СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 9 кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа разработана в соответствии со структурой средней школы, утвержденной Законом Российской Федерации, и намечает единую систему литературного образования от 1 до 11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 9 кл.»

Пояснительная записка.


Предлагаемая программа разработана в соответствии со структурой средней школы, утвержденной Законом Российской Федерации, и намечает единую систему литературного образования от I до XI класса.

Данная программа составлена на основании программы под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого.

Ядро программы составляет обязательный минимум литературного образования, установленный Минобразования РФ, хотя программа не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений.

Содержание и структура программы определяется целью литературного образования, которая может быть сформулирована следующим образом: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

С учетом возрастных способностей учащихся школьный курс литературы складывается из нескольких этапов: I – IV, V – VIII, IX, X – XI классы.

Основы литературного образования учащихся закладываются в начальной школе (I –IV классы) – в рамках единого предмета «русский язык», который имеет практическую направленность, выраженную в принципе развития речи. Развитие речи, являясь целью и средством обучения, определяет сознательное овладение говорением, слушанием, чтением и письмом, знакомство с кругом детского чтения во всем многообразии тематики, видов и форм произведений.

Круг детского чтения в I – IV классах составляют произведения фольклора, русской и зарубежной литературы, доступные и интересные школьникам данного возраста. Школьники знакомятся с этими произведениями в классе, слушая чтения учителя и аудиозаписи, а также участвуя в исполнительской деятельности и посильном литературное чтение с сопутствующей ему работой по анализу текста и развитию речи учащихся.

Курс V – VIII классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.

В V – VI классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.

В VII – VIII классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, о некоторых особенностях художественной литературы, в частности о ее образности, о произведении как художественном единстве, о художественном пространстве и времени, о родах и жанрах литературы.

В IX классе, завершающем вторую ступень литературного образования и готовящем школьников к продолжению образования на следующей ступени, изучаются произведения в историческом освещении (хронологическое расположение материала, сведения о жизни творчестве писателей, об общественном и литературном значении произведений, начальные знания о литературных направлениях).

Более обстоятельно (в контексте творчества писателя и литературной жизни эпохи) литературные произведения изучаются в X – XI классах (курс на историко-литературной основе).

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению художественных произведений – основа изучения литературы в школе. Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение – прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т.д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изученным, а в конце разделов или в конце каждого курса – произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного учения в разделы для чтения и обсуждения, и наоборот; решить вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на основе программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.

К основным темам и разделам программы даются аннотации. Их назначение – общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и намечать объем предстоящей работы. Аннотации не предопределяют ни единственно возможной литературоведческой трактовки художественных произведений, ни последовательности изучения темы; учитель может, исходя из данных науки и критики, самостоятельно формулировать проблематику предлагаемых программой произведений и с учетом конкретных условий намечать последовательность их изучения.

Вместе с тем любой выбор, сделанным учителем, любое его методическое решение должны соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным стандартом литературного образования.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Федеральный базисный учебный образовательный план для   образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 70 ч., 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 102 ч.

Описание учебно – методического комплекта.


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Авторы-составители программ для 5 – 11 классов – Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссой, М.А. Снежневская, О.М. Хренова. Под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2001

  2. Литература. Русская классика. 9 кл.: в двух частях. Ч. 1: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Г.И. Беленького. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2011.

  3. Литература. Русская классика. 9 кл.: В двух частях. Ч. 2: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Под редакцией Г.И. Беленького. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2011.

  4. Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература . усская классика (избранные страницы) / Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1999.

  5. Русская литература: 9 кл. Хрестоматия ист.-лит. Материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 1994.



Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.


Учащиеся должны знать содержание текстов программных произведений;

- определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

- основные этапы стадиального развития литературы в XIX и XX столетиях;


Учащиеся должны уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);

- выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть;

- анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;

- определять идейно-художественную роль в произведении сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;

-выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;

- обосновывать свое мнение о произведениях и героях;

- свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать;

- составлять план (в том числе тезисный) и конспект общественно-политической и литературно-критической статьи;

- готовить сообщение, доклад или реферат на литературную тему (по одному источнику);

- писать рецензию (или отрывок) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль;

- пользоваться различными типами учебных словарей и справочников.


Содержание учебного предмета, курса.

(105ч.)


Введение – 2ч.

Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.

I

Литература Древней Руси


Общая характеристика древнерусской литературы – 1ч.

«Слово о полку Игореве» - 5ч.

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.

II

Литература XVIII века


Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме – 1ч.

М.В. Ломоносов - 2ч.

Слово о поэте. Краткая характеристика творчества (ода 1747 г., «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения). Прославление мира, науки, просвещения.

Ломоносов – реформатор языка и стихотворной речи.

Д.И. Фонвизин – 4ч.

Слово о писателе.

«Недоросль». Сатирические образы. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А.Н. Радищев – 4ч.

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (избранные главы). Вопрос о праве человека на личную свободу. Вера в великое будущее России.

Г.Р. Державин – 3ч.

Слово о поэте. «Властителям и судиям», «Снегирь», «Памятник». Обличение несправедливости («Властителям и судиям»). Взгляды Державина на поэта и поэзию («Памятник»).

Н.М. Карамзин – 3ч.

Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза».

Внимание к внутреннему миру «простого» человека. Язык повести.

III

Литература первой половины XIX века

Сведения о романтизме и реализме в литературе – 2ч.

В.А. Жуковский – 3ч.

Сведения о поэте. Идеал и действительность в сознании писателя-романтика.

Баллада «Светлана». Русский быт и обычаи в балладе. Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).

А.С. Грибоедов – 12ч.

Слово о писателе.

«Горе от ума». Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Богатство языка комедии.

А.С. Пушкин – 26ч.

Жизнь и творчество поэта.

Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «19 октября» (1825г.), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Поэту», «Осень», «…Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти». Наиболее значительные мотивы лирики Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество). «Лелеющая душу гуманность».

«Медный всадник». Конфликт в поэме. Сложность позиции Пушкина. Особенность композиции и языка.

«Евгений Онегин». История создания. Своеобразие жанра и композиции романа: широта охвата действительности, стихотворная форма, единство эпического и лирического начал.

Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа (цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, проблемы любви и долга). Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Творчество А.С. Пушкина в оценках русской критики (В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский, Д.С. Мережковский).

Национальное и мировое значение А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов – 20ч.

Слово о поэте.

Лирика: «Смерть поэта», «Поэт», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…» , «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта (безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» - Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова; темы судьбы поколения, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях враждебной действительности. Смысл названия романа. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа (нарушение хронологической последовательности сюжета, смена рассказчиков).

Нравственные проблемы: социальная активность личности, несостоятельность индивидуализма, ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких людей.

Оценка романа В.Г. Белинским.

Н.В. Гоголь – 18ч.

Очерк жизни и творчества.

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Замысел произведения. смысл названия поэмы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь народная, помещичья, чиновничья. Типичность характеров. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное высоким гуманистическим идеалом Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме.

Идейно-композиционное значение образа Чичикова.

Своеобразие художественной манеры Гоголя.

«Шинель». Герой в слове автора и в слове рассказчика. «Маленький человек» на ветрах вселенной. Бунт «маленького человека» и его бессмысленность.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

Контроль

ных

Экскурсий

1

Введение

2

2




2

Литература Древней Руси

5

1

3

1


3

Литература XVIII века

17

2

12

2

1

4

Литература первой половины XIX века

78

4

66

6

4





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!