СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции "Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья". Дисциплина "Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования"

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Семья — микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей.

Семья — микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, — реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, — реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.

Можно выделить следующие основные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ:   Медицинские проблемы. Социальные проблемы, в том числе негативное отношение со стороны общества. Экономические проблемы, ухудшение качества жизни. Проблемы внутрисемейных отношений, проблемы личного плана. Самоизоляция потеря смысла жизни .

Можно выделить следующие основные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ:

  • Медицинские проблемы.
  • Социальные проблемы, в том числе негативное отношение со стороны общества.
  • Экономические проблемы, ухудшение качества жизни.
  • Проблемы внутрисемейных отношений, проблемы личного плана.
  • Самоизоляция потеря смысла жизни .
Психологи (Р.Ф.Майрамян, О.К.Агавелян) выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления позиции родителей к ребенку с ОВЗ:   Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Психологи (Р.Ф.Майрамян, О.К.Агавелян) выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления позиции родителей к ребенку с ОВЗ:

  • Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
  • Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, следствием отсутствия у него положительных изменений».
  • Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, следствием отсутствия у него положительных изменений».
Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям .
  • Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям .
Значительное влияние на условия воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье оказывает та позиция, которую занимает мать в отношении к своему ребенку. Выделяют 4 позиции: 1. Мать любит своего ребенка и принимает его дефект «Мой ребенок С ОВЗ, но я все сделаю, чтобы он стал полноценной личностью». 2 Мать любит своего ребенка, но дефекта не принимает «Мой ребенок не такой, как говорят, и я докажу это».

Значительное влияние на условия воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье оказывает та позиция, которую занимает мать в отношении к своему ребенку.

Выделяют 4 позиции:

  • 1. Мать любит своего ребенка и принимает его дефект «Мой ребенок С ОВЗ, но я все сделаю, чтобы он стал полноценной личностью».
  • 2 Мать любит своего ребенка, но дефекта не принимает «Мой ребенок не такой, как говорят, и я докажу это».
3. Мать не любит своего ребенка, но дефект принимает «Я мирюсь с тем, что мой ребенок с ОВЗ, но хочу, как можно меньше иметь с ним дела». 4. Мать не любит своего ребенка и дефекта его не принимает «У меня не может и не должно быть особенного ребенка».
  • 3. Мать не любит своего ребенка, но дефект принимает «Я мирюсь с тем, что мой ребенок с ОВЗ, но хочу, как можно меньше иметь с ним дела».
  • 4. Мать не любит своего ребенка и дефекта его не принимает «У меня не может и не должно быть особенного ребенка».
Дефект в развитии ребенка как доминирующая причина травматизации психоэмоциональной сферы его родителей

Дефект в развитии ребенка

как доминирующая причина травматизации

психоэмоциональной сферы его родителей

В качестве психотравмирующего фактора, определяющего характер личностных переживаний родителей детей с ОВЗ, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития.

В качестве психотравмирующего фактора,

определяющего характер личностных

переживаний родителей детей с ОВЗ,

выступает комплекс психических, сенсорных,

речевых, двигательных и эмоционально

личностных расстройств, характеризующих ту

или иную аномалию детского развития.

Дети с нарушением интеллек та  Специфика нарушений психического здоровья детей с нарушением интеллекта характеризуется, в первую очередь , тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком  дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Дети с нарушением интеллек та

Специфика нарушений психического здоровья детей с нарушением интеллекта характеризуется, в первую очередь ,

  • тотальным недоразвитием высших корковых функций,
  • инертностью психических процессов,
  • тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком

дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Предметом глубоких эмоциональных переживаний родителей и близких детей с нарушением интеллекта являются особенности их психофизических нарушений и, в первую очередь, недостаточность интеллектуальной деятельности. В связи с этим тяжесть патогенного воздействия нарушений развития детей с нарушением интеллекта на психику их родителей зависит от таких характеристик нарушения интеллекта, как стойкость (т.е. необратимость), длительность,  степень выраженности (тяжесть, глубина поражения)  характер интеллектуального дефекта.

Предметом глубоких эмоциональных переживаний родителей и близких детей с нарушением интеллекта являются особенности их психофизических нарушений и, в первую очередь, недостаточность интеллектуальной деятельности.

