Пояснительная записка по географии в 8 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Примерная программа под редакцией И.В. Душиной, Дрофа, 2006 год , опирается на комплект учебников под редакцией И.И. Баринова « География. Природа России» Дрофа, М. 2010г. Программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Цели:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
создать основу для патриотизма и любви к своей стране, родному краю;
формировать у школьников навыки общей и повседневной географической культуры, приучать их к выполнению основных правил поведения в природе.
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий, взаимообусловленности природных компонентов;
овладение умениями ориентироваться на местности; развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического, картографического и краеведческого содержания; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять , оценивать и намечать пути решения экологических проблем;
развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического, картографического и краеведческого содержания;
способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании окуржающей среды;
Изменения в курсе: значительных изменений в курсе географии 8 класса нет. Они могут быть связаны, если какие-то уроки будут приходиться на праздничные дни, тогда определенные темы придется объединять
Название УМК: И.И. Баринова «География . Природа России» дрофа. М. 2009г.
Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии», 8 класс, «Вако». Москва, 2008г.
Атлас по географии.8 класс, Дрофа 2010г.
Карты географии по данному курсу
Количество учебных часов: данная рабочая программа рассчитана на 70 часов при 2-х часовой нагрузке в неделю.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, словесная, тестирование, письменные и устные ответы, уроки-практикумы, комбинированные уроки, урок – суд.
Требования к уровню подготовки:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: практические работы, тестирование, самостоятельные работы, контрольная работа, обобщающие уроки.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у обучающихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма..
Основная цель курса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, познакомить обучающихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в различных регионах страны.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный базисный план отводит на изучение данного предмета 70 часов при 2-х часовой нагрузке в неделю, рабочая программа рассчитана на 70 часов
. Учащиеся в курсе географии 8 класса обязаны знать\понимать
Изменения природных и социально – экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
Развитие и проблемы хозяйства районов страны своего региона и своей местности;
Объяснять:
Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
Влияние ГП на особенности природы;
Образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
Как составляют прогноз погоды;
Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком;
Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны4
Разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;
Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры.
Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:
«геологическое летоисчисление», «циклон и антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «географическое положение».
Определять:
Географическое положение объекта;
Разницу в поясном времени территорий;
Погоду по синоптической карте;
Называть и показывать:
Предмет изучения географии России;
Основные методы и средства получения географической информации;
Особенности ГП, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ территории России;
Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории;
Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
Распределение рек страны по бассейнам океанов;
Основные области современного оледенения и крупные ледники;
Главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
Основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.
Планируемые результаты обучения:
Оценивать и прогнозировать:
Изменения природных и социально – экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
Развитие и проблемы хозяйства районов страны своего региона и своей местности;
Объяснять:
Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
Влияние ГП на особенности природы;
Образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
Как составляют прогноз погоды;
Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком;
Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны4
Разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;
Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры.
Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:
«геологическое летоисчисление», «циклон и антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «географическое положение».
Определять:
Географическое положение объекта;
Разницу в поясном времени территорий;
Погоду по синоптической карте;
Называть и показывать:
Предмет изучения географии России;
Основные методы и средства получения географической информации;
Особенности ГП, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ территории России;
Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории;
Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
Распределение рек страны по бассейнам океанов;
Основные области современного оледенения и крупные ледники;
Главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
Основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: практические работы, тестирование, самостоятельные работы, контрольная работа, обобщающие уроки.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у обучающихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма..
Основная цель курса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, познакомить обучающихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в различных регионах страны.
Содержание учебного материала:
Рабочая примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
Основное содержание:
Введение - 1час
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I Пространства России – 8 часов
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Этапы и методы географического изучения территории России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Часть II Особенности природы и природные ресурсы- 19 часов
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые – 4 часа
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы- 5 часов
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы -4 часа
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы – 3 часа
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 3 часа
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6: Природные ресурсы России – 6часов
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
. Крупные природные районы России. -23 часа
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные
комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала.
Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской
равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири.
Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал.
Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные
уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 23 часа.
Тема 7. Человек и природа.
Экологическая ситуация в России -9 часов
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу.
. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных
ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека.
Повторение 2 часа(резерв)
Учебно – тематический план по географии в 8 классе
№п\п | Наименование темы, раздела | Количество часов | Количество практических работ | класс |
1. | Введение | 1 | | 8 |
| Пространства России | 8 | 3 | |
1. | Географическое положение России | 4 | | 8 |
2 - | Границы и аадминистративно- территориальное устройство | 4 | | 8 |
| Особенности природы и природные ресурсы | 19 | 8 | |
1. | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 4 | | 8 |
2. | Климат и климатические ресурсы | 5 | | 8 |
3. | Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | | 8 |
4. | Почва и почвенные ресурсы | 3 | | 8 |
5. | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 3 | | 8 |
6 | Природные ресурсы России | 6 | 1 | |
7 | Крупные природные районы России | 18 | 5 | 8 |
8 | География Курской области | 7 | | |
9 | Человек и природа. Экологическая ситуация в России | 9 | 1 | |
10 | Итоговое повторение | | | 8 |
11 | Резерв времени | 2 | | |
| Итого | 70 | 18 | |
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: практические работы, тестирование, самостоятельные работы, контрольная работа, обобщающие уроки.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у обучающихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма..
