СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу рабочей программы по литературе в 8 классе положена авторская программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной, И.С.Забарского, В.И.Коровина, включенная в Федеральный компонент и обеспеченная УМК:

- Учебник  Литература 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Авт.-сост. В.Я.Коровина. и др

Просмотр содержимого документа
«ЛИТ 8 КЛ»

Пояснительная записка

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  1. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской, позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряде других искусств, потребности и самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  1. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  2. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Для достижения поставленных целей и задач в распоряжении учителя имеется ряд примерных учебных программ, но их необходимо адаптировать в условиях конкретной школы. Результатом этой адаптации является данная рабочая программа.

Программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон об образовании в РФ

  2. Государственный образовательный стандарт общего образования (2004 год).

  3. Требования к уровню подготовки выпускников средней (основной) школы.

  4. Авторская программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной.

  5. Базисный учебный план школы утверждённый МО РФ от.

  6. Учебный план школы.

В основу рабочей программы по литературе в 8 классе положена авторская программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной, И.С.Забарского, В.И.Коровина, включенная в Федеральный компонент и обеспеченная УМК:

- Учебник Литература 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Авт.-сост. В.Я.Коровина. и др.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2005.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. В 8-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы. Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности.

Ведущей формой обучения является классно-урочная с использованием технологий ИКТ, учебного проектирования и ФОД (Филологическое образование как деятельность). Технология ФОД основывается на активизации деятельности ученика как субъекта филологической деятельности, что реализу­ется: 1) в преобладании диалогических форм обучения над монологическими; 2) в работе учащихся в составе команд (групп); 3) в постоянной смене конкретных форм деятельности (ролей: «автор», «стилист», «исто­рик литературы» и др.); 4) в создании ситуации рефлексии своей деятельности и др.

Основные типы уроков: урок истории и теории литературы; урок изучения художественного произведения; урок развития речи. Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая; инсценирование; чтение произведений; составление; плана; пересказ; составление сценариев; иллюстрирование; подбор материала из художественных произведений; анализ эпизода; анализ образа героя; сравнительный анализ, постановка проблемы и ее анализ; выступления на диспуте; сопоставительный анализ: самостоятельная оценка спектакля; краеведческие изыскания; запись лекции, составление плана, конспекта; составление синхронистических таблиц; подготовка докладов, рефератов, проектов

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Для отслеживания уровня обученности используются различные формы контроля: самостоятельные работы, тестовый контроль, сочинения, самостоятельный анализ произведений, выразительное чтение наизусть.

Данная программа (70 ч) отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Цель уроков изучения литературы Дона - расширение круга чтения, формирование личностно-значимых ценностных ориентации, любви к культуре родного края (лирические и исторические песни казаков, произведения В.Бокова, В.Закруткина, В.Долинского).

Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на рассмотрение нравственных проблем в литературе, отображающих проблему взаимоотношения человека и природы.

В рабочей программе 57 ч. определено для изучения произведений, 10 ч. - развитие речи, 8 ч. - региональный компонент, 10 отрывков из художественных произведений для заучивания наизусть, 3 ч. – резервного времени, а также не менее 10% на нравственно-экологическое воспитание.

Содержание и структура программы определены целью литературного образования учащихся 8 класса: углубление толкования художественных произведений на исторической основе, воспитание культуры чтения, осознание своеобразия и богатства литературы как искусства.

Рабочая программа ориентированна на овладение учащимися всеми видами читательской деятельности, предусматривает формирование умений аналитического характера, умений, связанных с развитием воссозданного воображения и творческой деятельностью самого ученика.


Содержание программы

1.Введение (1 ч.)

Связь литературы и истории

2.Устное народное творчество (4 ч.)

Исторические и лирические песни

3.Древнерусская литература (3 ч.)

«Домострой»

«Житие Бориса и Глеба»

4Литература XVIII в. (1 ч.)

Державин Г.Р. «Памятник»

5. Русская литература XIX века. (39ч.)

В.А.Жуковский

«Сельское кладбище»

А.С.Пушкин

«Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов

«Мцыри»

Н.В.Гоголь

«Ревизор»

И.С. Тургенев

«Ася»

Л.Н.Толстой

«После бала» «Метель»

В.Г.Короленко

«Парадокс» «Огоньки»

Стихотворения русских писателей о родной природе

6.Литература XX в.(14 ч.)

М.Горький.

«Песня о Соколе» «Ма - аленькая!..» «Челкаш»

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

А.Грин «Зеленая лампа»

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Журавли», «Во время грозы», «Русский огонек»

7. Зарубежная литература (5 ч.)

У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

М.Сервантес де Сааведра. «Дон Кихот»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Резерв (3 ч.)









Нравственно-экологическое воспитание

№ п/п


Тема урока


Культурно-экологический аспект

4

Народные песни донского края, отражение в них обычаев и нравственных устоев казачества. Изображение природы, параллелизм

Фотографии природы донского края

21

Отражение красоты донской природы, в творчестве А.С.Пушкина и произведениях донского фольклора


Фотографии природы донского края

26

Донские страницы поэтического творчества В.Бокова. Отражение любви к родине в пейзажных зарисовках лирических произведений

Единство природы и человека в произведениях донских поэтов. Фотографии природы донской земли

33

Традиции древнерусского житийного жанра в жизнеописании святителя Дмитрия Ростовского. Изображение любви к родному краю, его природе в житии.

