СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологически комфортная среда обучения для школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по данной теме. 

Просмотр содержимого документа
«Психологически комфортная среда обучения для школьника»

ЦЕЛЬ

  1. Формирование психологически безопасной образовательной среды в школе через повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей.

ЗАДАЧИ

1. привнесение в образовательную среду школы психологического содержания, психологических технологий и средств.

2. разработка мероприятий по повышению психологической компетентности работающих учителей и родителей.

3. отработка психологических умений партнерского, диалогического общения.

4. оказание адресной помощи субъектам учебно-воспитательного процесса в развитии социально-психологической умелости.

5. проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми субъектами образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

6. формирование логики безопасного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

7. обучение приемам конструктивного решения проблем взаимодействия.

8. разработка пакета нормативно-правовых, учебно-методических и аналитических материалов, обеспечивающих психологическое сопровождение программы

2.3 Ключевая проектная программы

Создать условия для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, формирования психологической культуры и, как следствие, охраны и поддержания психического здоровья ее участников наиболее эффективно через деятельность службы психологического сопровождения. При этом, в ходе решения задач программы, осуществляя психологическое сопровождение, при опоре на принцип социально-психологической умелости, который должен обеспечить поддержку и помощь в развитии, как ученику, так и учителю, выполнить функцию защиты педагога, повысить его психологическую грамотность и компетентность,

Исходя из выше сказанного, программную идею можно сформулировать следующим образом: через деятельность психологического сопровождения обеспечить наличие в образовательном учреждении условий для создания психологической безопасности и комфортности образовательной среды школы путем повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

Реализацию программной идеи предполагается осуществить на двух уровнях: 

.

  1. Повышение психологической компетентности педагогических работников и родителей с использованием активных методов обучения.

  2. Разработка программы формирования безопасной образовательной среды с учетом особенностей локальной среды школы.

2.4 Концептуализация программной идеи

В качестве одного из главных принципов развития современной школы выступает гуманизация образования. Поэтому в основе проекта лежит две теории:

а) «Гуманистическая психология» К. Роджерса. Именно К. Рождерс перенес принцип ненасильственного взаимодействия на сферу обучения, на сферу взаимодействия педагога и учащегося.

К такому взаимодействию он отнес:

1. Безусловное, позитивное, безоценочное отношение к учащемуся;

2. Эмпатическое понимание и слушание;

3. Отказ от маски профессионала, умение оставаться самим собой.

б) Теория функционального единства человеческого сообщества и среды «Экологический комплекс» американских социологов Дункана и Шноре.

Структурно-содержательный анализ образовательной среды как «экологического комплекса» школы позволяет выделить в ней три основных компонента: пространственно-предметный, социальный и организационно-технологический. Программа в первую очередь ориентирована на социальный компонент. Социальный компонент образовательной среды – это характер общения субъектов образовательного процесса.

Основными требованиями к программированию социального компонента являются:

1) взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;

2) преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;

3) авторитетность руководителей;

4) степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

5) сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса;

6) продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

Таким образом, социальный компонент образовательной среды несет на себе основную нагрузку по:

1. обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности;

2. в сохранении и улучшении самооценки участников образовательного процесса;

3. в признании со стороны общества;

4. в самоактуализации.

3. Механизм реализации программы

  1. Разработка программ психологического сопровождения, направленного на создание психологически безопасной образовательной среды в школе.

  2. Разработка тематических программ повышения психологической компетентности учителей и родителей. Тематика программ определяется исходя из основных подсистем психологической компетентности:

• социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);

• социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);

• аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);

• коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения);

• психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).

  1. Формирование медиа-ресурса по психологической безопасности в школе (информационный путеводитель по безопасной образовательной среде школы, по проблемным педагогическим ситуациям и т.п.)

  2. Подготовка к реализации программы (разработка необходимой документации, диагностического инструментария, программ повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса).

  3. Мониторинг результатов программы, их анализ и обобщение.

  4. Диссеминация лучших практик сопровождения психологической безопасности образовательной среды школы.

Проект предполагается реализовывать через такие формы, как:

• Семинары для участников проекта (организационные, установочные, обучающие, информационные, рефлексивные)

• Консультации (групповые и индивидуальные)

• Социально-психологические тренинги

• Психо-диагностические исследования

• Рабочие встречи, круглые столы

• Психологические клубы для педагогов, родителей, учащихся

4. Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы предполагается получить следующие результаты:

Базовые

  1. Увеличение количества психологически здоровых учащихся;

  2. Наличие группы педагогических работников и родителей, повысивших уровень психологической компетентности;

  3. Наличие модели психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности в образовательном учреждении.

.

Промежуточные

1. Умение учителей и родителей психологически грамотно предупреждать и разрешать возникающие конфликтные ситуации.

2. Владение учителями, родителями и учащимися способами межличностных взаимоотношений.

3. Использование учителями психологических знаний для управления учебным процессом и классным коллективом.

Сопутствующие

  1. Банк учебно-методического материала по психологической безопасности в школе;

  2. Программы повышения психологической компетентности педагогов и родителей;

5. Пакет диагностического материала по мониторингу психологической безопасности в образовательном учреждении.

5. Целевые группы

Учащиеся

§ Возможности активного развития социального интеллекта.

§ Приобретение навыка саморазвития и самообразования.

§ Умение конструктивно общаться.

Педагоги

  • Высокий уровень психологической компетентности

  • Освоение новых технологий взаимодействия с учащимися

  • Возможности для профессионального совершенства и самореализации

  • Приобретение навыка психоэмоциональной саморегуляции

Родители

  • Возможности активного участия в деятельности школы

  • Приобретение навыка эффективного родителя

Администрация ОУ

  • Наличие отработанной модели создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении

  • Наличие специалистов, повысивших свою профессиональную компетентность

6. Риски и возможности программы

Возможности программы состоят в том, что у учителей произойдет переориентация профессионального сознания и мышления на новые нестереотипные модели педагогической деятельности, вооружение новыми знаниями и умениями.

Благоприятные возможности

· Наличие социально-психологических условий для развития учащихся

· Повышение мотивации участников образовательного процесса

· Усиление интереса к получению психологических знаний у родителей педагогов

· Обмен опытом между участниками в рамках проекта.

Угрозы, риски, ограничения

· Не включенность родителей в образовательный процесс ОУ

· Низкая мотивация педагогов к изменениям в профессиональной среде.

· Ориентация в большинстве случаев на материальное обеспечение, чем на сохранение психологического здоровья ребенка

· Отсутствие отработанной системы подготовки и использования наработанных технологий.

· Незнание точного результата.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!