СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие в театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки для 4 класса. Рассказ о том, чем связаны и в чём отличие у мюзикла и оперетты.

Просмотр содержимого документа
««Путешествие в театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл»»



Технологическая карта урока

в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС

Автор разработки:

Метелева Татьяна Юрьевна

Предмет

Музыка

Класс

4 класс

Автор УМК, учебник (выходные данные)

Программа для общеобразовательной школы авторы: Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской Музыка; учебник для учащихся

4 класса общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2009г.

Тема урока

«Путешествие в театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл»

Тип урока

Урок когнитивного типа

Цель и задачи урока

Цель урока: создание условий для знакомства с жанрами театра музыкальной комедии – опереттой и мюзиклом.

Задачи:

Образовательные:

- научить понимать язык музыки жанров оперетты и мюзикла;

- создать условия для эмоционального отклика детей на звучащую музыку;

- углубить знакомство с творчеством австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына) и американского композитора Фредерика Лоу.

Развивающие:

- развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление;

- активизировать желание театральной импровизации;

- развивать умение слушать и анализировать музыкальное произведение;

- развивать творческое логическое мышление и воображение учащихся посредством сопоставления между работой с полученной информацией от учителя и приобретённым личным опытом;

- устанавливать ассоциативные связи между музыкой, театральным искусством, литературой, историей и географией.

Воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес к различным видам театрального искусства.

- Воспитание интереса к искусству.

- Воспитание эмоциональной отзывчивости.

- Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

- Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Методы организации учебной деятельности

  1. Поисковый метод.

  2. Проблемно – сообщающий метод.

  3. Метод ассоциации, метод эмпатии, метод конструирования понятий.

  4. Когнитивный (сравнение, анализ, синтез).

  5. Музицирование, слушание музыки, пластическое интонирование театрализация.

Форма организации работы

Коллективная форма – дыхательная гимнастика, распевание, ритмическая зарядка, хоровое пение, слушание, фронтальная – музыкально - импровизационная,

беседа – рассуждение, эксперимент.


Ожидаемые результаты урока, УУД

Когнитивные: расширение знаний учащихся о различных видах театра, знакомство с музыкой оперетты и мюзикла, географический анализ рождения жанров оперетты и мюзикла.

Креативные: умение свободно и раскрепощено выражать свои мысли, чувства, свое мнение; создание образовательного продукта в виде сообщения, вопросов, музыкальной деятельности.

Оргдеятельностные: умение ставить цель и ее достижение, умение оценивать свою работу на уроке.

 Коммуникативные: умение пользоваться интернетом, отыскивать нужную информацию и донести ее до слушателей; умение взаимодействовать с одноклассниками, работать в группе.

Ценностно-смысловые: стремление к самопознанию; умение определять свое место в коллективе, терпимость друг к другу; вызывать чувство гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Новые понятия



Театр музыкальной комедии, театральные жанры - оперетта и мюзикл, имена композиторов Иоганн Штраус (сын), Иоганн Штраус (отец), Фредерик Лоу.

Музыкальный, изобразительный материал


  1. «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» Иоганн Штраус (сын)

  2. «Я танцевать хочу!» ария Элизы из мюзикла «Моя прекрасная леди» Фредерик Лоу

  3. «Радецки – марш» Иоганн Штраус (отец)

  4. «Симфония № 7 «Ленинградская» (тема нашествия) Д. Шостакович.

Предварительная работа

1. Подготовка конспекта урока (работа с энциклопедиями, интернет – ресурсами, учебником)

2. Прослушивание муз. Произведений и сочинение активного слушания и театральной постановки.

3. Приготовление розеток с розами, шитьё костюма для Элизы и театральных декораций.

Оборудование


Фортепиано, музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска.

Раздаточный материал




Зрительный ряд

Цветные «полоски» для декорирования сцены, костюм для Элизы, 60 розеток с розами (для 2 рук ученика) солнышко и тучка (для рефлексии).




Презентация к уроку.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия



Вход в класс под «Вальс» Иоганна Штрауса (сына) из оперетты «Летучая мышь».



Этап урока: 1. Организационный.

Цель: взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания; мотивация деятельности учащихся.


Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята»














Музыкальное приветствие детей

«Здравствуйте, учитель»


Приветствие гостей (кивок головой)


Коммуникативные -

сотрудничество с учителем и одноклассниками

Ценностно-смысловые – эмоциональный настрой на урок

Когнитивные – вызвать интерес к уроку музыки

Креативные – развитие музыкальности







Этап урока:2. Целеполагание

Цель: умение определять цель деятельности на уроке.