История Донской земли, история жизни Дмитрия Ростовского.


42

Л.Н.Толстой «Метель». Донские впечатления писателя, отразившиеся в рассказе. Изображение донской природы в рассказе

Фотографии зимней природы донской земли

46

Служба В.Г.Короленко в донской пароходной компании. «Огоньки»-светлый пафос рассказа. Отображение красоты донской природы в рассказе

Фотографии природы донского края

47

Стихотворения и рассказы русских писателей о родной природе. Отражение любви к родной природе в произведениях.

Единство природы и человека в произведениях донских поэтов. Фотографии природы донской земли

48

В.Закруткин «Матерь человеческая». Особенности сюжета, пейзажа

Фотографии природы донского края

52

Ростовские впечатления М.Горького о жизни городских низов и обитателей порта, связь с ними рассказа «Челкаш». Особенности изображения природы, ее значение в композиционном построении романтического произведения

Портрет М. Горького, изображение природы в композиционном построении романтического произведения. Фотографии природы донской земли

56

Военная тема в стихах и прозе донских писателей и поэтов. (В.Закруткин, В.Долинский). Отражение душевного состояния лирического героя в пейзажных зарисовках

ВОВ, история оккупации ростовской области. Единство природы и человека в произведениях донских поэтов. Фотографии природы донской земли.















Мониторинг уровня обученности


п/п

Дата

+/-

Тема урока

I четверть

5


Р.р.

Развернутый ответ на

вопрос учебника (стр. 16).

8


Р.р.

Рассказ - характеристика

героя.

II четверть

19

20


Р.р.

Сочинение-рассуждение на литературную тему по роману А.С.Пушкина

«Капитанская дочка».

-«Белогорская крепость в жизни гринева»

«Гринев в Белогорской крепости»

25


Р.р.

Обучающее сочинение по

поэме «Мцыри». Мцыри -

романтический герой.

III четверть

38


Р.р.

Повесть И.С.Тургенева «Ася». Нарушая правила игры. Подготовка к написанию сочинения

«Образ тургеневской девушки» в повести «Ася».

46


Р.р.

Развернутый ответ на вопрос «Для чего, собственно, создан человек?».

IVчетверть

56


Р.р.

Сочинение-рассуждение

по поэме А.Т.Твардовского

«Василий Теркин». «Теркин - кто же он такой...»

65

66


Р.р.

У.Шекспир

Сочинение-рассуждение

«Цена мира между семьями Монтекки и Капулетти»





по программе

развитие речи

региональный компонент

I четверть

18

2

1

II четверть

15

2

2

I полугодие

33

4

3

III четверть

20

3

4

IVчетверть

17

3

1

II полугодие

37

6

5

Итого

70

10

8






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять те­зисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобра­зительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произноше­ния;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, со­чинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

• использовать приобретенные знания и умения в практической де­ятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходи­мую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произве­дений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произве­дении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (ЛИТЕРАТУРА)

I четверть: всего по программе -18 час, Р.р. – 2 час. Р.к. – 1 час.


п/п

дата

Название раздела

Тема урока (круг чтения)

Цель урока

Основные

теоретико-

литературные

понятия

Виды

деятельности

учащихся

Культурно-

экологический

аспект

Отслеживание

уровня

обученности.

1

2

3

4

5

6

7

8

1


Введение. Образное

отражение жизни в

искусстве.

Художественный образ.

Литература как искусство

слова.

Продолжить

формирование понятия

о связи истории и

литературы;

стимулировать

развитие интереса к

литературе; ознакомить

с учебником-хрестоматией

Искусство.

Литература.

Историзм. Изобразительно-выразительные средства.


Беседа.

Чтение.

Конспект. Словарная работа, Монологический

ответ.

Мировая

художественная

литература.

Пересказ.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2


Исторические песни как

жанр устной народной

поэзии, их художественное

своеобразие. Песни о

ПетреI, Ермаке, Пугачеве.

Сформировать понятие

о жанре исторической

песни в русском

фольклоре, о художественном своеобразии песен. Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения.

Жанр УНТ,

фольклор,

историческая

песня,

изобразительно-

выразительные

средства.


Наизусть,

сообщения

учащихся,

беседа,

выразительное

чтение. Текстуальный

анализ. Словарная работа.

Фольклор,

картины

И.Билибина,

В.Васнецова.

Ответ на вопросы

Стр. 10,

выразительное

чтение песен.

3


Русская народная песня -

отражение народного бытия,

духовно-нравственных

ценностей; жанровые и

художественные

особенности лирической песни.


Продолжить

формирование понятия

оо жанре лирической песни в

русском фольклоре, о

художественном

своеобразии песен. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.

Жанр лирической

песни,

изобразительно-

выразительные

средства.

Работа с

учебником,

беседа,

выразительное

чтение. Лингво-

стилистический

анализ. Словарная работа

Картины

В.Васнецова,

Н.Репина.

Анализ

лирических песен

стр. 14, 15.

Наизусть.


