СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути»

Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути

«Пушкин — это наше все»

Ап. Григорьев

  1. Литературная викторина по творчеству А.С. Пушкина.

  1. Конкурс «Знаете ли вы?»

• Какое стихотворение А. Пушкина первым появилось в печати? Где оно было опубликовано? Сколько лет было автору? («К другу-стихотворцу». «Вестник Европы». 15 лет).

• Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 года при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший? («Воспоминания в Царском Селе»).

• Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину свой портрет? (Портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». 1820 г. Поэма «Руслан и Людмила»).

• Кто из русских литераторов так же, как и Пушкин, служил в Коллегии иностранных дел? (В. Кюхельбекер, Грибоедов).

• Под каким произведением поэт впервые поставил свою полную подпись? («Воспоминания в Царском Селе»).

• Какие два стихотворения, написанные в 1814 и 1829 годах, носят одинаковое название? («Воспоминания в Царском Селе»).

• В основе какого пушкинского стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Н. Карамзиным в пятой главе первого тома «Истории Государства Российского»? («Песнь о вещем Олеге»).

• Какое стихотворение, открывающее романтический период в творчестве Пушкина, написано в 1820 году на корабле, во время переезда поэта из Феодосии в Гурзуф? («Погасло дневное светило»).

• К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»? («Капитанская дочка»).

• Какая баллада написана на тему украинской сказки? («Гусар»).

• Назовите шесть произведений Пушкина, в которых имя главной героини - Мария. («Капитанская дочка», «Метель», «Мария Шопинг», «Полтава», «Дубровский», «Бахчисарайский фонтан», «Выстрел»).

• Какие пушкинские стихотворение и поэма носят одинаковое название? («Цыгане»).

• Какое стихотворение написано 16 июля 1827 года в связи с годовщиной казни декабристов? («Арион»).

• В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»? («Пророк»).

• Назовите произведение, в первых строках которого автор определяет цель его создания: «На тронах поразить порок». (Ода «Вольность»).

• К какому циклу произведений Пушкин взял эпиграфом слова из комедии Д. Фонвизина «Недоросль»? («Повести Белкина». Г-жа Простакова: То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник. Скотинин: Митрофан по мне).

• Какое одинаковое название имеют романтическая поэма А. Пушкина и рассказ Л. Толстого? («Кавказский пленник»).

• Какие герои каких пушкинских произведений Мария и Владимир? («Метель», «Дубровский»).

• Какое одно из вольнолюбивых произведений в 1827 году проникло в печать в прозаическом переводе на французский язык без указания имени автора? («Кинжал»).

• В каких произведениях изображен Петр I? («Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»).

• Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»? Кто написал музыку к нему? (Керн. Глинка).

  1. Что вы знаете о романе «Евгений Онегин»?

• В каком году родился Онегин? (1795 г.).

• Определите время действия второй и третьей глав.(Лето 1820 г.).

• Фамилию какого персонажа комедии «Недоросль» упоминает А. Пушкин при перечислении гостей, приехавших к Лариным? (Скотинины).

• Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).

• К кому из русских поэтов обращается Пушкин в XXX строфе третьей главы, называя «певцом пиров и грусти томной»? (Е.А. Баратынский).

• Не обращаясь к датам, попробуйте определить по тексту, какое произведение было написано раньше: роман А. Пушкина «Евгений Онегин» или комедия А. Грибоедова «Горе от ума»? («Горе от ума» раньше).

  1. Кто из героев романа «Евгений Онегин»:

• «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин);

• «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна);

• «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга);

• «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (Вл. Ленский);

• «капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей» (Загорецкий);

  1. Из каких произведений А.С. Пушкина эти строки:

• «Глаголом жги сердца людей» («Пророк»);

• «Я гимны прежние пою» («Арион»);

• «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» («К Чаадаеву»);

• «Восстаньте, падшие рабы!» («Вольность»);

• «Служенье муз не терпит суеты» («19 октября»);

• «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа» («Лицинию»);

• «Да здравствует солнце, да скроется тьма» («Вахчийская песня»);

• «Здравствуй, племя молодое, незнакомое» (Вновь я посетил»).

