СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психопрофилактика в ДОУ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психопрофилактика в ДОУ»

Лекция для молодых специалистов - педагогов-психологов

«Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО»


Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО, по нашему мнению, реализуется в триединстве таких направлений деятельности как: собственно психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование.

Психологическая профилактика понимается нами как целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов: по предупреждению возможных социально-психологических проблем; по созданию благоприятного психологического климата; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психологическая профилактика — обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей (Веракса А. Н., 2).

Психологическое просвещение — это повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Психологическое просвещение — формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта (Веракса А. Н., 2).
Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

   Психологическое консультирование — консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития (Веракса А. Н., 2)..

Содержание деятельности педагога-психолога по направлениям психологическое консультирование, психологическое просвещение, психопрофилактика (выдержки из Рабочей программы педагога-психолога)



Дети


Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

  • анализ анамнестических данных вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

  • отслеживание динамики социально-личностного развития детей; содействие благоприятному психологическому климату в группе.

  • участие в экспертной оценке проектируемой развивающей предметно-пространственной среды;

  • проведение психопрофилактических занятий, тренингов, ИРС, совместной игровой деятельности с детьми.


Родители



Цель: повышение психологической и педагогической компетентности (в том числе по вопросам воспитания детей с проблемами в развитии, особыми образовательными потребностями).

  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

  • консультирование по вопросам воспитания и развития ребёнка;

  • консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.


Педагоги


Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов; способствование личностному и профессиональному росту; повышение психологической компетентности (в том числе по вопросам воспитания детей с проблемами в развитии, особыми образовательными потребностями).

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • семинары, лекции, практикумы;

  • тренинговые занятия;

  • беседы;

  • подготовка буклетов, памяток, оформление информационных стендов, подбор и распространение литературы и т.п.



Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами детского сада.

Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с администрацией и остальным персоналом детского сада. Грамотная профессиональная деятельность педагога-психолога, дополненная конструктивным имиджем, формирует партнерские отношения специалиста со взрослыми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Наиболее эффективно выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждая коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации»: передаче родителям и воспитателям знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой и т.п.

Важно отметить, что психологическое просвещение в нашем ДОУ не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты диагностических исследований детей и взрослых, обязательно учитывается так же квалификация педагогов и образовательный уровень родителей.

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны, в нашем ДОУ в последнее время отдается предпочтение интерактивным мероприятиям.

Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. Нами замечено, что чаще всего воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих их работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, гиперактивных. После диагностики, наблюдений за дошкольниками важно обсудить с педагогами каждого ребенка, особенно отличающихся личностным неблагополучием: застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой «диагноз» и предложить соответствующий «рецепт». Удача, если особенности подхода к тому или иному ребенку психолог и воспитатель вырабатывают совместно, выстраивая план совместного сопровождения. Иногда необходимы дополнительные беседы, индивидуальные консультации с воспитателем с целью изменить его педагогические установки, отношение к отдельным детям или даже к группе в целом. Это очень сложная работа. Поэтому своей работе использую именно психопрофилактические меры, готовя почву для изменения сложившихся стереотипов профессиональной деятельности педагога.

Психопрофилактическая работа с детьми

Включает два основных направления:

  • развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации у детей 5-6 лет (старшие группы ДОО), доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе, посредством «Тренинга общения» Ионовой В., Мининой Н. (1999 г.), тренинг способствует самопознанию, дает дошкольникам знания о средствах общения, развивает гибкость поведения, рефлексию, оптимизирует общение детей со сверстниками и взрослыми.

  • развитие эмоциональной сферы детей средних групп на занятиях по программе Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь…» (2003г.) Дети знакомятся с основными эмоциями, учатся ориентироваться в чувствах окружающих, передавать эмоции вербально и с помощью выразительных движений.

Направления продиктованы актуальными для данных возрастов проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме фронтальных занятий 1 раз в неделю на базе группы.

Основные методы, используемые в процессе психопрофилактической организованной детской деятельности: игры с правилами; дидактические игры; игровые упражнения; беседа, ситуативный разговор; решение проблемных ситуаций; просмотр презентаций и видео роликов; рассматривание иллюстраций, фото; Предпочтение отводится играм: парным, подгрупповым, групповым.

При необходимости с детьми проводятся разовые мероприятия: коммуникативные игры, праздники здоровья, дискотеки, развлечения, где педагог-психолог проводит часть мероприятия, играет какого-либо персонажа или является ведущим. Такое неформальное общение укрепляет доверие, позволяет посмотреть друг на друга с новой стороны.

