Меня зовут Татьяна Юрьевна, я учитель музыки и работаю в школе № 327. - Начну урок с загадки. Я сейчас буду перечислять слова, а вы подумайте, о чем моя загадка? Если вы догадались, останавливайте меня. Итак, красивое платье, сменная обувь, костюм, наглаженная рубашка и «бабочка» или галстук, билет, номерок в гардеробе, купленная программка, место в партере или ложе, погасший свет, выход дирижёра, увертюра… -Да! Ответ верный ТЕАТР! Да, мы с вами счастливые люди, мы живём в красивейшем городе мира, в нашем Санкт-Петербурге много театров. Театров много, и они все одинаковые? Правда? Или у них есть различия? -Давайте попробуем догадаться, о каком театре пойдёт сегодня речь? -Этот театр связан с нашим предметом (Музыкой), значит театр «музыкальный» - В этом театре мы купим билеты, когда нам хочется развлечься (получить яркое удовольствие, посмеяться, послушать лёгкую музыку) - В этом театре, мы обязательно увидим самые яркие костюмы, на сцене будут танцевать, петь, мы услышим диалоги между героями спектакля, и обязательно будет яркий финал! - Пожалуйста, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. СЛАЙД №2 (Тема урока: «Путешествие в театр музыкальной комедии») -А, знает ли кто-нибудь из вас, в каком жанре работает этот театр? Например, в театр оперы и балета, мы пойдём слушать… -В большой драматический театр или малый драматический (БДТ или МДТ) мы пойдет смотреть драму или трагедию. А что же мы услышим, увидим в театре музыкальной комедии? СЛАД № 2 (С вылетом: Оперетта. Мюзикл) - Давайте, постараемся сегодня узнать максимально много о нашей теме урока! -- Скажите мне, пожалуйста, участвовали ли вы когда - нибудь эксперименте? Ответы учеников. - А кто любит всё новое, неизведанное, яркое и весёлое? Ответы учеников. - А есть ли у кого-нибудь такое чувство некого волнения, как будто в животе летают бабочки? Ответы учеников. Я очень рада, что вы все такие разные и очень постараюсь, чтобы на моём уроке каждый для себя сам выбрал ту часть урока, которая сможет раскрыть потаённую творческую частичку души. | -Мы в театре! 1. Разные названия (называют) 2. У каждого театра свой репертуар (называют) 3. Может идти один спектакль, но разные постановки (называют) 4. Театры разных жанров (Оперы, Балета, Драматические, Сатиры, Комедии, Музыкальной комедии и т. Д.) -Театр музыкальной комедии! - «Путешествие в театр музыкальной комедии» - Оперу или балет. - Оперетту или мюзикл. (В ответе учеников не уверена) | Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе. Высказывать собственные предположения. Ценностно-смысловые –эмоциональное отношение к новому материалу. Когнитивные – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений; установить связь музыкального театра с жизнью. Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, развитие гибкости ума, воображения. Оргдеятельностные - умение поставить цель и организовать её достижение. |
- Ну что, начинаем? Начинаем урок- эксперимент! Сядьте ровно, руки положите на колени и закройте глаза! Раз! Два! Три! (учитель надевает красный шарф) -На эти три счёта вы смогли сделать три огромных шага в будущее – ваше будущее! И Вы уже не дети, а молодые, красивые девушки и юноши! СЛАД № 2 «Мы артисты» - Чувствуете? - Вы уже окончили школу, получили образование, и даже, нашли работу: вы все артисты театра! И необычного театра, а театра музыкальной комедии. - Почему мы сидим? Нам пора на работу! Поднимайтесь, потягивайтесь, умывайтесь, быстро съедаем завтрак, пьём чай. Поехали… - Сели на серединку стула, ногами опираемся об пол. I.Дыхательная гимнастика. Представляем, что у нас в животе воздушный шарик. Надуем его (взяв дыхание через нос), задержите это дыхание и выпускаем с помощью буквы «С» в конце счёта проговорим мягкую букву «Ч» (на 5счётов, 10, 15) - Мы едем, а внутри нас всё поёт и распевается! II.Распевание. 1. Ми, Мэ, Ма, Мо, Му (на одном звуке) 2. Ми – 3 звука вверх – один возвращение в тонику. Мэ, Ма. 3. Распевка: «Е-дем, мы-ы-ы-ы, в театр мы-ы-ы-ы, в театр мы-ы-ы-ы, в театр» -Мы едем, а руки и ноги отбивают знакомый ритм будущего выступления. III.Ритмическая гимнастика: «Мы идем в театр» -Мы идем, мы идем, мы идем в театр. Мы идем, мы идем, мы идем в театр, Мы идем в театр, мы идём в театр. Вот мы и пришли //сейчас//УРА!!!! - Наконец, мы приехали! СЛАД № 3 «Театр музыкальной комедии Улица Итальянская, дом 13» -А где же мы? Как называется это место и улица? – Дмитрий Шостакович - русский композитор 20 века, (напеть тему фашистского нашествия) – откуда эта тема? - Ученики: Из «Ленинградской симфонии». Учитель: Скажите, а симфония – это спектакль? - Возвращаемся к дверям театра музыкальной комедии. |
Садятся ровно, закрывают глаза и считают!
