СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс.    

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс.»

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 города Свободного


    1. РАССМОТРЕНО


На заседании МО учителей предметников №

От «___» __________2017 г.

    1. СОГЛАСОВАНО


Зам директора по

УВР МОАУ СОШ № 11

_____________Г.П. Рыжкова

«___» _____________2017 г.

    1. УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ СОШ № 11

____________М.С. Киреева


Приказ №____________

От № «___»__________2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год

по географии в 9 А, Б классах.









Составитель программы:

учитель географии

Смирнов А.Н.

_______________________















г. Свободный

2017г.

Пояснительная записка.


Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная  программа  основного  общего образования  по химии (базовый уровень).

  • Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

  • Учебный план МОАУ СОШ №11 г.Свободного на 2017-2018учебный год.

• Авторской программы основного общего образования по географии . 5—9 классы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2012 г.

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Характеристика предмета:

География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли местной промышленности.

Описывать:

природные ресурсы;

периоды формирования хозяйства России;

особенности отраслей;

традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

экономические связи районов;

состав и структуру отраслевых комплексов;

основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

различия в освоении территории;

влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

размещение главных центров производства;

сельскохозяйственную специализацию территории;

структуру ввоза и вывоза;

современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Учебно-методический комплекс по географии 9 класс (по учебнику В.П. Дронов, В.Я. Ром)


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Общая часть курса (13 часа)

Тема 1. Особенности географического положения России (4 ч)

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы:

Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»

Тема 2. Население России (5 ч)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России»

Тема 3. Географические особенности экономики (4 ч)

Хозяйство России. Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России.



Контрольная работа №1 по теме: Место России в мире. Население Российской Федерации. Особенности хозяйства.


Раздел 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. (23 часа)

Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания.


Практические работы:

Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения».

Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».

Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров».

Практическая работа №6 « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии»

Практическая работа №7 « Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности».

Практическая работа №8 « Определение по карте размещения отраслей АПК».


Контрольная работа №2. «Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества».


Раздел 3. Региональная часть курса. Экономические районы России. (29 часов)

Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.


Практические работы:

Практическая работа №9. «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем».

Практическая работа №10 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»


Контрольная работа №3 по теме: «Экономическое районирование. Западный макрорегион».

География экономики Амурской области (6 часов)

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Население столичного региона. История заселения. Национальный состав. Трудовые ресурсы края. Административное деление. Городские и сельские поселения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Особенности экономико-географического положения (ЭГП) области. Сельское хозяйство, его структура.  Земледелие и животноводство. Промышленность области и её структура. Достопримечательности. Топонимика.


Практические работы:

Практическая работа №11 «Административное деление. Городские и сельские поселения».

Практическая работа №12. «Особенности экономико-географического положения (ЭГП) области».


Раздел 4. Россия в современном мире (3 часа)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.









Учебно-тематический план



раздела

Наименование разделов

Количество практических работ

Количество контрольных работ

Всего часов


1.

Общая часть курса

2

1

13

2.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

6

1

23

3.

Региональная часть курса

3

1

29

4.

Место России в мире


1

3


ИТОГО:

12

4

68

Календарно-тематическое планирование

по географии в 9 классе

(по программе – 68 часов, 2 часа в неделю)


В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и хозяйство».


п/п

Тема урока

Кол. часов

Элементы

обязательного

ми­нимума

образования

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Формы контроля

Практ.

работы

Дата

про­ведения

План

Факт.

Раздел 1. Общая часть курса. (13 часов)

Тема 1. Место России в мире. (4 часа)

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы .


Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.


Фронтальный устный опрос

Работа с кар­той, определе­ние особенно­стей ЭГП, ПГП России и на­правлений из­менения ГП во времени и про­странстве



2

Географическое положение и границы России. Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»

1

Географическое положение России и его виды. Географические особенности размещения населения.