1.Коммуникативные - вырабатывать умение у детей работать группами, слушать и понимать других.

2. Ценностно-смысловые - развивать эмоционально-ценностную установку ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, а также развитие художественно- образного мышления, эмоционально-ценностного отношения к миру.

3. Когнитивные – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений.

4. Оргдеятельностные - умение поставить цель и организовать её достижение.

5. Креативные – воспитывать умение раскованно мыслить, двигаться, выражать свои чувства.

СЛАЙД №1 (ФИО учителя, урок в рамках конкурса…)

Меня зовут Татьяна Юрьевна, я учитель музыки и работаю в

школе № 327.

- Начну урок с загадки. Я сейчас буду перечислять слова, а вы подумайте, о чем моя загадка? Если вы догадались, останавливайте меня. Итак, красивое платье, сменная обувь, костюм, наглаженная рубашка и «бабочка» или галстук, билет, номерок в гардеробе, купленная программка, место в партере или ложе, погасший свет, выход дирижёра, увертюра…


-Да! Ответ верный ТЕАТР! Да, мы с вами счастливые люди, мы живём в красивейшем городе мира, в нашем Санкт-Петербурге много театров. Театров много, и они все одинаковые? Правда? Или у них есть различия?






-Давайте попробуем догадаться, о каком театре пойдёт сегодня речь?

-Этот театр связан с нашим предметом (Музыкой), значит театр «музыкальный»

- В этом театре мы купим билеты, когда нам хочется развлечься (получить яркое удовольствие, посмеяться, послушать лёгкую музыку)

- В этом театре, мы обязательно увидим самые яркие костюмы, на сцене будут танцевать, петь, мы услышим диалоги между героями спектакля, и обязательно будет яркий финал!

- Пожалуйста, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.


СЛАЙД №2 (Тема урока:

«Путешествие в театр музыкальной комедии»)



-А, знает ли кто-нибудь из вас, в каком жанре работает этот театр?

Например, в театр оперы и балета, мы пойдём слушать…


-В большой драматический театр или малый драматический (БДТ или МДТ) мы пойдет смотреть драму или трагедию.

А что же мы услышим, увидим в театре музыкальной комедии?

СЛАД № 2 (С вылетом: Оперетта. Мюзикл)


- Давайте, постараемся сегодня узнать максимально много о нашей теме урока!


-- Скажите мне, пожалуйста, участвовали ли вы когда - нибудь эксперименте? Ответы учеников.

- А кто любит всё новое, неизведанное, яркое и весёлое? Ответы учеников.

- А есть ли у кого-нибудь такое чувство некого волнения, как будто в животе летают бабочки? Ответы учеников.

Я очень рада, что вы все такие разные и очень постараюсь, чтобы на моём уроке каждый для себя сам выбрал ту часть урока, которая сможет раскрыть потаённую творческую частичку души.












-Мы в театре!




1. Разные названия (называют)

2. У каждого театра свой репертуар (называют)

3. Может идти один спектакль, но разные постановки (называют)

4. Театры разных жанров (Оперы, Балета, Драматические, Сатиры, Комедии, Музыкальной комедии и т. Д.)











-Театр музыкальной комедии!

- «Путешествие в театр музыкальной комедии»








- Оперу или балет.







- Оперетту или мюзикл.

(В ответе учеников не уверена)


Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе. Высказывать собственные предположения.

Ценностно-смысловые –эмоциональное отношение к новому материалу.

Когнитивные – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений; установить связь музыкального театра с жизнью. Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, развитие гибкости ума, воображения.

 Оргдеятельностные - умение поставить цель и организовать её достижение.



Уточнение учителем самооценки учащихся на уроке:

- Ребята, я вам напоминаю, что вы приходите на урок музыки сразу с пятеркой. Если стараетесь, работаете в полную силу, то эта оценка «проявляется» в журнале и в вашем дневнике! Но если вы не будете работать в полную силу, то ваша пятерка начнет таять. Старайтесь!




Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе. Высказывать собственные предположения.


Этап урока: 3. Погружение в тему урока.


Цель: Знакомство с театром музыкальной комедии. С жанрами Оперетты и Мюзикла.

  1. Ценностно-смысловые – расширить знания о зарождении жанра.

