«Мир, окружающий ребенка,
- это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
Сценарий целевой прогулки (квест - игры)
«Путешествие Эколят - дошколят»
Концепция квеста
Путешествие по экологической тропе — увлекательный квест для дошкольников, который включает задания и идеи для активностей, поможет развить их интерес к природе и научить бережному отношению к окружающей среде.
Актуальность: Эффективное усвоение дошкольниками экологических знаний и норм поведения в природе является важной задачей современного дошкольного образования. Согласно возрастным особенностям детей для дошкольников необходимо организовывать образовательную деятельность по расширениюу них экологического кругозора в игровой форме. Целевые экскурсии в форме экологического квеста с героями экологического проекта «Эколята - дошколята» способствуют развитию аналитических способностей и коммуникативных качеств у детей. В процессе такой совместной деятельности дошкольники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.
Участники: Дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Участие родительского сообщества в мероприятии улучшает детско-родительские отношения, обогащает условия в формировании у детей осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Цель мероприятия: создание условий для формирования у ребенка элементов экологическойкультуры, экологически грамотного поведения в природе.
Задачи:
- обогащать и систематизировать знания детей, словарный запас средствами экологической тропы на территории дошкольного учреждения;
- знакомить с разными объектами живой природы;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
- приобщать дошкольников и родителей к экологическим вопросам через систему мероприятий проекта «Эколята - дошколята.
Предварительная работа:
1. Создание тропы: определение маршрутапо территории дошкольного учреждения.
2. Создание маршрутного листа с обозначением остановок (познавательных станций и интересных объектов природы).
3. Подготовка дидактических карточек с заданиями для каждой остановки.
Материалы и оборудование:
Для станций 1-4
- конверты с буквами, слогами (1.Э, 2.КО, 3.ЛО, 4.ГИ, 5.Я) – 5;
- загадки и приметы о погоде, явлениях погоды, соответствующие картинки;
- гирлянда из предметных картинок с изображением птиц и QR кодом с ссылкой на их голоса;
- демонстрационные картинки «Лесные правила», мольберт;
- дидактическая игра «сортировка мусора» (или «отходы» - предметы заменители, три мешка (ведра));
- картинки указатели «Плоды деревьев», альбомные листы, клей;
Для эстафет
Лейки – 2, ведра с водой -2, ведра пустые -2, насосы водяные (или большие шприцы без игл) – 2, фотоаппарат (или картинка с его изображением) – 2, обручи – 4, кегли – по количеству участников.
Для подведения итогов
Подарки для участников: медали, раскраски, сладкие призы (на усмотрение педагогов и родителей) – по количеству участников.
Структура мероприятия:
-
Вступление
-
Станция 1: "Метеоплощадка Эколят"
-
Станция 2: "Птицы"
-
Станция 3: "Правила в лесу"
-
Станция 4: "Деревья на нашем участке"
-
Станция 5: "Творческо – спортивные состязания" (сосновые - еловые)
-
Подведение итогов
Ход мероприятия:
Под веселую музыку детей встречают герои экологического движения ЭКОЛЯТА (Елочка, Шалун). Выполняются музыкально – ритмические упражнения под МП3 «Флешмоб: Мы дети эколята»
Вступление:
Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по экологической тропена территории вашего детского сада. Вам предстоит пройти через станции, где вы будете выполнять различные задания и игры, направленные на развитие вашей экологической осведомленности и познавательных навыков. Вам предстоит собрать 5 конвертов, в которых будут карточки с частями заколдованного слова. Это слово означает что - то очень важное. Будьте внимательны и готовы к приключениям!
(на каждой станции участники получают конверты)
Станция 1: "Метеоплощадка Эколят"
Место: около спортивной площадки
Е
лочка: Ребята, вам необходимо отгадать загадки о явлениях природы, погодных условиях и найти соответствующую картинку.
* * *
Пушистое, как вата
Плывет оно куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Облако)
* * *
Утром бусы засвepкали. Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем
(Роса)
*
* *
Раскинулся цветной мост.
На семь сёл, на семь вёрст.
(Радуга)
Шалун:
Молодцы, ребята! А теперь продолжите пословицу и народные приметы о погоде и погодных явлениях:
- Низко ласточки летают – о дожде предупреждают.
- Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается.
- Облака высоко плывут – хорошую погоду несут.
- Кошка нос прикрывает – мороз ожидает.
- Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят.
- Дым столбом – мороз за окном.
- Дым по земле – оттепель на дворе .
- Синички к дому подлетают – зиму встречают.
Шалун:
Молодцы, ребята! Вы получаете первую карточку и отправляетесь на следующую станцию
С
танция 2 "Птицы"
Место: участок старшей группы, на котором большее число имеющихся скворечников и кормушек
(на растянутой ленте от дерева к дереву расположены карточки с изображением птицы и QR кодом – ссылкой на голос данной птицы)
Тихоня:
- Здравствуйте, дошколята. Познакомьтесь с местными птицами (обращает внимание на изображение птиц).На этой станции мы уделим внимание птицам.
Что вы знаете о них? Как помогаете им зимой?
Изобразите звук, который издает ваша любимая птица.
