СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 10 класса вечерней школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»

Управление образования Брянской городской администрации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №11» при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области»



Принято на Утверждаю:
педагогическом совете Директор школы

МБОУ «ВСОШ №11» ______ И.М. Борисов

«___» ___________ 2016 г. «___» _________2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 10 класса





Разработчик: Деревицкий Я.А.








г. Брянск

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, «Программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», ориентированной на учебник «Литература XIX века» В.И. Сахарова, С.А. Зинина.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в год (2 часа в неделю).





Содержание рабочей программы по литературе в 10 классе

1. Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (1ч).

2. Литература первой половины XIX века (10ч)

- А.С. Пушкин (2ч)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др.

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

- М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3ч)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...»,

«Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

- Н.В. ГОГОЛЬ (2ч)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

3. Литература второй половины ХIХ века (44ч).

- А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч)

Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса на родной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

- И.А. ГОНЧАРОВ (2ч)

Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

- И.С. ТУРГЕНЕВ (3ч)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия.

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

- Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2ч)

Роман «Что делать?» (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

- Н.А. НЕКРАСОВ (4ч)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н. Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...»; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы по строения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия на родной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.) Темаженской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова.

- Ф.И. ТЮТЧЕВ (1ч)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...».

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

- А.А. ФЕТ (1ч)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...».

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

- М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2ч)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пескарь».

«Сказки для детей из рядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Роман-хроника «История одного города».

- Л.Н. ТОЛСТОЙ (8ч)

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

- Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (6ч)

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

- Н.С. ЛЕСКОВ (4ч)

Повесть «Очарованный странник». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

- А.П. ЧЕХОВ (8ч)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие»в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Роль второстепенных и несценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

4. Обобщающее повторение (2ч).

5. Контрольные и зачетные работы (12ч)














Календарно-тематическое планирование

Тема урока

10 А

10 Б

Коррек-тировка

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.




Творчество А.С. Пушкина

2

Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.




3

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.




4

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.




5

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина.




6

Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина.




7-8

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.




Творчество М.Ю. Лермонтова

9

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.




10

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.




11

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.




Творчество Н.В. Гоголя

12

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».




13

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».




Творчество А.Н. Островского

14

Традиции русской драматургии в творчестве писателя.




15

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.




16

Своеобразие конфликта. Смысл названия.




17

Пьеса «Свои люди – сочтемся!»




Творчество И.А. Гончарова

18

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.




19

Роман «Обломов». Быт и бытие Обломова.




20

«Что такое обломовщина?» Роман в русской критике.




Творчество И.С. Тургенева

21

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе.




22

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.




23

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»




24

Зачет №1 по роману «Отцы и дети».




Творчество Н.Г. Чернышевского

25

Н.Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды




26.

«Что делать?» Система образов романа. Идеал будущего общества.




Творчество А.Н. Некрасова

27

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.




28

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.




29

«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы.




30

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства.




Творчество Ф.И. Тютчева

31-32

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.




Творчество А.А. Фета

33-34

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Импрессионизм поэзии Фета.




35

Зачет №2 по лирике А.Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.




Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

36

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.




37

Роман-хроника «История одного города».




Творчество Л.Н. Толстого

38

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.




39

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.




40

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.




41

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.




42

Женские образы в романе «Война и мир».




43

Тема народа в романе «Война и мир»




44

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. Кутузов и Наполеон.




45-46

Зачет №3 по роману «Война и мир»




Творчество Н.С. Лескова

47

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.




48

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.




49

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.




50

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова («Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда»).




Творчество Ф.М. Достоевского

51

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.




52

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского.




53

История создания романа «Преступление и наказание».




54

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание». Проблемы социальной несправедливости и гуманизм писателя.




55

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова.




56

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».




57

Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».




58

Зачет №4 по роману «Преступление и наказание».





Творчество А.П. Чехова

59

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.




60

Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре».




61

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.




62

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» и др.




63

Особенности драматургии А.П. Чехова.




64

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.




65

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.




66

Пьеса «Дядя Ваня».




67

Пьеса «Чайка».




68-69

Обобщенное повторение.




70

Зачет №5. Контрольная работа.






Учебно-методическое обеспечение:

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

2. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 336 с.

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 288 с.

3. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.1 / В.И. Коровин. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 414 с.

Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.2 / [В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Л.А. Каштанова и др.]; под ред. В.И. Коровина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 384 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!