СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение образовательного процесса - важный фактор профилактики психологического здоровья обучающихся.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Психологическое сопровождение образовательного процесса реализует превентивные меры профилактики психологического здоровья обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение образовательного процесса - важный фактор профилактики психологического здоровья обучающихся.»

Психологическое сопровождение образовательного процесса – важный фактор профилактики психологического здоровья обучающихся


Лахмостова Светлана Александровна

педагог-психолог

МОБУ «Городская классическая гимназия»


Здоровье детей - основополагающая ценность современного образования.

Психологическое здоровье детей и подростков, его поддержание и сохранение - одна из главных целей деятельности образовательных учреждений.

От того каким растет молодое поколение целиком и полностью зависит здоровье нашего общества в будущем, его благосостояние, качество его жизнедеятельности.

Забота о психологическом здоровье детей должна быть в центре внимания всех взрослых, находящихся рядом: родителей, педагогов, представителей помогающих профессий.

Жизнеспособность, или умение выживать, приспосабливаться и развиваться в изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для большинства людей условиях, является предпосылкой психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь – основная предпосылка счастливой жизни.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье характеризует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности. Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее: психологически здоровый человек – это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония» или «баланс».

Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая сегодня доказательства Можно сказать, что «собственно человеческое в человеке» — это всегда другой человек.

Сегодня образовательные учреждения посещает значительное число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы.
Ситуацию, когда традиционные психолого-педагогические представления оказываются непригодными для описания и понимания реальных социально-педагогических явлений, можно назвать «понятийной катастрофой». В числе этих явлений — нарушения психологического здоровья детей, составляющие сердцевину проблематики службы психологической помощи.

Нарушения психологического здоровья, его истоки, могут просматриваться с самых первых дней жизни ребенка, так что в школу некоторые дети приходят уже с «богатым багажом» трудностей, связанных с уже имеющимися нарушениями психологического здоровья.




Классификация нарушений психологического здоровья по поведенческим признакам





Проявления проблем развития.

Личностные нарушения

Нарушения поведения

Активная форма

Пассивная форма

Младенчество

Чувство незащищенности

Защитная агрессивность.

Страх

Ранний возраст

Чувство несвободы, зависимости

Деструктивная агрессивность

Социальные страхи.

Дошкольный возраст

Чувство одиночества

Демонстративная агрессивность.

Страх самовыражения

Подростковый возраст

Чувство неполноценности

Компенсаторная агрессивность

Страх взросления



Среди факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье школьников, выделяют смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов, ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия), увеличение объема учебных нагрузок, ведущих к  переутомлению и стрессам.

Определение уровней психологического здоровья может быть представлено следующим образом:

  • К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически - развивающей направленности.

  • Низший уровень – дезадаптивный. К нему относятся люди стремящиеся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям и люди, стремящиеся подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Необходимыми условиями психологического здоровья, по мнению ряда современных ученых, выступают: полноценное психическое, личностное развитие, доминирование позитивных эмоций над отрицательными, создающее преимущественно позитивное эмоциональное мироощущение. Необходимо подчеркнуть, что важной личностной характеристикой, связанной с психологическим здоровьем, является уровень позитивного принятия самого себя.

Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Основу психологического здоровья ребенка, по мнению И.В. Дубровиной составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.

Следовательно, психологическое здоровье - это прижизненное образование, имеющее свойство постоянно меняться, более того - формироваться под воздействием внутренних, индивидуально-психологических, и внешних социальных факторов.

Конкретную опасность для психологического здоровья ученика в образовательном процессе представляют прежде всего следующие факторы: во-первых, противоречие между уровнем требований того или иного учебного предмета и возможностями ученика, во-вторых, проблема контакта учителя и ученика в учебной деятельности. Важно учесть, что для детей с трудностями контакта взрослые перестают быть гарантами безопасности. Даже этих двух факторов достаточно для того, чтобы у школьника появились показатели серьезного нарушения психологического здоровья: заниженная самооценка, тревожность, симптомы дезадаптации в школьном социуме, коммуникативные проблемы, неудовлетворенность происходящим.

Основные задачи психологии здоровья направлены на сохранение, укрепление и развитие здоровья; повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации.

Наиболее эффективными для решения означенных проблем являются технологии профилактики, особенно превентивной.

Необходимо помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, предотвратить нарушения.

Введение нового стандарта образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

В связи с этим можно обозначить основные цели, реализация которых способствует сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся:

  1. Обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения для создания социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.

  2. Организация здоровье сберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

  3. Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  1. организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей

  2. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов

  3. обеспечение преемственности в психологическом сопровождении на всех этапах обучения

  4. психологическое сопровождение учащихся: адаптация к новым условиям обучения; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута); формирование жизненных навыков; формирование навыков позитивного коммуникативного общения; профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения

  5. предпрофильная ориентация

  6. сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска.

  7. систематическое отслеживание динамики психологического развития ребенка

  8. выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика, учителя, родителя, а их способность организовывать свою работу.

Смысл такого подхода в том, что в первую очередь ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Психологическое сопровождение - система психологической деятельности направленная на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия.

Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по

М.Р. Битяновой:

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;

2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

Основная направленность сопровождения – обучение детей жизненно важным навыкам, повышение психосоциальной компетентности (способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром) Основой жизненно важных навыков является в свою очередь развитое самосознание, прежде всего, умение осознавать собственные эмоциональные состояния и регулировать их, а также чувствовать эмоциональные состояния другого человека.

К факторам, формирующим психологическое здоровье, относятся: 

  1. наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки соответствуют физиологическим возможностям ребёнка

  2. соответствие степени трудности возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья.

  3. положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования

Сохранение и укрепление психологического здоровья одно из направлений психолого-педагогического сопровождения в условиях школы. В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д.

Важную роль в сохранении и укреплении психологического здоровья детей и подростков в условиях образовательной среды играют классные руководители. Работа классного руководителя по сохранению и укреплению психологического здоровья может вестись в нескольких  направлениях: формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом, создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка, проведение профилактических мероприятий, работа с родителями.

Работа педагога - психолога по реализации данного направления сопровождения комплексна и включает диагностическую работу по изучению особенностей личностного развития обучающихся, показателей их психологического здоровья и психологического здоровья педагогов, особенностей межличностного взаимодействия, контроль динамики исследуемых факторов развития, а также просветительскую, коррекционно-развивающую и профилактическую работу с обучающимися, родителями и педагогами. В начальной школе в каждом классе еженедельно проводятся занятия по программе «Тропинка к своему Я», которая включена в раздел внеурочной деятельности ОП НОО МОБУ ГКГ, способствует реализации ее целей в части сохранения и укрепления психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечения их эмоционального благополучия, повышения эффективности межличностного взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся, способствует их личностному развитию, осознанию своих особенностей, самостоятельному решению возникающих проблем, обретению уверенности.

Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны максимально себя реализовать.




Литература:



  1. Выготский Л.С.. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N4. С. 5-18.

  2. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М. Митиной - М.2010

  3. Плясецкая Е.А. Проблемы сохранения психического здоровья учащихся.// «Педагогическое обозрение»,№5,с.6-7.

  4. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В. Рубцова, М, 2010

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 978.

  6. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!