Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Менделеевского муниципального района РТ
«Принято»
педагогическим советом
протокол от 28.08.2017г . № 1
Введено приказом от 29.08.2017 № 97-ОД
Директор школы___________ Степанов А.М.
Рабочая программа
по предмету русский язык
для 10 В класса (1 час в неделю, 35 часов год)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Щербакова Елена Вячеславовна.
«Согласовано»
Заместитель директора:
_______________________________ Павлова Г.Ф.
от 29.08.2017г.
«Рассмотрено и принято» на заседании МО, протокол от 29.08.2017г. № 1
Руководитель МО .
______________________________ Красильникова О.Н.
Менделеевск 2017год
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка в 10 классе ученик должен:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности.
Содержание курса
№ | Название раздела, блока | Кол-во часов | Содержание учебной темы ( в соответствии со стандартом) | Виды, формы и методы контроля |
К.р | изл. | т | с | пр |
1.
2. | Повторение в начале учебного года.
Речь и речевая деятельность.
| 7
28 | Сферы и ситуации речевого общения Компоненты речевой ситуации Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи Монологическая и диалогическая речь
Различные виды чтения и использование их в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста Информационная переработка текста Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы) Культура публичной речи Культура разговорной речи | 4 | 1 | 1 | 1 | |
Учебно- тематическое планирование (2017-2018 год)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов | Календарные сроки |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
1 | Сферы и ситуации речевого общения. Повторение. Фразеология | 1 | 06.09 | |
2 | Компоненты речевой ситуации. Повторение. Лексика (омонимы, паронимы, синонимы, антонимы). | 1 | 13.09 | |
3 | Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи Повторение. Лексика( общеупотребительная, имеющая ограниченную сферу употребления, устаревшая, неологизмы) | 1 | 20.09 | |
4 | Монологическая и диалогическая речь. Повторение. Лексикография | 1 | 27.09 | |
5 | Культура речи. Нормы литературного языка. Р/Р Создание монолога и диалога по заданной теме | 1 | 04.10 | |
6 | Практическая работа. Редактирование текста. Выполнение тестовых заданий по теме «Орфография. Пунктуация» | 1 | 11.10 | |
7 | Контрольный диктант по теме «Повторение. Орфография. Пунктуация» | 1 | 18.10 | |
8 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Различные виды чтения и использование их в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Изобразительно-выразительные средства русского языка | 1 | 25.10 | |
9 | Информационная переработка текста . Повторение. Фонетика и орфография. Орфоэпия | 1 | 08.11 | |
10 | Анализ текстов –повествований разных стилей и жанров . Повторение. Состав слова и словообразование. Морфемный анализ слова | 1 | 15.11 | |
11 | P\P Изложение текста-повествования. | 1 | 22.11 | |
12 | Анализ изложений и работа над ошибками.Повторение. Орфография. Стилистика. | 1 | 29.11 | |
13 | Создание текста- описаний разных стилей и жанров. Повторение. Словообразование. | 1 | 06.12 | |
14 | Комплексная работа с текстами-рассуждениями разных стилей и жанров. Повторение. Морфология. Части речи. | 1 | 13.12 | |
15 | Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей. Повторение. Морфология и орфография. Части речи. Гласные в корне слова. | 1 | 20.12 | |
16 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 1 | 10.01 | |
17 | Р/Р Написание сочинения-рассуждения | 1 | 17.01 | |
18 | Анализ сочинения и работа над ошибками.Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Повторение. Орфография. Гласные в корне слова. | 1 | 24.01 | |
19 | Особенности текстов разных стилей речи. Повторение. Орфография. Согласные в корне слова. | 1 | 31.01 | |
20 | Выполнение тестовых заданий по теме «Орфография. Лексика. Морфология» | 1 | 07.02 | |
21 | Анализ тестов. Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | 14.02 | |
22 | Контрольный диктант по теме «Орфография. Морфология» | 1 | 21.02 | |
23 | Анализ диктанта и работа над ошибками Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Р/Р Лексикография | 1 | 28.02 | |
24 | Написание доклада. Повторение. Орфография. Правописание приставок. | 1 | 07.03 | |
25 | Написание реферата. Повторение. Орфография. Употребление ъ и ь знаков | 1 | 14.03 | |
26 | Написание тезисов. Повторение. Орфография. Правописание суффиксов и окончаний существительных | 1 | 21.03 | |
27 | Написание рецензии. Повторение. Орфография. Имя прилагательное. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных | 1 | 04.04 | |
28 | Деловые документы различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Повторение. Правописание сложных прилагательных | 1 | 11.04 | |
29 | Контрольная работа по теме «Деловые бумаги».Составление резюме. | 1 | 18.04 | |
30 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками . Культура публичной речи. Повторение. Глагол и особые формы глагола | 1 | 25.04 | |
31 | Р/Р Создание текста публичного выступления. Повторение. Глагол и особые формы глагола | 1 | 02.05 | |
32 | Р/Р Урок –конкурс . Лучшее публичное выступление. Повторение. Наречие | 1 | 09.05 | |
33 | Итоговая контрольная работа (контрольное тестирование в формате ЕГЭ) | 1 | 16.05 | |
34 | Анализ итоговой контрольной работы и работа над ошибками. Служебные части речи. | 1 | 23.05 | |
35 | Заключительный урок. Подведение итогов года. | 1 | 30.05 | |
Приложения.
