Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
«Ярославский автомеханический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического
и электромеханического оборудования (по отраслям)
2015
ОДОБРЕНА предметно-цикловой комиссией «математики, естествознания, общих естественнонаучных дисциплин » | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе базовой подготовки |
Протокол №________________ от «____»______________2015г. Председатель ПЦК ____________________________ | Одобрена методическим советом колледжа Протокол №____________________________ от «_______»_______________________2015г. Председатель Методического совета ___________________О.В. Кузнецов |
Разработчик:
Бендерова Н.Г., преподаватель ГПОУ ЯО « Ярославский автомеханический колледж»
150054, г. Ярославль, ул.Автозаводская, 1-а,
Тел/факс (4852) 73-26-43; E-mail: avtomeh@bk.ru
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ……………………………. 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………… 5
3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………………………… 13
4. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины………………………….. 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11.– Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к математическому и общему естественнонаучному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
правовые основы правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 час, в том числе:
-- обязательной учебной нагрузки обучающегося 36 час;
-- самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка ( всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка ( всего) | 36 |
в том числе : практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося ( всего ) | 18 |
в том числе: | - |
подготовка сообщений | 14 |
составление конспектов | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. | | 36 | |
Тема 1.1 Предмет и задачи экологии. Экологические проблемы прошлого и современности | Содержание учебного материала Роль и место учебной дисциплины в подготовке специалистов среднего звена и ее связь с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов. Экология – современная актуальная, комплексная наука. История и основные направления экологии. Экологические проблемы прошлого и современности. Цель и содержание дисциплины «Экологические основы природопользования». Практическое занятие: 1.Составить схему: Основные направления экологии. Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений 1. Экологические проблемы России. 2. Экологические проблемы Ярославской области. 3. Мировые демографические проблемы. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.2 Природоохранный потенциал | Содержание учебного материала Современное состояние окружающей среды России и планеты. Воздействие негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении. Планетарные экологические проблемы, пути ликвидации экологических катастроф. Практическое занятие: 1. Современное экологическое состояние окружающей среды России (на примере трех регионов), составить таблицу. 2Составить схему : «Демографические проблемы человечества. Пути решения». Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений 1. Глобальные вопросы экологии. Пути их решения. 2. Парниковый эффект. 3. Озоновые дыры. 4. Кислотные осадки. 5. Проблемы здоровья людей. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.3 Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала Классификация природных ресурсов. Аспекты охраны природы. Принципы и правила охраны природы. Утилизация отходов. Современные безотходные и малоотходные технологии. Методы и способы переработки отходов производства. Транспортировка, захоронение, переработка использованных и токсичных отходов. Практическое занятие: составить таблицу: Методы утилизации отходов производства. Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений: 1.Современные безотходные и малоотходные технологии. 2.Полезные ископаемые, их распространение в России. 3.Исчерпаемость природных ресурсов. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.4 Водные ресурсы- использование. Загрязнение водоемов, охрана. | Содержание учебного материала Роль воды в природе и народном хозяйстве. Рациональное использование водных ресурсов. Основные источники загрязнения воды. Контроль качества воды. Методы очистки сточных вод. Практическое занятие: составить таблицы: 1.Проблемы водных ресурсов. Пути их решения. 2.Способы очистки сточных вод. Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений: 1. Проблемы использования водных ресурсов в Ярославской области. 2.Современные технологии очистки питьевой воды. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.5 Земельные ресурсы, использование, меры по охране. Пищевые ресурсы и производство сельскохозяйственной продукции | Содержание учебного материала Состав и строение почвы, ее роль в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Эрозия почв, виды. Защита земель от эрозии. Антропогенное воздействие на почвы. Охрана почв. Практическое занятие: Составить таблицу Эрозия почв. Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений: 1. Мелиорация земель. 2. Основные загрязнители почв. 3. Нарушение и рекультивация земель. . | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.6 Использование и охрана атмосферы. | Содержание учебного материала Строение и газовый состав атмосферы. Основные загрязнители атмосферы. Антропогенное воздействие на газовый состав атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы. Качество атмосферного воздуха и его контроль. Способы очистки внутренней воздушной среды предприятий. Способы очистки наружной воздушной среды. Практическое занятие: Составить таблицу : Состав атмосферы. Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений: 1.Влияние транспорта на окружающую среду. 2.Основные загрязнители атмосферы г. Ярославля. 3.Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.7 Использование и охрана недр и ландшафта. | Содержание учебного материала Полезные ископаемые и их распространение. Основные направления по рациональному использованию и охране недр. Охрана ландшафтов Практическое занятие: Составить схему: Полезные ископаемые. Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений: 1.Полезные ископаемые России. 2.Рациональное использование недр России- проблемы, пути решения. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.8 Использование и охрана растительности и животного мира | Содержание учебного материала 1.Использование и охрана растительного мира Роль растений в природе и в жизни человека. Антропогенное воздействия на леса планеты и его последствие. Рациональное использование и охрана лесов России. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Самостоятельная работа студентов: Составить конспект: Роль международных организаций в охране природы. 2.Использование и охрана животного мира. Роль животных в природе и в жизни человека. Воздействие человека на животных. Охрана редких и вымирающих видов. Практическое занятие: Составить таблицу Заповедники Российской Федерации. Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщений: 1.Антропогенные воздействия на леса России. 2.Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений Ярославской области 3.Охрана хозяйственно ценных и редких видов животных Ярославской области. | | 2 2 3 |
Тема 1.9 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиационными веществами. Загрязнение биосферы. Влияние урбанизации | Содержание учебного материала Общая характеристика городских экосистем. Кризис редуцентов. Нормативы качества окружающей среды. Основные загрязнители почвы, воды, воздуха. Типы загрязнений. Экологические требования к строительству, размещению, эксплуатации строительных объектов. Практическое занятие: Составление схемы: Основные загрязнители почвы, воды, воздуха Составление схемы: Типы загрязнений. Самостоятельная работа студентов. Подготовка сообщений: 1.Влияние транспорта на состояние окружающей среды. 2.Радиационное загрязнение среды. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.10 Зеленая революция, ее последствия. Значение и экологическая роль пестицидов и удобрений | Содержание учебного материала Первая зеленая революция. Особенности и последствия для природы и человечества. Вторая зеленая революция. Перспективы, особенности. Классификация и экологическая роль пестицидов. Значение и роль удобрений. Практическое занятие: Ознакомление с образцами основных видов удобрений. Их влияние на рост растений. Самостоятельная работа студентов. Подготовка сообщений: 1Проблемы загрязнения пестицидами сельскохозяйственных угодий пути решения. 2.Производство минеральных удобрений в России-направления, перспективы. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 1.11 Основные задачи мониторинга окружающей среды | Содержание учебного материала Виды мониторинга: наземный, аэрокосмический. Значение мониторинга. Организации осуществляющие мониторинг. Биологический мониторинг его значение. Практическое занятие: Составить схему: Виды мониторинга. Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщений: 1.Мониторинг и оценка воздействия промышленного объекта на окружающую среду. 2.Государственная экологическая экспертиза. 3.Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды. . | 1 1 1 | 2 3 |
Раздел 2 Правовые и социальные основы природопользования | | 18 | |
Тема 2.1 Международное сотрудничество в области охраны природы | Содержание учебного материала История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.Роль международных организаций в охране природы. Самостоятельная работа студентов: Составить конспект: Роль международных организаций в охране природы. | 2 1 | 2 |
Тема 2.2 Организация рационального природопользования и охраны природы в России. Основные законодательные акты по охране природы. | Содержание учебного материала 1.Организация рационального природопользования и охраны природы в России. Организации, осуществляющие координацию и проведение государственной политики по охране природы. Основные направления охраны природы. Практическое занятие: Составить таблицу: Основные направления охраны природы Самостоятельная работа студентов: Составить конспект: Организации, осуществляющие координацию и проведение государственной политики по охране природы. 2.Основные законодательные акты по охране природы Основные законодательные акты по охране природы. Самостоятельная работа студентов: Составить конспект: Основные законодательные акты по охране природы. | 1 1 1 2 1 | 2 3 2 |
Тема 2.3 Стандарты, нормы и правила в области охраны окружающей среды | Содержание учебного материала Значение стандартизации экологической деятельности. Группы стандартов. Санитарные нормы и правила. Экологический паспорт предприятия. Организация контроля за состоянием окружающей среды и ее охраной. Практическое занятие: Составление экологического паспорта предприятия Самостоятельная работа студентов: Составить конспект: Основные санитарные нормы и правила учебных заведений СПО. | 1 1 1 | 2 3 |
Тема 2.4 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | Содержание учебного материала Ответственность за экологические нарушения. Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономические и экологические показатели уровня вредного воздействия на природу. Порядок возмещения ущерба предприятиями. Природоохранные мероприятия. Плата за загрязнение окружающей среды. Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщений: 1.Основные природоохранные мероприятия Ярославской области. 2.Основные природоохранные мероприятия г.Ярославля. | 2 2 | 2 |
| Дифференцированный зачет. Всего: 54 часа. | 2 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Учебно-наглядные пособия и учебное оборудование.
