«Современные воспитательные технологии и их применение
в работе классного руководителя»
Шаршатова Е.В.
учитель музыки
МБОУ гимназия № 8 им. академика Н.Н. Боголюбова г. Дубны Московской области
http://sch8.goruno-dubna.ru/
Адрес персонального сайта:
https://wordpress.com/view/elenasharshatova.wordpress.com
e-mail: [email protected]
Аннотация
Эта статья представляет собой описание из опыта работы классного руководителя. В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию личности учащегося.
Ключевые слова: технологии, воспитание, личность, обучающиеся, внеклассная работа.
Содержание
Введение.
Воспитательные технологии.
Система работы.
«Создает человека природа,
но развивает и образует его общество»
В. Г. Белинский
Классному руководителю необходимо знать и уметь владеть современными технологиями воспитания.
Внеклассная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива. В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии:
здоровьесберегающая;
технология коллективное творческое дело;
личностно-ориентированная технология;
ситуативная технология;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
диалоговые технологии;
тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха.
Что же такое воспитательная технология?
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленных воспитательных целей. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
В какой форме их проводить?
Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
Самая простая технология – здоровьесберегающая, которая просто необходима для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его.
Здоровьесберегающие технологии — это:
системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;
создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности детей;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – одно из главных направлений моей работы как классного руководителя. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. В своем классном коллективе я стараюсь создавать доброжелательную обстановку, учу детей спокойно вести беседу, внимательно отношусь к каждому высказыванию. Моя позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор помогает мне раскрыть способности каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Технология КТД (коллективное творческое дело) Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было. Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Законы КТД:
коллективное творчество;
единое дело и добровольное участие в нём;
свобода выбора форм деятельности;
содружество взрослых и детей.
Технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. При проведении такого классного часа происходит обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное усвоение информации, развитие творческих способностей.
Классный час строится так, чтобы ребенок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки. Таким образом, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.
В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с непредвиденными в ходе планирования ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае используются ситуативные технологии.
Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Такие классные часы разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами. Например, ситуативный классный час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия. Выстраивается “ситуация анализа очередной ссоры”:
задаю участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
даю “пострадавшей стороне” понять, что я понимаю его ситуацию;
далее вывожу поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
обсуждаем с детьми пути решения произошедшего.
Ситуационный классный час строится и на специально подобранных ситуациях, где дети должны оценить ситуацию, подумать, как бы они поступили в данной ситуации.
Часто применяют тренинги общения, имеющие цель создание у ребят опыта общения, взаимопонимания, опыта поведения в проблемных ситуациях.
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
отработать навыки убеждения;
отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции;
развить умение находить подход к людям;
обучить эффективным способам общения.
Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
Дискуссии - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их разрешения.
Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.
Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, используемая для изучения двух точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины.
Технологию педагогической поддержки - воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком на основе гуманистических принципов, придерживаются следующих правил:
1. Всегда принимаю ребенка таким, какой он есть.
2. Не унижаю достоинства своей личности и личности ребенка.
3. Не сравниваю никого ни с кем, сравниваю только результаты действий.
4. Стараюсь доверять детям и проверять незаметно.
5. Признаю право на ошибку, и вместе ищем пути выхода.
6. Умею признать свою ошибку.
7. Ученика класса знают, что я встану на их защиту, и не дам их в обиду, поэтому доверяют мне.
ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Эта технология позволяет при организации классных часов пробудить интерес к теме, актуальному вопросу или проблеме. Презентации, которые сочетают в себе текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся.
Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях учеников. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Итак, я считаю, что использование различных технологий в воспитательной работе даёт результаты:
учащиеся класса воспринимают классный час как обязательный час общения;
добровольное участие ребят в КТД;
создаётся копилка классных часов по технологиям.
В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает возможность грамотно организовывать воспитательную работу с учащимися.
4