СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

         При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2012г.),  «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2012

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»



Рабочая программа по литературе для 10 класса (102ч.)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы явились:


  • Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644
    "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  • Примерные основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (в соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»).

  • Устав ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга;

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга

  • Учебный план ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч.год


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­ли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Цели.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;

     совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

         При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2012г.),  «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2012

Место предмета в Базисном учебном плане ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 88 3 часа в неделю (102 часа за год)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• рас­крывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литератур­ных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критиче­ские и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литера­турного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литера­турные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2012




Календарно- тематическое планирование


п.\п

Дата

Тема урока

Практика

Контроль

Планируемые результаты



Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Лекция.

Тестирование

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX



Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Лекция

План-конспект статьи учебника.

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX



А.С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути.

Лекция

Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации).

Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации).



Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылки. Трагизм мировосприятия и его преодоление.

Беседа

Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике

Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.



Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

Практикум

Анализ лирического текста с выразительным чтением

Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.

Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.



Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина.

Практикум, работа со стихотворениями

Идейно-тематический анализ текстов стих-ий

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта



Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти.

Практикум

Идейно-тематический анализ текстов философской лирики.

Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.



Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти.

Лекция, работа с текстами стихотворений

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения.

Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать.



Петербургская повесть «Медный всадник». Человек и история в поэме.

Беседа

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

Знать жанрово-композиционную основу произведения

Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.



Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

Работа с текстом

Обобщение по произведению

Знать приемы создания образов в поэме.

Уметь раскрыть конфликт личности и государства.



Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

Практикум

сочинение

 Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.



Р.рСочинение по творчеству А.С. Пушкина.





сочинение

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.



М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы.

Схематизация материала, составление плана-конспекта

План-конспект

Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.




Основные темы и мотивы лирики.

Практикум

Анализ стихотворений

Уметь анализировать романтические стих-я



Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.

Беседа. Практикум

Анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии.

Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.

Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по оной тематике.



«Пророк» Пушкина и Лермонтова.

Урок внеклассного чтения

Анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии.

Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь производить идейно-тематический анализ.



Лирический герой поэзии Лермонтова.

Практикум

Анализ стихотворений лирических

Знать произведения по теме,

Уметь определять черты лирического героя



Адресаты любовной лирики Лермонтова.

Практикум

Анализ стихотворений лирических

Знать произведения по теме

Уметь анализировать стихотворения по теме



Драматургия Лермонтова.

Лекция. Беседа

Анализ эпизодов

Знать драматические произведения поэта.

Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы



Видео-урок «Маскарад».

Беседа

Тест

Знать драматические произведения поэта.

Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы



Тема Родины в лирике Лермонтова.

Практикум

Анализ лирических стихотворений

Знать произведения по теме.

Уметь анализировать стихотворения по теме.



Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.

Беседа

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала

Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл



Народная фантастика в ранних романтических произведениях. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник «Миргород».

Урок комментированного чтения

Аналитический пересказ

Знать содержание произведения,

уметь анализировать эпизоды, составлять характеристику героев произведения



Народная фантастика в ранних романтических произведениях. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник «Миргород».

Письменная работа

Составление лексических комментариев

Знать содержание произведения,

уметь анализировать эпизоды, составлять характеристику героев произведения



«Петербургские повести» Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

Лекция

Составление плана аргументированного рассуждения

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы



«Невский проспект». Образ Петербурга.

Практикум

Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

 



Видео-урок «Шинель»

Лекция. Беседа

Характеристика героя

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы



«Портрет». Проблематика и поэтика повести.

Беседа

Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики.

Знать текст произведения.

Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.



И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.

Беседа

Конспектирование схематизация материала, аналитический пересказ текста

Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.



Общая характеристика романа «Обломов»

Семинар



Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»;

Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера 



Образ главного героя в романе

Беседа

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение.

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев.

