Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №20 (МБ ДОУ №20)
Рассмотрена и принята Утверждаю
на заседании педагогического заведующий МБ ДОУ №20
совета МБ ДОУ №20 __________Павлятенко Е.К
Рабочая программа инструктора по физической культуре
по реализации основной образовательной программы МБ ДОУ №20
группы общеразвивающей направленности
от 3-4 лет
на 2017-2018 учебный год
Составила ИФК:
Миздренко Т В
Структура рабочей программы
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………… …… . …..... 3
1.2.Цели и задачи программы……………….………………………..............5
1.3.Характеристика возрастных особенностей развития детей
3-4. лет……………………………………………………………. ………...….7
1.4.Характеристика особенностей развития группы………………................9
1.5. Планируемые результаты освоения программ…………………….....12
2.Содержательный раздел
2.1.Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы………...13
2.2.Содержание работы по физическому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 3-4лет………………….....15
2.3. Содержание перспективного планирования
мероприятий по физической культуре…………………………………….…...19
2.4. Особенности взаимодействия инструктора по физической
культуре с другими специалистами детского сада...........................................21
2.5 Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями…..22
2.6Оценка результатов диагностики педагогического процесса……..…........24
3. Организационный раздел
3.1.Режим двигательной активности детей……………… ……………….....25
3.2. Особенности организации предметно- развивающей среды…………...26
3.3 Материально- техническое обеспечение программы…….. ………..…... 27 3.4 Программно – методическое обеспечение…………………………….….29
Приложение №1 Комплексно-тематическое планирование.
Приложение №2 Распорядок и режим дня.
Приложение №3 Расписание занятий по физической культуре.
Приложение №4 Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка. Образовательная область «Физическое развитие»
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности от 3-4 лет (далее – рабочая программа) составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБ ДОУ №20 с
включением:
Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.
Солнцевой.
и парциальных программ:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева,
М.Д. Маханева);
«Родники Дона» (Р.М.Чумичева, Н.А. Платохина, О.Л. Ведмедь)
«Безопасность» (Н.Н. Авдееева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно -
правовыми документами:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Постановления Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013г. №2 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Устава МБ ДОУ (Приказ УО № 991 от 07.11.2014)
Лицензии на осуществление образовательной деятельности (серия 61 ЛО1 № 0001711 от 25.12.2014 .)
Положения о рабочей программе педагогов.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов и подходов формирования программы:
Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
Принцип сотрудничества с семьей.
Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей 2 младшей группы общеразвивающей направленности.
Срок реализации программы – 1 год (2017-2018 учебный год)
Цели
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, создание условий для становления творческой, интеллектуальной, духовно и физически развитой личности, способной к осознанному саморазвитию.
Задачи программы
Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению
уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере;
Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;
Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладения подвижными играми с правилами;
Развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;
Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретизация задач по возрастам:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
3-4 года
Дать простейшие представления о полезной и вредной для здоровья пище; способствовать овладению элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна.
Учить, бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей.
Поощрять сообщения о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения.
Знакомить с физическими упражнениями, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания.
Направлять действия детей на соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Развитие физических качеств:
3-4 года
Учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см.
Поощрять проявление ловкости в челночном беге.
Закреплять умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
(овладение основными движениями):
3-4 года
Учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
Учить ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
Учить ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении.
Учить катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
3-4 года
Привлекать к участию в совместных играх и физических упражнениях.
Способствовать проявлению интереса к физическим упражнениям, умение пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время.
Создавать условия для проявления положительных эмоций, активности в самостоятельной и двигательной деятельности.
Поощрять проявление самостоятельности в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед).
Поощрять проявление самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
1.3 Характеристика возрастных особенностей развития детей 3-4 года.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобретения жизненно важных знаний, умений и навыков. Именно в это время накладываются основы будущего здоровья, работоспособности человека, его психическое здоровье.
В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) создаются условия для освоения ребёнком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
1.4 Характеристика особенностей развития детей группы «Солнышко»
Количество детей в группе общеразвивающей направленности
- всего - 22
- девочек - 10
- мальчиков - 12
Группы здоровья детей:
I – 11- детей
II – 9- детей
III- 1- детей
Степень контактности детей:
- легко вступает в контакт, выступает инициатором общения 9 - чел.
- с трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициативным 4- чел.
- не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении 9- чел.
Сведения о семьях воспитанников (см. приложение «Социальный паспорт группы»)
Особенности поведения детей в группе:
- спокойный, уравновешенный - 16-чел.
