Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Булгаковская основная школа
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета протокол №1 от «08» августа 2016 г. | «Утверждено» приказом № 43 от «08» августа 2016 г. Директор школы: ________/Солдатова Е. В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География»
6 класс
Разработана учителем географии
Селезневой Еленой Михайловной
д. Петрищево
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии 6 класса составлена на основе:
- учебного плана МБОУ Булгаковская ОШ на 2016 – 2017 учебный год;
- федерального государственного образовательного стандарта
- авторской программы Е.М. Домогацких (рабочая программа «География» 5-9 классы.–М.: «Русское слово»,2015).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса географии в 6 классе в объеме 1 часа в неделю 34 часа в год.
Используемый УМК:
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский Физическая география. 6 класс. Москва «Русское слово» 2013
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 5-6 класс – М.: Дрофа, 2012.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета «География».
6 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Земля во Вселенной | 5 | 1 | 0 |
2 | Географическая карта | 5 | 2 | 1 |
3 | Литосфера | 7 | 2 | 1 |
4 | Атмосфера | 8 | 1 | 1 |
5 | Гидросфера | 4 | 2 | 1 |
6 | Биосфера | 2 | 1 | 0 |
7 | Почва и геосфера | 4 | 1 | 1 |
| Итого | 35 | 10 | 5 |
Тема 1. Земля во Вселенной (5 часов)
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Практические работы:
Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы:
Определение направлений и расстояний по карте.
Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы:
Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Определение по карте географического положения гор, равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персоналии:
Владимир Иванович Вернадский
Практическая работа:
1.Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии:
Василий Васильевич Докучаев
Практические работы:
Описание природных зон Земли по географическим картам.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская.
Плоскогорья: Среднесибирское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Дата проведения |
План | Факт |
Земля как планета –5 час |
1 | Планеты Солнечной системы | 1 | 07.09 | |
2 | Форма, размеры и движение Земли | 1 | 14.09 | |
3 | Система географических координат Пр\р№1: «Определение координат географических объектов по глобусу и карте» | 1 | 21.09 | |
4 | Времена года | 1 | 28.09 | |
5 | Пояса освещенности | 1 | 05.10 | |
Географическая карта – 5 часа |
6 | Географическая карта и ее масштаб | | 12.10 | |
7 | Виды условных знаков | 1 | 19.10 | |
8 | Ориентирование Пр\р№2: «Определение направлений и расстояний по карте.» | 1 | 26.10 | |
9 | Изображение рельефа на карте Пр\р№3: «Составление плана местности» | 1 | 09.10 | |
10 | Итоговый урок по теме : «Географическая карта» | 1 | 16.10 | |
Литосфера – 7 час |
11 | Строение земного шара | 1 | 23.10 | |
12 | Виды горных пород | 1 | 30.10 | |
13 | Полезные ископаемые | 1 | 07.11 | |
14 | Движения земной коры | 1 | 14.11 | |
15 | Выветривание горных пород Пр\р№4: «Изменение земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека» | 1 | 21.11 | |
16 | Рельеф суши и дна Мирового океана Пр\р5: «Определение по карте географического положения гор, равнин» | 1 | 11.01 | |
17 | Итоговый урок по теме: «Литосфера» | | 18.01 | |
Атмосфера – 8 час |
18 | Строение атмосферы | 1 | 25.01 | |
19 | Температура воздуха | 1 | 01.02 | |
20 | Атмосферное давление | 1 | 08.02 | |
21 | Движение воздуха | 1 | 15.02 | |
22 | Вода в атмосфере | 1 | 22.02 | |
23 | Погода Пр\р №6: «Проведение простейших метеонаблюдений». | 1 | 01.03 | |
24 | Климат | 1 | 15.03 | |
25 | Итоговый урок по теме: «Атмосфера» | 1 | | |
Гидросфера – 4 часа |
26 | Единство гидросферы Пр\р № 7«Нанесение на контурную карту объектов гидросферы» | 1 | 22.03 | |
27 | Мировой океан | 1 | 05.04 | |
28 | Воды суши: реки и озера Пр\р№8: «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли» | 1 | 12.04 | |
29 | Воды суши: подземные воды и природные льды | 1 | 19.04 | |
Биосфера – 2 часа |
30 | Царства живой природы Пр\ р№9: «Ознакомление с растениями и животными своей местности» | 1 | 26.04 | |
31 | Биосфера и охрана природы | 1 | 03.05 | |
Почва и географическая оболочка – 3 часа |
32 | Почва | 1 | 10.05 | |
33 | Природный комплекс | 1 | 17.05 | |
34 | Природные зоны Пр\р№10: « Описание природных зон Земли по географическим картам» | 1 | 24.05 | |
35 | Урок обобщения. Контроль знаний. | 1 | 31.05 | |