В связи с этим тяжесть патогенного воздействия нарушений развития детей с нарушением интеллекта на психику их родителей зависит от таких характеристик нарушения интеллекта, как

  • стойкость (т.е. необратимость),
  • длительность,
  • степень выраженности (тяжесть, глубина поражения)
  • характер интеллектуального дефекта.
Именно интеллектуальный дефект является для родителей и близких детей с нарушением интеллекта психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики, в целом исключает возможность полного выздоровления ребенка, его социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме.

Именно интеллектуальный дефект является для родителей и близких детей с нарушением интеллекта психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики, в целом исключает возможность полного выздоровления ребенка, его социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме.

Родители детей с нарушением интеллекта чрезвычайно страшатся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.).

Родители детей с нарушением интеллекта чрезвычайно страшатся

и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку.

Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.).

Ребенок с нарушением интеллекта, подросток или взрослый воспринимается как близкими людьми, так и в обществе чаще негативно, с насмешкой, хотя в отдельных случаях такое отношение сопровождается избирательной жалостью или снисхождением.

Ребенок с нарушением интеллекта,

подросток или взрослый воспринимается

как близкими людьми, так и в обществе

чаще негативно, с насмешкой, хотя в

отдельных случаях такое отношение

сопровождается избирательной

жалостью или снисхождением.

Отношение матерей к детям с нарушением интеллекта имеет противоречивый характер. С одной стороны, матери проявляют жалость к детям. Несостоятельность детей с нарушением интеллекта заставляет матерей опекать и контролировать их. С другой стороны, у матерей детей с нарушением интеллекта часто проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности. Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания.

Отношение матерей к детям с нарушением интеллекта имеет противоречивый характер.

  • С одной стороны, матери проявляют жалость к детям. Несостоятельность детей с нарушением интеллекта заставляет матерей опекать и контролировать их.
  • С другой стороны, у матерей детей с нарушением интеллекта часто проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности.

Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания.

Дети с детским церебральным параличом Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется сочетанием триады расстройств:   двигательных речевых  психических с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности.

Дети с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич (ДЦП)

характеризуется сочетанием триады расстройств:

двигательных речевых

психических

с сопутствующими нарушениями зрения,

слуха и сенсомоторной чувствительности.

Наиболее травмирующими психику родителей детей с ДЦП оказывают двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются заметными признаками «внешнего калечества»: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация. По свидетельствам родителей, это привлекает постоянное внимание окружающих и, таким образом, травмирует сознание близких ребенка .

Наиболее травмирующими психику родителей детей с ДЦП оказывают двигательные расстройства.

Во-первых, они сопровождаются заметными признаками «внешнего калечества»: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация.

По свидетельствам родителей, это привлекает постоянное внимание окружающих и, таким образом, травмирует сознание близких ребенка .

Во-вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий.

Во-вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий.

Поиск, покупка и использование специальных средств для передвижения приводят к повышенным материальным затратам родителей, что тоже входит в спектр их переживаний и забот.

Поиск, покупка и использование специальных средств для передвижения приводят к повышенным материальным затратам родителей, что тоже входит в спектр их переживаний и забот.

 Тяжелые переживания вызывают у родителей и нарушения коммуникации с ребенком при речевых расстройствах, а также проблемы в познавательной сфере при снижении уровня интеллектуальной деятельности.

Тяжелые переживания вызывают у родителей и нарушения коммуникации с ребенком при речевых расстройствах, а также проблемы в познавательной сфере при снижении уровня интеллектуальной деятельности.

Преобладающим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети и подростки с детским церебральным параличом, является гиперопека .  Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной преданности ему. Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем, матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей.

Преобладающим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети и подростки с детским церебральным параличом, является гиперопека .

Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной преданности ему.

Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем, матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей.

Эта модель воспитания приводит к психопатическому развитию личности больного ребенка, формирует в нем эгоцентрические установки, отрицательно сказывается на становлении чувств ответственности и долга.

Эта модель воспитания приводит к

  • психопатическому развитию личности больного ребенка,
  • формирует в нем эгоцентрические установки,
  • отрицательно сказывается на становлении чувств ответственности и долга.
 Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестком обращении.

Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестком обращении.

Аутичные дети  Современная наука рассматривает ранний детский аутизм (РДА) как первазивное ( pervasive с англ. — всепроникающее, всеохватывающее) расстройство психики.

Аутичные дети

Современная наука рассматривает ранний детский аутизм (РДА) как первазивное ( pervasive с англ. — всепроникающее, всеохватывающее) расстройство психики.

Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, безусловно, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.  Впоследствии эта черта ребенка проявляется в виде социально-бытовой неприспособленности и нарушении социальной адаптации. Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка в адекватном контакте: прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать.

Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, безусловно, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.

Впоследствии эта черта ребенка проявляется в виде социально-бытовой неприспособленности и нарушении социальной адаптации.

Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка в адекватном контакте: прижаться, приласкаться к матери или отцу,

посмотреть им в глаза, побеседовать.

Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких звуков, громкого  голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет взаимодействие близких с ребенком и требует постоянного создания специальных условий для его жизнедеятельности.

Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью.

Дети пугаются резких звуков, громкого

голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет взаимодействие близких с ребенком и требует постоянного создания специальных условий для его жизнедеятельности.

Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального  донора.

Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального

донора.

Для родителей особой психотравмирующей проблемой является отсутствие специального вида коррекционных учреждений для аутичных детей.

Для родителей особой

психотравмирующей проблемой

является отсутствие специального вида

коррекционных учреждений для

аутичных детей.

Дети с задержкой психического развития  с выраженными психопатоподобными  расстройствами поведения  Дети с задержкой психического развития имеют более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий. Возможная «обратимость» возникших нарушений при условии проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный  характер трудностей и делает эту категорию детей одной из перспективных для сознания родителей.

Дети с задержкой психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения

Дети с задержкой психического развития имеют более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий.

Возможная «обратимость» возникших нарушений при условии проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный

характер трудностей и делает эту категорию детей одной из перспективных для сознания родителей.

Эмоциональное воздействие на родителей этой группы имеют различные формы нарушения детского поведения : бессмысленное упрямство, немотивированная грубость, злобность и агрессивность, постоянное желание быть в центре внимания, ярко выраженный эгоизм.

Эмоциональное воздействие на родителей этой группы имеют различные формы нарушения детского поведения :

  • бессмысленное упрямство,
  • немотивированная грубость,
  • злобность и агрессивность,
  • постоянное желание быть в центре внимания,
  • ярко выраженный эгоизм.

 Особое напряжение и повышенное внимание у родителей детей с задержкой психического развития вызывают проблемы, связанные с усвоением учебного материала, личностная незрелость, патология поведения и соматической  сферы, трудности коммуникативного характера, высокая возбудимость и гиперактивность детей.

Особое напряжение и повышенное внимание у родителей детей с задержкой психического развития вызывают проблемы, связанные с

  • усвоением учебного материала,
  • личностная незрелость,
  • патология поведения и соматической

сферы,

  • трудности коммуникативного характера,
  • высокая возбудимость и гиперактивность детей.
Дети с речевой патологией Нарушения речи или ее полное отсутствие являются предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.

Дети с речевой патологией

Нарушения речи или ее полное отсутствие являются предпосылкой к

  • возникновению коммуникативного

барьера,

  • отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.
Дети с сенсорными нарушениями  В группе родителей детей с сенсорными нарушениями можно выделить две категории: родители с нормальным сенсорным развитием родители, страдающие сенсорными нарушениями.  Вторая группа родителей, не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными.

Дети с сенсорными нарушениями

В группе родителей детей с сенсорными нарушениями можно выделить две категории:

  • родители с нормальным сенсорным развитием
  • родители, страдающие сенсорными нарушениями.

Вторая группа родителей, не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными.

Для родителей первой группы сенсорные нарушения у ребенка является препятствием к установлению  естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение таких детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие их личности.

Для родителей первой группы сенсорные нарушения у ребенка является препятствием к установлению

естественного социального контакта и межличностных связей.

Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение таких детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие их личности.

Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей и длительно неформирующаяся личностная зрелость, вследствие чего одной из наиважнейших становится транспортная проблема. Родители постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.

Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются

  • трудности пространственной ориентировки детей
  • и длительно неформирующаяся личностная зрелость, вследствие чего одной из наиважнейших становится транспортная проблема.

Родители постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.

Выраженные нарушения сенсорных функций , отягощенные интеллектуальными расстройствами, вызывают особо тягостные переживания родителей. У детей со сложной структурой дефекта оказывается стабильно нарушена возможность взаимодействия с окружающим миром и, следовательно, возможность развития.

Выраженные нарушения сенсорных функций , отягощенные интеллектуальными расстройствами, вызывают особо тягостные переживания родителей.