- гипервозбудимый, эмоционально-лабильный-5- чел.
- заторможенный, вялый, безынициативный -1- чел.
Физиологическая особенность развитости полушарий коры головного мозга
- праворукие -20- чел.
- леворукие -1-чел.
- амбидекстры -1- чел.
Характеристика особенностей развития детей группы «Пчелки»
Количество детей в группе общеразвивающей направленности
- всего - 25
- девочек - 10
- мальчиков - 15
Группы здоровья детей:
I – 18- детей
II – 7- детей
III- 0- детей
Степень контактности детей:
- легко вступает в контакт, выступает инициатором общения 12 - чел.
- с трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициативным 5- чел.
- не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении 8- чел.
Сведения о семьях воспитанников (см. приложение «Социальный паспорт группы»)
Особенности поведения детей в группе:
- спокойный, уравновешенный - 18-чел.
- гипервозбудимый, эмоционально-лабильный-4- чел.
- заторможенный, вялый, безынициативный -3- чел.
Физиологическая особенность развитости полушарий коры головного мозга
- праворукие -24- чел.
- леворукие -1-чел.
- амбидекстры -0- чел.
Характеристика особенностей развития детей группы «Рыбки»
Количество детей в группе общеразвивающей направленности
- всего - 22
- девочек - 11
- мальчиков - 11
Группы здоровья детей:
I – 15- детей
II – 7- детей
III- 0- детей
Степень контактности детей:
- легко вступает в контакт, выступает инициатором общения 6 - чел.
- с трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициативным 6- чел.
- не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении 10- чел.
Сведения о семьях воспитанников (см. приложение «Социальный паспорт группы»)
Особенности поведения детей в группе:
- спокойный, уравновешенный - 15-чел.
- гипервозбудимый, эмоционально-лабильный-2- чел.
- заторможенный, вялый, безынициативный -5- чел.
Физиологическая особенность развитости полушарий коры головного мозга
- праворукие -21- чел.
- леворукие -1-чел.
- амбидекстры -0- чел.
1.5 Планируемые результаты освоения программы.
- Ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами;
бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя;
- сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;
- ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
-энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;
-катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; бросать мяч вниз о пол и вверх 2–3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м;
- строиться в колонну, шеренгу, круг;
- выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя;
- самостоятельно скатываться на санках с горки, катать на санках друг друга; скользить по ледяной дорожке с помощью взрослых;
-передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом.
II. Содержательный раздел
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Кроме принципов, выделяются методы физического развития и воспитания. Традиционно различаются три группы методов.
Наглядные методы, к которым относятся:
- имитация (подражание);
- демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, которому следует привлекать самих воспитанников;
- использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);
- использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов: первые побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию воссоздающего воображения; вторые применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, чувства ритма и музыкальных способностей.
2. К словесным методам относятся название инструктором по физической культуре упражнений, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и многое другое.
3. К практическим методам можно отнести выполнение движений (совместно – распределённое, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также проведение их в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и соревновательной форме.
Наряду с методами значительное внимание отводится средствам физического воспитания. К средствам физического развития и оздоровления детей относятся:
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и пр.), которые способствуют нормальной работе всех органов и систем и повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм;
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода), которые формируют положительную мотивацию детей к осуществлению двигательной активности, повышают адаптационные резервы и функциональные возможности организма, увеличивает эффект закаливания и усиливает эффективность влияния физических упражнений на организм ребёнка;
Физические упражнения, которые обеспечивают удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, способствуют формированию двигательных умений и навыков, физических качеств, развитию способности оценивать качество выполняемых движений.
Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при комплексном применении всех средств и методов, а также - форм организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Такими организованными формами работы являются:
- разные виды занятий по физической культуре;
- физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня;
- активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и др.);
- самостоятельная двигательная деятельность детей;
- занятия в семье.
Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре, утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой, времени для самостоятельной двигательной активности воспитанников и активного двигательного отдыха создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
2.2 Содержание работы по физическому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 3 - 4 лет
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта:
развитие умения выполнять ходьбу и бег свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрёстную координацию движений рук и ног; действовать совместно;
формирование умения строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить своё место при построениях;
формирование умения сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии;
формирование умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве;
совершенствование разнообразных видов движений, основных движений. Развитие навыков лазанья, ползания; ловкости, выразительности я красоты движений;
введение в игры более сложных правил со сменой видов движений;
развитие умения энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед: принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см;
закрепление умения энергично отталкивать мячи при катании, бросании; ловить мяч двумя руками одновременно;
обучение хвату за перекладину во время лазанья;
закрепление умения ползать.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
поощрение участия детей в совместных играх и физических упражнениях. Воспитание интереса к физическим упражнениям, желания пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
формирование у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности;
формирование желания и умения кататься на санках, трёхколёсном велосипеде, лыжах. Развитие умения самостоятельно садиться на трёхколёсный велосипед, кататься на нем и слезать с него. Развитие умения надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место;
развитие умения реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и другие; выполнять правила в подвижных играх;
развитие самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Организация подвижных игр с правилами. Поощрение самостоятельных игр детей с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами.
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений
1. Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2 2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по тонной доске (высота 30-35 см). Медленное кружение в обе стороны.
Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).
Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5-5 м), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5-2 м), в вертикальную цель(высота центра мишени 1,2 м) правой и лёгкой (расстояние 1 - 1,5 м) Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70-100 см) Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля (2-3 раза подряд).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м.) между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см.), не касаясь руками пола, пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперёд (расстояние 2-3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребёнка, через линию, шнур, через 4-6 линий (поочерёдно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25-30 см); в длину с места на расстояние не менее 40 см.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием.
Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку.
2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимание и опускание прямых рук вперёд, вверх, в стороны (одновременно, поочерёдно). Перекладывание предметов из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопки в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивание рук вперёд, в стороны, поворачивание ладонями вверх, поднимание и опускание кисти, шевеление пальцами.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Передача мяча друг другу над головой вперёд-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворот (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклон, подтягивание ног к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лёжа на спине: одновременное поднимание и опускание ног, движения ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лёжа на животе: сгибание и разгибание ног (поочерёдно и вместе), поворот со спины на живот и обратно; прогибание, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подъем на носки; поочерёдное выставление ноги на носок вперёд, назад, в сторону. Приседания, держась за опору и без неё; приседания, вынося руки вперёд; приседания, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочерёдное поднимание и опускание ног, согнутых в коленях. Сидя захват пальцами ног мешочки с песком. Ходьба по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.
3. Спортивные упражнения
Катание на санках. Катание на санках друг друга, катание с невысокой горки.
Скольжение. Скольжение по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
Ходьба на лыжах. Ходьба по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом; делать повороты на лыжах переступанием.
Катание на велосипеде. Катание на трёхколёсном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.
4. Подвижные игры
С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пёс», «Птички в гнёздышках».
С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».
С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».
С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
На ориентировку в пространстве. «Найди своё место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».
2.3 Содержание перспективного планирования
мероприятий по физической культуре.
Месяцы | Мероприятия | Группы |
Сентябрь | «День знаний» «Викторина о правилах дорожного движения «Знаки и пешеходы» | Старший дошкольный возраст. Средний дошкольный возраст |
Октябрь | Развлечение: «Путешествие по королевству «Будь здоров!» Инструктор по физ. воспитанию, муз. руководитель. «Истории древней Олимпии»-викторина . Сюжетно-роевое занятие | . Старший дошкольный возраст. Младший дошк., возраст |
Ноябрь | «Колесико безопасности ». Совместное музыкально- спортивное мероприятие. Воспитатели, инструктор по фк. «Истории олимпийских игр». Воспитатели и инструктор по физ. воспитанию-презентация «Олимпийский калейдоскоп» (спортивно-музыкальный праздник). Воспитатели, инструктор по физ. воспитанию муз.руководитель. | Средний, старший дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст. Средний, старший дошкольный возраст |
Декабрь | Развлечение: «Папа, мама, я–спортивная семья». Игры-аттракционы на улице: «Зимние забавы» Инструктор по физ. воспитанию, муз. руководитель. | Старший, средний дошкольный возраст. Все группы |
Январь | «Праздничное шествие «Коляда-коляда, отворяй ворота!»». Воспитатели, муз. руководитель, ИФК. | Старший, средний дошкольный возраст. |
Февраль | Музыкально-физкультурное развлечение: «День защитников отечества». Спортивно-игровое развлечение «Олимпийский коледойскоп» | Старший, средний дошкольный возраст. |
Март | Спортивные конкурсы, посвящённые 8 марта. Здоровье сберегающие технологии на занятиях секции «Юный лыжник». Развлечение на улице: «Масленницу провожаем, - Весну встречаем!» Инструктор по физ. воспитанию, муз.руководитель, воспитатели. | Средний, подготовительный дошкольный возраст. Все группы. |
Апрель | Спортивное развлечение «Путешествие по планетам». Инструктор по фк., воспитатели. Спортивное развлечение «Юные олимпийцы». Спортивное развлечение «Веселый светофорик» | Старший дошкольный возраст. Среднний, старший дошкольный возраст |
Май | Спортивно-музыкальное развлечение «День Победы». Спортивно-музыкальное развлечение, посвящённое Дню защиты детей . | все группы |
2.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
Плановые консультации по графику физкультурных занятий и развлечений.