1

2

3

4

5

6

7

8

4


Р.к.

Народные песни донского

края, отражение в них обычаев и нравственных устоев казачества.

Изображение природы,

параллелизм.

Понятие о своеобразии

УНТ родного края,

художественные средства, особенности лексики. Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.

Фольклор

донского

казачества, песня, изобразительно-

выразительные

средства, лексика.

Параллелизм.

Беседа,

выразительное

чтение. Текстуальный

анализ. Лингво-

стилистический

анализ. Конспекти-

рование. Словарная работа

Словарь донских

говоров.

Фотографии природы

донского края

Анализ,

выразительное

чтение, составление

словаря донского

диалекта.

5


Р.р.

Развернутый ответ на

вопрос учебника (стр. 16).

Уметь составлять план,

Развивать монологическую речь, навыки письменного

высказывания. Развивать устную и письменную речь.

Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.


Изобразительно-выразительные средства.


Создание ответа

на вопрос.

Составление

плана.

Картины

В.Васнецова,

Н.Рериха.

Составление

плана,

монологический

ответ на вопрос.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

6


Древнерусская литература.

«Домострой» - памятник

древнерусской литературы и

педагогической мысли,

установление норм

поведения человека в семье и

обществе


Понятие о древнерусской

литературе, жанры древнерусской литературы,

особенности, художественное

своеобразие. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.

Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.




Жанры

древнерусской

литературы,

особенности

создания и

бытования,

памятники. Параллелизм.

Беседа, работа с учебником и

словарем,

выразительное

чтение. Исследование

композиционного построения

произведения.

Текстуальный

анализ

Словарь Даля,

история отечества

ХVIIVв.

Ответ на вопрос

учебника стр. 32.

1

2

3

4

5

6

7

8

7


Особенности житийного

жанра древнерусской

литературы на примере

«Жития Бориса и Глеба»

Понятие об особенностях жития, изображение душевной чистоты святых князей, их неукоснительное

следование евангельским

заповедям. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами. Продолжить формирование навыков выразительного.

Житие,

изображение

святых. Изобразительно-выразительные средства.

Жанры

древнерусской

литературы,

особенности

создания и

бытования,

памятники. Параллелизм.

Беседа,

сообщение по

теме урока. Исследование

композиционного построения

произведения.

Лингво-

стилистический

анализ. Краткий пересказ.

Библия,

Евангелие,

Возникновение

христианства,

крещение Руси.

Подбор материала

по теме, пересказ с элементами

анализа.

8


Р.р.

Рассказ - характеристика

героя.

Продолжить

формирование навыков

монологической речи и письменного высказывания. Развивать устную и письменную речь.

Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.

Характеристика

героя.

Изобразительно-

выразительные

средства.

План, создание

текста,

монологический

ответ.

Толковый словарь

Даля, Ожегова.


Характеристика

героя,

выразительное

чтение, план

ответа.

ЛИТЕРАТУРА XVIII века

9


Литература XVIII века. Г.Р.Державин. «Памятник» мысли о жизни, смерти, судьбе. Осознание значения собственного творчества.


Сформировать понятие

о классицизме, его признаках; об особенностях драматических произведений классицистического метода. Понятие о роли поэта в развитии классицизма в литературе России. Роль писателя в развитии литературы. Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения.


Ода.

Художественный

перевод.

Изобразительно-

выразительные

средства.

Классицизм как

метод. Изобразительно-выразительные средства.


Выразительное чтение, анализ стихотворения. Исследование

композиционного построения

произведения.

Эвристическая

беседа

Толковый

словарь.

Античное

искусство.

Классицизм как

метод в

искусстве.


Выразительное чтение, сравнительная характеристика 2-х стихотворений.


1

2

3

4

5

6

7

8

ЛИТЕРАТУРА XIX века

10


Русская литература XIX века.

В.А.Жуковский «Сельское кладбище». Мысль об одинаковой доле людей перед лицом смерти. Элегия - начало поэтической деятельности поэта.


Продолжить формирование понятия об особенностях русской литературы XIX века, о творчестве и личности А.Жуковского. Сформировать понятие об элегии как жанре лирики. Обучение выразительному чтению лирического произведения. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Лирика. Элегия. Образ героя лирического произведения, композиция.

Изобразительно-выразительные средства.


Выделение

особенностей

стихотворения

жанра элегии.

Анализ

поэтического

текста. Словарная работа. Эвристическая

беседа.


Русская

литература ХIХ в., ее особенности. Толковый словарь, словарь литературоведческих терминов


Выразительное

чтение. Заучивание

наизусть

.Подготовка

монологического

ответа по теме

урока.

11


А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Смысл названия. «Роман на старый лад»: история создания. Жанрово-композиционные особенности произведения, его проблематика.


Продолжить формирование личностного отношения к творчеству писателя; понятие об истории создания произведения; смысл названия; Сформировать понятие о жанрово-композиционном своеобразии и проблематике романа. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа.


Эпос, жанры

эпоса, композиция,

проблематика

произведения. Сюжет, экспозиция,

завязка,

кульминация,

развязка, эпилог,

герой-рассказчик.

Проблематика. Изобразительно-выразительные средства.