  2. Коммуникативные - вырабатывать умение у детей отыскивать и передавать информацию.

  3. Когнитивные – учить детей понимать и использовать в речи новые слова.

  4. Креативные – воспитывать умение творчески мыслить, развивать гибкость ума, воображения.

  5. Оргдеятельностные - умение организовать достижение поставленной цели, способность к творчеству.


- Ну что, начинаем? Начинаем урок- эксперимент!


Сядьте ровно, руки положите на колени и закройте глаза! Раз! Два! Три!

(учитель надевает красный шарф)

-На эти три счёта вы смогли сделать три огромных шага в будущее – ваше будущее!

И Вы уже не дети, а молодые, красивые девушки и юноши!


СЛАД № 2 «Мы артисты»

- Чувствуете?

- Вы уже окончили школу, получили образование, и даже, нашли работу: вы все артисты театра! И необычного театра, а театра музыкальной комедии.

- Почему мы сидим? Нам пора на работу!

Поднимайтесь, потягивайтесь, умывайтесь, быстро съедаем завтрак, пьём чай. Поехали…

- Сели на серединку стула, ногами опираемся об пол.

I.Дыхательная гимнастика.

Представляем, что у нас в животе воздушный шарик. Надуем его (взяв дыхание через нос), задержите это дыхание и выпускаем с помощью буквы «С» в конце счёта проговорим мягкую букву «Ч» (на 5счётов, 10, 15)

- Мы едем, а внутри нас всё поёт и распевается!

II.Распевание.

1. Ми, Мэ, Ма, Мо, Му (на одном звуке)

2. Ми – 3 звука вверх – один возвращение в тонику. Мэ, Ма.

3. Распевка: «Е-дем, мы-ы-ы-ы, в театр

мы-ы-ы-ы, в театр

мы-ы-ы-ы, в театр»

-Мы едем, а руки и ноги отбивают знакомый ритм будущего выступления.

III.Ритмическая гимнастика: «Мы идем в театр»

-Мы идем, мы идем, мы идем в театр.

Мы идем, мы идем, мы идем в театр,

Мы идем в театр, мы идём в театр.

Вот мы и пришли //сейчас//УРА!!!!




- Наконец, мы приехали!


СЛАД № 3 «Театр музыкальной комедии

Улица Итальянская, дом 13»


-А где же мы? Как называется это место и улица?





– Дмитрий Шостакович - русский композитор 20 века, (напеть тему фашистского нашествия) – откуда эта тема?

- Ученики: Из «Ленинградской симфонии».

Учитель: Скажите, а симфония – это спектакль?


- Возвращаемся к дверям театра музыкальной комедии.





Садятся ровно, закрывают глаза и считают!












-Поднимаются, потягиваются, умываются, быстро съедают завтрак, пьют чай. Поехали…

-Правильная осанка при пении.





























-Итальянская улица дом 13 – вход в театр Музыкальной комедии. (Площадь Искусств, рядом Большой зал филармонии им. Дмитрия Шостаковича)


Из «Ленинградской симфонии».

- Нет! Там мы не видим артистов, нет декораций и театрализации.





Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе.




Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, развитие гибкости ума.




Оргдеятельностные - умение организовать достижение поставленной цели,

способность к творчеству.
























Когнитивные – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений; установить связь музыкального театра с жизнью.

Этап урока: 4. Работа над новым материалом.

Цель: - открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности: через приобщение к музыкальной деятельности, развитие образного и ассоциативного мышления и воображения.

Задачи:

1. Коммуникативные - формирование умения   планировать   учебное сотрудничество с учителем и сверстниками   – определять цели, функции участников, способы.

2. Креативные – развитие творческих способностей, умение в процесс творчества вносить свои идеи, действия.

3. Ценностно-смысловые – воспитание нравственно-эстетического отношения к искусству и жизни.

4. Когнитивные – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений.


Возвращаемся к дверям театра музыкальной комедии. Ну что ж, надо открыть дверь и войти. Встаньте, закройте глаза и под мой счёт кружимся вокруг себя. Раз! Два! Три!


(учитель меняет шарф на цветок)

Учитель-экскурсовод: Здравствуйте! Как рада вас видеть. Я экскурсовод театра Музыкальной комедии. Проходите и послушайте…

СЛАЙД № 4 «Парадная лестница театра»

-Это один из старейших театров России. Здание был построено в 1801 году. Сначала это был один из многочисленных домов, который был предназначен для сдачи жилья внаем. После сильного пожара в 1910 году здание было перестроено, и на втором этаже был открыт театр, где игрались оперетты. В современном театре вы и сегодня можете услышать зажигательные арии оперетт и мюзиклов.

