СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии созданамною в 2017 году для 6-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Карелина В.В.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8

г. Бирска

___________________ Ахмадиева А.Н.

Приказ № _________

От ____ августа 2017



Рабочая программа

по биологии для 6а, 6б, 6в, 6г классов

Составил (а) учитель биологии

Салиева Надежда Александровна




Рассмотрено на заседании кафедры

естественно-научного цикла

МБОУ СОШ № 8 г. Бирска

Протокол № 1 от 28 августа 2017 года

Руководитель кафедры

______________________ (Тазиева А.И.)


Пояснительная записка

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа



  1. Федеральный Закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. ВЫБРАТЬ: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);

  5. Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

  6. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2017-2018 учебный год (5-7 классы);

  7. Приказ МБОУ СОШ № 8 г. Бирска от № 110-К от 25.08.2017 «Об утверждении списка учебников, учебных пособий используемых в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2017-2018 учебный год

  8. Положение о рабочих программах по учебным предметам (курсам основного и среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан .



Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

- Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011.

- Примерная программа по предмету «Биология» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компонент). 5-11 классы. Авт. – сост. Юнусбаев Б.Х. – Уфа: Китап, 2013. – 24с.

- Авторская программа В.В. Пасечника. Дрофа 2013г. Рекомендовано Департаментом общего основного министерства образования РФ.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных в т. Ч. Видами Республики Башкортостан и своей местности; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений в т. ч. Традиционных и районированных пород и сортов Республики Башкортостан и своей местности; уходом за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы на примере экологических проблем Республики Башкортостан, создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание предмета

Биология. Многообразие покрытосеменных растений


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 14ч.

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы

Изучение семян двудольных растений. Изучение семян однодольных растений. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. внутреннее строение ветки дерева. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица). Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Раздел 2. Жизнь растений 12ч.

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

Передвижение веществ по побегу растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Способы вегетативного размножения растений.

Раздел 3. Классификация растений- 5ч.

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Раздел 4. Природные сообщества 2ч.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсия

Природные сообщества и человек

Заключение — 1 час.


Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график лабораторных работ

Четверть

Количество

часов

в неделю

Количество

часов

в четверти

Количество

лабораторных

работ, практических работ, экскурсий

I четверть

1

8

12

II четверть

1

9

3

III четверть

1

10

-

IV четверть

1

8


Итого в год


34

15





Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема

Основные виды учебной деятельности учащихся

Кол-во часов по разделу, теме

план

факт

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений


15

1



Строение семян

Лабораторная работа1

«Изучение семян двудольных растений»


Определяют понятия: однодольные растения, двудольные растения, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка. Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ.


1

2



Строение семян Лабораторная работа2

«Изучение семян однодольных растений»

Закрепляют понятия: однодольные растения, двудольные растения, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка. Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ.

1

3



Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа 3

«Стержневые и мочковатые корневые системы»

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Выполнение лабораторной работы.

1

4



Зоны (участки)корня. Лабораторная работа4

«Корневой чехлик и корневые волоски»

Определяют понятия: корневой чехлик, корневой волосок, зона деления, зона растяжения, зона всасывания, зона проведения. Анализируют строение корня

1

5



Условия произрастания и видоизменения корней

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

1

6



Побег и почки Лабораторная работа 5

«Строение почек. Расположение почек на стебле»


Определяют понятия: побег, почка, узел, междоузлие, листорасположения. Анализируют результаты лабораторнй работы и наблюдений за ростом и развитием побега

1

7



Внешнее строение листа Лабораторная работа 6

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»


Определяют понятия: листовая пластинка, черешок, черешковый лист, сидячий лист, жилкование. Заполняют таблицу.

1

8



Клеточное строение листа. Лабораторная работа 7 «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа»

Определяют понятия: кожица листа, устьица, хлоропласты, сосуды, ситовидные трубки, волокна, видоизменения листьев. Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

1

9



Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

Определяют понятия: кожица листа, устьица, хлоропласты, сосуды, ситовидные трубки, волокна, видоизменения листьев. Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

1

10



Строение стебля. Лабораторная работа 8 «Внутреннее строение ветки дерева»

Определяют понятия: травянистый стебель, деревянистый стебель, чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина.

1

11



Видоизменения побегов. Лабораторная работа 9 «Изучение видоизмененных побегов. Корневище, клубень, луковица»

Определяют понятия: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица. Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

1

12



Цветок

Определяют понятия: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, тычиночная нить, пыльник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток. Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

1

13



Соцветия

Лабораторная работа 10

«Изучение строения цветка»

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.

1

14



Плоды

Лабораторная работа 11

«Ознакомление с различными видами соцветий»

Определяют: околоплодник, простые плоды, сочные плоды, сухие плоды, ягода, костянка, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка анализируют и сравнивают различные плоды.

1

15



Распространение плодов и семян

Лабораторная работа 12

«Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе.

1




Раздел №2 Жизнь растений

11

16



Минеральное питание растений


Определяют понятия: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, удобрение. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений.

1

17



Фотосинтез

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза

1

18



Дыхание растений

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ.

1

19



Испарение воды растениями. Листопад

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений.

1

20



Передвижение воды и питательных веществ в растении

Лабораторная работа 13 «передвижение веществ по побегу растений»

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля.

1

21



Прорастание семян Лабораторная работа 14

«Определение всхожести семян растений и их посев»

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

1

22



Способы размножения растений

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.

1

23



Размножение споровых растений

Определяют понятия: заросток, предросток, зооспора, спорангий.

1

24



Размножение голосеменных растений

Определяют понятия: пыльца, пыльцевая трубка, пыльцевое зерно, зародышевый мешок, пыльцевход, центральная клетка, двойное оплодотворение, опыление, перекрестное опыление, самоопыление, искусственное опыление.

1

25



Половое размножение покрытосеменных растений


Определяют понятия: пыльца, пыльцевая трубка, пыльцевое зерно, зародышевый мешок, пыльцевход, центральная клетка, двойное оплодотворение, опыление, перекрестное опыление, самоопыление, искусственное опыление.

1

26



Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Лабораторная работа 15 «Способы вегетативного размножения растений»

Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

1





Раздел №3 Классификация растений

5

27



Основы систематики растений

Определяют понятия: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.

1

28



Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств. Знакомятся с определительными карточками.

1

29



Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые), Сложноцветные (Астровые)

Выделяют основные особенности растений семейств. Знакомятся с определительными карточками.

1

30



Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки

Выделяют основные особенности растений семейств. Знакомятся с определительными карточками.

1

31



Культурные растения


Готовят сообщения о важнейших культурных двудольных и однодольных растений.

1




Раздел №4 «Природные сообщества»

3

32



Растительные сообщества

Определяют понятия: растительность, растительное сообщество, ярусность. Характеризуют различные типы растительных сообществ.

1

33



Развитие и смена растительных сообществ

Определяют понятие: смена растительных сообществ.

1

34



Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Экскурсия «Природные сообщества и человек»


Определяют понятия: заповедник, заказник, рациональное природопользование.

Составляют отчет по экскурсии.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!