СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути совершенствования устранения заикания у детей в коррекционной работе учителя-логопеда пмпк

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования устранения заикания у детей в коррекционной работе учителя-логопеда пмпк»



Донецкая Народная Республика

Администрация Пролетарского района г.Донецк

Отдел образования

Учебно-методический центр

Логопедический пункт













ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПМПК










Подготовила: учитель-логопед

Районного логопедического пункта

Отдела образования администрации

Пролетарского района г.Донецка

Соловьева Валентина Сергеевна

















Донецк 2021

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПМПК

Из истории заикания

Аристотель                Демосфен                               Гиппократ

384-322 до н.э.             384-322 до н.э.                         460- 377 до н.э.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесении частей артикуляционного аппарата.( Аристотель)

Возможность нарушений в центральном или переферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Цельс и Авицена.

Демосфен    384 -322 до н.э

•         Великий древнегреческий оратор. Страдал заиканием, самым тяжелым симптомом заикания у него была дыхательная судорога, которая характеризовалась разрывом слов на части. Чтобы избавится от этого недуга Демосфен тренировал речь и дыхательный аппарат, произнося стихи на ходу при подъеме на крутые возвышенности, при шуме морских волн, клал в рот мелкие камешки, которые усложняли функцию мышечного чувства. Уделял большое значение психогенной тренировке. Цель психотерапевтического воздействия - научится говорить в обществе людей.

•         На рубеже 17-18 веков заикание пытались объяснить, как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Санторини, итальянский анатом, (1681 – 1737) считал, что заикание возникает при наличии отверстия в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь.

•         Арнот – английский физик, Шультесс – швейцарский физиолог, связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели.

•         Блюме – связывал заикание как следствие несогласованности  мышления и речи.                       XIX – XX века

•         Г. Гутцман – немецкий психиатр, А. Куссмауль выделяли заикание как спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров.

•         По мнению академика Павлова И.П. (1849 -1936)  - заикание – невроз, т.е.,слабость нервной системы, склонной к перевесу подкорковых реакций над корковыми: кора  не справляется со своими задачами, которые должна выполнить. Значительное возбуждение подкорковой области усиливает торможение других областей коры, и они не справляются со своими задачами, с нормативными параметрами речи.

Сикорский И.А.  1842 – 1919

Рассматривал заикание как внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогами в отделах речевого аппарата как физиологического целого. Возникает только в детском возрасте, когда развитие речи еще не окончено. Им выделено 40 видов судорог у заикающихся (язык, губы, дыхание). Указывал на сходство внешнего проявления заикания и эпилепсии, считал заикание «малой эпилепсией»

•         Стремление советских исследователей рассматривать заикание с позиций павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии(Чехии) – М. Зееман, М. Совак. В Болгарии – Д. Даскалов, А. Атанасов, в Польше – А. Митринович – Моджеевска, в Германии – К. П. Беккер

          Из истории лечения заикания

В истории лечения заикания можно выделить 3 периода:

1.     Период внутренней терапии (от времен Гиппократа до времен Корнелия Цельсия), носил чисто терапевтический характер: излечение тяжелого вида заикания, которым страдал Демосфен.

2.      Период хирургического лечения от Цельсия до конца первой четверти XX столетия. Хирургическая терапия в настоящее время имеет только исторический интерес.

3.      Период возникновения психотерапевтических приемов, лечение заикания переходит из рук врачей к  психотерапевтам и ученым

Заикание и «левшество»

•         Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью, что относится к нарушениям общей моторики. Левши – люди с доминирующим правым полушарием, ведающим образным, зрительно-пространственным, чувственным восприятием и интуицией. 500миллионов леворуких людей в мире.

Методики лечения заикания

•         Логопедические

•         Психологические

•         Психотерапевтические

•         Логопсихотерапевтические

•         Социореабилитационные

•         Медикаментозные

•         Физиотерапевтические

•         Комплексные

•         Нетрадиционные

Лью́ис Кэ́рролл 

Лью́ис Кэ́рролл , настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон, или Чарльз Латуидж До́джсон(традиционная русская передача; сам Кэрролл произносил свою фамилию Додсон, января1832 — 14 января 1898) — английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф. Наиболее известные произведения — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на снарха».

         Причины заикания

Все причины условно можно разделить на две группы:

           предрасполагающие и       вызывающие

К предрасполагающим факторам относятся:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);

психологические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости нервной системы).

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.

Физиологические причины:

физические заболевания с энцефалитическими последствиями;

травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга;

органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани.

Психические и социальные причины:

Кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);

Длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;

Хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

Острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;

Перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

Двуязычие: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

Подражание заикающимся.    

Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося;                                                         активная - он копирует речь заикающегося;

 Разновидности судорог при заикании

По форме речевые судороги могут быть

•         Клоническими – повторение стереотипных речевых движений: Та-та-та-тарелка

•         Тоническими – сильное, длительное сковывание движений: п…пила

•         Смешенными -  когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п …..пет – ту – тух.

Переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
Неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются:

Ариткуляционные - судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого неба, обычно происходит на смычных согласных: б ….бабушка (судороги губ), судороги кончика языка – д….дом, судороги корня языка или мягкого неба г…гуси;

Голосовые – охватывают мышцы гортани, удерживая выход гласного звука: а-а-а-арбуз, о-о-о-огурец;

Дыхательные – в момент речи воздух задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом.

 Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые.

                                    Виды заикания

Невротическое заикание или логоневроз - заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

•         Неврозоподобное заикание - заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

•         Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями - заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

При коррекции заикания мы использовали следующие виды работ:

на первом этапе:

1.     упражнения для расслабления мышц;

2.     работа над гласными звуками: длительное произнесение гласных звуков на выдохе, сочетание гласных из двух звуков, из трех и более гласных;

3.     отработка сочетаний гласных звуков с выделением ударения: выделение первого ударного звука в сочетаниях из 2-3 и более гласных звуков, затем второго ударного звука, третьего и т.д.;

4.     работа над словами:

•         слова, начинающиеся с гласных звуков: на ударный -а-, на ударный -э-, на ударный -у-, на ударный  -и-,  -я-,  -е-,  -ё-,  -ю-;

•         слова начинающиеся с гласных звуков с ударением на втором слоге;

•         отрабатывание слогов с согласными звуками;

на втором этапе:

•         работа над фразами;

•         работа над предложением;

•         счетные упражнения;

на третьем этапе:

•         работа над стихотворной речью, отрабатывание чувства ритма: сказки в стихах, стихотворения, басни;

•         самостоятельное чтение;

•         пересказ прочитанного текста;

•         самостоятельные рассказы на заданную тему.

Упражнения на расслабление мышц рук

Упражнение

•         Стоя. Свести плечи вперёд, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.

Упражнение

•         Стоя (сидя). Руки на поясе (или сидя, руки на бердах). Поднять с усилием правое плечо вверх – уронить его вниз, то же – левым плечом. Потрясти плечами, имитируя «цыганочку».

 Упражнение

•         Сидя (стоя). Вытягивание пальцев с помощью другой руки («снятие перчатки»). Выполнять попеременно левой и правой рукой.

 Упражнения для туловища

Упражнение

•         Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание».

Упражнение

•         Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

Упражнение

•         Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами

Упражнения для шеи

•         Упражнение

•         Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях соединенными руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.

 Упражнение

•         Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая её, справа налево и слева направо.

•         Упражнение

•         Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнения с гласными звуками

•         При работе над гласными звуками выполнялись следующие задания:

•         каждый гласный звук артикулируется без голоса;

•         гласный звук произносится шепотом;

•         гласный звук произносится тихим голосом;

•         гласный звук произносится голосом средней громкости;

•         гласный звук произносится громко;

•         гласный звук произносится тихо и постепенно усиливается до громкости;

•         произнесение гласного звука с предельно громкого голоса до постепенного ослабления звучания.

Сочетания гласных

аэ          эа           оа           уа           ыа            иа           яа           еа           ёа           юа

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

ао        эо          оэ           уэ          ыэ            иэ           яэ          еэ           ёэ          юэ

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

ау        эу          оу           уо          ыо            ио           яо          ео           ёо           юо

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

аы        эы          оы          уы         ыу            иу           яу          еу           ёу          юу

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

аи        эи          ои          уи          ыи            иы         яы         еы          ёы         юы

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

ая         эя          оя           уя          ыя            ия           яи          еи           ёи          юи

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

ае         эе           ое           уе          ые            ие           яе          ея           ёя          юя

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

аё         эё           оё           уё          ыё            иё           яё          её           ёе          юе

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

аю        эю         ою          ую         ыю           ию         яю         еэ           ёю          юё

 

Работа над словами

Упражнение 1

•         ао     →      ао      →      автор

•          

•         аа      →      аа      →      арка

•          

•         ауа    →      ауа    →      азбука

•          
Упражнение 2

•         аэ      →      аэоу

•          

•         аэо    →      аэоу

произносить 2-3-4-5 раз слитно, так, как будто произносится один длинный гласный звук. 

•         Ася. Аня. Аза. Алла. Атом. Арка. Атлас. Астра. Автор.

•         произносить по одному слову на выдохе;

•         произносить по 3 раза одно и то же слово на одном выдохе;

•         произносить по 3 разных слова на одном выдохе.

Упражнение 3

•         оа     →      оа      →      окна

•          

•         оа     →      оа      →      оба

•          

•         оы     →      оы     →      осы

•          

•         оу     →      оу     →      обувь

 Осы. Оля. Облако. Осень. Опера. Оптика. Обувь. Остров.

