СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф. (по БУП 2004)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф. (по БУП 2004).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф. (по БУП 2004)»

Р

Утверждено

приказом №_____

от «____»______________ 20____


Директор МОУ

лицея № 86 О.В. Большакова

ассмотрена на заседании кафедры

Протокол №

от «___» ___________ 20___


Руководитель

кафедры М.Л. Романова


  1. Рабочая программа
  2. учебного курса литературы
  3. в 9 классе







Учитель Быкова Светлана Алексеевна


2014

      1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (2004), «Программы по литературе (5-11 классы)»/Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. В кн.: Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 -11 кл./ Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцева и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. -5-е изд., испр.-М.:Дрофа,2009.

- Учебный план МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 28.08.2014г. № 03-01/174а);

- Календарный учебный график МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 28.08.2014г. № 03-01/174);

- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014–2015 учебном году. Составитель: Киселева Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО.


Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией Т.Ф.Курдюмовой: Литература. 9 кл. В 2 ч.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

На изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов, отведенных на изучение предмета, составляет 102 часа.

В рабочую программу внесены изменения:

Из авторской программы исключена тема «В.В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка», так как, во-первых, в учебнике-хрестоматии отсутствует текст этого произведения; во-вторых, творчество В.В. Набокова не входит в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (2004).


из 10 класса перенесено изучение

Урок «Годы ссылки. Южная ссылка: романтическая лирика, поэма «Цыганы». Михайловское: «К морю» - прощание с романтизмом». «…Вновь я посетил…» (урок «Философская лирика поэта. Оптимизм философской лирики»);

М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…» (урок «Мотив трагедии поколения. Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании. Природа и человек в философской лирике Лермонтова»);

включено изучение романтической поэмы «Цыганы» (есть в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования», но отсутствует в УМК);

включено изучение стихотворений Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…» (они есть в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования», но отсутствуют в УМК);

включено для самостоятельного чтения: « Катулл. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…». Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как



приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности».




Литература:


1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.:ВАКО, 2004.-224 с.

6. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах/ М,И.Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс,2009.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.

9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008

10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

11. Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. – М.: ВАКО, 2003;

12. Кучина Т. Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл., – М.: «Дрофа», 1997

13. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», 2000

14. Литература: Тесты. 9-11 кл. Автор-сост. И. М. Михайлова.– М.: «Дрофа», 1997

15. .Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc

16.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Литература. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc





  1. Календарно-тематический план

9 класс. 2015-2016гг.

№№

Наименование разделов и тем


Фактическая дата

9 А



Фактическая дата

9 В

Примечание

  1. Вводный урок (1)

    1. Литература как искусство слова. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Гуманизм русской литературы, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы.
      Теория литературы. Понятие о литературном процессе.

Самост. чтение. Катулл

Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.




  1. Данте. «Божественная комедия» (1)

    1. Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище, Рай как возможные финалы человеческого пути. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы.
      Теория литературы. Название произведения.




  1. «Слово о полку Игореве» (3)

    1. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи. Жития. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...».

    2. Образы русских князей. Князь Игорь. «Золотое слово» Святослава.

    3. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Художественные особенности памятника. Значение «Слова…» в русской литературе. Поэтические переводы «Слова…».

Теория литературы. Стихотворный перевод.












Наизусть отрывок из «Слова…»


  1. Литература эпохи Возрождения (2)

    1. У. Шекспир. «Гамлет». Слово о драматурге. Гамлет – герой трагедии.

    2. «Гамлет» как философская трагедия. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. Образ Гамлета в ряду «вечных образов».
      Теория литературы. «Вечный образ».




  1. Литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве (1)

    1. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Классицизм и его особенности. Особенности проявления классицизма в русской литературе.




  1. М.В. Ломоносов (2)

    1. М.В. Ломоносов – ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта.

    2. «Ода на день восшествия…» – типичное произведение классицизма. «Вечернее размышление...». Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в лирике Ломоносова.
      Теория литературы. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.




  1. Г.Р. Державин (1)

    1. Г.Р. Державин – крупнейший поэт XVIII века. Сочетание в произведениях поэта («Ода к Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник») классицизма и новаторских черт. Гражданский пафос лирики. Новое в жанре оды.
      Теория литературы. Классицизм и классика.