Монологический

ответ, эвристическая

беседа,

выделение

жанрово-

композиционных особенностей. Исследование

композиционного построения

произведения.


Репродукции портретов А.С.Пушкина,

Е.Пугачева. Текст произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


Подготовка сообщений по теме урока.

Выразительное чтение. Составить цитатный план на тему: «От Гринева-недоросля до Гринева-жениха».

1

2

3

4

5

6

7

8

12


От Гринева-недоросля до Гринева-жениха. Формирование характера и взглядов.


Сформировать понятие

о становлении личности

Гринева, процесс его становления Продолжить

формирование понятия

об особенностях пушкинской прозы; о роли иронии в раскрытии образа главного героя и идейного содержания.

Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика, ирония, особенности эпического произведения.

Беседа, работа с текстом эпического произведения, выборочное, комментированное чтение

Фильм

«Капитанская дочка».

Репродукции с рисунков П.В.Соколова «Обучение солдат в Белогородской крепости»

Выразительное чтение.

Комменти-рованное чтение. Составление плана-рассказа на тему: «Семьи

Мироновых и

Гриневых»

13


Старинные люди» в романе

«Капитанская дочка» (семьи

Мироновых и Гриневых)


Сформировать понятие

о семейном укладе, жизни провинциальных дворянских семей в России ХVIIIв. и пушкинское отношение к ним. Продолжить

формирование понятия

об особенностях пушкинской прозы. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами.

Сюжет, экспозиция,

завязка,

кульминация,

развязка, эпилог,

герой-рассказчик.

Эпос, повесть, Авторское

отношение.

Особенности

пушкинской

прозы. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика.


Беседа, работа с

текстом

эпического

произведения,

выборочное,

комментированное чтение. Исследование

композиционного построения

произведения.

Работа с

черновыми

рукописями


Фильм

«Капитанская

дочка».

Репродукции с

рисунков

П.В.Соколова

«Обучение солдат

в Белогородской

крепости»



Отметить в тексте

Портретные и

речевые

характеристики

Маши Мироновой,

Подготовить

пересказ на тему:

«Жизнь Маши

Мироновой»

14


Маша Миронова. Душевная

стойкость, нравственная

красота героини.

Сформировать понятие

о месте образа Маши в романе, ее нравственная и душевная красота. Продолжить

формирование понятия

об особенностях пушкинской прозы; навыков анализа эпического произведения. навыков выразительного чтения.


Эпос, повесть, композиция, сюжет, проблематика, Образ героя.

Портрет.

Развитие образа. Изобразительно-выразительные средства.





Беседа, работа с

текстом,

выписывание,

Сообщения по

индивидуальным

заданиям. Исследование

композиционного построения

произведения.

Текстуальный

анализ

Иллюстрации

П.П.Соколова к

роману

«Капитанская

дочка». Толковый

словарь Даля.

Выписать примеры

речевой

характеристики

Пугачева.

Сравнить портрет

героя в главах VI- XII и П.

Индивидуальные

задания.

1

2

3

4

5

6

7

8

15


«Русский бунт» в

изображении Пушкина.

Гринев и Пугачев

Сформировать понятие

о русском бунте в изображении А.С.Пушкина. Сформировать понятие

о взаимоотношении

Гринева и Пугачева как

основы выражения

авторской идеи; понятие о

своеобразии авторской позиции в отношении к Пугачеву и «русскому бунту». Сформировать понятие об изображение мира народа в романе Продолжить формирование понятия об особенностях

пушкинской прозы. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения.

Повесть. Эпос. Отражение

авторского

мнения в

произведении. Сюжет, экспозиция,

завязка, кульминация,

развязка, эпилог,

герой-рассказчик.

Идея произведения.

Работа с

эпизодом.

Пересказ. Исследование

композиционного построения

произведения.

Сравнительная

характеристика

героев с

использованием

цитат из текста.

К/ф «Капитанская

дочка».

Иллюстрации

С.Герасимова к

роману.

Индивидуальные

Задания.

Образ

Екатерины II в

произведениях

Г.Р.Державина

«Фелица».

М.Цветаевой.

Перечитать главы II и XIV , сравнить сцену первой встречи Гринева и

Пугачева со

сценой встречи

Маши и

Екатерины II.



16


Пугачев и Екатерина II

Проблема чести и долга,

милости и милосердия в

романе.

Сформировать понятие

о проблеме чести и долга, милости и милосердия, рассмотренных в романе. Сопоставить ключевые образы произведения -

Пугачева и Екатерины II как правителей двух враждебных миров, их роль в судьбе Маши и Гринева;

Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Идея, композиция

произведения, его

проблематика,

авторская

позиция, повесть, образ.

Беседа, чтение и

комментарий

фрагментов глав

ХIIIIV. Исследование

композиционного построения

произведения.

Текстуальный

Анализ.

Портрет

Екатерины II и

Пугачева.

Исторические

документы.

Толковый словарь

Даля.

Выписать в 2

столбика эпиграфы из романа,

характеризующие

дворянский «мир» и мир народный.

Определить в

романе героев,

имеющих

реальных

исторических

прототипов,

перечислить

вымышленных

героев.


1

2

3

4

5

6

7

8

17


Роль эпиграфов в романе

«Капитанская дочка».