Для улучшения самочувствия детей в нашем детском саду мы приближаем их жизнь в группах к домашней обстановке, обогащая пространственную предметно-развивающую среду и налаживаем более тесную связь с семьей.

Формы психопрофилактической работы с родителями

Общаясь с родителями воспитанников, мы замечаем, что они бывают достаточно поверхностно осведомлены о возрастных особенностях и психологических аспектах развития своих детей. Более того, многие из них искушаются обманчивыми тенденциями современной массовой культуры, находятся под влиянием педагогически сомнительных советов и наставлений, пребывают во власти собственных страхов или амбиций.

Поэтому мы активно вовлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс, что побуждает их занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку, повышает чувство родительской ответственности.

В работе с родителями используются коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы.

коллективные формы

индивидуальные формы

наглядные формы

  • родительские собрания

  • семинары

  • лекции

  • тренинги

  • консультации

  • акции

  • проекты

  • тематические выставки психологической литературы

  • беседы

  • консультации

  • подбор и распространение литературы

  • информационные стенды

  • папки-передвижки;

  • буклеты

  • лифлет-колдеры

  • памятки


Постоянно разрабатываются и пополняются информационно-методические материалы для стендов, информационных папок, темы: «Родителям будущих первоклассников», «Что делать, если ребенок боится темноты?», «Как вести себя с агрессивным ребенком?», «Не хочу! Не буду!», «Если малыш боится врачей», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Что делать, если ребенок кусается?», «Как общаться с застенчивым ребенком?», «Ошибки родителей», «Если малыш боится насекомых» и др.

В каждой группе нашего сада есть стенд или информационная папка (в форме знакомой всем папки-передвижки или мягкой папки-скоросшивателя) с рекомендациями, актуальной информацией от педагога-психолога.

Мероприятия для педагогов, проводимые педагогом-психологом в рамках реализации годового плана ДОУ, зачастую заканчиваются вручением «подарков» - методических материалов по теме встречи. Родители так же получают на консультациях буклеты и памятки от психолога, помогающие структурировать услышанную информацию или со временем освежить её в памяти.

Интересный проект «Ловкие помощники» совместно с воспитателями средней группы общеразвивающей направленности реализован в 2014-2015 годах. Он был посвящен разработке системной психолого-педагогической работы с участниками учебно-воспитательного процесса, направленной на развитие мелкой моторики рук дошкольников. Для нас была важна ранняя профилактика речевых нарушений детей, их эмоционально-личностного развития, детско-родительских отношений; повышение психолого-педагогической культуры родителей.

В рамках проведения «Недели психологии», «Дней открытых дверей» и по желанию, приглашаем родителей посещать открытые психопрофилактические занятия педагога-психолога с детьми, тренинги, ИРС, совместную игровую деятельность, интерактивные родительские собрания в форме круглых столов, игровых тренингов, диспутов.

При разработке тематики родительских собраний обязательно учитывается возраст детей и актуальность рассматриваемых тем:

1. «Адаптация ребенка к ДОУ». «Оптимизация адаптации ребенка к д/с».

2. «Кризисы 3-х лет и 6-7 лет». «Я-сам!: кризис 3 лет. Развитие самостоятельности малышей».

3. «Особенности развития познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с ТНР».

4. «О дисциплине и послушании».

5. «Как реагировать на детские капризы».

6.«Психологическая готовность детей к школьному обучению». «Профилактика школьной дезадаптации». «Подготовка к школе родителей».

7. «Особенности психического развития детей» (для всех возрастных групп).

8. «Игротерапия на дому: как успокоить ребенка?».

9. «Секреты спокойной жизни».

10. «Почему дети рисуют монстров?»

11. «Какого цвета ваш ребенок?»

12. «Что делать, если ребенок дерется?»

13. «Ябеда-корябеда!»

14. «Развиваем ребенка»

15. «Игра? Игра!»

16. Тренинг «Давайте познакомимся!»

17. Тренинг «Учимся общаться»

18. Тренинг «Развитие ребенка игровыми методами»

19. «Психосексуальное развитие детей 3-4 лет»

20. «Воспитание самостоятельности у детей»

21. «Гаджеты и интернет безопастность» и т.д.