-Поднимаются, потягиваются, умываются, быстро съедают завтрак, пьют чай. Поехали… -Правильная осанка при пении.
-Итальянская улица дом 13 – вход в театр Музыкальной комедии. (Площадь Искусств, рядом Большой зал филармонии им. Дмитрия Шостаковича) Из «Ленинградской симфонии». - Нет! Там мы не видим артистов, нет декораций и театрализации. | Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе. Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, развитие гибкости ума. Оргдеятельностные - умение организовать достижение поставленной цели, способность к творчеству.
Когнитивные – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений; установить связь музыкального театра с жизнью. |
Возвращаемся к дверям театра музыкальной комедии. Ну что ж, надо открыть дверь и войти. Встаньте, закройте глаза и под мой счёт кружимся вокруг себя. Раз! Два! Три! (учитель меняет шарф на цветок) Учитель-экскурсовод: Здравствуйте! Как рада вас видеть. Я экскурсовод театра Музыкальной комедии. Проходите и послушайте… СЛАЙД № 4 «Парадная лестница театра» -Это один из старейших театров России. Здание был построено в 1801 году. Сначала это был один из многочисленных домов, который был предназначен для сдачи жилья внаем. После сильного пожара в 1910 году здание было перестроено, и на втором этаже был открыт театр, где игрались оперетты. В современном театре вы и сегодня можете услышать зажигательные арии оперетт и мюзиклов. -Вы спрашиваете, что такое оперетта? Оперетта – итальянское слово, которое переводится, как маленькая опера. Оперетта наследует традиции академической музыки и классические оперные формы. ОТЛИЧИЕ ОТ ОПЕРЫ: Арии, вокальные ансамбли, хоры, но они обычно короче, проще по форме и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыка оперетты отличается общедоступностью и тесно связана с музыкальным бытом соответствующей страны и эпохи. В целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер. И ещё одно очень интересное представление вас ждёт, если вы придёте на мюзикл! Военные и национальные конфликты в Европе 20 века привели к тому, что многие композиторы оперетты по разным причинам иммигрировали в США и стали работать в этой стране, где уже существовала своя традиция музыкальной комедии. Сплав этих жанров с музыкой джаза, рок-музыкой привёл к появлению новой разновидности музыкального театра – мюзикла. В ОТЛИЧИЕ ОТ МЮЗИКЛА, оперетта обычно имеет классический состав оркестра, без электронных инструментов и электроакустической аппаратуры. Также имеются отличия в хореографии – в оперетте ведётся своя драматургическая линия, которую танцы лишь украшают. В мюзикле же хореография является одним из главных средств выразительности. И ТРЕТЬЕ ОТЛИЧИЕ оперетты от мюзикла: Оперетта пишется только на комедийный сюжет, а мюзикл может быть и комедией, и драмой, и может иметь в основе религиозную направленность. Голос из зала: Уважаемая Татьяна Юрьевна, как же так? Почему Вы здесь? Вас внизу ждёт группа на экскурсию, а Вы здесь с артистами! Их, кстати, уже ждут на сцене! Скоро их выход!!! Учитель-экскурсовод: Как артистов? Вы артисты?