  1. Д.И. Фонвизин (4)

    1. Д.И. Фонвизин и его комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

    2. Герои и события комедии Фонвизина. Мир Простаковых и Скотининых.

    3. Образ Стародума и его роль в комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума.

    4. Тема воспитания дворянства в пьесе Фонвизина.
      Теория литературы. Классицизм в драматическом произведении.




  1. Н.М. Карамзин (2)

    1. Сентиментализм как литературное направление. Особенности проявления сентиментализма в русской литературе. Лирика и проза Н.М. Карамзина. Карамзин-историк.

    2. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма.
      Теория литературы. Сентиментализм.




  1. А.Н. Радищев (1).

    1. Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении.
      Теория литературы. Традиции жанра путешествия.




  1. И.В. Гете (1)

    1. «Фауст». Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Герои трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.
      Теория литературы. «Вечные образы» в литературе.




  1. Русская литература 19 века (1). Реализм в русской литературе.

    1. Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. Романтизм и реализм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности. Роль литературы в формировании русского языка.

Поэты пушкинской поры. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Н.М. Языков («Родина»), А.В. Кольцов «Не шуми ты, рожь…», «Соловей»), Е.А. Баратынский («Живи смелей, товарищ мой…», «Весна, весна! Как воздух чист»).
Теория литературы. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.




  1. В.А. Жуковский (2)

    1. «Море», «Невыразимое». Романтизм. Краткий очерк жизни и творчества В.А. Жуковского. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.
      Теория литературы. Романтизм.

    2. Баллада «Светлана». Русский быт и обычаи в балладе.




  1. Дж. Г. Байрон (1)

    1. Жизнь великого поэта и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. «Паломничество Чайльд-Гарольда». Байрон и русские поэты.




  1. А.С. Грибоедов (6+2)

    1. А.С. Грибоедов. Личность и судьба.

    2. История создания комедии «Горе от ума». Знакомство с героями I действия. Своеобразие конфликта. Система образов.

    3. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Скалозуб. Обучение анализу монолога.

    4. Анализ сцены бала. «Фамусовская» Москва. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства.

    5. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья.

    6. Смысл названия и проблема ума в комедии. Проблема жанра. Новаторство драматурга. черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Сценическая жизнь комедии.

Теория литературы. Внесценические персонажи.

    1. РР1 Подготовка к сочинению по пьесе Грибоедова «Горе от ума».

    2. РР2 Классное сочинение №1 по пьесе Грибоедова «Горе от ума».

















Наизусть монолог Фамусова или Чацкого

  1. А.С. Пушкин (16+2)

    1. Творческий путь А.С. Пушкина.

    2. Дружба в лирике Пушкина. «К Пущину» «К Юдину», «Пущину». Анализ стих. «19 октября»

    3. Годы ссылки. Южная ссылка: романтическая лирика, поэма «Цыганы». Михайловское: «К морю» - прощание с романтизмом.

    4. Болдинская осень 1830 года.

    5. Любовная лирика поэта («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо» и др.), ее своеобразие.

    6. Философская лирика поэта («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия», «Вновь я посетил…» и др.). Оптимизм философской лирики.

    7. Сущность творчества, тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние.

    8. РР3 Анализ лирического произведения.

    9. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.

    10. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история романа. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала, нравственно-философская проблематика произведения.
      Теория литературы. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

    11. Пушкинская эпоха в романе. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе.

    12. Мир деревни. Татьяна и Ольга.

    13. Картины родной природы. Онегин и Татьяна.

    14. Онегин и Ленский. Дуэль.

    15. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. «Открытый» финал романа.

    16. Онегин и Автор. Автор в системе художественных образов романа.

Сюжет романа и темы лирических отступлений в романе.

    1. Роман как «энциклопедия русской жизни». В.Г. Белинский о Пушкине.

    2. РР4 Подготовка к домашнему сочинению №1.












































Наизусть 4 стихотворения, отрывок из романа «Евгений Онегин»


  1. М.Ю. Лермонтов (7+2)

    1. Личность и судьба М.Ю. Лермонтова.