У детей со сложной структурой дефекта оказывается стабильно нарушена возможность взаимодействия с окружающим миром и, следовательно, возможность развития.

Чаще всего такие дети помещаются в специальные организации интернатного типа (г. Сергиев Посад) или же в организации социальной защиты. Некоторые семьи длительно не решаются принять подобное решение и оставляют ребенка дома. Отдельные родители, преодолев многие как внутренние, так и внешние преграды, устраиваются на работу по месту обучения и проживания ребенка.

Чаще всего такие дети помещаются в специальные организации интернатного типа (г. Сергиев Посад) или же в организации социальной защиты.

Некоторые семьи длительно не решаются принять подобное решение и оставляют ребенка дома.

Отдельные родители, преодолев многие как внутренние, так и внешние преграды, устраиваются на работу по месту обучения и проживания ребенка.

Психологические портреты  родителей детей с ограниченными возможностями здоровья авторитарный, невротичный, психосоматичный.

Психологические портреты родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

  • авторитарный,
  • невротичный,
  • психосоматичный.
Портрет родителя авторитарного типа К родителям авторитарного типа относится две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория , представленная преобладающей частью родителей, проявляет стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.

Портрет родителя авторитарного типа

К родителям авторитарного типа относится две категории.

  • Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме.
  • Вторая категория , представленная преобладающей частью родителей, проявляет стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка.

На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.

Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не замечать преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-нибудь может произойти чудо и с их ребенком. Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом.
  • Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
  • Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей.
  • Они обладают умением не замечать преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-нибудь может произойти чудо и с их ребенком.
  • Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом.
 Отрицательные свойства данной категории родителей  проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к нему» — может оказаться девизом некоторых из них.

Отрицательные свойства данной категории родителей

  • проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение,
  • в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков,
  • в склонности к участию в ссорах и скандалах,
  • в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка).

«Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к нему» — может оказаться девизом некоторых из них.

В отношениях с ребенком отдельные авторитарные родители используют достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Авторитарные родители часто, не оценивая возможности ребенка реально, выдвигают к нему неадекватные требования.
  • В отношениях с ребенком отдельные авторитарные родители используют достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности или отстраненности от его проблем.
  • Довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение).

При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести.

  • Авторитарные родители часто, не оценивая возможности ребенка реально, выдвигают к нему неадекватные требования.
Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку. Такие родители чрезмерно опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка.
  • Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка.
  • Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку.
  • Такие родители чрезмерно опекают своих детей.
  • У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка.
Портрет родителя невротичного типа  Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция.

Портрет родителя невротичного типа

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция.

Девиз таких родителей «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.

Девиз таких родителей «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!»

У таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению.

Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.

Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать:  «А нам никто не говорил о том, что с ребенком нужно заниматься. Мы ничего и не знали!» Часть родителей, относящихся к данной группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами.

Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать:

«А нам никто не говорил о том, что с ребенком нужно заниматься. Мы ничего и не знали!»

Часть родителей, относящихся к данной группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами.

 В плане воспитания невротичные родители также проявляют свою несостоятельность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка.

В плане воспитания невротичные родители также проявляют свою несостоятельность.

  • Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка.
  • Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка.
Портрет родителя психосоматичного типа Это самая многочисленная категория родителей. У таких родителей проявляются черты, присущие родителям как первого, так и второго из описанных выше типов. У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но аффективное реагирование на стресс не выносится во внешний план.

Портрет родителя психосоматичного типа

  • Это самая многочисленная категория родителей.
  • У таких родителей проявляются черты, присущие родителям как первого, так и второго из описанных выше типов.
  • У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но аффективное реагирование на стресс не выносится во внешний план.
В поведении, как правило, проявляется нормативность. Они ведут себя корректно и сдержанно, иногда замкнуто. Проблема ребенка, часто скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри.
  • В поведении, как правило, проявляется нормативность.
  • Они ведут себя корректно и сдержанно, иногда замкнуто.
  • Проблема ребенка, часто скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри.
Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Они практически не отдыхают, как авторитарные, и не жалуются на потребность в отдыхе, как невротичные.
  • Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи.
  • Они практически не отдыхают, как авторитарные, и не жалуются на потребность в отдыхе, как невротичные.
Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.
  • Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов.
  • В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.
Модели воспитания в семьях  детей с ограниченными возможностями  здоровья В семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в силу описанных выше причин родителями часто используются неправильные типы воспитания.

