Муниципальное общеобразовательное учреждение
Корсукская средняя общеобразовательная школа.
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Модонова А.К ______________ Протокол № ___ от «__» ____________201 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Г.Г Бозоева /______________/ «__»_________201 г. | «Утверждено» Директор школы Н.Н. Модонова /______________/ Приказ № ___ от«__»____201___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По геометрии
Класс: 8
Составитель программы:
Модонова Альбина Константиновна.
Первая квалификационная категория
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (70 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 6 ч.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами:
Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:
Объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы. Знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.
Знать определения параллелограмм и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции; уметь их доказывать и применять при решении задач; делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.
Знать определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника, уметь вывести эту формулу и использовать её и свойства площадей при решении задач.
Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять изученные формулы при решении задач.
Знать теорему Пифагора и обратную её теорему; уметь их доказывать и применять при решении задач.
Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; уметь применять их при решении задач.
Знать признаки подобия треугольников, уметь их доказывать и применять при решении задач.
Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; уметь их доказывать и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.
Знать определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º, 45º, 60º.
Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; уметь их доказывать и применять при решении задач.
Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из ней и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.
Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника; уметь их доказывать и применять при решении задач.
Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырёхугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Четырёхугольники (14 ч).
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
II. Площади фигур. (14 ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
III. Подобные треугольники. (19 ч.)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
IV. Окружность. (17 ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
V. Повторение. Решение задач. (7 ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование раздел, тем | Количество часов |
Всего | Практические занятия | Лабораторные занятия (опыты) | Экскурсии | Контрольные работы |
2 | Четырехугольники | 14 | | | | 2 |
3 | Площади фигур | 14 | | | | 1 |
4 | Подобные треугольники | 19 | | | | 2 |
5 | Окружность | 17 | | | | 1 |
6 | Повторение | 7 | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.
Л.С. Атанасян. Геометрия 7 – 9. Учебник.
Л.С. Атанасян. Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 8 класс.
Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс.
А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия 8. Самостоятельные и контрольные работы.
Л.С. Атанасян и др. Изучение геометрии в 7 – 9 классах.
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2014.
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 8 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника | 1 | | |
2 | Четырехугольник | 1 | | |
3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | | |
4 | Признаки параллелограмма. | 1 | | |
5 | Трапеция. Средняя линия трапеции | 1 | | |
6 | Равнобедренная трапеция и ее свойства | 1 | | |
7 | Теорема Фалеса | 1 | | |
8 | Задачи на построение. Деление отрезка на n равных отрезков | 1 | | |
9 | Прямоугольник. Его свойства и признаки | 1 | | |
10 | Ромб и квадрат. Свойства и признаки | 1 | | |
11 | Решение задач по теме: Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | | |
12 | Решение задач по теме: Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | | |
13 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме « Четырехугольники» | 1 | | |
Площадь-14ч |
15 | Анализ контрольной работы. Понятие площади плоских фигур Равносоставленные и равновеликие фигуры | 1 | | |
16 | Площадь многоугольника. | 1 | | |
17 | Площадь квадрата | 1 | | |
18 | Площадь прямоугольника. | 1 | | |
19 | Площадь параллелограмма (основная формула). | 1 | | |
20 | Площадь треугольника (основная формула) и следствия из нее. | 1 | | |
21 | Площадь трапеции. | 1 | | |
22 | Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы | 1 | | |
23 | Теорема Пифагора. | 1 | | |
24 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | | |
25 | Формула Герона | 1 | | |
26 | Решение задач. | 1 | | |
27 | Решение задач. | 1 | | |
28 | Контрольная работа № 2 по теме «Площади многоугольников | 1 | | |
Подобные треугольники-19 |
29 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия | 1 | | |
30 | Отношение площадей двух подобных треугольников | 1 | | |
31 | Свойство биссектрисы ( примечание-задача №535) | 1 | | |
32 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | | |
33 | Второй и третий признак подобия треугольников. | 1 | | |
34 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | | |
35 | Решение задач | 1 | | |
36 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников». | 1 | | |
37 | Анализ контрольной работы. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Средняя линия треугольника. | 1 | | |
38 | Теорема о точке пересечения медиан треугольника | 1 | | |
39 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | | |
40 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | | |
41 | Практические приложения подобия треугольников. | 1 | | |
42 | Подобия произвольных фигур | 1 | | |
43 | Решение задач по теме: Применение подобия | 1 | | |
44 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла | 1 | | |
45 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | 1 | | |
46 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | | |
| Контрольная работа №4 по теме 6 «Подобные треугольники» | 1 | | |
Окружность-17 |
47 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | | |
48 | Касательная к окружности и секущая. Свойство касательной | 1 | | |
49 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | | |
50 | Градусная мера дуги окружности. | 1 | | |
51 | Вписанный и центральный угол. Теорема о вписанном угле | 1 | | |
52 | Решение задач | 1 | | |
53 | Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд | 1 | | |
54 | Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла, точка пересечения биссектрис | 1 | | |
55 | Точка пересечения медиан, высот, серединных перпендикуляров. Окружность Эйлера | 1 | | |
56 | Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, вписанная в многоугольник | 1 | | |
57 | Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, описанная около многоугольника | 1 | | |
58 | Формула, выражающая площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности | 1 | | |
59 | Вписанная и описанные четырехугольники. Решение задач. | 1 | | |
60 | Площадь четырехугольника (дополнительные формулы). Решение задач. | 1 | | |
61 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность». | 1 | | |
62 | Решение задач. Из огэ | 1 | | |
63 | Решение задач. Из огэ | 1 | | |
64 | Решение задач. | 1 | | |
65 | Решение задач. | 1 | | |
66 | Решение задач | 1 | | |
67-68 | Решение задач | 2 | | |
7