Взаимосвязь инструктора по физвоспитанию и воспитателя на занятии.
Работа воспитателя с детьми по закреплению полученных знаний и навыковна
физкультурном занятии.
Консультации воспитателям по пополнению физкультурных зон.
Взаимосвязь инструктора по физвоспитанию с узкими специалистами в работе
с детьми.
Консультации для педагогов:
Взаимодействие специалистов по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения через специальные упражнения.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами
коммуникативно- ролевых игр.
Подвижные игры как основной вид физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста.
Возрастная характеристика физических особенностей детей раннего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми инструктора по ИФК
и узких специалистов.
Организация и совместное проведение узкими специалистами и воспитателя оздоровительных досугов для детей.
Пропаганда физической культуры и спорта.
Информационный блок : папки передвижки.
Возможность пользования инвентарём спортивного зала.
Рекомендации по проведению закаливания.
Вовлечение в физкультурно-образовательный процесс.
Организация, посещение, участие в праздниках, развлечениях, соревнованиях.
Совместная подготовка детей к различным праздникам, конкурсам, соревнованиям.
Участие и посещение МО, соревнований, открытых мероприятий.
2.5 Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями
Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности а, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Развитие физической культуры – одно из приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление и здоровье детей. Формирование у ребёнка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для физического развития.
Задачи взаимодействия с семьёй:
- вести у детей желание вести здоровый образ жизни;
- повышать роль семьи в физическом воспитании и оздоровлении детей;
- способствовать развитию творческой инициативы родителей в формировании у детей устойчивого интереса к физической культуре;
- формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ и семье.
Таким образом можно прийти к выводу, что необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Это позволяет повысить уровень физической культуры детей, использую потенциал каждого ребёнка. Особенность используемых нами форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, воспитателей и детей.
Индивидуальные беседы с родителями
Физкультура в повседневной жизни ребёнка.
Индивидуальные особенности развития опорно-двигательного аппарата ребенка
Особая роль технических средств в физкультурном воспитании ребёнка.
Общение со своим ребёнком по поводу полученных ими впечатлений на занятиях, развлечениях и праздниках
Индивидуальные беседы с родителями детей с повышенными образовательными потребностями и ослабленных в физическом развитии детей.
Консультации, статьи для родителей:
Основы физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Основы физического развития детей старшего дошкольного возраста
Развитие ловкости-«Азбука мяча».
Совместные занятия родителей и детей «Физкульт-ура!».
Способы и методы закаливания детей.
Проведение семинаров-практикумов по мере запроса родителей.
Цель: Предоставление и разучивание практического материала, используемого
в физическом воспитании детей (комплексы утренней гимнастики, сценарии испортивных конкурсов, праздников, корригирующие упражнения).
Пропаганда физической культуры и спорта.
Проведение «Дней здоровья» в МБДОУ№20
Вовлечение в физкультурно-образовательный процесс.
Посещение различных мероприятий, проводимых в детском саду: конкурсы ,соревнования, развлечения, открытые занятия, с участием в них.
2.6. Оценка результатов диагностики педагогического процесса.
Комплексная диагностика уровней освоения детьми рабочей программы проводится 2 раза в год (в сентябре, мае). Основная задача педагогической диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком рабочей программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
Форма проведения педагогической диагностики преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в ДОУ, подвижных играх, специальных занятиях по физкультуре, Данные о результатах заносятся в диагностическую карту в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Для проведения педагогической диагностики в группе используется диагностический журнал автора-составителя Верещагиной Н.В. «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка» .