Фронтальный контроль, практическая работа №1

Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»



3

Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

1

Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

Работа с кон­турной картой




4

Государственная территория России.

1

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы .


Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику географическому, геополитическому положению России.


Фронтальный устный опрос




Тема 2. Население Российской Федерации (5 часов)

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения.

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.

Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры.

Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.


Фронтальный опрос




6

Численность и естественный прирост населения.

1

Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий.

Географические особенности размещения населения.

Фронтальный устный опрос




7

Национальный состав населения. Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России»

1

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения

Анализ карт, фронтальный устный опрос, практическая работа №2

Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России»



8

Миграции населения.

1

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Индивидуаль­ный устный оп­рос. Фронталь­ный письмен­ный опрос.




9

Городское и сельское население.

Расселение населения.

1

Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны.

Индивидуаль­ный устный оп­рос





Тема 3. Географические особенности экономики России (4 часа)

10

География основных типов экономики на территории России.

1

Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.


Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства.

Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.


Фронтальный устный опрос




11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами


Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

Фронтальный устный опрос




12








Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.






1

Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Определять место России в мировой экономике.

Знать пути развития российской экономики


индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос.




13

Контрольная работа №1 по теме: Место России в мире. Население Российской Федерации. Особенности хозяйства.

1

Закрепление пройденного материала

Знать размещение населения, исторические особенности заселения и освоения территории России. Определять виды и причины миграций. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

Тестирование, фронтальный опрос




Раздел 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (23 часа)

14.

Научный комплекс.

1

Состав и география научного комплекса.

Значение научного комплекса в экономике России.

Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;

что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь: показывать на карте научные центры.

Фронтальный устный опрос.




15.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

Значение машиностроительного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Знать: состав машиностроительного комплекса и географию машиностроения.

Оценивать роль машиностроения в экономике страны

Уметь: показывать на карте центры машиностроения.

Фронтальный устный опрос.




16.

Факторы раз­мещения от­раслей маши­ностроения. Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»

1

Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры.

Знать главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

Фронтальный устный опрос.

Работа с контурной картой, практическая работа №3.

Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»



17.

География машинострое­ния.

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Машиностроение и охрана окружающей среды












Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




18.

Военно-промышлен­ный комплекс.

1

Состав и значение ВПК, главные отрасли России, их географическое по­ложение и особенно­сти

Выявлять по картам главные районы размещения отраслей военно-промышленного комплекса. Формулировать причины решающего воздействия ВПК на общий уровень развития страны.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




19.

Роль, значение и проблемы ТЭК.

1

Состав и значение ТЭК, главные нефтя­ные, газовые и уголь­ные базы России, их географическое по­ложение и особенно­сти, основные типы электростанций и факторы их размеще­ния.

Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.


Фронтальный опрос




20.

Топливная промышленность. Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».

1

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Уметь составлять характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий енфтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.

Составлять характеристику

Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, практическая работа №4

Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».



21

Электроэнер­гетика России.

Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»





1

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственныен связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

Работа с атласом, заполнение таблицы., практическая работа №5

Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»



22.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Важнейшие межотраслевые комплексы России

1

Закрепление пройденного материала

Знать районы размещения ВПК, машиностроения.

Определять гидроэнергетические ресурсы и географию ГЭС.

Уметь характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране

Тестирование, фронтальный опрос




23.


Состав и зна­чение комплексов, производящих конструкционные материалы.

1

Роль и значение ком­плекса конструкцион­ных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенно­сти их отраслевого состава, факторы раз­мещения основных производств, основ­ные районы разме­щения

Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.


Фронтальный опрос




24.

Металлургический комплекс.

1

Состав, место и значение в хозяйства


Наносить на к/к главные металлургические районы.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




25.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Практическая работа №6 « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии»

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

Составление характеристики одной из металлургич. баз по картам и статистическим материалам.

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии .


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, Практическая работа №6

Практическая работа №6 « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии»



26.

Цветная металлургия.

1

Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.

Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




27.

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.


Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




28

Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа №7 « Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности»

1

Фронтальный опрос, практическая работа №7

Практическая работа №7 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»



29.

Лесная промышленность

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения.

Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения.

Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности

Фронтальный опрос




30.

Состав и зна­чение АПК. Практическая работа №8 « Определение по карте размещения отраслей АПК»

1

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.

Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, практическая работа №8

Практическая работа №8 « Определение по карте размещения отраслей АПК»



31

Земледелие и животноводство.

1

География основных отраслей земледелия и животноводства.


Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Фронтальный опрос




32.





Пищевая и легкая промышленность

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды


Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности. Выявлять на основе анализа карт основные основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




33.

Состав инфра­структурного комплекса. Роль транспор­та.

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.


Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот)

Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Фронтальный опрос




34.

Железнодорожный автомобильный транспорт. Водный и другие виды транспорта.

1

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.


Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж/д и автомобильного транспорта в транспортной работе.

Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




35.

Связь. Сфера обслуживания.

1

Роль, значение связи в жизни страны.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.

Знать значение терминов по теме. Уметь составлять классификацию услуг. Определять роль сфера обслуживания в жизни населения. Уметь выявлять проблемы.

Фронтальный опрос




36.

Контрольная работа №2. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

1

Закрепление пройденного материала

Знать железнодорожный и автомобильный, морской и речной транспорт виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения. Уметь характеризовать распространение транспорта по районам страны

Тестирование, фронтальный опрос




Раздел 3. Экономические районы России (29 часов)

37

Районирование

территории

России

1

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европей­ской части страны, Урал.

Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




38

Общая характеристика

Европейской России.

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы

1


Географическое положение ре­гионов, их природный и хозяйственный по­тенциал, влияние осо­бенностей природы на жизнь и хозяйст­венную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия.

Определение геогра­фического положения территории, основных

этапов ее освоения

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района


Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос




39



Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

1



Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Моска – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы


Индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Работа с кон­турной картой, фрон­тальный опрос




40

Географические особенности областей Центрального района.

1

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства.


Работа с кон­турной картой, фрон­тальный опрос




41

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

1

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.


Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.


Работа с кон­турной картой, фрон­тальный опрос




42

Северо-Западный район

1

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. География важнейших отраслей хозяйства.

Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.

Работа с кон­турной картой, фрон­тальный опрос




43

Центральная Россия

1

Закрепление пройденного материала

Знать особенности ЭГП экономических районов, население, ресурсы, промышленность и с\х

Тестирование, фронтальный опрос




44

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Изучение ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды.

составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни


Работа с кон­турной картой, фрон­тальный опрос




45

Население Европейского Севера.

Хозяйство Европейского Севера

1


Влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.

Центры производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира;

Знать численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав.

Уметь определять рай­оны разной специализа­ции.

Знать и уметь характеризовать центры производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов

Фрон­тальный опрос





46

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы.


Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.


Фрон­тальный опрос, работа с атласом




47

Население Северного Кавказа.

Хозяйство Северного Кавказа

1

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.

География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Фрон­тальный опрос, работа с атласом




48

Поволжье: ЭГП, природ­ные условия и ресурсы

1

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы.


Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.


Фрон­тальный опрос, работа с атласом




49

Население Поволжья

Хозяйство Поволжья.

1

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.

География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Фрон­тальный опрос, работа с атласом




50

Урал. Геогра­фическое по­ложение, при­родные усло­вия и ресурсы.

1

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы.


Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.


Фрон­тальный опрос, работа с атласом




51

Население Урала

Хозяйство Урала. Практическая работа №9. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

1

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.

География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

Фрон­тальный опрос, работа с атласом

Практическая работа №9. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.



52

Контрольная работа №3 по теме: «Экономическое районирование. Западный макрорегион».

