ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая программа по технологии для 2 класса разработана в соответствии:
с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,
учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 на 2017-2018 учебный год,
авторской программой Лутцевой Е. А. , Зуевой Т. П. «Технология. 1-4 классы» Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2014 г.
Для реализации данной программы по технологии используется УМК «Школа России» Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение технологии во 2 классе начальной школы выделяется 68 часов (2 час в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД
Обучающийся научится с помощью учителя:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающийся научится с помощью учителя:
формулировать цель деятельности на уроке;
выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Обучающийся научится с помощью учителя:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности де-
коративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится с помощью учителя:
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3 – 4 человек.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучащиеся будут знать о (на уровне представлений):
элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края;
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Обучащиеся будут уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучащиеся будут знать:
обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Обучащиеся будут уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Обучащиеся будут знать:
Обучащиеся будут уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Обучащиеся будут знать о:
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРЕДМЕТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Совместно с учащимися оцениваются:
качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов, работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(68 часов)
Обучение технологии по программе «Школа России» представлено разделами:
Художественная мастерская (20 часов)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от видов работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Контроль и корректировка хода работы.
В результате работы по теме «Общекультурные и общетрудовые компетенции» обучающиеся научатся:
Технология ручной обработки материалов.
Общее представление о материалах. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
В результате работы по теме «Технология ручной обработки материалов» обучающиеся научатся:
Конструирование и моделирование
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки; способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку.
В результате работы по теме «Конструирование и моделирование» обучающиеся научатся:
Чертежная мастерская (14 часов)
Технологические операции и способы. Чертеж и его прочтение. Изготовление одинаковых деталей по шаблону.
В результате работы по теме «Чертежная мастерская» обучающиеся научатся:
Конструкторская мастерская (18 часов)
Трудовая деятельность и ей значение в жизни человека. Рукотворный мир, как результат труда человека. Мастера и их профессии. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от видов работы, планирование трудового процесса.
В результате работы по теме «Конструкторская мастерская» обучающиеся научатся:
анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символические средства; оценивать результат своей деятельности; изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки. Проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию. Уважительно относится к людям разного труда и результатам их труда.
Рукодельная мастерская (16 часов)
История создания тканей. Изготовление изделий из различных видов тканей, трикотажа и других материалов. Косой стежок, виды строчек, канва, вышивка. Рукотворный мир, как результат труда человека. Мастера и их профессии.
В результате работы по теме «Рукодельная мастерская» обучающиеся научатся:
Сквозные виды работ
Наблюдения
Наблюдения за пластическими свойствами теста. Сравнение с пластилином. Продольные и поперечные волокна бумаги.
Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность). Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.
Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Сравнение швейных игл по внешнему виду.
Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны).
Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.
Беседы
Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами; о происхождении иглы, пуговицы, материалов; о народном искусстве, народных праздниках, обычаях.
Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроке: о доисторических животных, мифических существах и т.д.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
индивидуальные
индивидуально-групповые
парные
групповые
фронтальные
практикумы
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Художественная мастерская (20 часов) | Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Искать и анализировать информацию о земледелии. Составлять рассказ о профессиях на основе наблюдений и собственного опыта. Сравнивать посуду по виду и материалу. Освоить приём наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделий. Соблюдать правила безопасности. Отличать съедобные грибы от несъедобных, плоды лесные и садовые. Составить план работы по слайдам. Работать с пластилином. Дополнить работу природным материалом. Составлять рассказ о профессиях пекаря, кондитера на основе своих наблюдений и собственного опыта. Осваивать способ приготовления солёного теста и приёмы работы с ним. Сравнивать приёмы работы с тестом и пластилином. |
Чертежная мастерская (14 часов) | Освоить технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции. Конструировать из бумаги движущуюся игрушку - лошадку. Закрепить навыки разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Осваивать способы и приёмы работы с пшеном, фасолью, рисом и т.п., выполнять аппликацию в технике «мозаика». Экономно расходовать материалы при выполнении работы. Изготовить объёмное изделие на основе развёртки. Распределить обязанности в группе. Выполнить изделие и оценить, используя заданные критерии. Закрепить навыки работы с яичной скорлупой. Узнать понятие «симметричные фигуры» и найти симметрию в своём изделии. Создать разные изделия, используя одну технологию, и сравнить их. |
Конструкторская мастерская (18 часов) | Выполнять разметку по шаблону. Оценивать качество выполнения работы. Осваивать правила работы с циркулем. Выполнить изделие из пластичных материалов. Анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты. Распределить обязанности в группе. Выполнить изделие и оценить, используя заданные критерии. Создать разные изделия, используя одну технологию, и сравнить их. |
Рукодельная мастерская (16 часов) | Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Анализировать готовую модель. Определять приёмы и способы изготовления. Осваивать правила безопасного использования компьютера. Исследовать возможности Интернета. Находить информацию с помощью взрослого. Организовать и оформить выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕ МАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ,
2 класс
УМК «Школа России»
Учебник: «Технология» 2 класс, Москва: Просвещение, 2014 г.
Дата | № п/п | Тема | Страница учебника |
| | Художественная мастерская (20 часов) | |
| 1 | Знакомство с учебником. Изделия в технике оригами. | с. 4-9 |
| 2 | Изделия в технике оригами. | с. 4-9 |
| 3 | Цвет, форма и размер. Композиция «Орнамент из семян». | с. 10-13 |
| 4 | Цвет, форма и размер. Композиция «Орнамент из семян». | с. 10-13 |
| 5 | Роль цвета в композиции. Композиция с разными цветовыми сочетаниями материалов. | с. 14-17 |
| 6 | Роль цвета в композиции. Композиция с разными цветовыми сочетаниями материалов. | с. 14-17 |
| 7 | Виды цветочных композиций. Композиция из природного материала. | с. 18-21 |
| 8 | Виды цветочных композиций. Композиция из природного материала. | |
| 9 | Белое изображение на белом фоне. Рельефная композиция из бумаги. | с. 22-25 |
| 10 | Белое изображение на белом фоне. Рельефная композиция из бумаги. | с. 22-25 |
| 11 | Симметрия. Композиция из симметричных бумажных деталей. | с. 26-29 |
| 12 | Симметрия. Композиция из симметричных бумажных деталей. | с. 26-29 |
| 13 | Свойства картона. Шаблоны фигурок животных и заготовка шаблонов для поделки. | с. 30-31 |
| 14 | Свойства картона. Шаблоны фигурок животных и заготовка шаблонов для поделки. | с. 30-31 |
| 15 | Сложные формы из картона. Композиция по собственному замыслу. Проект «Африканская саванна» | с. 32-33 |
| 16 | Сложные формы из картона. Композиция по собственному замыслу. Проект «Африканская саванна» | с. 32-33 |