-Вы спрашиваете, что такое оперетта? Оперетта – итальянское слово, которое переводится, как маленькая опера.

Оперетта наследует традиции академической музыки и классические оперные формы. ОТЛИЧИЕ ОТ ОПЕРЫ: Арии, вокальные ансамбли, хоры, но они обычно короче, проще по форме и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыка оперетты отличается общедоступностью и тесно связана с музыкальным бытом соответствующей страны и эпохи. В целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер.

И ещё одно очень интересное представление вас ждёт, если вы придёте на мюзикл!

Военные и национальные конфликты в Европе 20 века привели к тому, что многие композиторы оперетты по разным причинам иммигрировали в США и стали работать в этой стране, где уже существовала своя традиция музыкальной комедии. Сплав этих жанров с музыкой джаза, рок-музыкой привёл к появлению новой разновидности музыкального театра – мюзикла.

В ОТЛИЧИЕ ОТ МЮЗИКЛА, оперетта обычно имеет классический состав оркестра, без электронных инструментов и электроакустической аппаратуры. Также имеются отличия в хореографии – в оперетте ведётся своя драматургическая линия, которую танцы лишь украшают. В мюзикле же хореография является одним из главных средств выразительности.

И ТРЕТЬЕ ОТЛИЧИЕ оперетты от мюзикла: Оперетта пишется только на комедийный сюжет, а мюзикл может быть и комедией, и драмой, и может иметь в основе религиозную направленность.

Голос из зала: Уважаемая Татьяна Юрьевна, как же так? Почему Вы здесь? Вас внизу ждёт группа на экскурсию, а Вы здесь с артистами! Их, кстати, уже ждут на сцене! Скоро их выход!!!

Учитель-экскурсовод: Как артистов? Вы артисты?



- Быстрее на сцену, зал полон, билетов в кассе нет! Аншлаг! Представление начинается! Какое же представление?

СЛАЙД №5 (Афиша оперетты «Летучая мышь»)

СЛАЙД №6 (Портрет Иоганна Штрауса (сына))


- Музыку к оперетте «Летучая мышь» написал австрийский композитор Иоганн Штраус (сын). Посмотрите, какой красивый портрет! Этого композитора ещё называют «Королём Вальсов».

Я сказала - Иоганн Штраус (сын), из этого следует, что был ещё и Иоганн Штраус (отец). Правильно! Хочется рассказать один факт из их биографии. Сам И. Ш.(отец) был талантливым композитором и его сын, тоже был очень одарённым. Так вот отец запрещал и даже жестоко наказывал за то, что сын занимался сочинением музыки. Разрешались и поощрялись только классические занятия музыкой. Эта проблема закончилась, когда Отец И. Ш. ушёл из семьи и не имел влияния на сына.

- Но ведь вам предстоит выступление. А вы знаете, что будете делать в этом спектакле? Я открою вам тайну. Вам надо представить на сцене одну только сцену.

Это «Вальс»!

СЛАЙД № 7 («Вальс»)

Надо будет танцевать! Сможете?



-Предлагаю вам кое-что посмотреть! ВИДЕО.


Раздаются цветы ребятам

(звучит фрагмент «Вальса» из оперетты «Летучая мышь»)


Учитель надевает красный шарф и белую шляпу.


- Дорогие артисты, как вы думаете, кто сейчас перед вами?


Активное слушание «Вальса» И. Штрауса из оперетты «Летучая мышь»



Вопросы к прослушанному произведению:

  1. -Вы можете дать название данному музыкальному произведению?


  1. -Знаете ли вы перевод слова «Вальс», и из какого языка это название заимствовано?


  1. -Сможете назвать главное средство выразительности, по которому можно сразу узнать, что это вальс?


- Молодцы! Справились! Но это не всё…


-Вечером Мюзикл Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» и нам предстоит участвовать в сцене арии Элизы «Я танцевать хочу»

СЛАД № 8 (Афиша мюзикла «Моя прекрасная леди»)

СЛАЙД № 9 (Портрет Фредерика Лоу)

- Американский композитор австро-немецкого происхождения, Он родился в Берлине, в семье артиста оперетты. В 5 лет он уже играл на пианино, в 7 лет писал музыку для выступлений отца, в 13 лет стал юным солистом оркестра Берлинской филармонии. Подлинный триумф настал, когда был написан мюзикл «Моя прекрасная леди», по которому был поставлен фильм, который получил 8 призов «Оскар».

