СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности.

Выпол­нению поставленной цели способствует решение следующих задач:

1)  развитие индивидуальности каждого ребёнка;

2)  введение в активную речь простейших математических терминов;

3)  развитие логических способностей;

4)  формирование образного мышления;

5)  развитие зрительной и слуховой памяти;

6)  формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

7)  развитие у детей основ конструирования и моделирования;

8)  формирование творческой активности;

9)  активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике;

10) формирование исследовательских навыков, навыков учебной деятельности: умением выделять и ставить задачу, находить пути и средства её реализации, умение планировать учебную деятельность и оценивать её.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные математики»»

ПРИНЯТО


Педагогическим советом

МАДОУ «Волшебница»

(протокол от 31.08.2018г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующего

МАДОУ «Волшебница»

от «_31_» __08__ 20__18_ г. №_167-ОД













РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные математики»


Направленность социально-педагогическая

Возраст обучающихся 5-6 лет



Объем аудиторных занятий 30 часов

Срок реализации 1 год



Автор: Поленова Юлия Владимировна

МАДОУ «Волшебница»








Лабытнанги, 2018





Содержание



1

Раздел 1. Целевой

2-7

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи Программы

4

1.3.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

5

1.4.

Теоретический подход

5

1.5.

Планируемые результаты Программы

5

.

Раздел 2. Содержательный

7-17

2.1

Содержание Программы

7

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

14


2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

15

2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

16




3

Раздел 3. Организационный

17-19

3.1.

Ресурсное обеспечение программы

17

3.2.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

18

3.3.

Образовательные результаты

18


Список литературы

19











































Математика порядок, симметрию определенность.

                                                                     А это важнейшие виды прекрасного».

                                                                                                                                Аристотель.



I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Юные математики» - рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (далее - Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница» (далее – МАДОУ «Волшебница»).

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Однако в установившихся методиках обучения реализуется лишь незначительная часть этих возможностей.

Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляется своевременно. Психологи установили, что основные логические структуры мышления формируется в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и очень часто остаётся незавершённым.

Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном учреждении является актуальным.

Новизна Программы заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;

  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

  • Устав МАДОУ «Волшебница».

Содержание Программы составлено в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет (старшая группа). Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятия – 25 минут. Всего 30 занятий. Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Основной формой обучения является НОД, его длительность регулируется с учетом возраста воспитанника и в соответствии с нормами СанПиН. НОД по дополнительному образованию проводятся с октября по май включительно, во второй половине дня. Программа «Юные математики» для детей старшего дошкольного возраста реализуется через организацию работы кружка.

Срок реализации Программы – 1 год.

1.2. Цели и задачи Программы

Цель программы - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности.

Выпол­нению поставленной цели способствует решение следующих задач:

1)  развитие индивидуальности каждого ребёнка;

2)  введение в активную речь простейших математических терминов;

3)  развитие логических способностей;

4)  формирование образного мышления;

5)  развитие зрительной и слуховой памяти;

6)  формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

7)  развитие у детей основ конструирования и моделирования;

8)  формирование творческой активности;

9)  активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике;

10) формирование исследовательских навыков, навыков учебной деятельности: умением выделять и ставить задачу, находить пути и средства её реализации, умение планировать учебную деятельность и оценивать её.

1.3. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

В возрасте 5-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие у детей знаний, навыков и умений. Накопление в дошкольном возрасте большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Все вышеперечисленное оказывает положительное влияние на развитие познавательных способностей дошкольников. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в значительной степени стимулирует совершенствование познавательных способностей дошкольников. В этом возрасте одним из наиболее действенных мотивов в плане мобилизации волевых усилий ребенка является оценка действий взрослыми. Именно поэтому, для достижения хороших результатов, педагогу необходимо придерживаться следующих правил: 1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые. 2. Необходимо учитывать принцип «от простого - к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. 3. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше». Ребенок 5-6 лет умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

1.4. Теоретический подход строится:



  • На системно - деятельностном подходе – обучение на основе реализации теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и психические действия Л.C. Выготского, A.B. Запорожеца, Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

  • интегрированного подхода B.C. Безруковой, Т.С. Комаровой, Г.П. Новиковой, дидактические и логические игры с математическим содержанием предложены в пособиях таких авторов, как А.А. Смоленцева, Н.И. Касабуций, Г.Н. Скобелев, А. АСтоляр, З.А. Михайлова и др.