Модели воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья

В семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в силу описанных выше причин родителями часто используются неправильные типы воспитания.

Гиперопека.  Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сделать сам. Ребенка как бы помещают в «тепличные» условия: он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Жалея ребенка и стремясь оказать ему помощь, родители сами ограничивают возможности его развития.

Гиперопека.

  • Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сделать сам.
  • Ребенка как бы помещают в «тепличные» условия: он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания.
  • Жалея ребенка и стремясь оказать ему помощь, родители сами ограничивают возможности его развития.
 Противоречивое воспитание.  Ребенок с ОВЗ может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать слишком «мягкую» позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется.

Противоречивое воспитание.

  • Ребенок с ОВЗ может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования.
  • Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать слишком «мягкую» позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности Ведет к возникновению у ребенка хронического перенапряжения. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которыми ребенку с ОВЗ, в силу имеющихся нарушений, трудно справиться.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

  • Ведет к возникновению у ребенка хронического перенапряжения.
  • Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которыми ребенку с ОВЗ, в силу имеющихся нарушений, трудно справиться.
Авторитарная гиперсоциализация. К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие  социальные установки. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки. Родители, использующие такой тип воспитания, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.

Авторитарная гиперсоциализация.

  • К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие

социальные установки.

  • Они все время завышают возможности

ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки.

  • Родители, использующие такой тип воспитания, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.
Воспитание в «культе» болезни. Многие родители фор мируют в семье отношение к ребенку как к «больному». При таком характере взаимоотношений ребенку свойственны мнительность, страх перед любым недугом (ребенок никогда не ест  мороженого, так как боится простудиться; не играет со сверстниками во дворе в «классики», так как боится сломать при прыжках ногу, и т.п.). Ребенок относится к себе, как к «больному», поэтому у него формируется представление о себе, как о слабом, не способном к большим достижениям человеке.

Воспитание в «культе» болезни.

  • Многие родители фор мируют в семье отношение к ребенку как к «больному».
  • При таком характере взаимоотношений ребенку свойственны мнительность, страх перед любым недугом (ребенок никогда не ест

мороженого, так как боится простудиться; не играет со сверстниками во дворе в «классики», так как боится сломать при прыжках ногу, и т.п.).

  • Ребенок относится к себе, как к «больному», поэтому у него формируется представление о себе, как о слабом, не способном к большим достижениям человеке.
Симбиотический тип воспитания Развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка.  Чаще подобный воспитательный подход встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку. Такая материнская любовь искажает возможности не только собственной личности, но и личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви.

Симбиотический тип воспитания

  • Развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка.
  • Чаще подобный воспитательный подход встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку.
  • Такая материнская любовь искажает возможности не только собственной личности, но и личностного развития ребенка.
  • В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви.
Тип воспитания «маленький неудачник» Родители , использующие этот воспитательный подход, приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети постоянно проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как «крест» на всю жизнь.

Тип воспитания «маленький неудачник»

  • Родители , использующие этот воспитательный подход, приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни.
  • Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети постоянно проявляют неуспешность и неумелость.
  • Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как «крест» на всю жизнь.
 Гипоопека  Этот тип воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (в семьях наркоманов, алкоголиков, ведущих асоциальный образ жизни) или в семьях, где ребенок с нарушениями в развитии не имеет ценности в силу этих отклонений. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Обычно в таком же положении находятся и его здоровые братья и сестры.

Гипоопека

  • Этот тип воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (в семьях наркоманов, алкоголиков, ведущих асоциальный образ жизни) или в семьях, где ребенок с нарушениями в развитии не имеет ценности в силу этих отклонений.
  • Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Обычно в таком же положении находятся и его здоровые братья и сестры.
Отвержение ребенка Отсутствие любви к ребенку бывает в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов.  В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.

Отвержение ребенка

  • Отсутствие любви к ребенку бывает в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов.
  • В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.
 Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.

Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.

 В связи с этим необходимо решить следующие задачи:   сформировать мотивацию к такому участию; научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации;  научить эффективным способам взаимодействия с ребенком; вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии  развития;  обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях; сформировать адекватную самооценку.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать мотивацию к такому участию;
  • научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации;
  • научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
  • вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии

развития;

  • обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;
  • сформировать адекватную самооценку.
Система работы с родителями включает следующие этапы. Первый этап. Первичная диагностика ребенка и его семьи.  Диагностика – организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также  определение эффективности проведенной работы.

