Пояснительная записка.
Предлагаемая программа разработана в соответствии со структурой средней школы, утвержденной Законом Российской Федерации, и намечает единую систему литературного образования от I до XI класса.
Данная программа составлена на основании программы под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого.
Ядро программы составляет обязательный минимум литературного образования, установленный Минобразования РФ, хотя программа не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений.
Содержание и структура программы определяется целью литературного образования, которая может быть сформулирована следующим образом: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
С учетом возрастных способностей учащихся школьный курс литературы складывается из нескольких этапов: I – IV, V – VIII, IX, X – XI классы.
Основы литературного образования учащихся закладываются в начальной школе (I –IV классы) – в рамках единого предмета «русский язык», который имеет практическую направленность, выраженную в принципе развития речи. Развитие речи, являясь целью и средством обучения, определяет сознательное овладение говорением, слушанием, чтением и письмом, знакомство с кругом детского чтения во всем многообразии тематики, видов и форм произведений.
Круг детского чтения в I – IV классах составляют произведения фольклора, русской и зарубежной литературы, доступные и интересные школьникам данного возраста. Школьники знакомятся с этими произведениями в классе, слушая чтения учителя и аудиозаписи, а также участвуя в исполнительской деятельности и посильном литературное чтение с сопутствующей ему работой по анализу текста и развитию речи учащихся.
Курс V – VIII классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.
В V – VI классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.
В VII – VIII классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, о некоторых особенностях художественной литературы, в частности о ее образности, о произведении как художественном единстве, о художественном пространстве и времени, о родах и жанрах литературы.
В IX классе, завершающем вторую ступень литературного образования и готовящем школьников к продолжению образования на следующей ступени, изучаются произведения в историческом освещении (хронологическое расположение материала, сведения о жизни творчестве писателей, об общественном и литературном значении произведений, начальные знания о литературных направлениях).
Более обстоятельно (в контексте творчества писателя и литературной жизни эпохи) литературные произведения изучаются в X – XI классах (курс на историко-литературной основе).
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению художественных произведений – основа изучения литературы в школе. Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение – прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.
Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т.д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изученным, а в конце разделов или в конце каждого курса – произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.
Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного учения в разделы для чтения и обсуждения, и наоборот; решить вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на основе программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.
К основным темам и разделам программы даются аннотации. Их назначение – общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и намечать объем предстоящей работы. Аннотации не предопределяют ни единственно возможной литературоведческой трактовки художественных произведений, ни последовательности изучения темы; учитель может, исходя из данных науки и критики, самостоятельно формулировать проблематику предлагаемых программой произведений и с учетом конкретных условий намечать последовательность их изучения.
Вместе с тем любой выбор, сделанным учителем, любое его методическое решение должны соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным стандартом литературного образования.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 70 ч., 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 102 ч.
Описание учебно – методического комплекта.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Авторы-составители программ для 5 – 11 классов – Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссой, М.А. Снежневская, О.М. Хренова. Под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2001
Литература. Русская классика. 9 кл.: в двух частях. Ч. 1: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Г.И. Беленького. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2011.
Литература. Русская классика. 9 кл.: В двух частях. Ч. 2: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Под редакцией Г.И. Беленького. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2011.
Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература . усская классика (избранные страницы) / Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1999.
Русская литература: 9 кл. Хрестоматия ист.-лит. Материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 1994.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Учащиеся должны знать содержание текстов программных произведений;
- определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
- основные этапы стадиального развития литературы в XIX и XX столетиях;
Учащиеся должны уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);
- выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть;
- анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;
- определять идейно-художественную роль в произведении сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;
-выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;
- обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
- свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать;
- составлять план (в том числе тезисный) и конспект общественно-политической и литературно-критической статьи;
- готовить сообщение, доклад или реферат на литературную тему (по одному источнику);
- писать рецензию (или отрывок) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль;
- пользоваться различными типами учебных словарей и справочников.
Содержание учебного предмета, курса.
(105ч.)
Введение – 2ч.
Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.
I
Литература Древней Руси
Общая характеристика древнерусской литературы – 1ч.
«Слово о полку Игореве» - 5ч.
Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.
II
Литература XVIII века
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме – 1ч.
М.В. Ломоносов - 2ч.
Слово о поэте. Краткая характеристика творчества (ода 1747 г., «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения). Прославление мира, науки, просвещения.
Ломоносов – реформатор языка и стихотворной речи.
Д.И. Фонвизин – 4ч.
Слово о писателе.
«Недоросль». Сатирические образы. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
А.Н. Радищев – 4ч.
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (избранные главы). Вопрос о праве человека на личную свободу. Вера в великое будущее России.
Г.Р. Державин – 3ч.
Слово о поэте. «Властителям и судиям», «Снегирь», «Памятник». Обличение несправедливости («Властителям и судиям»). Взгляды Державина на поэта и поэзию («Памятник»).
Н.М. Карамзин – 3ч.
Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза».
Внимание к внутреннему миру «простого» человека. Язык повести.
III
Литература первой половины XIX века
Сведения о романтизме и реализме в литературе – 2ч.
В.А. Жуковский – 3ч.
Сведения о поэте. Идеал и действительность в сознании писателя-романтика.
Баллада «Светлана». Русский быт и обычаи в балладе. Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).
А.С. Грибоедов – 12ч.
Слово о писателе.
«Горе от ума». Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Богатство языка комедии.
А.С. Пушкин – 26ч.
Жизнь и творчество поэта.
Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «19 октября» (1825г.), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Поэту», «Осень», «…Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти». Наиболее значительные мотивы лирики Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество). «Лелеющая душу гуманность».
«Медный всадник». Конфликт в поэме. Сложность позиции Пушкина. Особенность композиции и языка.
«Евгений Онегин». История создания. Своеобразие жанра и композиции романа: широта охвата действительности, стихотворная форма, единство эпического и лирического начал.
Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа (цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, проблемы любви и долга). Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Творчество А.С. Пушкина в оценках русской критики (В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский, Д.С. Мережковский).
Национальное и мировое значение А.С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов – 20ч.
Слово о поэте.
Лирика: «Смерть поэта», «Поэт», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…» , «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия», «Родина».
Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
«Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта (безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» - Белинский).
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова; темы судьбы поколения, поэта и поэзии.
«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях враждебной действительности. Смысл названия романа. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа (нарушение хронологической последовательности сюжета, смена рассказчиков).
Нравственные проблемы: социальная активность личности, несостоятельность индивидуализма, ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких людей.
Оценка романа В.Г. Белинским.
Н.В. Гоголь – 18ч.
Очерк жизни и творчества.
«Мертвые души». Своеобразие жанра. Замысел произведения. смысл названия поэмы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь народная, помещичья, чиновничья. Типичность характеров. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное высоким гуманистическим идеалом Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме.
Идейно-композиционное значение образа Чичикова.
Своеобразие художественной манеры Гоголя.
«Шинель». Герой в слове автора и в слове рассказчика. «Маленький человек» на ветрах вселенной. Бунт «маленького человека» и его бессмысленность.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
Всего | Теорети- ческих | Практи- ческих | Контроль ных | Экскурсий |
1 | Введение | 2 | 2 | | | |
2 | Литература Древней Руси | 5 | 1 | 3 | 1 | |
3 | Литература XVIII века | 17 | 2 | 12 | 2 | 1 |
4 | Литература первой половины XIX века | 78 | 4 | 66 | 6 | 4 |
8