Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Семья — микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, — реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.
Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.
Можно выделить следующие основные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ:
- Медицинские проблемы.
- Социальные проблемы, в том числе негативное отношение со стороны общества.
- Экономические проблемы, ухудшение качества жизни.
- Проблемы внутрисемейных отношений, проблемы личного плана.
- Самоизоляция потеря смысла жизни .
Психологи (Р.Ф.Майрамян, О.К.Агавелян) выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления позиции родителей к ребенку с ОВЗ:
- Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
- Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
- Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, следствием отсутствия у него положительных изменений».
- Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям .
Значительное влияние на условия воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье оказывает та позиция, которую занимает мать в отношении к своему ребенку.
Выделяют 4 позиции:
- 1. Мать любит своего ребенка и принимает его дефект «Мой ребенок С ОВЗ, но я все сделаю, чтобы он стал полноценной личностью».
- 2 Мать любит своего ребенка, но дефекта не принимает «Мой ребенок не такой, как говорят, и я докажу это».
- 3. Мать не любит своего ребенка, но дефект принимает «Я мирюсь с тем, что мой ребенок с ОВЗ, но хочу, как можно меньше иметь с ним дела».
- 4. Мать не любит своего ребенка и дефекта его не принимает «У меня не может и не должно быть особенного ребенка».
Дефект в развитии ребенка
как доминирующая причина травматизации
психоэмоциональной сферы его родителей
В качестве психотравмирующего фактора,
определяющего характер личностных
переживаний родителей детей с ОВЗ,
выступает комплекс психических, сенсорных,
речевых, двигательных и эмоционально
личностных расстройств, характеризующих ту
или иную аномалию детского развития.
Дети с нарушением интеллек та
Специфика нарушений психического здоровья детей с нарушением интеллекта характеризуется, в первую очередь ,
- тотальным недоразвитием высших корковых функций,
- инертностью психических процессов,
- тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком
дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.
Предметом глубоких эмоциональных переживаний родителей и близких детей с нарушением интеллекта являются особенности их психофизических нарушений и, в первую очередь, недостаточность интеллектуальной деятельности.
В связи с этим тяжесть патогенного воздействия нарушений развития детей с нарушением интеллекта на психику их родителей зависит от таких характеристик нарушения интеллекта, как
- стойкость (т.е. необратимость),
- длительность,
- степень выраженности (тяжесть, глубина поражения)
- характер интеллектуального дефекта.
Именно интеллектуальный дефект является для родителей и близких детей с нарушением интеллекта психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики, в целом исключает возможность полного выздоровления ребенка, его социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме.
Родители детей с нарушением интеллекта чрезвычайно страшатся
и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку.
Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.).
Ребенок с нарушением интеллекта,
подросток или взрослый воспринимается
как близкими людьми, так и в обществе
чаще негативно, с насмешкой, хотя в
отдельных случаях такое отношение
сопровождается избирательной
жалостью или снисхождением.
Отношение матерей к детям с нарушением интеллекта имеет противоречивый характер.
- С одной стороны, матери проявляют жалость к детям. Несостоятельность детей с нарушением интеллекта заставляет матерей опекать и контролировать их.
- С другой стороны, у матерей детей с нарушением интеллекта часто проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности.
Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания.
Дети с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП)
характеризуется сочетанием триады расстройств:
двигательных речевых
психических
с сопутствующими нарушениями зрения,
слуха и сенсомоторной чувствительности.
Наиболее травмирующими психику родителей детей с ДЦП оказывают двигательные расстройства.
Во-первых, они сопровождаются заметными признаками «внешнего калечества»: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация.
По свидетельствам родителей, это привлекает постоянное внимание окружающих и, таким образом, травмирует сознание близких ребенка .
Во-вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий.
Поиск, покупка и использование специальных средств для передвижения приводят к повышенным материальным затратам родителей, что тоже входит в спектр их переживаний и забот.
Тяжелые переживания вызывают у родителей и нарушения коммуникации с ребенком при речевых расстройствах, а также проблемы в познавательной сфере при снижении уровня интеллектуальной деятельности.
Преобладающим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети и подростки с детским церебральным параличом, является гиперопека .
Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной преданности ему.
Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем, матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей.
Эта модель воспитания приводит к
- психопатическому развитию личности больного ребенка,
- формирует в нем эгоцентрические установки,
- отрицательно сказывается на становлении чувств ответственности и долга.
Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестком обращении.
Аутичные дети
Современная наука рассматривает ранний детский аутизм (РДА) как первазивное ( pervasive с англ. — всепроникающее, всеохватывающее) расстройство психики.
Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, безусловно, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.
Впоследствии эта черта ребенка проявляется в виде социально-бытовой неприспособленности и нарушении социальной адаптации.
Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка в адекватном контакте: прижаться, приласкаться к матери или отцу,
посмотреть им в глаза, побеседовать.
Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью.
Дети пугаются резких звуков, громкого
голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет взаимодействие близких с ребенком и требует постоянного создания специальных условий для его жизнедеятельности.
Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального
донора.
Для родителей особой
психотравмирующей проблемой
является отсутствие специального вида
коррекционных учреждений для
аутичных детей.
Дети с задержкой психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения
Дети с задержкой психического развития имеют более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий.
Возможная «обратимость» возникших нарушений при условии проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный
характер трудностей и делает эту категорию детей одной из перспективных для сознания родителей.
Эмоциональное воздействие на родителей этой группы имеют различные формы нарушения детского поведения :
- бессмысленное упрямство,
- немотивированная грубость,
- злобность и агрессивность,
- постоянное желание быть в центре внимания,
- ярко выраженный эгоизм.
Особое напряжение и повышенное внимание у родителей детей с задержкой психического развития вызывают проблемы, связанные с
- усвоением учебного материала,
- личностная незрелость,
- патология поведения и соматической
сферы,
- трудности коммуникативного характера,
- высокая возбудимость и гиперактивность детей.
Дети с речевой патологией
Нарушения речи или ее полное отсутствие являются предпосылкой к
- возникновению коммуникативного
барьера,
- отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.
Дети с сенсорными нарушениями
В группе родителей детей с сенсорными нарушениями можно выделить две категории:
- родители с нормальным сенсорным развитием
- родители, страдающие сенсорными нарушениями.
Вторая группа родителей, не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными.
Для родителей первой группы сенсорные нарушения у ребенка является препятствием к установлению
естественного социального контакта и межличностных связей.
Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение таких детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие их личности.
Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются
- трудности пространственной ориентировки детей
- и длительно неформирующаяся личностная зрелость, вследствие чего одной из наиважнейших становится транспортная проблема.
Родители постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.
Выраженные нарушения сенсорных функций , отягощенные интеллектуальными расстройствами, вызывают особо тягостные переживания родителей.
У детей со сложной структурой дефекта оказывается стабильно нарушена возможность взаимодействия с окружающим миром и, следовательно, возможность развития.
Чаще всего такие дети помещаются в специальные организации интернатного типа (г. Сергиев Посад) или же в организации социальной защиты.
Некоторые семьи длительно не решаются принять подобное решение и оставляют ребенка дома.
Отдельные родители, преодолев многие как внутренние, так и внешние преграды, устраиваются на работу по месту обучения и проживания ребенка.
Психологические портреты родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
- авторитарный,
- невротичный,
- психосоматичный.
Портрет родителя авторитарного типа
К родителям авторитарного типа относится две категории.
- Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме.
- Вторая категория , представленная преобладающей частью родителей, проявляет стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка.
На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.
- Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
- Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей.
- Они обладают умением не замечать преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-нибудь может произойти чудо и с их ребенком.
- Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом.
Отрицательные свойства данной категории родителей
- проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение,
- в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков,
- в склонности к участию в ссорах и скандалах,
- в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка).
«Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к нему» — может оказаться девизом некоторых из них.
- В отношениях с ребенком отдельные авторитарные родители используют достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности или отстраненности от его проблем.
- Довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение).
При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести.
- Авторитарные родители часто, не оценивая возможности ребенка реально, выдвигают к нему неадекватные требования.
- Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка.
- Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку.
- Такие родители чрезмерно опекают своих детей.
- У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка.
Портрет родителя невротичного типа
Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция.
Девиз таких родителей «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!»
У таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению.
Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.
Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать:
«А нам никто не говорил о том, что с ребенком нужно заниматься. Мы ничего и не знали!»
Часть родителей, относящихся к данной группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами.
В плане воспитания невротичные родители также проявляют свою несостоятельность.
- Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка.
- Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка.
Портрет родителя психосоматичного типа
- Это самая многочисленная категория родителей.
- У таких родителей проявляются черты, присущие родителям как первого, так и второго из описанных выше типов.
- У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но аффективное реагирование на стресс не выносится во внешний план.
- В поведении, как правило, проявляется нормативность.
- Они ведут себя корректно и сдержанно, иногда замкнуто.
- Проблема ребенка, часто скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри.
- Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи.