 



Анализ главы «Сон Обломова». Понятие «обломовщины»

Лекция. Беседа

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение.

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев



Характеристика второстепенных персонажей

Беседа. Практикум

Составление характеристик

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев



Видео-урок «Несколько дней из жизни Обломова»

Беседа

Аналитический пересказ текста

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев



Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Практикум

Составление сравнительной характеристики

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев



Судьба Обломова на Выборгской стороне

Беседа

Письменный развернутый ответ на вопрос по роману

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять характеристику героев



«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.


Устное развернутое обоснованное суждение.


Знать понятие «обломовщина»

Уметь находить признаки явления в жизни и в романе



А.Н. Островский. «Колумб Замоскворечья»

Лекция

Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе.

Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра.

Уметь готовить сообщение о писателе.



Островский – создатель русского национального театра. Драматургия Островского

Беседа

Характеристика персонажей в системе образов

Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.

 

 


Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Смысл названия.

Беседа

Характеристика персонажей в системе образов

Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.



Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Беседа

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образов представителей «темного царства»

Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.

Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)



Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Беседа

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе.

Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,

роль религиозности в духовном мире человека.

Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины.



Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Лекция. Практикум

Характеристика Катерины в системе образов

Уметь анализировать эпизоды пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе.



Образ Кулигина. Видеоурок «Гроза»

Видеоурок


Уметь работать с текстом, составлять характеристику персонажей



Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Добролюбова, Писарева, Григорьева.

Работа с кртической статьей «Луч света в «темном царстве»

Домашнее сочинение

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.




И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.

Лекция. Беседа

 Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.

Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве




«Записки охотника» и их место в русской литературе.

Беседа. Практикум

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации

 

Знать содержание текста рассказов.



И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

Практикум

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации

Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.




Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Беседа

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, сообщения учащихся

Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст.



«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

Лекция. Беседа

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения.

Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.

Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.



Любовь в романе «Отцы и дети».

Беседа

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения.

Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова.

Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью.



Базаров и его родители


Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения.

Знать особенности анализа эпизода в произведении.

Уметь анализировать эпизод



Базаров перед лицом смерти


Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения.

Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева.

Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.



Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева

Беседа

Сочинение

Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.



Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество

Практикум

Анализ лирических стихотворений поэта

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.

Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.



Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

Практикум. Работа с текстами стихотворений

Анализ философских стихотворений поэта.

Знать разнообразие тематики стихотворений поэта

Уметь анализировать лирические стихотворения.



Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

Работа с текстами стихотворений. Беседа

 Чтение наизусть (по выбору учащихся)

Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, место человека в истории, самовыражения в поэзии.

Уметь анализировать фрагменты лирического стихотворения



Любовная лирика Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой».

Работа с текстами стихотворений. Беседа

Анализ любовных лирических стихотворений поэта.


Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.

Уметь анализировать любовные лирические стихотворения



А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Практикум. Работа с текстами стихотворений

Сообщение о поэте. Анализ стихотворений

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта.

Уметь анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер.



Основные мотивы лирики Фета и ее утонченно-чувственный психологизм. Лирика любви.

Беседа. Работа с текстами стихотворений

Анализ стихотворений о любви.

Знать стихотворения о любви и понимать их.

Уметь анализировать стихотворения о любви.



А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы. Мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и историческое черты лирики поэта.

Практикум. Работа с текстами стихотворений

Анализ стихотворений

Знать разнообразие тематики стихотворений поэта темы, мотивы и образы поэзии

Уметь анализировать лирические стихотворения



Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне.


Сообщение о поэте.

анализ стихотворений. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове (инд.).

Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стихотворения поэта.



Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

Лекция. Беседа

Анализ стихотворений поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.

Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.



Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация.

Урок внеклассного чтения

Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов

Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях.

Уметь анализировать стихотворения.



«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.


Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей.

Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию

Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.




Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Лекция. Беседа

Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.

Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Уметь характеризовать героев

 



Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов.

Урок внеклассного чтения

Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.

Знать содержание поэмы.

Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.



Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Лекция. Беседа

Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности.

 

 

Знать фольклорную народную основу языка поэмы.

Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.

 

 

 



М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок.

Беседа

Презентация о писателе

Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.

Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику.



«История одного города». Замысел. История создания. Жанр и композиция романа.

Практикум

Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок.

Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.




«История одного города». Образы градоначальников.

Беседа

Характеристика образов градоначальников

Уметь характеризовать образы градоначальников.



Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания.

Беседа

Сообщения о писателе

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Уметь строить сообщение о писателе



Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

Практикум

Анализ эпизодов

Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл.

Уметь анализировать отдельные эпизоды



История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

Семинар

План-конспект;

сообщения об истории создания романа

Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.

Уметь определять систему нравственных ценностей романа



Вечер в салоне А.П. Шерер

Практикум

Работа с текстом

Уметь определять систему нравственных ценностей романа



Именины у Ростовых. Лысые горы


Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману.

Уметь определять систему нравственных ценностей романа



Изображение войны 1805-1807 годов

Лекция. Беседа

Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов

 




Андрей Болконский и Пьер Безухов

Семинар

Анализ эпизодов Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова

 

Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики.



«Ум ума» и «ум сердца» в романе

Беседа. Семинар

 

Сравнительная характеристика, составление таблицы

 

Уметь определять систему нравственных ценностей романа



Война 1812 года. Философия войны в романе

Семинар

Работа с текстом

Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе.

Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев.




Кутузов и Наполеон. Сопоставительный анализ образов.

Беседа

Сопоставительная характеристика , величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона.

 

Знать антитезу как центральный композиционный приём.

Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории.



Партизанская война. Последний период войны и ее воздействие на героев

Беседа

Анализ эпизодов

Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война».



«Мысль народная» в романе


Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев

Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война».



«Мысль семейная в романе»

Лекция. Практикум

Работа с текстом

Знать о семейной в романе».

Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и  Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.



Женские образы в романе

Беседа

Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману.

Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.

Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой.




Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

Урок внеклассного чтения

Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

Уметь выступать с сообщениями о писателе.



Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.


Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста

Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста.

Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения.



История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Лекция. Беседа

Развернутые сообщения.

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа.

Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.



Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Практикум

Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова.

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию

Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории.



«Двойники» Раскольникова.

Практикум

Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.

Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова

 



Значение образа Сони Мармеладовой в романе.

Практикум

Развернутые ответы на основе работы с текстом.

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию

Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.



Урок-мастерская «Сны Раскольникова»

Практикум

Развернутые ответы на вопросы.

Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов.



Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник». Жизнь Ивана Флягина и его духовный мир.

Беседа. Практикум


Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия.



Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

Практикум

Работа с текстом

Знать содержание произведения,

Уметь делать индивидуальные сообщения



«Две Катерины» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и рассказу Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).


Сопоставительные характеристики

Знать содержание произведений,

Уметь делать индивидуальные сообщения



А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-90-х годов. «Человек в футляре».

Беседа

презентация

Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия



Проблемы рассказов Чехова 90-х годов. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Черный монах».

Беседа

Анализ рассказов.

Знать тексты рассказов.

Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей.



Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

Беседа

Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей

Знать текст рассказа.

Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.



Особенности драматургии Чехова.

Практикум

Работа по тексту

Знать особенности драматургии Чехова.

Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.



А.П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.

Практикум

Работа с текстом, чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта.

Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии



Символ сада в комедии «Вишневый сад».

практикум

Работа с текстом. Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта.

Знать особенности драматургии Чехова.

Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.



Зарубежная литература XIX века. Темы, проблемы.

Практикум

Индивидуальные сообщения

Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности

Уметь анализировать стихотворения   с точки зрения проблематики и художественного своеобразия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!