1

Закрепление пройденного материала

Знать особенности ЭГП экономических районов, население, ресурсы, промышленность и с\х

Тестирование, фронтальный опрос




53

Общая характеристика Восточного макрорегиона.

1

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое по­ложение регионов, их природный и хозяйст­венный потенциал, влияние особенно­стей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия. Определе­ние географического положения террито­рии, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования.

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Работа с атласом




54

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

Этапы заселения, формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Знать этапы заселения, формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Уметь определять топонимику районов.

Характеризовать внут­ренние различия рай­онов и городов.

Знать достопримечательности

Фронтальный опрос




55





Западная Сибирь

1

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.


Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов


Фронтальный опрос. Работа с атласом.




56


Восточная Сибирь

1

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.


Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов


Фронтальный опрос. Работа с атласом.




57

Дальний Восток

1

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.


Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов


Фронтальный опрос. Работа с атласом.




58

Восточный макрорегион. Практическая работа №10 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»

1

Особенности ЭГП, население, ресурсы, промышленность и с\х

Определять географическое положение регионов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать различия и общее в экономике регионов

Практическая работа

Практическая работа №10 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»



59

ПОУ по теме: Экономические районы России.

1

Закрепление пройденного материала

Знать особенности ЭГП, население, ресурсы, промышленность и с\х

Тестирование, фронтальный опрос




Тема . География Амурской области (6 часов)

60

Население Амурской области. История заселения. Национальный состав.

1

Районы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.


Знать этапы заселения, формирования куль­туры народов. Уметь определять топонимику районов.

Характеризовать внут­ренние различия рай­онов и городов.

Знать достопримечательности

Фронтальный опрос




61

Трудовые ресурсы области. Практическая работа №11 «Административное деление. Городские и сельские поселения».

1

Характеристика внутренних различий районов и городов. Трудовые миграции. Городское и сельское население. Крупные города

Этнический и языковый состав населения.

Знать этапы заселения, формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства.

адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции

Фронтальный опрос Практическая работа

Практическая работа №11 «Административное деление. Городские и сельские поселения».



62

Практическая работа №12. «Особенности экономико-географического положения (ЭГП) области».

1

Особенности ЭГП, население, ресурсы, промышленность и с\х

Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Практическая работа

Практическая работа №12. «Особенности экономико-географического положения (ЭГП) области».



63

Сельское хозяйство, его структура. Земледелие и животноводство

1

Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

География основных отраслей земледелия и животноводства.

Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Фронтальный опрос




64

Промышленность края и её структура

1

Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.

Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции.

Фронтальный опрос




65

ПОУ по теме: География экономики Амурской области.

1

Закрепление пройденного материала

Знать особенности ЭГП, население, ресурсы, промышленность и с\х

Фронтальный опрос

Тестирование




Раздел 3. Россия в современном мире (3 часа)

66

Россия в современном мире

1

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира.


Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.


фронтальный опрос




67

Объекты мирового и культурного наследия России

1

Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России

Работа с атласом




68

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

1

Закрепление пройденного материала

Знать особенности ЭГП экономических районов России, население, ресурсы, отрасли промышленности и с\х и их размещение

Контрольная работа





Аннотация к рабочей программе по географии 9 класс.

Название курса

география

Составитель

Смирнов Александр Николаевич

Класс

9

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2

Цель курса

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Автор учебника

В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.

Структура курса

Введение

Раздел 1. Общая часть курса

Раздел 2.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Раздел 3.Региональная часть курса

Раздел 4. Место России в мире

Обобщение

Требования к результатам освоения дисциплины

знать/понимать:

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Основные образовательные технологии


Метод проектов, исследовательский метод, метод создания проблемной ситуации, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др

Формы контроля

Наблюдение, систематизация, саморефлексия, самоанализ, взаимоконтроль, промежуточный контроль по разделам, по четвертям, годовой. Оценочные листы, творческие задания для групп.

Практические работы, самостоятельные, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!