- Быстрее на сцену, зал полон, билетов в кассе нет! Аншлаг! Представление начинается! Какое же представление? СЛАЙД №5 (Афиша оперетты «Летучая мышь») СЛАЙД №6 (Портрет Иоганна Штрауса (сына)) - Музыку к оперетте «Летучая мышь» написал австрийский композитор Иоганн Штраус (сын). Посмотрите, какой красивый портрет! Этого композитора ещё называют «Королём Вальсов». Я сказала - Иоганн Штраус (сын), из этого следует, что был ещё и Иоганн Штраус (отец). Правильно! Хочется рассказать один факт из их биографии. Сам И. Ш.(отец) был талантливым композитором и его сын, тоже был очень одарённым. Так вот отец запрещал и даже жестоко наказывал за то, что сын занимался сочинением музыки. Разрешались и поощрялись только классические занятия музыкой. Эта проблема закончилась, когда Отец И. Ш. ушёл из семьи и не имел влияния на сына. - Но ведь вам предстоит выступление. А вы знаете, что будете делать в этом спектакле? Я открою вам тайну. Вам надо представить на сцене одну только сцену. Это «Вальс»! СЛАЙД № 7 («Вальс») Надо будет танцевать! Сможете?
-Предлагаю вам кое-что посмотреть! ВИДЕО. Раздаются цветы ребятам (звучит фрагмент «Вальса» из оперетты «Летучая мышь») Учитель надевает красный шарф и белую шляпу. - Дорогие артисты, как вы думаете, кто сейчас перед вами? Активное слушание «Вальса» И. Штрауса из оперетты «Летучая мышь» Вопросы к прослушанному произведению: -Вы можете дать название данному музыкальному произведению? -Знаете ли вы перевод слова «Вальс», и из какого языка это название заимствовано? -Сможете назвать главное средство выразительности, по которому можно сразу узнать, что это вальс? - Молодцы! Справились! Но это не всё… -Вечером Мюзикл Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» и нам предстоит участвовать в сцене арии Элизы «Я танцевать хочу» СЛАД № 8 (Афиша мюзикла «Моя прекрасная леди») СЛАЙД № 9 (Портрет Фредерика Лоу) - Американский композитор австро-немецкого происхождения, Он родился в Берлине, в семье артиста оперетты. В 5 лет он уже играл на пианино, в 7 лет писал музыку для выступлений отца, в 13 лет стал юным солистом оркестра Берлинской филармонии. Подлинный триумф настал, когда был написан мюзикл «Моя прекрасная леди», по которому был поставлен фильм, который получил 8 призов «Оскар». СЛАД № 10 (Сцена «Я танцевать хочу») - Только вчера художник нам прислал новые декорации и сказал, что это как раз для сцены «Я танцевать хочу!». Давайте разбираться вместе!!! Кто хочет? Прошу. - Раз! Два! Три! Замри. -Настал вечер, опять полный зал в театре. Наш звёздный час настал! Публика ждёт!!!! Пластическая импровизация «Я танцевать хочу!» Вопросы к прослушанному произведению: -Не правда ли, музыка арии Элизы «Я танцевать хочу!» очень похожа на колыбельную? Спать, спать… -Когда ария звучала, я слышала темный фон в сопровождении оркестра. -Музыка очень тяжёлая для восприятия. Не правда ли…? - Ну, конечно! Ведь это МЮЗИКЛ!!!! - Аплодисменты Вам, дорогие мои! Возвращаемся в школу, в класс, в настоящее, в 16 марта 2016 год. Встали, закрыли глаза, кружимся вокруг себя: Раз! Два! Три! Подведём итоги: В каком театре мы сегодня «работали»? Вспомните название оперетты, из которой мы слушали «Вальс» Иоганна Штрауса. О каких видах музыкальных спектаклей сегодня шла речь? Помните ли вы фамилии композиторов, чьи произведения сегодня звучали? |
-Да, мы артисты!
Да!... Нет!... Не знаем!....
-Режиссер, дирижёр.
(сбор цветов в коробку)
- «Вальс» -В переводе с французского «кружение». - Да, это 3-х дольный МЕТР!
(На фоне звучащей арии - показ овладения декорацией; выбор главной героини и её костюма!)
- Конечно нет! Она танцевальная и очень яркая! -
-Нет! Музыка светлая, она искрилась энергией!
-Музыка лёгкая, живая, под неё хочется танцевать и петь! -Музыкальной комедии. -
-
- «Летучая мышь». - Оперетта и мюзикл. - Иоганн Штраус и Фредерик Лоу. | Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности. Ценностно-смысловые - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству и жизни. Когнитивные – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений; подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.
Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности.
Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности. |