Основная цель курса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, познакомить обучающихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в различных регионах страны.
Формы и средства контроля : зачет, практические работы, тестирование, географический диктант
Перечень учебно – методических средст
И.И. Баринова «География . Природа России» дрофа. М. 2009г.
Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии», 8 класс, «Вако». Москва, 2008г.
Атлас по географии.8 класс, Дрофа 2010г.
Карты по географии по данному курсу
Интернет –ресурсы
Используемый перечень учебно – методических средств
И.И. Баринова «География . Природа России» дрофа. М. 2009г.
Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии», 8 класс, «Вако». Москва, 2008г.
Атлас по географии.8 класс, Дрофа 2010г.
Карты по географии по данному курсу
Интернет –ресурсы
Презентации
Календарно-тематическое планирование
по географии «Природа России», 8 класс
автор И.И. Баринова.
2 часа в неделю
Всего – 70 часов.
Практических работ -18, из них оценочных - 9
№п.п | Наименование темы | Кол-во часов | Тип урока | Вводные понятия | Практическая часть | Домашнее задание | Дата |
| Введение | 1 | | | | | |
1. | Что изучают в курсе «Природа России» Источники географической информации | 1 | Изучение нового материала | | | С.3-6 | |
| Пространства России | 8 | | | | | |
2. | Географическое положение России | 1 | Практикум | Миль | 1.Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.(оц) | П.1 | |
3. | Моря, омывающие территорию России. | 1 | Практикум | Окраинные, внутренние моря, ресурсы морей | 2.Нанести на к.карту моря, омывающие территорию России. (оц) | П.2 | |
4. | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | Семинар | Великие путешественники | Сообщения уч-ся | П. 4 | |
5. | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | Семинар | | Сообщения уч-ся | П.4 | |
6. | Картографический метод в географии | 1 | практикум | | | П.1-4 | |
7. | Россия на карте часовых поясов. | 1 | Изучение нового материала | Часовые пояса. Декретное и поясное время, местное время, линия перемены дат | | П.3 | |
8. | Практическая работа | 1 | практикум | | 3.Решение задач на определение поясного времени.(оц) | | |
9. | Итоговый урок. | 1 | обобщающий | | Тест | | |
| Особенности природы и природные ресурсы | 19 | | | | | |
10. | Особенности рельефа России | 1 | Изучение нового материала | Рельеф | Самостоятельная работа (тест) | П.5 | |
11. | Геологическое строение территории нашей страны | 1 | Изучение нового материала | Литосферные плиты, геологическая карта, геохронологическая таблица, траппы, | 4.Работа с к. картой. Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых (оц) | П.6 | |
12. | Минеральные ресурсы России | 1 | Практикум | Месторождения, бассейн, | Составление картосхемы | П.7 | |
13. | Развитие форм рельефа. Итоговый урок по теме | 1 | Практикум | Внутренние, внешние формы рельефа, оползни, обвалы, лавины, грязе-каменные потоки, | | П.8 | |
14. | От чего зависит климат нашей страны. | 1 | Изучение нового материала | Климатообразующие факторы, солнечная и суммарная радиация, трансформация, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны | 6.Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей(оц) | П.9 | |
15. | Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. | 1 | практикум | Коэффициент увлажнения, испаряемость, испарение, | 5.Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.(оц) | П.10 | |
16. | Типы климатов России | 1 | Исследование | | | П.10 | |
17. | Зависимость человека от климатических условий | 1 | практикум | Засуха, суховеи, пыльные бури, заморозки, град, гололед | Тестирование | П.11 | |
18. | Обобщающий урок | 1 | Деловая игра | | | | |
19. | Разнообразие внутренних вод России. Реки | 1 | Изучение нового материала | Падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок, годовой сток, наводнения | 7.Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования (оц) Нанесение на к.к. рек,озер. | П.12 | |
20. | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 | практикум | Верховодка, БАМ | 8.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | П.13 | |
21. | Водные ресурсы. Охрана вод | 1 | практикум | Водный кадастр | 9.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений. | П.14 | |
22. | Обобщающий урок по теме. | 1 | Исследование | | Тестирование | | |
23. | Образование почв и их разнообразие. | 1 | Изучение нового материала | Почва, В.В. Докучаев, плодородие, почвенный профиль, перегной | 10.Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования | П.15 | |
24. | Закономерности распространения почв | 1 | практикум | | Проверочная работа | П.16 | |
25. | Почвенные ресурсы России. | 1 | обобщающий | Эрозия | Зачет | П.17 | |
26. | Растительный и животный мир России | 1 | Изучение нового материала | | Работа с картами атласа | П.18 | |
27. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | Исследование | Заповедники, национальные парки | 11.Составления прогноза изменений растительного и животного мира в условиях изменения других компонентов ПК (оц) | П.19 | |
28. | Природно-ресурсный потенциал России. Обобщение знаний по 1 разделу | 1 | практикум | Природные ресурсы, рекреационные ресурсы, | Самостоятельная работа | П.20 | |
| Природные ресурсы России | 6 | | | | | |
29. | Разнообразие ПК России. Природное районирование | 1 | Изучение нового материала | ПТК, ландшафтоведение, фация, антропогенные ресурсы | Тест | П.21 | |
30. | Моря как крупные ПК | 1 | практикум | | Вычерчивание схемы | П.22 | |
31. | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра | 1 | практикум | Природная зональность, природные зоны | Заполнение таблицы | П.23 | |
32. | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса | 1 | практикум | | Работа с картами атласами, заполнение таблицы | П.24 | |
33. | Безлесные зоны на юге России: степи и полупустыни, пустыни | 1 | практикум | | 12.Сравнительная характеристика двух природных зон России | П.25 | |
34. | Высотная поясность. Обобщающее повторение | 1 | исследование | Л.С. Берг | Тематический зачет | П.26 | |
| Природа регионов России | 23 +2 | | | | | |
35. | Русская ( Восточно-Европейская равнина) ГП и особенности природы | 1 | Изучение нового материала | | 13.Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России | П.27 | |
36. | Природные комплексы Русской равнины | 1 | семинар | ПК | Сообщения учащихся | П.28 | |
37. | Географическое положение Курской области | 1 | Изучение нового материала | | 14.Определение по карте географических координат крайних точек своей области (оц) | Конспект | |
38. | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области | 1 | практикум | | 15.Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Влияние рельефа на жизнь людей | конспект | |
39. | Особенности климата своей местности | 1 | лекция | | Анализ карт атласа | Конспект | |
40-41. | Природные зоны области. Водные ресурсы | 2 | семинар | | | Конспект | |
42-43. | Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты, почвы. | 2 | лекция | | Заполнение таблицы | Конспект П.29 | |
44. | Северный Кавказ – самые молодые горы России. | 1 | Путешествие | Фен, бора | | П.30 | |
45. | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | практикум | | Фронтальный опрос | П.31 | |
46. | Урал – «каменный пояс» земли Русской | 1 | игра | Каменный пояс, В.Н. Татищев, Урал, | Тестирование | П.32 | |
47. | Своеобразие природы Урала | 1 | практикум | Пай-Хой | Самостоятельная работа | П.33 | |
48. | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | 1 | Семинар | | сообщения | П.34 | |
49 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы | 1 | Изучение нового материала | Урманы, гривы, колки | тестирование | П.35 | |
50 | Природные ресурсы Западной Сибири. Про- блемы их освоения. | 1 | практикум | | Работа с к. картами | П.36 | |
51 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП, состав территории, история освоения | 1 | практикум | Колиты, булгунияхи | Анализ карт атласа | П.37 | |
52 | Природные районы Восточной Сибири | 1 | практикум | В.В. Прончищев, тарыны, отуряхи | Заполнение таблицы | П.38 | |
53. | Жемчужина Сибири - Байкал | 1 | путешествие | Баргузин, верховик, култук | | П.39 | |
54. | Природные ресурсы Восточной Сибири. | 1 | практикум | Минеральные, лесные, биологические ресурсы, В.А. Обручев | Заполнение таблицы | П.40 | |
55. | Дальний Восток – край контрастов. | 1 | практикум | | 16.Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России (по выбору) | П.41 | |
56. | Природные комплексы Дальнего Востока | 1 | семинар | С.п. Крашенинников, Н.М. Прежевальский,В.К. Арсеньев | Тестовый контроль | П.42 | |
57. | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | 1 | исследование | | 17.Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов. | П.43 | |
58-59. | Обобщение знаний | 2 | игра | | Зачет | | |
| Человек и природа | 9 | | | | | |
60. | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | Изучение нового материала | Экстремальные условия | Заполнение таблиц | П.44 | |
61. | Географический фактор в развитии общества | 1 | Изучение нового материала | | | Конспект | |
62. | Антропогенное воздействие на природу | 1 | Изучение нового материала | | Вычерчивание схемы | П.45 | |
63. | Рациональное природопользование | 1 | практикум | | Составление прогнозов | П.46 | |
64. | Особо охраняемые зоны | 1 | путешествие | | Работа с к. картами | Конспект | |
65-66. | Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране | 2 | исследование | | Защита проектов | | |
67. | Экологическая ситуация в России. | 1 | семинар | мониторинг | 18Характеристика экологического состояния одного из регионов России ( по выбору) | П.47 | |
68. | Обобщение и систематизация знаний | 1 | игра | | зачет | | |
69-70 | Резерв времени | 2 | | | | | |