Система работы с родителями включает следующие этапы.

  • Первый этап.

Первичная диагностика ребенка и его семьи.

Диагностика – организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также

определение эффективности проведенной работы.

 На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом (психологом, дефектологом, логопедом), который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия.

На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом (психологом, дефектологом, логопедом), который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия.

На первом этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации. Для этого можно использовать следующие приемы при обсуждении результатов диагностики:
  • На первом этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации.
  • Для этого можно использовать следующие приемы при обсуждении результатов диагностики:
информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;  объяснить значение их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;  показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;  помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь;  рассказать об опыте других семей в таком положении, привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе.
  • информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;

  • объяснить значение их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;

  • показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;

  • помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь;

  • рассказать об опыте других семей в таком положении, привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе.
Второй этап. Более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта и т.д. Необходимо ознакомить родителей с  реализуемыми формами работы с семьей.
  • Второй этап.

Более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта и т.д.

Необходимо ознакомить родителей с

реализуемыми формами работы с семьей.

Третий этап. Психологическая, коррекционно-педагогическая, медицинская помощь семье.
  • Третий этап.

Психологическая, коррекционно-педагогическая, медицинская помощь семье.

Психокоррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результатом данной работы является: оптимизация детско-родительских взаимоотношений; коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; обучение родителей психологическим приемам саморегуляции; формирование у родителей активной жизненной позиции.
  • Психокоррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  • Результатом данной работы является:
  • оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
  • коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
  • формирование у родителей активной жизненной позиции.
На групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи. Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т.п.
  • На групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи.
  • Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т.п.
 Коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование у родителей представлений о

  • технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями,
  • обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Результатами данной работы является: формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями; обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Результатами данной работы является:

  • формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
  • обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
 На данном этапе работы педагог знакомит родителей с приемами коррекционной работы, способам развития и формирования:    двигательной сферы и навыков самообслуживания; мелкой моторики и зрительно-моторной координации; познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; речи и коммуникативной сферы ребенка; ведущей деятельности ребенка. Обучение проводится специалистами на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка.

На данном этапе работы педагог знакомит родителей с приемами коррекционной работы, способам развития и формирования:

  • двигательной сферы и навыков самообслуживания;
  • мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
  • познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • речи и коммуникативной сферы ребенка;
  • ведущей деятельности ребенка.
  • Обучение проводится специалистами на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка.
Формы участия родителей на третьем этапе. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.  На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком.

Формы участия родителей на третьем этапе.

  • Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.

На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком.

Просветительская работа через консультации, беседы. Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.
  • Просветительская работа через консультации, беседы.

Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.

 Лекции для родителей, цель которых: познакомить родителей с этапами психического развития ребенка; познакомить с основами и принципами методов воспитания и обучения, организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье; условиями реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома; закономерностями аномального развития. В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения.
  • Лекции для родителей, цель которых:
  • познакомить родителей с этапами психического развития ребенка;
  • познакомить с основами и принципами методов воспитания и обучения, организацией
  • предметно–развивающего пространства для ребенка в семье;
  • условиями реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома;
  • закономерностями аномального развития.

В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения.

Тренинг для родителей детей с ОВЗ. В ходе тренинга решаются следующие задачи : выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;  снятие чувства вины родителей; повышение самооценки участников; самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции;  развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно– ориентированного подхода;  повышение компетентности родителей в общении с детьми.
  • Тренинг для родителей детей с ОВЗ.

В ходе тренинга решаются следующие задачи :

  • выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;
  • снятие чувства вины родителей;
  • повышение самооценки участников;
  • самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской
  • позиции;
  • развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно–
  • ориентированного подхода;
  • повышение компетентности родителей в общении с детьми.
Клубная работа Работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями: 1. Родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; 2. Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху; 3. Видят важность раннего вмешательства; 4. Принимают неискаженную реальность без обещания «золотых гор», получают объективную информацию, с описанием перспективы; 5. Понимают, что путь к цели будет трудным и долгим.
  • Клубная работа

Работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями:

  • 1. Родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
  • 2. Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;
  • 3. Видят важность раннего вмешательства;
  • 4. Принимают неискаженную реальность без обещания «золотых гор», получают объективную информацию, с описанием перспективы;
  • 5. Понимают, что путь к цели будет трудным и долгим.
 Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!