СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Просмотр содержимого документа
«Пунктуационный разбор предложения с однородными членами»

8 класс Русский язык

Урок №______ Дата_______

Тема: «Пунктуационный разбор предложения с однородными членами»

Цель: продолжить изучение темы «Однородные члены предложения»; повторить изученное о частях речи, однородных членах предложения, пунктуации простого неосложнённого предложения, предложения с однородными членами предложения; рассмотреть особенности пунктуационного разбора предложения с однородными членами; работать над повышением уровня грамотности учащихся; пополнять знания учащихся сведениями о происхождении знаков препинания. Повторить изученное о причастном обороте и графическом изображении причастного оборота с целью организации пропедевтической деятельности.

Развивать навыки синтаксического и пунктуационного анализа простого предложения, умение работать индивидуально и коллективно, навыки устной и письменной речи; умение анализировать.

Воспитывать толерантность, самостоятельность, честность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. задания для работы на уроке;

  2. учебник (Русский язык 8 класс: учеб для общеобразоват. организаций. / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 271с.).

Учащиеся должны знать и уметь:

  • давать определение понятия «пунктуационный разбор»;

  • производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами;

  • сопоставлять синтаксический и пунктуационный разборы предложения с однородными членами;

  • применять на практике изученное ранее.


Ход урока


I.Оргмомент.

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Лингвистический диктант. Определить знак препинания.

  1. Ставиться после обобщающего слова перед однородными членами предложения. (двоеточие)

  2. Передаёт повествовательную интонацию. (точка)

  3. Передаёт перечислительную интонацию. (запятая)

  4. Ставится в восклицательных предложениях. (восклицательный знак)

  5. Ставится в осложнённых предложениях. (запятая, тире, двоеточие)

  6. Ставится между подлежащим и сказуемым в простом предложении. (тире)

  7. Ставится после однородных членов предложения перед обобщающим словом. (тире)

  8. Ставится в неполном предложении. (тире)

  9. Ставится в конце распространённого предложения. (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)

  10. Употребляется при однородных членах предложения. (запятая)


III.Мотивация учебной деятельности учащихся


Упражнение 1. Записать предложение. Определить в нём слова, которые можно использовать в ассоциативном диктанте к понятию «Пунктуационный разбор предложения с однородными членами». Подчеркнуть их. Объяснить свой выбор.

  1. Не увлекайтесь ассоциациями. До определённого предела они полезны, помогают нам понять происходящее, но потом начинают запутывать. (С.Лукьяненко «Чистовик»)

  2. Анализ — дробление системы на части — дает нам знание, а синтез — объединение частей в целое — дает понимание. (Джозеф О’Коннор)

  3. Новый период. Даже не новый, а просто более глубокий… Можно ли говорить о выборе, когда ты глуп? (Н.А. Быченков)


IV.Активизация познавательной деятельности учащихся


Физкультминутка. Упражнение для глаз.

Поставить слова ассоциативного диктанта в алфавитном порядке и прочитать их. Это и будет упражнение для глаз.


Упражнение 2. Записать предложение. Выполнить его синтаксический разбор. Выполнить его пунктуационный разбор. Подчеркнуть признаки в синтаксическом разборе, которые имеют отношение к пунктуационному разбору.

  1. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха – всё это полночь. (К. Паустовский).

  2.  В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. Чехов)

  3. Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают – всё это было медное (Пауст.)

  4. В несколько минут он мог нарисовать всё, что угодно: человеческую фигуру, животных, деревья, здания – всё выходило у него характерно и живо (Бек.).


Упражнение 3. Записать предложение. Определить его тип, составить схему. Объяснить употребление знаков препинания.

  1. Счастье – в шаге до мечты, кошмар – в шаге после... 

  2. Воздушные замки гораздо долговечнее настоящих.

  3. Мечта – это радуга, соединяющая Сегодня и Завтра.

  4. Мечты обсуждают практики.

  5. Каждая собака мечтает стать хозяином.

  6. Мечтам и годам нет возврата. 


Упражнение 4. Выполнение словарного диктанта. Записать словарные слова. Определить часть речи, к которой они относятся.

Идeaл

Идeaльный

Извини

Извинить(cя)

Изoбpaзитeльный

Изящecтвo

Изящнo, изящный

Иллюминaция

Иллюcтpaция

Иллюcтpиpoвaнный

Импpoвизaция

Инквизиция

Интeллeкт

Интeллeктyaльный

Интeнcивный

Интepьep

Инфopмaция

Инфopмиpoвaть

Иcкycный

Иcкyccтвo

Иcceчённый

Иcтинный


Упражнение 5. Этимология слов. Определите знак препинания по его признакам.

  1. Раньше в книгах слова друг от друга не отделялись. Единственное, что вносило хоть какой-то порядок в предложение, был знак препинания, который ставился посреди строки, как современный знак тире.

  2. Этот знак считается родоначальником русской пунктуации.

  3. Современное слово женского рода, 1 склонения, произошло от глагола.


Ответ: точка. Произошло от глагола «тыкать».


V.Итог урока

Проанализировать предложения, из которых был составлен ассоциативный диктант на этапе мотивации. Может, нужно внести изменения после получения новой информации? Какие именно? Почему?


VI.Домашнее задание: читать в учебнике §46, выполнить упражнение 280 с.154 (списать, расставить знаки препинания; выполнить пунктуационный разбор второго предложения).

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!