Оглавление
1.Пояснительная записка………………………………………………………2
2.Содержание учебного курса………………………………………..…..……4
3.Календарно-тематическое планирование………………….………..………6
4.Требование к уровню подготовки выпускников……………………...….....9
5.Перечень учебно-методического обеспечения………………………….…10
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования. За основу поурочного планирования взята программа «Физика 7 – 9 классы. Авторы программы Е.М. Гутник, А.В.Пѐрышкин «Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы». Сост. В.А.Коровин. В. О. Орлов. - М.: Дрофа, 2010г.
Учебник: Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. А. В. Перышкин, Е.М. Гутник. –. М. :Дрофа, 2010 г.
Рабочая программа составлено на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с. Белянка: 68 учебных часов, по 2 часа в неделю.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 8 классе (2 учебных часа в неделю).
Количество учебных недель 34
Количество плановых контрольных работ 7
Количество плановых лабораторных работ 10
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Содержание учебного курса (68 часов)
Тепловые явления (12 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы
№1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
№2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества (10 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Электрические явления (28 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
№3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
№4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
№5. Регулирование силы тока реостатом.
№6. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления.
№7. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
№ 8 Сборка электромагнита и испытание его действия
Электромагнитные явления (6 часов)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
№ 9«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Световые явления (9 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
№10.«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»
Итоговое повторение (3 часа)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Уроки | Дата проведения |
по плану | фактич. |
Глава 1. Тепловые явления (12 ч) | |
1.1 | Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул | 1 | 1.09-6.09 | |
1.2 | Фронтальная лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | 1.09-6.09 | |
1.3 | Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача | 1 | 8.09-13.09 | |
1.4 | Виды теплопередачи | 1 | 8.09-13.09 | |
1.5 | Количество теплоты | 1 | 15.09-20.09 | |
1.6 | Удельная теплоёмкость вещества | 1 | 15.09-20.09 | |
1.7 | Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | 1 | 22.09-27.09 | |
1.8 | Удельная теплота сгорания топлива | 1 | 22.09-27.09 | |
1.9 | Расчет количества теплоты | 1 | 29.09-4.10 | |
1.10 | Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | 29.09-4.10 | |
1.11 | Тепловые явления | 1 | 6.10-12.10 | |
1.12 | Контрольная работа № 1 «Тепловые явления» | 1 | 13.10-18.10 | |
Глава 2. Изменение агрегатных состояний вещества (10 ч) | |
2.1 | Плавление и отвердевание тел. Температура плавления | 1 | 13.10-18.10 | |
2.2 | Удельная теплота плавления | 1 | 20.10-25.10 | |
2.3 | Испарение и конденсация | 1 | 20.10-25.10 | |
2.4 | Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр | 1 | 27.10-1.11 | |
2.5 | Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования | 1 | 27.10-1.11 | |
2.6 | Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений | 1 | 3.11-8.11 | |
2.7 | Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник | 1 | 3.11-8.11 | |
2.8 | Экологические проблемы использования тепловых машин | 1 | 10.11-15.11 | |
2.9 | Изменение агрегатных состояний вещества | 1 | 10.11-15.11 | |
2.10 | Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | 24.11-29.11 | |
Глава 3. Электрические явления (28 ч) | |
3.1 | Электризация тел. Два рода электрических зарядов | 1 | 24.11-29.11 | |
3.2 | Проводники, диэлектрики и полупроводники | 1 | 1.12-6.12 | |
3.3 | Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле | 1 | 1.12-6.12 | |