Данная программа разработана на основе анализа педагогического опыта по развитию у дошкольников логико – математических представлений: составление последовательности действий в строгой логике, логических играх, в рассуждениях, задачах и упражнениях, и мыслительных операциях, логических отношениях. В программе использованы работы выше указанных авторов. Игры, задачи, упражнения предлагаются в виде занимательного математического материала и адаптированы для работы по данному разделу обучения дошкольников математики.

    1. Планируемые результаты Программы


Ожидаемый результат: ориентирован не только на форсированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувства уверенности в своих силах, интереса к познанию, стремления к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Занятия по программе «Юные математики» способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Участие в познавательно интеллектуальных конкурсах разного уровня. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

 По итогам обучения дети должны знать:

  • числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

  • порядковый счет от 1 до 10, числа-соседи;

  • меру длины — сантиметр;

  • простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отре­зок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;

  •  понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

  • геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямо­угольник, овал, многоугольник;

  • вершины, стороны, углы фигур;

  • основные цвета и их оттенки;

  • название сторон и углов клетки; строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7 см);

  •  предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

  • временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

  •  название дней недели;

  • название месяцев и времен года;

уметь:

  • считать от 1 до 10 и от 10 до 1;

  • находить и сравнивать числа-соседи, преобразовывать смеж­ные числа;

  • решать простейшие арифметические задачи;

  • находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

  • изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;

  • подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;

  • ориентироваться в тетради в клеточку (0,7 см);

  • ориентироваться в пространстве;

  • ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);

  • правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

  • сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;

  • использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

  • измерять длину отрезков, сторон фигур, записывать их значение в сантиметрах;

  • делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;

  • собирать фигуры из 4—8 частей;

  • рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

  • рисовать по памяти;

  • срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

  • собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;

  • логически формулировать ответы;

  • продолжать логический ряд фигур и предметов;

  • решать математические загадки, ребусы, головоломки.



II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание программы

Регламентация проведения занятий «Юные математики»

Таблица № 1.

Возраст

Количество участников

Время проведения, продолжительность

1

5-6 лет (старший возраст)

Группа 12-15 человек

1 раз в неделю не более 25 минут

Содержание Программы по ознакомлению старших дошкольников с математикой поделено на блоки состоит из заданий, объединённых в 5 блоков по определенным темам. Ознакомление детей с математикой базируется на интересе ребенка и проводится в увлекательной форме.

1 БЛОК: ЗАДАНИЯ НА ЗЕМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

-формировать у детей умения выполнять действия замещения и умение подбирать к заместителям соответствующие им предметы. К этому же типу заданий относятся загадки, содержащие словесные обозначения признаков предметов, за которыми необходимо «увидеть» сам предмет.

2 БЛОК: ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ СТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

-развитие у детей навыков наглядного моделирования;

-усвоение пространственных отношений между предметами или их частями.

3 БЛОК: ЗАДАНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

-формирование понимания детьми связи между моделями и представленными в них объектами (предметами и пространственными ситуациями), умение учитывать эту связь и использовать её в собственных действиях.

4 БЛОК: ЗАДАНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

-развивать у детей освоение навыков логических операций, группировки объектов или их расположения по определённому принципу на основе выделения и учёта существенных признаков.

5 БЛОК: ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВ

-учить детей использовать наглядные модели при помощи знаков и символов для создания новых образов;

-развивать воображение при решении задач, творческие способности.

Учебно - тематический план

Таблица №2.