Наработки по данному направлению не лежат «мертвым грузом» в период между собраниями. Например, в 2014 году я участвовала в городском конкурсе по здоровому образу жизни с серией родительских собраний под общей темой: «Сохранение психофизического здоровья детей дошкольного возраста», заняла 3 место. В рамках работы в муниципальном проекте «Основы семейного воспитания» конспекты родительских собраний для дошкольников послужили основой для разработки выступлений перед родителями школьников в ходе ежегодного мероприятия «Психологический десант».

Ежегодно методическая копилка кабинета пополняется новыми конспектами родительских собраний, благодаря запросам заинтересованных педагогов, родителей и администрации.

Формы психопрофилактической работы с педагогами

Обеспечение тесной взаимосвязи в работе педагога-психолога с воспитателями и специалистами – важнейший аспект образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная психопрофилактическая работа педагога-психолога повышает эффективность педагогического процесса, оптимизирует его организацию и содержание.

В нашем д/с в работе педагога-психолога с педагогами используются разные формы взаимодействия:

групповые

индивидуальные

  • советы педагогов

  • педагогические мастерские

  • мастер – классы

  • консультации

  • семинары – практикумы

  • деловые игры

  • взаимопросмотры

  • презентации

  • акции

  • тренинги

  • собеседования

  • консультации

  • посещение и анализ ИРС, НОД молодых педагогов

  • микрогрупповая работа (при подготовке открытых мероприятий)


Темы проводимых мероприятий в нашем детском саду варьируются в зависимости от конкретных запросов участников воспитательно - образовательного процесса, особенностей детей, задач годового плана ДОУ и плана работы сада как ресурсного центра (направление работы – речевое развитие, с 2017 г.- художественно-эстетическое развитие), вот некоторые из них:

В рамках работы ДОО как ресурсного центра проведены:

  1. Педагогическая мастерская для педагогов ДОО города, тема: «Индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения успешного речевого развития каждого воспитанника».

  2. Коммуникативный тренинг в рамках семинара «Игровая образовательная ситуация как средство становления начальной коммуникативной компетентности ребенка».

Реализация годовых задач ДОО воплотилась в таких мероприятиях, проведенных в разные годы работы педагога-психолога:

  1. Консультации

  • «Репрезентативные системы человека»

  • «Осторожно, детские книги!»

  • «Сладкий» пальчик, или почему дети сосут пальцы?»

  • «Влияние цвета на психическое состояние участников педагогического процесса»

  • «Портфолио педагога детского сада»

  • «Приёмы и методы разрешения детских конфликтов в игровой деятельности»

  1. Семинары-практикумы

  • «Имидж современного педагога»

  • «Спящий или потерянный? Секреты работы «спящего» мозга»

  • «Профилактика тревожности ребенка посредством психологической поддержки»

  • «Типы проблемных семей и семейного воспитания»

  • «Формирование внутренней мотивации деятельности педагогов»

  • «Сохранение психического здоровья детей раннего возраста через профилактику психоэмоционального напряжения»

  1. Практикум «Куклотерапия»

  2. Тренинги

  • «Интегративная игротерапия в воспитании агрессивных дошкольников»

  • «Эффективные техники общения в работе педагога»

  1. Советы педагогов

  • Психологический КВН «Развитие творческого потенциала педагогов»

  • «Игра как форма организации детской деятельности»

  • «Технологии педагогического общения с родителями»

  • «Компетентностный подход в ДОУ»

  1. Мастер-классы

  • «Основы толерантного общения»

  • «Оздоровительные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

  • «Профилактика психического здоровья участников образовательного процесса»

  • «Использование техники «Я - сообщения» в практике работы с родителями»

В течение всего срока работы в МАДОУ №20 «Дружный хоровод» планирую и реализую с коллективом детского сада систему мероприятий, способствующих профилактике профессионального выгорания, улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми и развитию их творческого потенциала.

1.Тренинги

  • «Стрессменеджмент»

  • «Корпоративная этика в условиях работы дошкольного учреждения»

  • «Формирование навыков конструктивного общения у педагогов».

  • «Профилактика психического здоровья участников образовательного процесса посредством игровых методов».

  1. Семинары-практикумы
  • «Синдром эмоционального выгорания. Что делать, чтобы не «сгореть» на работе?»
  • «Профилактика профессионального выгорания»
  • «Позитивное мышление как способ профилактики эмоционального выгорания педагога»
3. Практикум «Мандала-терапия как способ оптимизации эмоционального состояния детей и взрослых».

Провожу так же психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждаю возникшие сложные педагогические ситуации в группах и совместно с воспитателями намечаю пути их решения.