  1. О каком поэте пишет:

• «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (Пущин);

• «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Лицеисты);

• «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» (Няня Арина Родионовна);

• «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» (Жуковский).

  1. Знаете ли вы героев пушкинских произведений? Кто из них:

• когда был не в духе, насвистывал «Гром победы раздавайся»? («Дубровский», Кирилл Петрович).

• наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? («Барышня-крестьянка», Лиза).

• делал змея из географической карты? («Капитанская дочка», Петр Гринев).

• перед венчанием заблудился в поле? («Метель», Владимир).

• не мог отличить ямба от хорея? («Евгений Онегин», Онегин).

• был похищен в день свадьбы? («Руслан и Людмила», Людмила).

• «казался русским, а носил иностранное имя»? («Выстрел», Сильвио).

Пушкин и другие виды искусства.

• Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А. Пушкина? (Кипренский, Тропинин).

• О каком портрете Александр Сергеевич сказал: «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? (Кипренский).

• В содружестве каких художников было написано полотно на сюжет стихотворения «К морю»? (Репин, Айвазовский).

• Какие кинофильмы сняты по произведениям А. Пушкина? («Станционный смотритель», «Метель», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Моцарт и Сальери», «Дубровский», сказки (мультфильмы)).


  1. Рассказ учителя об А.С. Пушкине и своеобразии его эпохи.

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством её вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, в Англии - Шекспир, во Франции - Расин, в Германии - Гёте, а у нас в России - Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина,» -утверждал Гоголь.

- Так, в чем же секрет очарованности Пушкиным? (Ответы учеников)

Вспомним об эпохе, в которой жил и творил Пушкин.

К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это связывают с началом тридцатых годов? Но истоки этого отсчёта уходят в середину 20-х годов. Точка отсчёта - поражение восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года» - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось. Многие из недавних прогрессивных, мыслящих переметнулись на другую сторону, оказались вдруг ревностными служителями наследника престола. Герцен в своей статье бичевал тех, кто спешил отречься от всех человеческих чувств, гуманных мыслей при первых же угрозах со стороны властей. Многие растеряли слабо усвоенные понятия о чести и достоинстве.

Для выявления очагов свободомыслия и подавления смуты была создана «центральная контора шпионажа» - III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей толпились в каторжных нарах Сибири. Даже имён многих нельзя было произносить вслух...

В это время поэту надо было найти своё место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошёл от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им ещё восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен. Это происходило ещё и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Всё было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушёл настолько далеко вперёд от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Читательские круги, как известно, многослойны, состоят из представителей разных социальных групп. Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех, кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам?

На этот вопрос невозможно ответить, не проследив за всеми этапами творчества великого поэта.


  1. Сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (д/з ученик)

В лирическом произведении предметом изображения являются переживания, мысли самого поэта. Но это не просто переживания какого-то человека, а переживания общественно значимые, в которых духовный мир поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, получает обобщенное выражение. Лирический герой позволяет точнее осмыслить соотношение индивидуального и обобщенного, автобиографичности и вымысла в лирике. А. С. Пушкин писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни: от первых лицейских лет до последних дней. Лирика Пушкина удивительно сочетает в себе высокую человечность, глубину, ясность мысли, богатство форм и образов.

Лирический герой стихотворений Пушкина — личность незаурядная, во многом противоречивая. На протяжении всего творчества поэта лирический герой постепенно меняется: с взрослением самого Пушкина взрослеет и его лирический герой. Очень сложно поэтому говорить о лирическом герое вообще, но можно выделить три основных этапа в творчестве поэта и по ним проследить изменения его лирического героя.

К первому этапу можно отнести стихотворения Пушкина, написанные с 1817 по 1820 год. Лирический герой этого периода молод, полон жизненных сил и энергии.

В стихотворении «Нет, нет, напрасны ваши пени…» лирический герой обращается к друзьям и с надеждой смотрит на жизнь, хотя знает, что ожидают его и радости, и горести, все равно он с восторгом принимает все, что выпадет ему на веку.