Позиция автора и рассказчика в романе. Правда и художественный вымысел.

Продолжить формирование понятия о роли эпиграфов в раскрытии идейного замысла произведения, их значения в композиционном строении романа. Продолжить формирование понятия о позиции автора и рассказчика; роли и значении исторической правды и художественного

вымысла Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами.

Эпиграф,

историческая

правда и

художественный

вымысел. Изобразительно-выразительные средства.

Повесть, сюжет, композиция,

герой-рассказчик.


Беседа,

сравнительная

характеристика,

монологический

ответ. Исследование

композиционного построения

произведения.

Словарная работа.

Толковый словарь

Даля.

К/ф

«Капитанская

дочка».

Иллюстрации

С.Герасимова к

Роману


Выделить

особенности

пушкинской

прозы, пересказ от имени одного из героев.

18


А.С.Пушкин «Капитанская

дочка». Точность и лаконизм

пушкинской прозы.

Продолжить формирование понятия об особенностях

пушкинской прозы.

Подготовка к написанию сочинения. Навыки творческого пересказа. Развивать устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.


Особенности

прозы, повесть, роман, эпиграф.

Изобразительно-выразительные средства. Образы героев эпического произведения, композиция.


Беседа,

монологический

ответ, пересказ. Исследование

композиционного построения

произведения.

Лингво-

стилистический

анализ. Эвристическая

беседа. Краткий пересказ

Толковый словарь

Даля.

К/ф

«Капитанская

дочка».

Иллюстрации

С.Герасимова к

роману. Текст


Подготовится к

написанию

сочинения,

составить план.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (ЛИТЕРАТУРА)

IIчетверть: всего по программе -15 час, Р.р. – 3 час. Р.к. – 2 час.

п/п

дата

Название раздела

Тема урока (круг чтения)

Цель урока

Основные

теоретико-

литературные

понятия

Виды

деятельности

учащихся

Культурно-

экологический

аспект

Отслеживание

уровня

обученности.

1

2

3

4

5

6

7

8

19

20


Р.р.

Сочинение-рассуждение на литературную тему по роману А.С.Пушкина

«Капитанская дочка».

-«Белогорская крепость в жизни гринева»

«Гринев в Белогорской крепости»

Развивать устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить

формирование понятия

об особенностях

пушкинской прозы.

Тема, идея,

композиция письменного высказывания. Изобразительно-выразительные средства.


Обобщающая беседа по тексту произведения; составление плана сочинения


Иллюстрации С.Герасимова к роману. Текст романа.


Сочинение.


21


Р.к.

Идейно-историческая близость казачьей песни «Пугачев пойман» и романа «Капитанская дочка». Интерес поэта к личности Пугачева к казачьему фольклору. Отражение красоты донской

природы, в творчестве А.С.Пушкина и

произведениях донского фольклора


Сформировать понятие

об идейно-исторической близости казачьей песни «Пугачев пойман» и романа «Капитанская дочка». Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами. Продолжить

формирование понятия

об особенностях

пушкинской прозы. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. Продолжить формирование понятия об отражении красоты донской природы, в творчестве А.С.Пушкина и

произведениях донского фольклора

Тема, идея Фольклор. Жанр УНТ,

фольклор,

историческая

песня,

изобразительно-

выразительные

средства. Эпос, роман. Идея.



Беседа, анализ лирического произведения, Выявление роли изобразительно выразительных средств. Исследование

композиционного построения

произведения.


Фольклор

Донского и

уральского

казачества.

Фотографии

природы

донского края


Глава 1-24 учебника с. 205-210

1

2

3

4

5

6

7

8

22


М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.


Продолжить

формирование понятия

о личности поэта, значении Кавказа в жизни и творчестве писателя. Сформировать понятие

об истории создания поэмы, структурных особенностях произведения, роли эпиграфов в композиционном строении поэмы и раскрытии его идейного содержания.

Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения.

Тема, идея, эпиграф,

композиция, сюжет. Поэма.

Творческая история

Лирика, эпос, эпиграф. Психологизм. Романтизм.


Сообщения по

индивидуальным заданиям,

беседа,

выразительное

чтение. Работа с

черновыми

рукописями. Работа с

эпиграфом урока

Портрет

М.Ю.Лермонтова, фотографии рисунков Кавказа Лермонтова

Выразительное чтение,

индивидуальные задания.


23


Образ Мцыри в поэме.

«Мцыри - любимый идеал

Лермонтова»

(В.Г.Белинский)

Сформировать понятие об образе Мцыри в поэме; о Мцыри как любимом идеале М.Ю.Лермонтова. Продолжить формирование понятия о способах раскрытия образа главного героя поэмы. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.

Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристикаОбраз в литературе.

Романтизм.

Романтический

герой. Ямб. Изобразительно-выразительные средства.

Выразительное

чтение, словарная

работа. Беседа.

Пересказ. Работа с критической

статьей. Групповая работа

Портрет

М.Ю.Лермонтова, фотографии

рисунков Кавказа

Лермонтова.

В.Г.Белинский.

критическая

статья.

Наизусть

отрывок из поэмы.

Подготовится

к тесту по поэме

«Мцыри».