    2. Лирика М.Ю. Лермонтова. Основные темы лирики. Любовные стихи («Нет, не тебя так пылко я люблю…» )

    3. Мотив трагедии поколения. Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании. Природа и человек в философской лирике Лермонтова («Дума», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Родина»). Тема назначения поэта и поэзии («Поэт», «Пророк»).

    4. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как социально-психологический роман. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Смысл названия романа. Роль повести «Максим Максимыч».
      Теория литературы. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

    5. Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное совершенство языка повести.

    6. Печорин как главный герой романа. Противоречивость характера и одаренность натуры.

    7. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Печорин в галерее «лишних людей».

    8. РР5 Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени».

    9. РР6 Классное сочинение №2 по роману «Герой нашего времени».






















Наизусть стихотворение

М. Ю. Лермонтова

  1. Н.В. Гоголь (6).

    1. Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. Гоголь как писатель-сатирик.
      Теория литературы. Сатира.

    2. История создания, замысел, жанр и композиция поэмы «Мертвые души». Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.

    3. Приемы создания образов чиновников. Сатира в поэме. Художественные приемы: контраст, гипербола, сравнение и др

    4. Образы помещиков в поэме (на примере образа Манилова). Деталь как средство создания образов героев.

    5. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги.
      Единство эпического и лирического начала в поэме «Мертвые души» Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Своеобразие гоголевского реализма. .
      Теория литературы. Поэма в прозе.

Теория литературы. Лирические отступления.

    1. «Шинель». Судьба «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.



















Наизусть отрывок из поэмы



  1. И.С. Тургенев (2)

    1. Краткая биография И.С. Тургенева. «Первая любовь» - любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои.

    2. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Самост.чтение. Ф.М.Достоевский повесть «Белые ночи».

Теория литературы. Стиль писателя.

  1. Лирика середины 19 века (3+1)

    1. Ф.И. Тютчев. Краткая биографическая справка. Лирика природы («Еще земли печален вид…», «С поляны коршун поднялся…». «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь»). Тютчев о поэте. Любовная лирика («Она сидела на полу…», «Еще томлюсь тоской желаний…»Философские миниатюры («Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…»)

    2. А.А. Фет. Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета («Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы…»)
      Теория литературы. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

    3. Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Родина», «Тройка». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
      Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.

    4. РР7 Контрольное сочинение. Письменный анализ-комментарий стихотворного текста. Классное сочинение №3.


























Наизусть по одному стихотворению Тютчева, Фета, Некрасова

  1. Л.Н. Толстой (2)

    1. Творческий путь Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести.
      Теория литературы. Автобиографические произведения. Циклы автобиографических произведений.

    2. «Диалектика души» героев повести. Мастерство и сила нравственного воздействия автора.




  1. А.П. Чехов (2)

    1. А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.
      Теория литературы. Юмор и сатира в их соотношении

    2. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре».

    3. «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.




  1. Русская литература ХХ века: богатство поисков и направлений (1)

    1. Русская литература ХХ века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы. Русская литература и литература народов России. Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!». Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.
      Теория литературы. Газель.




  1. И.А. Бунин (2)

    1. И.А. Бунин – поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе.

    2. И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева» - автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
      Теория литературы. Стилистическое мастерство.




  1. М.Горький (2+1)

    1. Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия «Мои университеты».

    2. Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
      Теория литературы. Публицистика.

    3. РР8 Классное сочинение-отзыв №4 на одно из автобиографических произведений.




  1. Поэзия Серебряного века (6+1)

    1. Творчество А.А. Блока. («Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка» и др.). Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности.

    2. Тема Родины в творчестве А.А. Блока. («Россия», «На железной дороге» и др.). Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

    3. Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. («Послушайте!», «Прозаседавшиеся» и др.). Тонический стих поэта. Теория литературы. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины ХХ века. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

    4. А.А. Ахматова. Слово о поэте. Тема родной земли («Родная земля»). Звучание темы родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. («Уединение», «Муза»). Любовная лирика А.А. Ахматовой (Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи»). Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

    5. С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. Тема родины в лирике поэта («Гой ты, Русь, моя родная…», «Я покинул родимый дом…»). Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина («Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»). Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

    6. РР9 Контрольное изложение текста о творчестве поэта Серебряного века.






