В стихотворениях этих лет лирический герой наслаждается юностью, его порывы страстны, он двойствен: то мечтает в уединенном уголке тенистого парка, то шумно и весело пирует с друзьями.

Все это великолепно написано в стихотворении «N. N. (В. В. Энгельгардту)». В нем лирический герой как бы двойник самого поэта, который, выздоровев после тяжелой болезни, радостно предвкушает предстоящую встречу с друзьями на лоне природы, вдали от мрачного и скучного Петербурга.

Но лирический герой не просто романтик или юноша, вкушающий плоды жизненных радостей, он и гражданин своей страны, который мучается ее проблемами.

Этому посвящена ода «Вольность». Лирический герой с болью говорит о том, что везде и во всем несвобода:

…Увы! куда ни брошу взор

— Везде бичи, везде железо…

И хотя он еще не революционер, а только человек, который противится несправедливому диктату над народом, он превыше всего ставит закон, на который должны опираться и монархи, и народ.

…Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

Поэт, а вслед за ним лирический герой остается монархистом, и под эпитетом «…самовластительный злодей…» он подразумевает вовсе не самодержавную власть, а власть человека, который возомнил себя превыше закона.

В стихотворении о смерти Павла I он хочет убедить нас в неизбежности падения такой власти.

…Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

К этой же теме обращается Пушкин и в стихотворении «К Чаадаеву». Оно полно страсти, восторженности и свободолюбивого пафоса. Лирический герой обращается к своему другу, единомышленнику, товарищу с горькими словами о судьбе отчизны. В этом стихотворении довольно ясно прослеживается судьба самого поэта. Разве не о разочаровании, которое наступило у многих радикально настроенных людей после войны 1812 года, когда надежды на демократические преобразования погибли, говорит поэт в первых строчках этого произведения? Но лирический герой послания «К Чаадаеву» не предается отчаянию. Благородные заблуждения юности рассеиваются с годами, оставляя лишь след в душе человека. Стихотворение пронизано желанием служить отечеству, но служение Родине неразрывно связано с борьбой против гнета, против несправедливой власти.

… Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Взрослеет Пушкин, взрослеет и его лирический герой. Но, несмотря на это, он сохраняет верность идеалам, дружбе, любви к миру, к Родине.

Второй этап творчества поэта охватывает период с 1820 по 1827 год. Конечно, лирический герой Пушкина — поэт.

В стихотворении «К моей чернильнице» лирический герой — поэт обращается к своей неизменной спутнице — чернильнице и объясняет, что поэтический дар может быть дарован человеку только судьбой. Настоящий поэт не властен над собой. Он пишет, потому что не может не писать. В стихах он выражает то, что волнует его. И после его смерти на земле останется чернильница как напоминание о нем, чернильница, из которой он черпал слова, образы своих стихов,

…Мои надежды, чувства

Без лести, без искусства

Бумага передаст… ‘

Форма этого стихотворения полушутливая, озорная, а уже в более позднем стихотворении «Пророк» лирический герой выглядит куда более взрослым. Он приобрел жизненный опыт, опыт нелегкий, трагический. Молодость ушла. Герой чувствует себя усталым путником. Уже первые строчки этого стихотворения полны чувства одиночества.

…Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

Одинок поэт в серой толпе обывателей. Но, коль он поэт, как все поэты наделен Богом чудесным даром и потому превращается из простого человека в посланника Бога. В процессе творчества грешное, праздное сознание умирает, и он как бы становится пророком, которому дан дар — нести Слово Божье народу:

…Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Сравнивая эти два стихотворения, мы становимся свидетелями того, как взрослеет лирический герой. Задорные, озорные мысли уступают место философским размышлениям, появляется библейская символика, истинно пророческие мотивы. Лирический герой так же, как и сам поэт, — натура свободолюбивая, и потому, естественно, лирика этого периода тесно связана с тем, что Пушкин фактически находился в ссылке (южная ссылка).