СЛАД № 10 (Сцена «Я танцевать хочу»)


- Только вчера художник нам прислал новые декорации и сказал, что это как раз для сцены «Я танцевать хочу!». Давайте разбираться вместе!!! Кто хочет? Прошу.



- Раз! Два! Три! Замри.

-Настал вечер, опять полный зал в театре. Наш звёздный час настал! Публика ждёт!!!!

Пластическая импровизация «Я танцевать хочу!»


Вопросы к прослушанному произведению:

  1. -Не правда ли, музыка арии Элизы «Я танцевать хочу!» очень похожа на колыбельную? Спать, спать…

  1. -Когда ария звучала, я слышала темный фон в сопровождении оркестра.


  1. -Музыка очень тяжёлая для восприятия. Не правда ли…?


- Ну, конечно! Ведь это МЮЗИКЛ!!!!


- Аплодисменты Вам, дорогие мои! Возвращаемся в школу, в класс, в настоящее, в 16 марта 2016 год. Встали, закрыли глаза, кружимся вокруг себя: Раз! Два! Три!



Подведём итоги:

  1. В каком театре мы сегодня «работали»?

  2. Вспомните название оперетты, из которой мы слушали «Вальс» Иоганна Штрауса.

  3. О каких видах музыкальных спектаклей сегодня шла речь?

  4. Помните ли вы фамилии композиторов, чьи произведения сегодня звучали?





































































































-Да, мы артисты!

















































Да!... Нет!... Не знаем!....











-Режиссер, дирижёр.





(сбор цветов в коробку)





- «Вальс»



-В переводе с французского «кружение».



- Да, это 3-х дольный МЕТР!

































(На фоне звучащей арии - показ овладения декорацией; выбор главной героини и её костюма!)











- Конечно нет! Она танцевальная и очень яркая!



-Нет! Музыка светлая, она искрилась энергией!



-Музыка лёгкая, живая, под неё хочется танцевать и петь!







  1. -Музыкальной комедии.

  2. - «Летучая мышь».

- Оперетта и мюзикл.

- Иоганн Штраус и Фредерик Лоу.






Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности.


Ценностно-смысловые - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству и жизни.



Когнитивные – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений; подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.



























































Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности.






























Креативные – открытие внутренних потенциальных возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Создания своего собственного продукта своей деятельности.


Этап урока: 5. Рефлексия

Цель: развивать у обучающихся рефлексивное мышление, самоанализ и самооценку своей музыкально-творческой деятельности на уроке.

Задачи:

    1. Оргдеятельностные - развитие рефлексивного мышления, самоанализ и самооценка.

    2. Креативные – развитие воображения, гибкости ума и умения создания своего собственного продукта.

    3. Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе, умение отыскивать и передавать информацию.

    4. Ценностно-смысловые - воспитание чувства патриотизма, нравственно-эстетического отношения к искусству и жизни.



Рефлексия:(раздаются солнышки и тучки)

  1. -Кому понравился эксперимент?

  2. -Легко ли вам было выполнять дыхательную гимнастику и распеваться?

  3. -Понравилась ли ритмическая разминка?

  4. -Какое у вас было настроение во время звучания «Вальса» и танца руками? Солнечное или пасмурное?

  5. -Понравилась ли вам театрализованная импровизация под арию Элизы «Я танцевать хочу!»?

  6. -Легко ли вам было рассуждать о прослушанных произведениях?

  7. Понравился ли вам урок?

Спасибо! Все работали замечательно!

Прошу Ирину Владимировну поставить всем пятёрки!


Учитель за фортепиано: «До свиданья, дети!» (по звукоряду вверх)

















(раздаются солнышки и тучки)


- Оценивание своей работы на уроке.



Дети поднимают солнышко или тучку.

















По трезвучию вниз: «До свиданья!»






Оргдеятельностные -

развитие рефлексивного мышления, самоанализ и самооценка.



Креативные – развитие воображения, гибкости ума.

Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группе, умение отыскивать и передавать информацию.

Ценностно-смысловые - нравственно-эстетического отношения к искусству и жизни.




Домашнее задание

Нарисовать свои впечатления об уроке.


Рисунок на выбор учащихся.







Выходят под арию Элизы «Я танцевать хочу!»

















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!