Упражнение 4

•         уи     →      уи     →      уши 

•         уо     →      уо     →      угол

•         уа     →      уа      →      утка 

•         уа     →      уа      →      урна

•          

•         уо     →      уо     →      утро

Уля. Улей. Уши. Узел. Ужин. Угол. Утка. Урна. Умный.

Упражнение 5

Слова, начинающиеся с гласных, с ударением на втором слоге

•         Айва. Актер. Атлас. Абзац. Азот. Азарт. Ашан. Амур. Араб.

•          

•         Этап. Этаж. Эмаль. Экран. Эфир. Этюд. Эффект. Эльбрус. Эскиз.

•          

•         Ожог. Орел. Орех. Ответ. Опрос. Обрыв. Обвал. Обед. Огонь.

•          

•         Укус. Удав. Удар. Урал. Удод. Укор. Упор. Уход. Урюк. Успех.

•          

•         Ирис. Изба. Икра. Игра. Игла. Инжир. Иван. Ирак. Иран. Изюм.

•          

•         Егор. Енот. Езда. Ездок. Еда. Едва. Еще. Ефим. Евсей. Едок.

•          

•         Юла. Юрок. Юлить. Юрий. Юнец. Юнцы. Юрист. Юннат.

Упражнение 6

         Гласные соединяются с сонорными звуками, которые звучат по продолжительности столько же, сколько гласные:

•         м –––– а ––––

•         м –––– о ––––

•         м –––– у ––––

•         н –––– а ––––  

•         н –––– о ––––  

•         н –––– у ––––

•         м –––– н –––– а ––––

•         м –––– н –––– о ––––

•         м –––– н –––– у ––––

•         Звуки -м-, -н- – носовые: при их произнесении воздух должен проходить через нос. При звуке -м- губы слегка соприкасать, язык совершенно спокоен, при звуке -н- рот приоткрыть, передняя часть языка легко соприкасается с корнями верхних зубов.

Слоговые упражнения проговариваются по 3 раза:

•         пра, про, пру; тра, тро, тру; кра, кро, кру; дра, дро, дру; гра, гро, гру.

•         Снятие тонуса мышц при проговаривании согласных достигаются лёгкой смычкой губ и языка, через которую легко проходит воздушная струя: 

•         п –––– а, п –––– о, п –––– у, п –––– ы;

•         б –––– а, б –––– о, б –––– у, б –––– ы;

•         т –––– а, т –––– о, т –––– у, т –––– ы;

•         д –––– а, д –––– о, д –––– у, д –––– ы;

 

•         к –––– а, к –––– о, к –––– у, к –––– ы;

•         г –––– а, г –––– о, г –––– у, г –––– ы;

Моделирование ситуаций, в которых о чем-то просят с ответом «да»

•         восторженно;

•         спокойно;

•         вопросительно;

•         задумчиво;

•         с сожалением.

         Все упражнения первого этапа способствуют выработке умеренного темпа речи. То, что все слова начинаются с гласных и много раз повторяются, дают возможность легко проговаривать их.

Второй этап - работа над фразами

•         Эхо ͜   отзвучало.                          Ужин ͜   окончен.

•         Это ͜   экран.                                  Уж ͜   уполз.

•         Эмма ͜   умница.                            Улица ͜   опустела. 

•         Эдик ͜   альпинист.                        Угол ͜   определен. 

•         Эму ͜   успокоился.                        Уля ͜   уехала.

Работа над предложениями

•         Я читаю вслух.                    Я говорю громко.

•         Ты читаешь вслух.                   Ты говоришь громко.

•          Он читает вслух.                 Он говорит громко.

•         Она читает вслух.                          Она говорит громко.

•         Мы читаем вслух.                            Мы говорим громко.

•         Вы читаете вслух.                            Вы говорите громко.

•         Они читают вслух.                          Они говорят громко

 

 Счетные упражнения

Упражнение 1.

•         вдох: один ͜   два ͜   три – пауза;

•         вдох: четыре ͜   пять ͜   шесть – пауза;

•         вдох: семь ͜   восемь ͜   девять – пауза;

 Упражнение 2.

•         Счет от 1 до 20 и обратно по два числа на одном выдохе, выдерживая паузу.

На третьем этапе закрепляются речевые навыки в работе над сказками, написанными стихами, стихотворениями и баснями. При чтении всех этих произведений отрабатываются: плавное и слитное произнесение слов, неторопливый, умеренный темп, деление речи на смысловые отрезки, выделение логических центров. Одной из самых характерных особенностей этих произведений является рифма – созвучное совпадение окончаний строк, согласованные между собой в определенном порядке, строгое чередование ударных (более сильных, длинных) слогов и безударных (более слабых, коротких).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!