Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи РК «Школа №28»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ г.Керчи РК «Школа №28» |
протокол № _______ от «____» _______________ 201___г. | _____________________З.С. Шульман «____» __________________ 201___г. | ________________ В.В. Завгородний приказ № _________________ от «____» _______________ 201___г. |
Рабочая программа
по обществознанию
(базовый уровень)
для 6 класса
Шупульника Станислава Геннадьевича
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений основного общего образования.
Общее количество часов, предусмотренное на изучение курса обществознания в 6 классе общеобразовательного учреждения – 34 часа.
Данная рабочая программа по обществознанию разработана для 6 класса на основе следующих нормативно-правовых актов и документов:
Федеральный закон Российской федерации от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ МО РФ от 08.06.2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
Федеральный государственный стандарта основного общего образования;
Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 3 марта 2011г. регистрационный № 199939;
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год;
Примерная программа основного общего образования по обществознанию для 6 класса;
Учебный план МБОУ г. Керчи РК «Школа №28» на 2015/2016 учебный год;
Основная образовательная программа МБОУ г. Керчи РК «Школа №28» основного общего образования на 2015/ 2020 учебный год;
Авторская программа:
Цели и задачи учебного предмета
Главная цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления социального опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания об обществе в учебной и социальной деятельности.
Основными задачами изучения обществознания в 6 классе являются:
развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным Конституцией РФ;
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивных качествах личности, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений. Отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Изучение курса реализуется через УМК:
Учебник: Обществознание. 6 класс / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М.: «Просвещение», 2014.
При составлении рабочей программы используются авторские программы:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы;
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы;
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома
I РАЗДЕЛ – ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (12ч)
Человек – личность.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Человек познает мир.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Практикум по теме «Человек в социальном измерении».
II РАЗДЕЛ – ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (10ч)
Межличностные отношения.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме «Человек среди людей».
III РАЗДЕЛ – НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (8ч)
Человек славен добрыми делами.
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК (2ч)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ»
№ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | УЧЕБНЫЕ ЧАСЫ | КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
ВВЕДЕНИЕ | Введение | 1 | - | - |
I РАЗДЕЛ | ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ | 6 | - | 1 |
01 Тема | Человек – личность. | 2 | - | - |
02 Тема | Человек познает мир. | 2 | - | - |
03 Тема | Человек и его деятельность. | 2 | - | - |
04 Тема | Потребности человека. | 2 | - | - |
05 Тема | На пути к жизненному успеху. | 2 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Человек в социальном измерении». | 2 | - | 1 |
II РАЗДЕЛ | ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ | 10 | - | 1 |
01 Тема | Межличностные отношения. | 2 | - | - |
02 Тема | Человек в группе. | 2 | - | - |
03 Тема | Общение. | 2 | - | - |
04 Тема | Конфликты в межличностных отношениях. | 2 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Человек среди людей». | 2 | - | 1 |
III РАЗДЕЛ | НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ | 8 | - | 1 |
01 Тема | Человек славен добрыми делами. | 2 | - | - |
02 Тема | Будь смелым. | 2 | - | - |
03 Тема | Человек и человечность. | 2 | - | - |
ПРАКТИКУМ | Практикум по теме «Нравственные основы жизни». | 2 | - | 1 |
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК | Повторение материала, изученного в 6 классе | 2 | - | 2 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание. 6 класс» | 1 | 1 | - |
ИТОГО | РАЗДЕЛОВ – ТЕМ - | 34 | 1 | 5 |