Тема

Количество часов

Всего

1.Вводное

25 минут

1

2. Задания на замещение предметов:

-логические загадки;

-занимательные вопросы;

-логические концовки;

-словесные игры;

-математические стихи

1 час 40 минут

4

3.Задания на анализ строения предметов:

-игры на создание целого из частей;

-игры на воссоздание геометрических фигур

2 часа 30 минут

6

4.Задания на выделение пространственных отношений:

-логические игры с блоками Дьенеша;

-алгоритмы;

-работ е по схеме, плану, рисунку

2 часа 30 минут

6

5.Задания на использование логических отношений:

-логические задачи;

-задачи – головоломки;

-упражнения на поиск недостающих фигур;

-на поиск признака отличия одной группы фигур от другой

2 часа 30 минут

6

6.Задания на создание новых образов:

-игры с палочками на преобразование фигур;

-дидактические игры на развитие воображения, фантазии

2 часа 30 минут

6

7.Итоговое

25 минут

1

Каждый блок включает в себя игры, задачи, упражнения на развитие математических (логических) знаний, умений, навыков у детей дошкольного возраста.

Каждое игра – занятие состоит из заданий выше указанных блоков.

На одно занятие берутся задания из разных блоков (по методу интегрирования для поддержания интереса, обеспечения заданиями разной сложности, во избежание перегрузок, переутомлений от однообразной деятельности.

Основные средства обучения: наглядные пособия, проблемные ситуации, дидактический материал.

К программе прилагается практический курс (перспективный план)

Перспективный план по программе «Юные математики»

Таблицы №3.

Месяц

Игры

Задачи

октябрь

1.Чудесный мешочек.

2.Найди предмет такой же формы.

3.Набор счетных палочек и карточка задание к ним.

4.Архитектор..

Научить решать задачи перестроение, развитие тактильного восприятия формы и размера, развитие речи, умения анализировать изображение.

1.Математические задачи.

2. Каких предметов больше?

3.Рисование геометрических фигур.

4.Пляшучие человечки.

Развивать начальные математические представления, способствовать к анализу и синтезу, развивать пространственное воображение, логическое мышление, зрительное восприятие, расширение кругозора, умение обобщать и конкретизировать понятие. Развивать мелкую моторику, речь.

1.Игры с мячом

2.Что лишнее?

3.Графический диктант

4.Волшебные картинки

Расширять кругозор, умение обобщать и конкретизировать понятие, развивать репродуктивное воображение, моторику, речь. Учить зрительному анализу, составлению, наблюдательности, ориентироваться на плоскости. Развивать начальные математические представления.

1.Человечки

2.Чудесный мешочек

3.Кто быстрее сложит и зарисует узор

4.Поиск недостающей фигуры

5.Танграм

Развивать тактильное восприятие формы и размера, умение анализировать сложные плоские изображения, формирование понятий. Учить рассуждать, развивать наблюдательность, координацию движений, учить путём зрительного и мыслительного анализа. Упражнять в доказательстве решения, составлять новые фигуры-силуэты.


1.Цепочка примеров

2.Задачи на перестроение фигур

3.Где спрятано?

4.Дорисуй

5. Классификация по 2-сойсвам (цвет, форма)


Упражнять в умении производить арифметические действия, решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения, развивать умения читать символы, фантазию, мелкую моторику, способность классифицировать по 2 признакам.

Ноябрь

1.Цепочка предметов

2.Какая лишняя и почему?

3.Кукольная комната

4.Электронные часы

5.Заполни пустые клетки

6.Точечки


Отработка и дальнейшее развитие целей, поставленных на предыдущих занятиях, учить зрительному анализу, составлению. Развитие пространственного воображения, начальные навыки работы с планом. Упражнять в последовательном анализе каждой группы фигур.

1.Отгадай число

2.Чем отличается?

3.Алгоритмы

4.Домино

5.Сложи узор


Умение анализировать сложные плоские изображения, введение понятия алгоритма, умение работать по алгоритму, учить зрительному анализу, составлению. Закрепить умения сравнивать числа, учить классифицировать предметы.

1.Математические загадки

2.Найди одинаковые

3.Алгоритмы

4.Картинка из палочек

5. Сложи узор

Способствовать логическому мышлению, обобщать, развитие умения читать символы, учить рассуждать. Развивать наблюдательность, составлять фигуры путём перестроения.

1.Загадки - шутки

2.Замри

3.Блоки Дьенеша

4.Головоломки

Развитие зрительного восприятия, умения анализировать изображение. Способствовать логическому мышлению, обобщению, координация движений, выработка умения выделять главные свойства. Учить решать задачи на основе мыслительного анализа путём выдвижения гипотезы и проверки её. Упражнять в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывать ход решения.