Наизусть стихотворения Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина (2 стих.)

  1. М.А. Булгаков (1)

    1. Краткая характеристика жизненного и творческого пути М.А. Булгакова. Комедия по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сатирические повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести «Собачье сердце». «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
      Теория литературы. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.





  1. М.А. Шолохов (2).

    1. М.А. Шолохов. «Судьба человека». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

    2. Андрей Соколов – образ простого и стойкого русского человека. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Гуманизм рассказа.




  1. А.Т. Твардовский (2)

    1. Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского. Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой.

    2. Эволюция образа Василия Теркина (на примере глав «Два солдата» и «Дед и баба»). Философские раздумья автора. Связь лирики Твардовского с фольклором.
      Теория литературы. Создание народного характера.









Наизусть отрывок из поэмы

  1. Русская литература 60-90-х годов ХХ века (1)

    1. Произведения различных направлений писателей ХХ века. Тема Великой Отечественной войны в поэзии и в прозе. Полемика о роли искусства в жизни человека. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.




  1. В.М. Шукшин (1).

    1. В.М. Шукшин. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина («Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Ванька Тепляшин» и др.). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина.




  1. В.П. Астафьев (1)

    1. Сам. чтение. Творчество В.П. Астафьева. Повесть «Царь-рыба». Нравственные проблемы произведения. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.




  1. В.Г. Распутин (1)

    1. Творчество В.Г. Распутина. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Тема семьи. Смысл открытого финала произведения.




  1. А.В. Вампилов (1)

    1. Самост.чтение. Творчество А.В. Вампилова. Особенности драматургии Вампилова. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы «Старший сын». Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.




  1. А.И. Солженицын (1)

    1. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа.

Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе.




  1. Поэзия второй половины ХХ века (3)

    1. Самост.чтение. Творчество Булата Окуджавы.

    2. Самост.чтение. Творчество Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Николая Рубцова.

    3. Самост.чтение. Творчество Владимира Высоцкого.








Наизусть два стихотворения

  1. Итоговое занятие (1)

    1. Пути развития русской литературы в XIX-XX вв. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.




Развитие речи – 9 часов

Классные сочинения и изложения– 5 (из них 2 контрольных)

Домашнее сочинение – 1

Наизусть – 17

Уроков самостоятельного чтения - 6





Список произведений для заучивания наизусть

  1. Отрывок из «Слова о полку Игореве» (плач Ярославны)

  2. А.С. Грибоедов, «Горе от ума» (монолог Чацкого, монолог Фамусова (на выбор)

  3. А.С. Пушкин: «К Чаадаеву», «Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье...», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (четыре стихотворения); отрывок из романа «Евгений Онегин» (письмо Татьяны, письмо Онегина)

  4. М. Ю. Лермонтов: «Ангел», «Монолог», «Поэт», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...» (на выбор одно стихотворение)

  5. Н.В. Гоголь, «Мертвые души» (лирическое отступление — конец первого тома)

  6. Ф.И. Тютчев: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «День и ночь», «Она сидела на полу...» (одно стихотворение на выбор)

  7. А.А. Фет: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...» (одно стихотворение на выбор)

  8. Н.А. Некрасов: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Тройка», «Замолкни, Муза мести и печали...» (одно стихотворение на выбор).

  9. А.А. Блок, А.А. Ахматова, В. В. Маяковский, С. А. Есенин (два стихотворения по выбору учащихся)

  10. А. Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин» (6-8 строф — по выбору учащихся)

  11. Б.Ш. Окуджава, Е.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов. В.Высоцкий, Е.Евтушенко (два стихотворения по выбору учащихся).









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).




Мониторинг успешности усвоения учебного материала


Дата

№ К.Р.

Тема контрольной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

1

2

3

4

5

6

7

8
































































Анализ выполнения Программы


Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Кол-во часов


%


1

2

3

4

5

6

7










Кол-во часов по программе





















Проведено фактически





















Разница в часах





















Причины

























































































































Выполнение программы





















Дата заполнения





















Подпись учителя

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!