- А теперь игра: "Угадай птицу по голосу"
(педагог наводит камеру телефона, с помощью приложения «Распознавание штрихов», открывает ссылку на пение птиц. Дети угадывают голоса: сороки, синички, кукушки, совы, др.)
Молодцы, вы получаете еще один конверт и продолжаете свое путешествие.
Станция 3 "Правила в лесу"
Место: игровой участок подготовительной группы, часть которого содержит экосистему, похожую на лесную среду.
Умница:
Д
ом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелѐный дом - чудеса увидишь в нѐм! (лес)
Догадались, молодцы! А давайте вспомним с вами правила поведения в лесу, ведьлес — это многоэтажный дом лесных жителей, растений, насекомых и в лесу, как и у насдома, тоже есть свои правила.
Вариант 1: беседа «Лесные правила»
-
В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.
-
В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей
-
В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда,
-
В лесу нельзя мусорить и разводить костры.
-
В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.
Вариант 2: игра - демонстрация «Лесные правила» (выбрать правильную картинку, составить плакат «Соблюдай правила»)
Умница:
Молодцы! Но есть еще одно задание для вас.
Игра «Сортировка мусора»
Сортировке отходов, соблюдение чистоты в лесу, парке или другом месте - важное для природы дело.
Д
авайте наведем порядок на нашей экологической тропе, чтобы можно было продолжить путешествие.
Вариант 1: Можно предложить участникам дидактическую игру (разложить карточки по игровым контейнерам)
Вариант 2: «трудовой десант»
Предложить рассортировать мусор, который разбросан в экосистеме станции (заранее разложить "отходы" по игровому участку) по корзинам или мешкам с надписями (бумага, пластик, органика).
Умница:
Молодцы! Вы чудесно справились со всеми заданиями, помогли навести порядок в моем лесу. Спасибо вам. Получите свой очередной конверт.
Станция 4 "Деревья на нашем участке"
Место: Экологическая тропа «Во саду, ли в огороде…»
Тихоня:
Я осмотрел ваш сад, ваш огород. Сколько разных растений в этой экосистеме. Вы знаете название деревьев на вашей территории?
Первая часть задания «Найди дерево»:
Расставьте картинки – указатели с изображением плодов около деревьев на участке.
(заранее подготовить картинки указатели на доступной для детей опоре)
Молодцы, ребята. Теперь любой путешественник может любоваться вашими деревьями и представлять, какие плоды будут на нем в конце лета.
Вторая часть задания: творческое дело
Какие у них стволы? Ветви? Я хочу оставить себе на память их листочки. Помогите мне собрать разные ОПАВШИЕ листья, Сделайте коллаж из них.
(можно предложить заранее подготовленные картинки с изображениями растений для сравнения)
Спасибо вам за такое веселое, позитивное участие. Держите конверт. И я с вами продолжу путешествие на следующую станцию.
Станция 5 "Творческо – спортивные состязания"
Место: Экологическая тропа территории «сосновые – еловые»
Детей и Тихоню встречают Елочка, Шалун и Умница.
Умница:
Ребята, вы собрали все 5 конвертов? Нет? Предлагаем вам проявит смекалку и ловкость в экологических эстафетах.
(Для игр подготовлен дидактический материал и спортивный инвентарь (на усмотрение педагогов). Вариации состязаний – эстафет могут корректироваться с учетом возрастных, индивидуальны особенностей участников, погодных условий)
Участники делятся на две команды: «Сосновые» с героями Умницей и Шалуном, «Еловые» с героями Елочкой и Тихоней
Проводятся экологические эстафеты:
-
«Полей растение». Первый игрок с лейкой в руке бежит до обруча, «поливает» и бежит обратно, передавая лейку следующему игроку.
-
«Потуши пожар». Первый игрок бежит до ведёр с водой, набирает воду стаканом и переносит в другое ведро, передавая эстафету.
-
«Сделай фото цветка». Первый игрок берет фотоаппарат, бежит до клумбы, символично делает фото и возвращается обратно, передавая эстафету следующему игроку.
-
«Посади дерево». Первый игрок бежит до обруча, берёт кеглю, бежит до ориентира, ставит её и возвращается обратно, передавая эстафету следующему игроку.
Подведение итогов квеста
Шалун:
Ах, ребята! Ай, молодцы! Наигрались от души. Смекалку проявили, экологические знания и умения – закрепили. Держите еще один конверт.
Елочка: Соберите слово из частей, которые вы принесли. Что получилось?
Э – КО – ЛО – ГИ – Я
Тихоня: Кто знает значение этого красивого слова?
Умница: Правильно ребята, экология это наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы. Важно соблюдать все правила экологии, чтобы наша планета была жива и красива, чтобы на ней легко жилось всем животным, птицам и людям.
Тихоня: Сегодня Планета горда за вас, за вашу эрудицию в вопросах экологии и дарит вам раскраски (Тихоня, Умница и Шалун раздают подарки всем участникам)
Елочка: Спасибо вам, ребята за участие. До новых встреч!
Вариант заключительного этапа: Можно устроить небольшой пикник с правильными угощениями (фрукты, соки) в окружении естественной природы.
6