декабрь

1.Загадки без слов

2.Собери фигуру

3.Построй дом

4.На что это похоже?

5.Класификация по 3 признакам

6.Сложи квадрат

Способствовать логическому мышлению, обобщению, классифицировать по3 признакам. Развитие фантазии, мелкой моторики. Упражнять в умении составлять новые фигуры, силуэты, в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия.

1.Логические концовки

2.Чем отличаются?

3.Как пойти к зайке?

4.Блоки Дьенеша

5.Монгольская игра

6.Игры с мячом

Развивать находчивость, сообразительность. Закреплять умения зрительно анализировать, расширять кругозор, умение обобщать и конкретизировать понятие. Упражнять в умении составлять новые фигуры.

1.Занимтельные вопросы

2.Чудесный мешочек

3.Дополни ряд

4.Преобразование одной фигуры в другую

5. Что я задумала?

6.Колумбово яйцо


Развитие тактильного восприятия формы и размера, развитие речи, зрительно – мыслительного анализа, способа расположения фигур, выявление закономерностей. Упражнять в умении, составлять новые фигуры. Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление.

1.Занимтельные вопросы

2.Найди предмет такой же формы

3.Перевёртыши

4.Поиск недостающей фигуры

Вызвать у детей интерес к решению логических задач, отрабатывать в умении анализировать изображения. Развивать зрительное восприятие, находчивость, ориентироваться на плоскости, слуховое внимание, мелкую моторику, последовательном анализе каждой группы фигур. Учить обосновывать решение, создавать образы на основе схематического изображения.

январь

1.Игры с мячом

2.Найди закономерность в расположении фигур

3.Кукольная комната

4.Листики

5. Алгоритмы


Расширять кругозор, умения обобщать и конкретизировать понятия, репродуктивное воображение, моторику, речь. Совершенствовать способность к выявлению закономерностей ряда изображений, логического мышления, пространственного воображения, начальные навыки работы с планом, по алгоритму. Умение читать символы, закрепить понятие «последовательность».

1.Бывает – не бывает, наоборот

2.Дорисуй

3.Определитьместоположение предметов на плоскости листа

4.Волшебные картинки

5.Кто веселее?

Развивать логическое мышление, пространственное воображение, начальные навыки работы с планом. Умение анализировать изображение, зрительный анализ, составление, наблюдательность. Закрепить понятие «последовательность».

1.Математические загадки

2.Поиск признака отличия одной группы фигуры от другой

3.Продолжи ряд

4.Набор палочек и карточек-заданий к ним

5.Поиск недостающей фигуры


Учить рассуждать, развивать наблюдательность, вызвать интерес к решению логических задач. Упражнять в последовательном анализе каждой группы фигур, выявлять закономерности упражнять в умении решать задачи путём целенаправленных проб и обдумывания хода решения, путём зрительно мыслительного анализа рядов фигур, выбирать недостающую. Развивать образное мышление, комбинаторские способности.

1.Игры с мячом

2.Что лишнее?

3. Нарисуй геометрическую фигуру

4.На что это похоже?

5.Блоки Дьенеша

Закрепить понятие «последовательность». Развивать умение читать символы, решать задачи и обдумывать ход решения. Развивать наблюдательность, начальные навыки работы с планом. Расширять кругозор, обобщать конкретизировать понятия, развивать речь.

февраль

1.Занимательные вопросы

2.Найди одинаковые

3.Водители

4.Алгоритмы

5.Классификация по размеру и форме

6.Сложи квадрат

Повторение пройденного материала, отрабатывать умение, создавать образы на основе схематического изображения, образного мышления, комбинаторских способностей, способность к анализу и синтезу. Развитие начальных математических представлений, выявление закономерностей.

1.Логические концовки

2.Поиск недостающих в ряду фигур

3.Листики

4.Преобразование фигур



Способствовать к логическому мышлению, обобщению, умение анализировать сложные плоские изображения. Развитие способности к выявлению закономерностей ряда, изображений, логического мышления. Развитие речи, умения читать символы. Учить путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур выбирать недостающую, упражнять в доказательстве решения, в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задач. Закрепить умения сравнивать числа.