3 . Организационный раздел
3.1 Режим двигательной активности детей старшей группы общеразвивающей направленности:
Формы организации | 3-4лет |
Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением | 8- минут ежедневно |
Физкультминутки | ежедневно |
Игры и физические упражнения на прогулке | Еж-но 10- 15 минут |
Закаливание: | |
- воздушные ванны | Ежедневно после дневного сна |
- обтирание | Ежедневно после дневного сна |
- босохождение | Ежедневно после дневного сна |
- ходьба по массажным дорожкам | Ежедневно после дневного сна |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно после дневного сна |
Учебные физкультурные занятия | |
Совместные занятия в спортивном зале | 2 раза в неделю по 15-20 минут |
Физкультурные занятия на свежем воздухе | 1 раз в неделю 15 минут |
Корригирующая гимнастика | 1 раз в неделю 20минут |
Активный отдых | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка) |
Спортивные праздники | 2 раза в год |
Досуги и развлечения | 1 раз в месяц |
Дни здоровья | 1 раз в квартал |
Совместная деятельность с семьей | |
Веселые старты | 2 раза в год |
Консультации для родителей | Ежеквартально |
| |
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Для полноценного физического развития детей, удовлетворении потребности в движении в МБ ДОУ №20 создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда.
- Спортивный зал: оснащен шведской стенкой, матами, гимнастическими скамейками, дугами для подлезания, мячами, канатом, скакалками, обручами, кеглями и другим необходимым оборудованием.
- Спортивная площадка, оборудованная тартановым покрытием, с разметками для бега, прыжков, с установленным спортивным комплексом и оборудованием для соревнований и организации спортивных игр.
В групповых комнатах выделено достаточно места для активного движения, физкультурные уголки наполнены разнообразными пособиями.
оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия).
Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, скакалки.
Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной, набивные мячи.
Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, ленты.
Кегли, кольцеброс.
Оборудование к спортивным играм (бадминтон, хоккей, городки)
Султанчики, ленточки для дыхательной гимнастики
Все это повышает интерес к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий.
3.3 Материально- техническое обеспечение программы.
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | |
Шведская стенка для воспитанников младшего и старшего возраста закреплена жестким креплением к стене и полу, пролеты-перекладины выдерживают вес более 30 кг. | 3 |
Канат для лазанья (длина 260 см) | 1 |
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | 4 |
Мячи: - набивные весом 0,5 кг, - маленькие - средние (резиновые), - волейбольные -баскетбольные - фитболы | 3 20 10 10 6 7 |
Гимнастический мат (длина 100 см) | 4 |
Палка гимнастическая (длина 76 см) | |
Скакалка детская • для детей подготовительной группы (длина 210 см) • для детей средней и старшей группы (длина 180 см) | 15 15 |
Кольцеброс | 2 |
Кегли | 12 |
Обруч пластиковый детский большой (диаметр 77 см) средний (диаметр 62 см) | |
Дуга для подлезания | 4 |
Цветные ленточки (длина 60 см) | 20 |
Флажки | 15 |
Ребристая дорожка (длина 150 см, ширина 20 см) Велотренажер детский | 1 |
Велотренажер детский | 1 |
Тренажер «Наездник» | 1 |
Тренажер «Педальный» | 1 |
Лошадки | 4 |
Гантели | 20 |
Корзина для инвентаря | 4 |
Секундомер | 1 |
Свисток | 2 |
Стойки для прыжков в высоту | 1 |
Баскетбольное кольцо - высота и крепления соответствуют норме | 2 |
Коврики гимнастические 200*60 | 30 |
Хоккей | 2 |
Хоккей (на траве) | 1 |
Теннис | 2 |
| |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий и спортивных развлечений необходим музыкальный центр и музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
Музыкальный центр 1 шт. (в физкультурном зале)
Аудиозаписи Имеются и обновляются
3.4. Программно- методическое обеспечение.
№ | Автор | Наименование |
1 | Т.П.Бабаева, А.Г Гогобидзе, О.В. Солнцева и дрг. | Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» . Изд-во «Детство-пресс» 2014г. |
2 | Е.А.Мартынова, Н.А.Давыдова, Н.В.Кислюк | Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 3-7 лет по программе Изд-во «Учитель» 2016 г. |
3 | И.М.Сучкова, Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова | Физическое развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство».Изд-во «Учитель» 2012 г. |
4 | Н.В.Верещагина | «Педагогическая диагностика индивидуального развития 3-4 года в группе детского сада» Изд-во «Детство-пресс» 2017г. |
5 | Т.Е. Харченко. | «Спортивные праздники в детском саду». Изд-во «ТЦ сфера» 2013г. |
6 | Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. | «Подвижные тематические игры для дошкольников» Изд-во «ТЦ-сфера»2014г. |
7 | Л.А. Соколова. | «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников» Изд-во «Детство- пресс» 2012г. |
36