Анализ

высказываний.

24


Своеобразие поэмы

«Мцыри». «Мцыри» как

романтическая поэма

Продолжить формирование понятия об особенностях поэмы как романтического произведения. Продолжить формирование понятия о романтизме как художественном методе, его возникновении и особенностях. Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения.

Романтизм, пафос,

патетика. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика. Изобразительно-выразительные средства.

Психологизм.

Выразительное

чтение отрывка

поэмы наизусть.

Выделение

особенностей

поэмы как

романтического

произведения.

Сопоставительный

анализ, работа в

тетрадях. Тест


Фотографии

рисунков Кавказа

М.Ю.Лермонтова

Ираклий 1,

Георгий XII.

Подготовка к

сочинению,

подбор материала,

выписки цитат

из текста поэмы в тетрадь.

1

2

3

4

5

6

7

8

25


Р.р.

Обучающее сочинение по

поэме «Мцыри». Мцыри -

романтический герой.

Подготовка к

домашнему сочинению

«Мцыри - романтический герой». Продолжить формированию навыков по составлению плана сочинения, подборке материала к сочинению-характеристике с опорой на текст поэмы. Проследить эволюцию характера героя. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.

Характеристика. Романтизм, пафос,

патетика. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика. Изобразительно-выразительные средства.

Психологизм.

Выразительное

чтение цитат из

текста поэмы,

беседа,

составление плана

характеристики

Мцыри и его

обсуждение,

написание

вступительной

части сочинения и

ее обсуждение.

Иллюстрации к

поэме «Мцыри».

Фотографии

рисунков Кавказа

М.Ю.Лермонтова.


Сочинение.

26


Р.к.

Донские страницы

поэтического творчества

В.Бокова. Отражение любви к родине в пейзажных зарисовках лирических произведений

В.Бокова



Сформировать понятие

о донских страницах поэтического творчества В.Бокова. Продолжить

формирование навыка анализа

лирического произведения.

Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения. Продолжить формирование понятия об отражении любви к Родине в пейзажных зарисовках лирики В.Бокова.

Лирика, тема, жанры лирики, идея, композиция.

Изобразительно-выразительные средства.







Беседа,

аналитическая

работа,

выразительное

чтение. Лингво-

стилистический

анализ.

Эвристическая

Беседа.





Поэзия донского

края. Фотографии

природы

донского края.






Личность

Н.В. Гоголя,

история

создания

комедии

«Ревизор»,

особенности

драматического

произведения.


27


Н.В. Гоголь «Ревизор»

Гоголь - писатель- сатирик.

История создания и

особенности композиции

комедии «Ревизор».

Продолжить формирование понятия о личности Н.В. Гоголя как писателя-сатирика,

понятия о драматическом произведении, истории создания, понятия о композиционном своеобразии комедии «Ревизор». Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Драма, комедия.

Сюжет, экспозиция, ремарки, реплика, действие, явление,

завязка,

кульминация,

развязка. Сатира. Образ героя произведения, речевая характеристика

Словарная

работа, беседа

по материалам

учебника,

сообщения по

индивидуальным

заданиям, работа с текстом

комедии.

Театр. Портрет

Н.В. Гоголя.

Толковый словарь

Ожегова. Россия

XIX века.

1 действие

комедии, статья

учебника стр. 243-245,

вопрос с. 181,

составить

таблицу-

характеристику

чиновников

уездного

города.

1

2

3

4

5

6

7

8

28


Разоблачение нравственных и социальных пороков

чиновничества в комедии

«Ревизор».

Сформировать понятие о жизненной основе комедии, о разоблачении нравственных и социальных пороков; понимание обстоятельств повлекших чиновников к их роковой ошибке. Продолжить

формирование понятия

о композиции драмы, ее основных композиционных элементах. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Экспозиция, завязка, развитие действия,

кульминация,

развязка, комедия,

драма. Образ героя произведения, речевая характеристика. Проблематика. Идея.

Словарная работа, беседа,

выразительное

чтение комедии,

составление

таблицы-

характеристики

чиновников

уездного города,

просмотр к/ф,

работа с

иллюстрациями

к комедии,


Театральная постановка,

толковый словарь

Ожегова и Даля,

иллюстрации к

комедии, к/ф

«Инкогнито из

Петербурга».

II-III действия комедии,

вопросы

учебника,

выписать

ремарки

определяющие

поведение

городничего и

Хлестакова в их

разговоре,

монологический

ответ на вопрос

эпиграфа к уроку.

29


Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.


Сформировать понятие о мастерстве Гоголя в создании образа главного героя, средствах создания образа Хлестакова. Сформировать понятие о Хлестаковщине как социальном и нравственном явлении. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения. Продолжить

формирование навыков работы с литературоведческими понятиями. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Комизм, алогизм, образ героя. Драма. Ремарки, реплики в сторону. Образ героя произведения, речевая характеристика Проблематика. Идея.


Выразительное

чтение, аналитическая беседа, составление таблицы, работа с текстом комедии, устные ответы на вопросы учебника.


Иллюстрации к комедии, к/ф «Инкогнито из Петербурга».


IV действие,

вопросы учебника стр. 228-229

(устно).