| 17 | Превращение плоского изделия в объёмное. Фигурка попугая. | с. 34-37 |
| 18 | Превращение плоского изделия в объёмное. Фигурка попугая. | с. 34-37 |
| 19 | Изделия, имеющие кривые сгибы. Фигурка Змея Горыныча. Проверка знаний по теме «Художественная мастерская». | с. 38-41 |
| 20 | Изделия, имеющие кривые сгибы. Фигурка Змея Горыныча. Проверка знаний по теме «Художественная мастерская». | с. 38-41 |
| | Чертежная мастерская (14 часов) | |
| 21 | Технологические операции и способы. Игрушки с пружинками из бумаги. | с. 44-47 |
| 22 | Технологические операции и способы. Игрушки с пружинками из бумаги. | с. 44-47 |
| 23 | Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. | с. 48-49 |
| 24 | Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. | с. 48-49 |
| 25 | Чертёж. Линии чертежа. Чтение чертежа. Праздничная открытка. | с. 50-53 |
| 26 | Чертёж. Линии чертежа. Чтение чертежа. Праздничная открытка. | с. 50-53 |
| 27 | Народные промыслы плетения изделий из разных материалов. Аппликация с плетением. р/к Ремёсла родного края. | с. 54-57 |
| 28 | Народные промыслы плетения изделий из разных материалов. Аппликация с плетением. р/к Ремёсла родного края. | с. 54-57 |
| 29 | Угольник – чертёжный инструмент. Новогодний сувенир (Блокнот) | с. 58-61 |
| 30 | Угольник – чертёжный инструмент. Новогодний сувенир (Блокнот) | с. 58-61 |
| 31 | Циркуль – чертёжный инструмент. Узор в круге. | с. 62-65 |
| 32 | Циркуль – чертёжный инструмент. Узор в круге. | с. 62-65 |
| 33 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки и украшения из бумаги и картона. | с. 66-70 |
| 34 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки и украшения из бумаги и картона. Проверка знаний по теме «Чертёжная мастерская». | с. 66-70 |
| | Конструкторская мастерская (18 часов) | |
| 35 | Секрет подвижных игрушек. | с. 72-75 |
| 36 | Секрет подвижных игрушек. | с. 72-75 |
| 37 | Превращение неподвижной игрушки в подвижную. | с. 76-79 |
| 38 | Превращение неподвижной игрушки в подвижную. | с. 76-79 |
| 39 | Способы изготовления подвижной игрушки. | с. 80-81 |
| 40 | Способы изготовления подвижной игрушки. | с. 80-81 |
| 41 | Вращение винта-пропеллера. Изделия, имеющие пропеллер, крылья (мельница). | с. 82-85 |
| 42 | Вращение винта-пропеллера. Изделия, имеющие пропеллер, крылья (мельница). | с. 82-85 |
| 43 | Модель самолёта. | с. 86-89 |
| 44 | Модель самолёта. | с. 86-89 |
| 45 | Поздравительная открытка к Дню защитника Отечества. | с. 90-93 |
| 46 | Поздравительная открытка к Дню защитника Отечества. | с. 90-93 |
| 47 | Машины и их значение в жизни человека. Модель машины из бумаги. | с. 94-97 |
| 48 | Машины и их значение в жизни человека. Модель машины из бумаги. | с. 94-97 |
| 49 | Поздравительная открытка к Международному Женскому дню. | с. 98-101 |
| 50 | Поздравительная открытка к Международному Женскому дню. | с. 98-101 |
| 51 | Профессия – архитектор. Проект «Макет города». | с. 102-107 |
| 52 | Профессия – архитектор. Проект «Макет города». Проверка знаний по теме «Конструкторская мастерская». | с. 102-107 |
| | Рукодельная мастерская (16 часов) | |
| 53 | Свойства тканых и нетканых материалов. Аппликация | с. 110-113 |
| 54 | Свойства тканых и нетканых материалов. | с. 110-113 |
| 55 | Аппликация «Одуванчик». | |
| 56 | Нитки, их виды и использование. | с. 114-117 |
| 57 | Нитки, их виды и использование. Игрушка «Птичка». | с. 114-117 |
| 58 | Игрушка «Птичка». | |
| 59 | Виды натуральных тканей и их свойства. | с. 118-121 |
| 60 | Виды натуральных тканей и их свойства. Подставка «Ёжик». | с. 118-121 |
| 61 | Вышивки разных народов. | с. 122-125 |
| 62 | Строчка косого стежка. Изделия с вышивкой крестом по канве. | |
| 63 | Строчка косого стежка. Изделия с вышивкой крестом по канве. | |
| 64 | Изделия с вышивкой крестом по канве. | |
| 65 | Лекало. Футляр из ткани. | с. 126-129 |
| 66 | Лекало. Футляр из ткани. | |
| 67 | Проверка знаний по теме «Рукодельная мастерская». | |
| 68 | Викторина «Что узнали, чему научились». Выставка работ. | с. 130-132 |
Итого: | | 68 часов | |
10