Печатные пособия
Таблицы:
1.Биосфера
2.Круговорот веществ в биосфере
3.Среда обитания
4.Строение экосистем
5.Действие факторов среды на живые организмы
6.Природные сообщества
7.Схемы экологической системы леса
8.Связи между элементами агроэкосистемы
9.Изменения биогеоценоза при загрязнении сточными водами
10.Круговорот воды в природе
11.Строение атмосферы
12.Цепи питания и пути накопления изотопов
13.Редкие виды животных
14Вымершие виды животных
15.Редкие исчезающие виды растений
16.По страницам красной книги Ярославской области
17.Природные ресурсы
18.Виды эрозии
Объекты натуральные (коллекции)
1.Минералы и горные породы
2. Чугун и сталь
3. Полезные ископаемые
4. Металлы и сплавы
5. Минеральные удобрения
6. Нефть и продукты переработки
DVD – фильмы
1.Вода – источник жизни
2.Квартира – как экосистема
3.Биосфера
4.Растения в городе
5.Очистные сооружения
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования (учебник), - М. – Академия 2010
Дополнительные источники:
1. А.К. Бродский. Общая биология: (учебник) М. Академия, 2009
2. А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина. Биология 10 – 11 класс - М. Академия , 2006
3. Е.И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебное пособие М. Академия 2010
4. Электронные базы данных и Интернет – ресурсы по всем разделам курса
http://nrc.edu.ru/est http://www.1september.ru/ru/bio.htm http://www.chat.ru/~dronisimo/homepagel/anatom1.htm
http://nrc.edu.ru/est http://www.informika.ru/text/database/biology http://www.1september.ru/ru/bio.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки Результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен знать/понимать Виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; уметь | Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обучения- пятибалльная оценка знаний. |
Примерный вариант дифференцированного зачета
Выберите один правильный ответ:
№1 Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с изменяющимися условиями окружающей среды – это:
А) Экология.
Б) Биология.
В) Природоведение.
Г) Палеонтология.
№2 Использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества – это:
А) Ресурсосбережение.
Б) Рекультивация.
В) Природопользование.
Г) Экология.
№3 Отраслевое природопользование – это:
А) Использование какого-либо отдельно взятого ресурса.
Б) Использование природных ресурсов на какой-либо территории.
В) Использование природного ресурса, исключающее возможность использования другого ресурса.
Г) Использование природных ресурсов в пределах отдельной отрасли хозяйства.
№4 Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые
им в материальное производство – это:
А) Природные условия.
Б) Природные ресурсы.
В) Природные факторы.
Г) Природная среда.
№5 Способ хозяйствования раннеродовой общины:
А) Производящее хозяйство.
Б) Присваивающее хозяйство.
В) Скотоводство и земледелие.
Г) Промышленное производство.
№6 Результат промышленной революции и появление огромного количества отходов:
А) Кризис продуцентов.
Б) Кризис редуцентов.
В) Кризис консументов.
Г) Тепловой кризис.
№7 Разогрев нижних слоев атмосферы, впоследствии способности атмосферы пропускать коротковолновую
Солнечную радиацию, но задерживать длинноволновое тепловое излучение земной поверхности – это:
А) Лондонский смог.
Б) Парниковый эффект.
В) Озоновые дыры.
Г) Фотохимический смог.
№8 Суммарный мировой запас воды, сосредоточенный в Мировом океане, равен:
А) 3,83%
Б) 93,32%
В) 1,92%
Г) 0,02%
№9 Основными загрязнителями Мирового океана являются:
А) Биологические отходы.
Б) Твердые промышленные отходы.
В) Нефть и нефтепродукты.
Г) Неорганические вещества.
№10 Биологическая очистка сточных вод в искусственных условиях производится:
А) На полях орошения.
Б) На полях фильтрации.
В) С использованием отстойников, сит, фильтров.
Дайте развернутый ответ на вопросы:
1. Современные экологические проблемы, пути их решения.
2. «Зеленая революция», ее значения, последствия.
6