Консультативная работа

Консультирование педагогов по вопросам:

  • организации и ознакомления с результатами запланированного обследования детей;

  • организации взаимодействия в учебно- воспитательном процессе;

  • организации и проведению работы с родителями;

  • воспитания, обучения и развития детей;

  • особенности адаптации детей–логопатов, малышей раннего возраста;

Консультирование родителей воспитанников по вопросам:

  • ознакомления с результатами обследования ребенка;

  • воспитания, обучения и развития;

  • особенности адаптации малышей к ДОУ, группе;

Консультации для молодых родителей:

  • «Что делать, если ребенок капризничает?»

  • «Что делать, если ребенок не хочет есть?»

  • «Почему дети не убирают игрушки?»

  • по запросам.

Консультации для родителей неорганизованных детей:

  • «Что делать, если ребенок не слушается?»

  • «Что делать, если ребенок кусается?»

  • «В какие игры играть с детьми 2-3 лет»

  • по запросам.

Консультации для детей

Этой категории консультаций нет в перечне документации педагога-психолога детского сада. В моей практике было несколько таких консультаций по просьбе родителей: с детьми, потерявшими папу или маму (бабушку, дедушку), с детьми в ситуации развода родителей.

Планированию консультативной работы помогает журнал записи на консультации. Информация о нем доносится до родителей на групповых родительских собраниях и в объявлении о начале консультаций в данной группе. Консультации проводятся преимущественно вечером во вторую смену, но при необходимости, встречаюсь с родителями в тихий час, изредка консультирую по телефону, был опыт выхода на дом к родительнице с ограниченными возможностями здоровья.

Психопрофилактическая работа реализуется и в процессе сотрудничества с социальными институтами:

Система организации совместной деятельности ДОУ с социумом включает:

- заключение договора о совместной работе;

- составление плана совместной работы;

- информирование родителей о проводимых мероприятиях;

- активное участие родителей в запланированных мероприятиях;

- проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;

- совместные совещания по итогам учебного года.

Образование

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»

  • взаимодействие с педагогом-психологом МОУ «СОШ №23» по вопросам преемственности;

  • в рамках совместной работы в муниципальном проекте «Основы семейного воспитания» по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников;

Ежегодно вместе с педагогом-психологом МОУ «СОШ №23» Савинской Ю.Н. организуем мини-консилиум «Выпускники ДОУ: знакомимся с психологическими особенностями» и родительское собрание «Как правильно подготовить ребенка к школе?».

МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования»

  • участие в работе ГПО педагогов-психологов МДОУ – выступления по актуальным вопросам развития детей ДОУ;

  • С 2011 г. активно работаю в муниципальном проекте «Основы семейного воспитания» совместно с педагогами-психологами МДОУ, СОШ города.

  • С 2014 г. провожу мероприятия в рамках участия в муниципальном проекте «Наставничество» совместно с педагогами-психологами ДОУ города.

Северодвинский филиал «Северного (Арктического) федерального университета» имени М. В. Ломоносова

  • курирование практики студентов очного и заочного отделений;

  • чтение лекций студентам по вопросам специфики работы педагога-психолога ДОУ;

Архангельский областной Институт открытого образования

  • ежегодное проведение открытых мероприятий на базе д/с для слушателей КПК АО ИОО в рамках выездных практических занятий;

Детско-юношеский центр

  • методическая работа в рамках ГПО педагогов ДО г. Северодвинска;

  • в 2015- 2016 уч.г. совместно с коллективом педагогов старших групп ДОУ и музыкальным руководителем реализуем муниципальную социально-педагогическую программу «Солнечный круг» по социализации детей старшего дошкольного возраста.

Здравоохранение

  • выступления на родительских конференциях в ГБУЗ АО «Северодвинская детская клиническая городская больница» Детская поликлиника №2.


Практический психолог в детском саду - это:

- «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;

- «скорая помощь»;

- садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;

- мостик между ребенком и другими детьми;

- взрослый, который по-настоящему любит играть; 

-создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала ...


Эффективность психопрофилактической работы педагога-психолога во многом зависит не только от его умения оптимально спланировать свое рабочее время и организовать воспитательно-образовательный процесс. Важно наполнять свою собственную жизнь интересными событиями, полноценно отдыхать, общаться с родными и друзьями.


Источники:

  1. Венгер Л. А., Агаева Е. Л. , Бардина Р. И.  Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование № 5, 2003, С.101.
  2. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.

  3. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
  4. Интернет источники: http://nsportal.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!