1

2

3

4

5

6

7

8

30


Чиновники на приеме у «Ревизора».


Сформировать понятие об основе комедийного действия

драмы, Продолжить формирование понятия о художественных особенностях произведения. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа драматического произведения.

Комедийное действие, основа конфликта и

развития действия.

Образ героя

произведения, речевая характеристика. Драма. Ремарки, реплики в сторону. Проблематика.

Выразительное чтение комедии, работа с эпиграфом, аналитическая беседа, работа с текстом. Исследование

композиционного построения

произведения.



Театральная постановка, толковый словарь Ожегова и Даля,

иллюстрации к комедии. к/ф «Инкогнито из Петербурга».

V действие,

вопросы учебника, устно

характеристику одного из героев комедии.


31


Финал комедии, его

идейно-композиционное

значение.


Сформировать понятие о роли финала в идейно-композиционном значении комедии; понятие о смысле и значении эпиграфа комедии. Продолжить формирование понятия об образной системе произведения. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Открытый финал,

композиция,

эпиграф,

внесценические

образы. Проблематика.

Сообщения, индивидуальные задания, работа с текстом комедии самостоятельная работа. Исследование

композиционного построения

произведения.


Иллюстрации к комедии, к/ф «Инкогнито из Петербурга».


Подготовка к

практической

работе.


32


Практическая работа по комедии «Ревизор»


Проверка знаний, систематизация и обобщение знаний учащихся развитие

навыков устного и письменного высказывания. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Особенности

драматического

произведения,

характеристика образа героя.


Тестовая работа, мини-сочинение.


Портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к комедии «Ревизор».


И.С.Тургенев «Ася», образ

главной героини, своеобразие прозы.


33


резерв







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (ЛИТЕРАТУРА)

IIIчетверть: всего по программе -20 час, Р.р. – 2 час. Р.к. – 4 час.

п/п

дата

Название раздела

Тема урока (круг чтения)

Цель урока

Основные

теоретико-

литературные

понятия

Виды

деятельности

учащихся

Культурно-

экологический

аспект

Отслеживание

уровня

обученности.

1

2

3

4

5

6

7

8

34


Р.к.

Традиции древнерусского

житийного жанра в

жизнеописании святителя

Дмитрия Ростовского.

Изображение любви к

родному краю, его природе в житии.

Продолжить формирование понятия о жанре жития, его традициях, нашедших отражение в жизнеописании

святителя Дмитрия Ростовского. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими понятиями.

Жанры

древнерусской

литературы,

житие. Изобразительно-выразительные средства.

Образ героя

произведения.

Беседа,

выразительное

чтение,

определение

особенностей

житийного жанра

в жизнеописании

святителя

История

Донской земли,

история жизни

Дмитрия

Ростовского.

Биография

И.С.Тургенева,

повесть «Ася»,

композиция

произведения.

35


И.С.Тургенев. «Ася».

И.С.Тургенев: личность,

судьба, творчество.

Автобиографический

характер повести «Ася».

Основа сюжета

Сформировать понятие о личности, судьбе, особенностях творчества И.С.Тургенева. Сформировать понятие об истории создания повести, ее автобиографическом характере. Сформировать понятие об основе сюжета повести. Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения. Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими понятиями.


Эпос, повесть,

фабула, композиция.

Сюжет, экспозиция,

завязка,

кульминация,

развязка, эпилог,

герой-рассказчик. Изобразительно-выразительные средства.

Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика


Работа с

эпиграфом урока,

беседа,

монологический

ответ, словарная

работа, работа по

вопросам

учебника.

К.К.Бальмонт

«Тургенев -

первая

влюбленность»,

портрет

писателя,

В.Боровицкая

«Эпилог».


Проследить роль

пейзажных

зарисовок в

повести, как они

отображают

внутреннее

состояние героев.

1

2

3

4

5

6

7

8

36


Драма рассказчика, обреченного на одиночество.


Сформировать понятие о драме рассказчика, обреченного на одиночество. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения. Понятие о роли пейзажных зарисовок, как они отображают внутреннее состояние героев. Продолжить

формирование навыков работы с литературоведческими понятиями. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.

Сюжет, экспозиция,

завязка,

кульминация,

развязка, эпилог,

герой-рассказчик.

Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика. Изобразительно-выразительные средства.


Повторение

литературо-

ведческих

терминов,

выразительное

чтение,

аналитическая

работа, краткий пересказ. Исследование

композиционного построения

произведения.


Портрет И.С.Тургенева,

к/ф «Ася»,

иллюстрации к

повести.

-

Глава ХVI.пересказ о свидании Н.Н.

и Аси,

последующем

отъезде Аси и

Гагина от лица

Гагина, Аси.

Определение

психологизма, в

чем особенность

психологизма

И.С.Тургенева


37


«Тайный психологизм» И.С.Тургенева. Образ Аси как яркий пример «тургеневской» девушки.


Сформировать понятие о «тайном психологизме» И.С.Тургенева, понятие «тургеневская девушка», образ Аси, способы создания

образа героини. Обучение творческому пересказу. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Психологизм, образ, эпизод, сюжет, композиция. Изобразительно-выразительные средства.



Пересказ, аналитическая беседа, повторение литературо­ведческих терминов, выразительное чтение.


