуальные)
• Социально-психологические тренинги
• Психо-диагностические исследования
• Рабочие встречи, круглые столы
• Психологические клубы для педагогов, родителей, учащихся
4. Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы предполагается получить следующие результаты:
Базовые
Увеличение количества психологически здоровых учащихся;
Наличие группы педагогических работников и родителей, повысивших уровень психологической компетентности;
Наличие модели психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности в образовательном учреждении.
.
Промежуточные
1. Умение учителей и родителей психологически грамотно предупреждать и разрешать возникающие конфликтные ситуации.
2. Владение учителями, родителями и учащимися способами межличностных взаимоотношений.
3. Использование учителями психологических знаний для управления учебным процессом и классным коллективом.
Сопутствующие
Банк учебно-методического материала по психологической безопасности в школе;
Программы повышения психологической компетентности педагогов и родителей;
5. Пакет диагностического материала по мониторингу психологической безопасности в образовательном учреждении.
5. Целевые группы
Учащиеся
§ Возможности активного развития социального интеллекта.
§ Приобретение навыка саморазвития и самообразования.
§ Умение конструктивно общаться.
Педагоги
Освоение новых технологий взаимодействия с учащимися
Возможности для профессионального совершенства и самореализации
Приобретение навыка психоэмоциональной саморегуляции
Родители
Возможности активного участия в деятельности школы
Приобретение навыка эффективного родителя
Администрация ОУ
Наличие отработанной модели создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении
Наличие специалистов, повысивших свою профессиональную компетентность
6. Риски и возможности программы
Возможности программы состоят в том, что у учителей произойдет переориентация профессионального сознания и мышления на новые нестереотипные модели педагогической деятельности, вооружение новыми знаниями и умениями.
Благоприятные возможности
· Наличие социально-психологических условий для развития учащихся
· Повышение мотивации участников образовательного процесса
· Усиление интереса к получению психологических знаний у родителей педагогов
· Обмен опытом между участниками в рамках проекта.
Угрозы, риски, ограничения
· Не включенность родителей в образовательный процесс ОУ
· Низкая мотивация педагогов к изменениям в профессиональной среде.
· Ориентация в большинстве случаев на материальное обеспечение, чем на сохранение психологического здоровья ребенка
· Отсутствие отработанной системы подготовки и использования наработанных технологий.
· Незнание точного результата.