1.Задачи – шутки

2.Замри

3.Что лишнее?

4.Классификация по 2-м свойствам

5. Лабиринт



Развитие способности к выявлению закономерностей ряда изображений,

логического мышления, развите речи, развитие умения читать символы, способность

классифицировать по 2-м признакам, вызвать у детей интерес к решению логических задач, координация движений. Учить зрительному анализу составлению, наблюдению, развивать находчивость, сообразительность.

1.Чудесный мешочек

2.Соберифигуру

3.Продолжи ряд геометрических фигур

4.Придумать новую геометрическую фигуру и дать ей название

5.Каких фигур больше?

6.Сложи узор

Развивать тактильное восприятие формы и размера, зрительное восприятие, умение анализировать изображение, способность к выявлению закономерностей ряда изображений, логического мышления. Учить рассуждать, развивать наблюдательность, образное мышление, комбинаторские способности, овладеть поисковыми подходами.

Март

1.Математические стихи

2.Какая фигура лишняя и почему?

3.Понятия: справа, слева, напротив, друг за другом

4.Перевёртыши

5.Преобразование одной фигуры в другую

6.Игра «Муравей

Развивать логическое мышление и навыки счёта путём решения логических задач, формирование понятий, читать символы, упражнять в последовательном анализе каждой группы фигур, учить создавать образы на основе схематического изображения

1.Математические считалки

2.Чем отличается?

3.Сочиняем загадки

4.Нарисуй и построй

5.Кто первый?



Вырабатывать умения выделять главные свойства, способность к логическому мышлению, к решению задач путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения. Развивать фантазию, мелкую моторику, закрепить в понятии «последовательность».

1.Математические стихи

2.Исправь ошибки

3.Составление задач. Решение задач

4.Живая неделя

5.Нарисовать рисунок, состоящий из геометрических фигур

6.Сложи квадрат

Вызвать интерес решению логических задач и навыков счёта. Вырабатывать умение выделять главные свойства, развивать образное мышление, комбинаторские способности, находчивость, сообразительность, создание начальных математических представлений.

1.Задачи – шутки

2.Сосчитай геометрические фигуры

3.Алгоритмы

4.Что должно быть нарисовано в пустой клетке?

5.Составь последовательность фигур

6. «Электронные часы»

Развивать пространственное воображение, способность к логическому мышлению, обобщению, умение работать по алгоритму, отрабатывать умение зрительно – мыслительного анализа способа расположения фигур, выявление закономерностей, выделять главные свойства. Развивать находчивость, смекалку.

Апрель

1.Игры с мячом

2.Зашифрованное слово (логическая задача)

3. «Муравьи»

4.Составь последовательность ряда фигур

5.Придумать новую геометрическую фигуру

Учить детей логически мыслить, развивать зрительное восприятие, умение анализировать изображение, расширять кругозор, умение обобщать и конкретизировать понятия. Развивать мелкую моторику рук, упражнять в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

1.Математические стихи

2.Заполни пустые клетки

3.Назови соседей

4.Логическая задача «Раскрась флажки»

5.Блоки Дьенеша

6.Танграм

Учить зрительному анализу, составлению, наблюдательности. Развивать логическое мышление и навыки счёта, упражнять в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения, в умении составлять новые фигуры

1.Математические загадки

2.Человечки

3.Дополни ряд

4.Игры со счётными палочками

5.Поиск недостающих фигур

6.Танграм

Координация движений, научить решать задачи на перестроение, учить путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур выбирать недостающую, упражнять в доказательстве решения. Развивать образное мышление, комбинаторские сообразительность.

1.Задачи шутки

2.Из каких фигур состоит?

3.Блоки Дьенеша

4.Задачи на перестроение фигур

5.Зашифрованное слово

6.Кто веселее

Отработка и дальнейшее развитие целей, поставленных на предыдущих занятиях.

Май

1.Занимательные вопросы

2.Чудесный мешочек

3.Определи закономерность

4.Работа со счётными палочками

5.Что я задумал?

6.Сложи квадрат


Повторение пройденного материала.



    1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Ознакомление детей с математикой предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую форму взаимодействия с воспитанниками.