3.4 | Закон сохранения электрического заряда | 1 | 8.12-13.12 | |
3.5 | Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов | 1 | 8.12-13.12 | |
3.6 | Контрольная работа № 3 «Электризация тел. Строение атомов» | 1 | 15.12-20.12 | |
3.7 | Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь | 1 | 15.12-20.12 | |
3.8 | Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы | 1 | 22.12-27.12 | |
3.9 | Сила тока. Амперметр | 1 | 22.12-27.12 | |
3.10 | Фронтальная лабораторная работа № 3«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | 1 | 12.01-17.01 | |
3.11 | Электрическое напряжение. Вольтметр | 1 | 12.01-17.01 | |
3.12 | Фронтальная лабораторная работа № 4«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | 19.01-24.01 | |
3.13 | Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи | 1 | 19.01-24.01 | |
3.14 | Удельное сопротивление. Реостаты | 1 | 26.01-31.01 | |
3.15 | Фронтальная лабораторная работа № 5«Регулирование силы тока реостатом» | 1 | 26.01-31.01 | |
3.16 | Фронтальная лабораторная работа № 6 Измерение сопротивления проводника» | 1 | 2.02-7.02 | |
3.17 | Последовательное и параллельное соединения проводников | 1 | 2.02-7.02 | |
3.18 | Контрольная работа № 4 «Электрический ток» | 1 | 9.02-14.02 | |
3.19 | Работа и мощность тока | 1 | 9.02-14.02 | |
3.20 | Лабораторная работа № 7 Измерение мощности и работы тока в электрической лампе | 1 | 16.02-21.02 | |
3.21 | Количество теплоты, выделяемое проводником с током | 1 | 16.02-21.02 | |
3.22 | Счётчик электрической энергии | 1 | 2.03-7.03 | |
3.23 | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы | 1 | 2.03-7.03 | |
3.24 | Лабораторная работа № 8 Сборка электромагнита и испытание его действия | 1 | 9.03-14.03 | |
3.25 | Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами | 1 | 9.03-14.03 | |
3.26 | Короткое замыкание. Плавкие предохранители | 1 | 16.03-21.03 | |
3.27 | Электрические явления | 1 | 16.03-21.03 | |
3.28 | Контрольная работа № 5 «Электрические явления» | 1 | 23.03-28.03 | |
Глава 4. Электромагнитные явления (6 ч) | |
4.1 | Магнитное поле тока | 1 | 23.03-28.03 | |
4.2 | Электромагниты и их применение | 1 | 30.03-4.04 | |
4.3 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли | 1 | 30.03-4.04 | |
4.4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон | 1 | 6.04-11.04 | |
4.5 | Фронтальная лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | 1 | 6.04-11.04 | |
4.6 | Контрольная работа № 6 «Электромагнитные явления» | 1 | 20.04-25.04 | |
Глава 5. Световые явления (9 ч) | |
5.1 | Источники света. Прямолинейное распространение света | 1 | 20.04-25.04 | |
5.2 | Отражение света. Закон отражения. | 1 | 27.04-2.05 | |
5.3 | Плоское зеркало | 1 | 27.04-2.05 | |
5.4 | Преломление света | 1 | 4.05-9.05 | |
5.5 | Линза. Фокусное расстояние линзы. | 1 | 4.05-9.05 | |
5.6 | Построение изображений, даваемых тонкой линзой | 1 | 11.05-16.05 | |
5.7 | Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы | 1 | 11.05-16.05 | |
5.8 | Фронтальная лабораторная работа № 10 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» | 1 | 18.05-23.05 | |
5.9 | Контрольная работа № 7 «Световые явления» | 1 | 18.05-23.05 | |
Повторение 3 ч | 3 | 25.05-30.05 25.05-30.05 25.05-30.05 | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы
смысл физических законов: сохранения энергии в механических и тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях
решать задачи на применение изученных физических законов
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Перечень учебно-методического обеспечения
Лукашик В. И., Е. В. Иванова «Сборник задач по физике». М.: Просвещение..
Перышкин А. В.. «Сборник задач по физике 7-9 класс».
Пёрышкин А.В.. Физика 8: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2010 г.
Минькова Р. Д. «Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс». М.:Дрофа.
Комплект оборудований для проведения лабораторных работ.
Образовательные интернет ресурсы:
аlleng.ru
pedsovet.ru
rusedu.ru
it-n.ru
window.edu.ru
school-collection.edu.ru
festival.1 september.edu.ru
fipi.ru
www1.ege.ru
college.ru
11