Контрольные работы.
1.Часто осенью я пристально следил за опадающими* листьями, чтобы поймать ту незаметную* долю секунды, когда лист отделяется* от ветки и начинает падать, но мне это долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает* трава.
Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть* и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный* ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно* и медленно отделился от ветки красный лист , вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа- неясный звук, похожий на детский шепот.
Грамматическое задание.
1.Составьте схему выделенного предложения.
2.Произведите морфемный разбор слов, отмеченных *.
3.Выполните фонетический разбор выделенных слов ( по вариантам).
2. По следам войны.
Война была далеко, но ее недавние свежие следы стали попадаться очень скоро. Машины шли* дорогой декабрьского* наступления наших войск. Сквозь заднее стекло* еще можно было различить дым заводских труб над крышами московских окраин, а уже справа и слева от шоссе торчали стволы немецких орудий, черные, обгорелые, красневшие первой ржавчиной бронетранспортеры, самоходы. На многих из них виднелись белые с черной окантовкой кресты.
С острым и странным чувством глядел Павлик на эти обезвреженные механизмы уничтожения, на эту воплощенную в металле злобную и страшную силу, укрощенную другой силой, и впервые представил себе врага воочию, ощутил его телесно и содрогнулся от ненависти и отвращения.
Их путь шел по следам недавних боев, по разоренной, сожженной*, искромсанной земле. Поля изрезаны траншеями, ходами сообщения, изрыты бомбовыми и снарядными воронками, опутаны колючей проволокой*. Повсюду торчали ржавые металлические занозы-останки машин, сбитых самолетов. Обезглавленные и обезрученные деревья, каждая рощица, каждый перелесок- скопище мертвых, обглоданных стволов. На месте домов- голые, закопченные трубы. И все будто вымерло вокруг; хоть бы одна ворона пролетела*, хоть бы стайка воробьев вспорхнула с дороги…
Грамматическое задание.
1.Сделайте морфологический разбор слов, отмеченных *( 1-в-в первом абзаце, 2-в- в 3-ем абзаце).
2.Обозначьте в тексте диктанта все причастные обороты.
Изложение.
Брестская крепость. Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идет поезд. Все, кто бывал в тех краях, обязательно приходят в крепость.
Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боев, и вы можете спуститься в подвалы, прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам или молча постоять под сводами бывшего костела.
Не спешите. Вспомните. И поклонитесь.
В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло ,и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня .Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям. И вы непременно остановитесь возле знамени- единственного знамени, которое пока нашли в крепости. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга.
Крепость не пала. Крепость истекла кровью.
Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны в апреле 1942 года .Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат.
Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почетный караул.
Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита, на которой написано: « С 22 июня по2 июля 1941 года под руководством лейтенанта Николая ( фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснева военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал.» Целый день старая женщина читает эту надпись. Стоит возле нее, точно в почетном карауле. Уходит, приносит цветы. И снова стоит, и снова читает. Читает одно имя. Семь букв: « Николай».
Шумный вокзал живет привычной жизнью. Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты , гремит музыка, громко смеются люди. И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.
Не надо ей ничего объяснять6 не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они сражались.