Подгрупповое взаимодействие с детьми организуется с целью достижения более эффективного результата, когда решаются следующие задачи:

  • знакомство с новым материалом;

  • закрепление ранее полученных знаний и умений.

Индивидуальное взаимодействие с детьми организуется по мере необходимости, в зависимости от ситуаций:

  • помощь ребёнку в освоении пройденного материала;

  • помощь ребенку в освоении более усложненного материала.

Необходимо организовывать образовательную ситуацию таким образом, чтобы мотивировать детей к поиску выхода из проблемной ситуации; активизировать их поисковую и творческую деятельность; создавать возможности для самостоятельных действий; способствовать приобретению опыта и усвоению алгоритма совместной с педагогом деятельности по разрешению проблем и отрефлексировать новый опыт.

Развивающее обучение - это обучение, методы которого прямо ориентированы на закономерности развития, а формы организации работы строятся по личностно- ориентированной модели, основанной на бережном и чётком – «шуточном» отношении к ребёнку и его развитию. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относится к таким методам как:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • рассказ или беседа;

  •  наглядный — демонстрационный материал;

  • индуктивный — от частного к общему;

  • дедуктивный — от общего к частному;

  • аналитический — решение логических задач;

  • работа под руководством педагога;

  • самостоятельная работа дошкольников.

  1. Методы контроля и самоконтроля:

  • устные;

  • письменные;

  • индивидуальные;

  • фронтальные.

  1. Методы стимулирования учебной деятельности:

  • дидактические игры;

  • занимательные задания;

  • математические конкурсы, соревнования;

  • поощрение и порицание.

Данные методы способствуют выполнению поставленной цели, успешному усвоению Программы, активизации познавательной де­ятельности детей, развивают их самостоятельность. У дошкольни­ков появляется интерес к математике, желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и применить их на практике.

Работая по данной Программе, педагог использует следующие формы обучения:

1. Непосредственно образовательной деятельности — основная форма обучения. Проводится в отдель­ном кабинете, подготовленном и оснащенном всем необходимым материалом. Продолжительность занятия 25 минут.

2. Дополнительные формы работы (конкурсы, соревнования, квн, квесты и т.д.). Дети показывают знания, умения, навыки, которые они получили на занятиях.

3. Индивидуальные формы работы.


Педагог использует следующие виды НОД:

1.     Ознакомление с новым материалом.

2.     Комбинирование (повторение ранее изученного материала и знакомство с новой темой).

3.     Закрепление.

4.     Контроль и учет знаний, умений и навыков дошкольников (проверочные задания в рабочих тетрадях, в тетрадях в клеточку (0,7 см), работа с раздаточным материалом, устные опросы детей). Особое внимание на занятиях уделяет глубокому, осмысленно­му пониманию программного материала, взаимосвязи теоретичес­ких и практических вопросов, способности ориентироваться в сложной, нестандартной ситуации, умению использовать получен­ные знания в повседневной жизни.

Требования к организации проведения НОД

Познавательную деятельность желательно проводить, в регулярно проветриваемом помещении. Создавая образовательную среду, обеспечивающую снятие всех стрессовых факторов учебного процесса.

В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по изучению предлагаемого материала (темы), что позволяет воспитателю варьировать задания в зависимости от усвоения материала детьми, интереса к некоторым видам игр, упражнений, задач, способствует более активному творческому поиску, самостоятельности в действиях, самовыражению. Это поможет выполнению главной задачи педагога – осуществлять развивающий характер обучения.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей. Детская инициатива проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам (в группе во время свободной деятельности).

Источники самостоятельной деятельности детей:

  • непосредственно образовательная деятельность;

  • математические игры;

  • образовательные мультфильмы.


Формы организации:

  • индивидуальные;

  • дидактическая игра;

  • компьютерная игра;

  • творческая деятельность.

Структура: возникновение замысла, реализация замысла, самостоятельные действия.

Условия:

  • правильное соотношение показа действий и действия по собственной инициативе,

  • побуждение самообучению и взаимопомощи, обучение самостоятельному выражению в конкретном образе своего видения содержания, подбор доступного и увлекательного оборудования для проведения математических игр.

