Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени. В.Ф.Алешина».
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:
-------------(Колотина Н.Л.) ------------------(Коптева В.В.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)
Приказ №21-75 от31.08.2016 г.
Протокол № 5 от 29.08.2016
Рабочая программа факультатива в 5 классе
«Зеленая лаборатория»
Учитель: Василенкова О.В.П. Шумячи
2016-2017уч. г.
Рабочая программа составлена в соответствии:
Приказа Министерстваобразования РФ и науки от 17 декабря 2010 года №1897« Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
Планируемые результаты освоения факультативного курса «Зеленая лаборатория»
в 5 классе
Личностные результаты:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов
• необходимость защиты окружающей среды;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах
органов цветкового растения
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
выращивания и размножения культурных растений, правила ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой п
Содержание программы
( 0,5 ч. 17 часов. )
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся.
Виды деятельности учащихся.
Работа с научно-популярной литературой;
Выращивание и уход за растениями;
Наблюдение и постановка опытов;
Охрана зеленых насаждений, птиц;
Участие в работе «зеленый патруль»;
Помощь животным, попавшим в беду;
Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Вводное занятие.
Осень в природе.
Осенние работы на участке.
Почва и ее роль в жизни растений.
Природа зимой.
Охрана и привлечение зимующих птиц.
Домашние животные.
Весна в природе.
Охрана и привлечение птиц.
Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву.
Лето в природе.
Уход за овощными и цветочными растениями.
Сорные растения.
Полезные и вредные животные огорода.
Плодово-ягодные растения.
Сельскохозяйственные растения.
Итоговое занятие.
Тематический план занятий.
Дата | Тема | Всего часов | В том числе |
теория | практика | экскурсия |
| 1. Вводное занятие. | 1 | 1 | - | - |
| 2. Осень в природе. Экскурсия в парк. | 1 | | - | 1 |
| 3. Осенние работы в цветнике. Практическая работа 1: «Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях». | 1 | | 1 | - |
| 4. Почва и ее роль в жизни растений. | 1 | 1 | - | - |
| 5. Природа зимой. Экскурсия в парк. | 1 | | - | 1 |
| 6. Охрана и привлечение зимующих птиц. Практическая работа 2: «Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек (пакетов из-под молока)». | 1 | | 1 | - |
| 7. Комнатные растения. Практическая работа 3: «Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы». | 1 | | 1 | - |
| 8. Весна в природе. Экскурсия в парк. | 1 | | - | 1 |
| 9. Охрана и привлечение птиц. Практическая работа 4: «Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий. Изготовление скворечников». | 1 | | 1 | - |
| 10. Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву. Практическая работа 5: «Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов». Практическая работа 6: «Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие и урожайность овощных и цветочных культур». | 2 | | 2 | - |
| 11. Лето в природе. Экскурсия в парк. | 2 | 1 | - | 1 |
| 12. Уход за овощами и цветочными растениями. | 1 | 1 | | - |
| 13. Сорные растения. | 1 | 1 | | - |
| 14.Итоговое занятие. Защита проектов. | 2 | 1 | 1 | - |
|
Итого : |
17 |
6 |
7 |
4 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.- М.: Махаон, 2000.
2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2003.
3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. - М., ПросвещениЕ,2009.