- Они практически не отдыхают, как авторитарные, и не жалуются на потребность в отдыхе, как невротичные.
- Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов.
- В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.
Модели воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья
В семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в силу описанных выше причин родителями часто используются неправильные типы воспитания.
Гиперопека.
- Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сделать сам.
- Ребенка как бы помещают в «тепличные» условия: он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания.
- Жалея ребенка и стремясь оказать ему помощь, родители сами ограничивают возможности его развития.
Противоречивое воспитание.
- Ребенок с ОВЗ может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования.
- Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать слишком «мягкую» позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
- Ведет к возникновению у ребенка хронического перенапряжения.
- Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которыми ребенку с ОВЗ, в силу имеющихся нарушений, трудно справиться.
Авторитарная гиперсоциализация.
- К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие
социальные установки.
- Они все время завышают возможности
ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки.
- Родители, использующие такой тип воспитания, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.
Воспитание в «культе» болезни.
- Многие родители фор мируют в семье отношение к ребенку как к «больному».
- При таком характере взаимоотношений ребенку свойственны мнительность, страх перед любым недугом (ребенок никогда не ест
мороженого, так как боится простудиться; не играет со сверстниками во дворе в «классики», так как боится сломать при прыжках ногу, и т.п.).
- Ребенок относится к себе, как к «больному», поэтому у него формируется представление о себе, как о слабом, не способном к большим достижениям человеке.
Симбиотический тип воспитания
- Развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка.
- Чаще подобный воспитательный подход встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку.
- Такая материнская любовь искажает возможности не только собственной личности, но и личностного развития ребенка.
- В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви.
Тип воспитания «маленький неудачник»
- Родители , использующие этот воспитательный подход, приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни.
- Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети постоянно проявляют неуспешность и неумелость.
- Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как «крест» на всю жизнь.
Гипоопека
- Этот тип воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (в семьях наркоманов, алкоголиков, ведущих асоциальный образ жизни) или в семьях, где ребенок с нарушениями в развитии не имеет ценности в силу этих отклонений.
- Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Обычно в таком же положении находятся и его здоровые братья и сестры.
Отвержение ребенка
- Отсутствие любви к ребенку бывает в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов.
- В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.
Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- сформировать мотивацию к такому участию;
- научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации;
- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии
развития;
- обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;
- сформировать адекватную самооценку.
Система работы с родителями включает следующие этапы.
Первичная диагностика ребенка и его семьи.
Диагностика – организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также
определение эффективности проведенной работы.
На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом (психологом, дефектологом, логопедом), который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия.
- На первом этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации.
- Для этого можно использовать следующие приемы при обсуждении результатов диагностики:
- информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;
- объяснить значение их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;
- показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;
- помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь;
- рассказать об опыте других семей в таком положении, привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе.
Более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта и т.д.
Необходимо ознакомить родителей с
реализуемыми формами работы с семьей.
Психологическая, коррекционно-педагогическая, медицинская помощь семье.
- Психокоррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
- Результатом данной работы является:
- оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
- коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
- формирование у родителей активной жизненной позиции.
- На групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи.
- Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т.п.
Коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование у родителей представлений о
- технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями,
- обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Результатами данной работы является:
- формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
- обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
На данном этапе работы педагог знакомит родителей с приемами коррекционной работы, способам развития и формирования:
- двигательной сферы и навыков самообслуживания;
- мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
- познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
- речи и коммуникативной сферы ребенка;
- ведущей деятельности ребенка.
- Обучение проводится специалистами на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка.
Формы участия родителей на третьем этапе.
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком.
- Просветительская работа через консультации, беседы.
Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.
- Лекции для родителей, цель которых:
- познакомить родителей с этапами психического развития ребенка;
- познакомить с основами и принципами методов воспитания и обучения, организацией
- предметно–развивающего пространства для ребенка в семье;
- условиями реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома;
- закономерностями аномального развития.
В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения.
- Тренинг для родителей детей с ОВЗ.
В ходе тренинга решаются следующие задачи :
- выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;
- снятие чувства вины родителей;
- повышение самооценки участников;
- самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской
- позиции;
- развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно–
- ориентированного подхода;
- повышение компетентности родителей в общении с детьми.
Работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями:
- 1. Родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
- 2. Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;
- 3. Видят важность раннего вмешательства;
- 4. Принимают неискаженную реальность без обещания «золотых гор», получают объективную информацию, с описанием перспективы;
- 5. Понимают, что путь к цели будет трудным и долгим.
Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.
Спасибо за внимание!