Требования к педагогу для развития детской инициативы и самостоятельности:

  • развивать активный интерес детей к математическому представлению, стремление к получению новых знаний и умений;

  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

При организации НОД по ознакомлению детей с математикой используются следующие виды педагогических технологий:

  1. Здоровьесберегающие технологии;

  2. Технологии развивающего обучения;

  3. Игровые технологии;

  4. Информационно-коммуникативные технологии.

Содержание Программы скомплектовано по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование математических представлений, расширение кругозора), «Социально-коммуникативное развитие», через игровую и практическую деятельность.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

Основной целью взаимодействия педагога с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «Родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Для достижения вышеуказанной цели предусматривается решение следующих задач:

  • создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса;

  • выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребёнком в МАДОУ и семье;

  • создать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;

  • повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;

  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье;

  • расширять сферу участия родителей в организации жизни в МАДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование;

  • Просветительство: родительские собрания, консультации, памятки;

  • Обучение практическим умениям: мастер-классы, открытые занятия,

  • Вовлечение в образовательный процесс: день «открытых дверей», развлечения, совместные праздники, выставки рисунков, поделок.



III. Организационный раздел

3.1. Ресурсное обеспечение программы:

1.      Научно-технические средства:

  • образовательная программа «Математика для дошкольни­ков»;

  • учебно-методические пособия (комплект «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математи­ка», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Подготовлен ли ребенок к школе по матема­тике?», «Количество и счет», «Графические диктанты»).

2.      Материально-техническое обеспечение: Проектор BenQ MX 660 мультимедийный Экран настенный с электроприводом LUMIEN Master Control MW Fiber Glass Ноутбук ASUS P55VA-S0030H Intel.

  • строительный набор (кирпичики);

  • кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказ­ки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;

  • кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Заниматель­ные кубики»;

  • игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;

  • конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»;

  • рамки-вкладыши Монтессори;

  • наборы дидактический, арифметический;

  •  арифметическое домино;

  • коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);

  • мозаика детская;

  • коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);

  • набор карточек с цифрами от 0 до 20;

  • счетная и ученическая линейка, демонстрационный мате­риал по каждой теме программы;

  • счетные палочки;

  • набор планов по ориентации в кабинете и на улице;

  •  набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);

  • наборы игрушек;

  • наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;

  • магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;

  • логические блоки Дьенеша;

  • цветные счетные палочки Кюизенера;

  • пособие «Домик».

  1. Информационное: компьютер с доступом к сети Интернет, принтер.



    1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для формирования у детей познавательной активности в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, которая разделена на следующие зоны:

  • учебная зона включает в себя:

- технические средства: видеоаппаратуру, ноутбуки, планшеты, компьютерный стол (где дети могут самостоятельно выполнять различные задания и закреплять полученные ранее знания);

- игротеку с дидактическими, компьютерными играми, моделями, игрушками и т.д;

- наглядные пособия: презентации по темам карточки с символами, знаками, схемы, картинки, иллюстрации и фотографии;

  • игровая зона, где ребёнок находится необходимый материал для самостоятельных занятий.

При оборудовании развивающей среды в группе были учтены следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

    1. Образовательные результаты.

Используются следующие способы определения результативности:

  • педагогическое наблюдение;

  •  педагогический анализ результатов опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в викторинах, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

Мониторинг:

  • педагогический мониторинг: контрольные задания, диагностика личностного роста и продвижения;  

  •  мониторинг образовательной деятельности детей: оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчёта.

Виды контроля

  • Начальный или входной контроль – с целью определения уровня развития детей.

  • Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.

  • Промежуточный или рубежный контроль – с целью определения результатов обучения.

  • Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.



Список литературы



  1. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников» Спб.: 1996.

  2. Михайлова З.А «Математика от 3 до 7», Спб: 2010.

  3. Дьяченко О.М, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает?» М: «Просвещение» 1991.

  4. Носова Е.А, Непомнящая Р.Л «Логика и математика для дошкольников» Спб: 1997.

  5. СтолярА.А. «Давайте поиграем», М.: Просвещение, 1991.

  6. Стасова Л.П «Развивающие математические игры-занятия в ДОУ» Воронеж 2008.

  7.  Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 80 с.

  8.  Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 64с.

  9.  Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие –М.: ТЦ Сфера, 2012.

  10.  Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!