В стихотворении «Завидую тебе, питомец моря смелый…» лирический герой обращается к океану. Океан, в его понимании, близок и даже равен ему в любви к свободе. Герой так же неспокоен, как и бушующая стихия. Он стремится к абсолютной свободе, олицетворяющей бушующее море. Он — романтик, жаждущий иных берегов и земель.

…Дай руку — в нас сердца единой страстью полны.

В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» лирический герой уже не просто свободолюбивый человек, но свободолюбивый поэт. Он разочарован тем, что его помыслы не находят отклика в народе. Он одинок в стремлении разжечь в людях жажду воли, и, отчаявшись сделать это, он презрительно говорит безумной толпе: …Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Если связать это стихотворение со стихотворением «Пророк», можно предположить, что в «Пророке» лирический герой призван богом нести народу Слово о свободе. И, наверное, это уже не только свобода от «самовластительного злодея», но и свобода человеческой личности, свобода мысли.

Апогеем стихов Пушкина о свободе является стихотворение «К морю». Лирический герой в нем напоминает лирического героя стихотворения «Завидуя тебе, питомец моря смелый…». Однако чувства, состояние его более обостренные. Созерцание моря, величественной, мощной стихии, наводит его на размышления о своей судьбе, о судьбе мятежной личности в человеческой истории. Размышляя, он обращается к Наполеону. Наполеон, в представлении лирического героя, — романтическая личность, которая потерпела крах своих честолюбивых надежд, но в какой-то степени стала символом трагедии мятежной и противоречивой личности в истории. Образ Наполеона ассоциативно вызывает у него образ другого мятежника, «певца моря» — Байрона. Байрон в этих стихах неукротимый, как море, свободолюбивый и мрачный. И может быть, в словах прощания с морем Пушкин как бы прощается с романтизмом Байрона?

…Прощай же, море!

Не забуду

Твоей торжественной красы…

Лирический герой прощается с романтикой, но сохраняет в своем сердце любовь к свободе.

В стихах последних лет жизни Пушкина его лирический герой стареет. Это уже не молодой человек, полный жизненных сил, наивный, а умудренный печальный поэт, который все же сумел сохранить в своем сердце те качества, которые его отличали в юные годы.

В стихотворении, например, «Предчувствие» лирический герой утомлен и даже разочарован. Он чувствует, что над ним опять сгущаются тучи бед и несчастий. Кажется, что это крик о помощи тонущего человека. Он уже стар, чтобы с юношеской смелостью противиться надвигающейся опасности. Но остается еще надежда на спасение: вера в чудо.

…И твое воспоминанье

Заменит душе моей

Силу, гордость, упованье

И отвагу юных дней.

Он все чаще задумывается о смерти. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» он рассуждает о бренности человеческого бытия, о том вечном, что остается на земле. Он уступает место молодой жизни, и в мыслях его уже нет романтических мечтаний о смерти в бою, в иных землях. Он, как обыкновенный старый человек, последние дни хочет провести в родном краю. У него появляется необходимость в мирном, спокойном доме. Возникает такое чувство, что Пушкин предчувствовал свою скорую смерть — так много стихотворений этого периода пронизаны мыслями о ней.

Сонет «Поэту» является советом старого поэта своему наследнику. Поэт пытается объяснить молодому коллеге жизнь настоящего поэта, донести до него свой опыт, свои мысли, накопленные за годы творчества.

  1. Выразительное чтение стихотворений «Элегия», «Погасло дневное светило»

- Как вы думаете, каким предстает перед нами лирический герой в этих стихах Пушкина?

(«Элегия», 1830 - философское размышление перед женитьбой на Н.Н.Гончаровой: Себе поэт пророчит весьма печальное будущее. Тем не менее, в словах поэта все же есть надежда, что он сможет быть счастливым,

«Погасло дневное светило», 1820 - Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена)


  1. Д/З:

1. Инд.зад. - сообщение «Пушкин и декабристы»

2. Выраз. чтение стихотворений «Вольность», «Свободы сеятель пустынный»,

«Из Пиндемонти»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!