СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по географии 6 класс составлена на основе авторской программы и учебника География 6 класс Е.М. Домогацких, Н.И. .Алексеевский М.; - ООО "Русское слово - учебник" 2013

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Булгаковская основная школа


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

протокол №1

от «08» августа 2016 г.


«Утверждено»

приказом № 43
от «08» августа 2016 г.

Директор школы:

________/Солдатова Е. В./










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«География»


6 класс



Разработана учителем географии

Селезневой Еленой Михайловной













д. Петрищево

2016-2017 учебный год



Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии 6 класса составлена на основе:

- учебного плана МБОУ Булгаковская ОШ на 2016 – 2017 учебный год;

- федерального государственного образовательного стандарта

- авторской программы Е.М. Домогацких (рабочая программа «География» 5-9 классы.–М.: «Русское слово»,2015).

  • Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса географии в 6 классе в объеме 1 часа в неделю 34 часа в год.


Используемый УМК:

  1. Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский Физическая география. 6 класс. Москва «Русское слово» 2013

  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 5-6 класс – М.: Дрофа, 2012.

  3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  11. развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, делать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  7. умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

Предметные результаты:

  1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знани­ях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  3. формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  4. овладение элементарными практическими умениями ис­пользования приборов и инструментов для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов географи­ческой среды, в том числе её экологических параметров;

  5. овладение основами картографической грамотности и ис­пользования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использова­ния и презентации географической информации;

  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. формирование представлений об особенностях экологи­ческих проблем на различных территориях и акваториях, уме­ний и навыков безопасного и экологически целесообразного по­ведения в окружающей среде.


Содержание учебного предмета «География».

6 класс

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Земля во Вселенной

5

1

0

2

Географическая карта

5

2

1

3

Литосфера

7

2

1

4

Атмосфера

8

1

1

5

Гидросфера

4

2

1

6

Биосфера

2

1

0

7

Почва и геосфера

4

1

1


Итого

35

10

5



Тема 1. Земля во Вселенной (5 часов)

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Практические работы:

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (5 часов)

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы:

    1. Определение направлений и расстояний по карте.

    2. Составление простейшего плана местности.


Тема 3. Литосфера (7 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы:

  1. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

  2. Определение по карте географического положения гор, равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.





Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы:

  1. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.



Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.



Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.



Персоналии:

Владимир Иванович Вернадский

Практическая работа:

1.Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.



Персоналии:

Василий Васильевич Докучаев

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская.

Плоскогорья: Среднесибирское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал.






















Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема урока

Кол-во ча-сов

Дата проведения

План

Факт

Земля как планета –5 час


1

Планеты Солнечной системы


1

07.09


2

Форма, размеры и движение Земли


1

14.09


3

Система географических координат Пр\р№1: «Определение координат географических объектов по глобусу и карте»

1

21.09


4

Времена года


1

28.09


5

Пояса освещенности


1

05.10


Географическая карта – 5 часа


6

Географическая карта и ее масштаб



12.10


7

Виды условных знаков


1

19.10


8

Ориентирование Пр\р№2: «Определение направлений и расстояний по карте.»

1

26.10


9

Изображение рельефа на карте Пр\р№3: «Составление плана местности»

1

09.10


10

Итоговый урок по теме : «Географическая карта»


1

16.10


Литосфера – 7 час

11

Строение земного шара


1

23.10


12

Виды горных пород


1

30.10


13

Полезные ископаемые


1

07.11


14

Движения земной коры


1

14.11


15

Выветривание горных пород Пр\р№4: «Изменение земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека»

1

21.11


16

Рельеф суши и дна Мирового океана Пр\р5: «Определение по карте географического положения гор, равнин»

1

11.01


17

Итоговый урок по теме: «Литосфера»


18.01


Атмосфера – 8 час


18

Строение атмосферы


1

25.01


19

Температура воздуха


1

01.02


20

Атмосферное давление


1

08.02


21

Движение воздуха


1

15.02


22

Вода в атмосфере


1

22.02


23

Погода Пр\р №6: «Проведение простейших метеонаблюдений».

1

01.03


24

Климат


1

15.03


25

Итоговый урок по теме: «Атмосфера»

1



Гидросфера – 4 часа


26

Единство гидросферы Пр\р № 7«Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»

1

22.03


27

Мировой океан


1

05.04


28

Воды суши: реки и озера Пр\р№8: «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли»

1

12.04


29

Воды суши: подземные воды и природные льды


1

19.04


Биосфера – 2 часа


30

Царства живой природы Пр\ р№9: «Ознакомление с растениями и животными своей местности»

1

26.04


31

Биосфера и охрана природы


1

03.05


Почва и географическая оболочка – 3 часа


32

Почва


1

10.05


33

Природный комплекс


1

17.05


34

Природные зоны Пр\р№10: « Описание природных зон Земли по географическим картам»

1

24.05


35

Урок обобщения. Контроль знаний.


1

31.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!