к/ф «Ася»,

иллюстрации к повести И.С.Тургенева

«Ася».


Монологический

ответ

характеристика

образа Аси,

Н.Н.Гагина.

Выписки для

ответа.


38


Р.р.

Повесть И.С.Тургенева «Ася». Нарушая правила игры. Подготовка к написанию сочинения

«Образ тургеневской девушки» в повести «Ася».


Продолжить формирование понятия об образах главных героев повести, систематизация и углубление знаний об образе главной героини, навыки анализа эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения. Навыки письменного высказывания, монологического ответа.

Образы героев эпического произведения, композиция, идея.

Изобразительно-выразительные средства.


Творческий пересказ, монологический ответ, работа с текстом эпического произведения, эвристическая беседа, составление плана-характеристики


к/ф «Ася»,

иллюстрации к повести И.С.Тургенева «Ася». портрет И.С.Тургенева

Сочинение, личность Л.Н.Толстого, рассказ «После бала».


1

2

3

4

5

6

7

8

39


Л.Н.Толстой «После бала».

Протест против насилия в

жизни и творчестве Л.Н.Толстого. История создания рассказа «После

бала». Нравственная проблематика произведения.


Продолжить формирование понятия о личности Л.Н.Толстого, его взглядах; Сформировать понятие об истории создания рассказа

«После бала»; Понятие о нравственной проблематике

Произведения. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими понятиями. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Эпос, рассказ. Проблематика, сюжет, композиция. Изобразительно-выразительные средства. Психологизм. «Диалектика души».



Сообщения по индивидуальным заданиям, беседа, выразительное чтение. Словарная работа. Краткий пересказ


«Николай

Палкин»

КрамскойИ.Н.,

РепинИ.Е.,

ЧайковскийП.И.,

Римский-

КорсаковН.А.


Сравнить сцену бала и сцену экзекуции (составить план-таблицу). Как проблемы любви - к человеку, ко всему миру - диктуют сюжет и построение, композицию рассказа.



40


Сюжет и композиция

рассказа «После бала».

Контраст как основное

средство построения рассказа.

Сформировать понятие о своеобразии сюжета и композиции рассказа; Продолжить формирование навыков анализа эпического

произведения; понятие о

контрасте как основном

средстве построения рассказа. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.

Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Сюжет,

композиция,

контраст, способы

выражения

контраста,

антитеза. Изобразительно-выразительные средства.

Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика.

Выразительное

чтение,

аналитическая

беседа,

текстуальный

анализ,

составление плана

двух ключевых

сцен рассказа,

словарная работа,

лингвистический

анализ текста.


Портрет

Л.Н.Толстого,

иллюстрации к

рассказу «После

бала», толковый

словарь

Ожегова.

Составить словарь

героя: 1-й вариант

- Варенька, 2-й -

полковника, 3-й - Ивана

Васильевича;

доказать, что

начало и

заключение

рассказа

проблематичны .

1

2

3

4

5

6

7

8

41


Образы главных героев

произведения - Ивана

Васильевича и полковника. Образ автора. Современное звучание произведения.

Продолжить формирование понятия об образах главных героев рассказа, понятие об образе автора. Продолжить

формирование навыков

определения художественных средств создания образов, Продолжить формирование понятия о нравственной философии Толстого, современном звучании произведения. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.

Эпос, рассказ. Образ героя, образ

автора,

изобразительно-

выразительные

средства, пафос,

проблематика.

Характеристика

образов главных

героев

произведения,

текстуальный

анализ,

эвристическая

беседа,

выразительное

чтение. Исследование

композиционного построения

произведения.


Портрет

Л.Н.Толстого,

иллюстрации к

рассказу «После

бала», толковый

словарь

Ожегова.

Подготовиться к

написанию

сочинения по

произведению

«После бала»,

выписки из текста.

42


«Утро изменившее жизнь»; Полковник на балу и после бала»; «Нравственно-

философское звучание

рассказа».

Продолжить формирование понятия об образах главных героев рассказа

Продолжить формирование понятия о нравственной философии Толстого, современном звучании произведения.


Эпос, рассказ. Образ героя, образ

автора,

изобразительно-

выразительные

средства, пафос,

проблематика.

Характеристика

образов главных

героев

произведения,

эвристическая

беседа,

выразительное

чтение.

Портрет

Л.Н.Толстого,

иллюстрации к

рассказу «После

бала», толковый

словарь

Ожегова.

Л.Н.Толстой

«Метель».

Сочинение

43


Р.к.

Л.Н.Толстой «Метель». Донские впечатления писателя, отразившиеся в рассказе. Изображение донской природы в рассказе

Сформировать понятие о донских впечатлениях писателя, отразившихся в рассказе, продолжить формирование понятия о личности Л.Н.Толстого, навыков выразительного чтения эпического произведения; Провести тестовый контроль ЗУН по произведениям Л.Н.Толстого. Сформировать понятие о красоте и необычности донской природы, ее климатических условиях.

Эпос, повесть, эпиграф. Сюжет, экспозиция,

завязка,

кульминация,

развязка, эпилог,

герой-рассказчик.

История создания,

изобразительно-

выразительные

средства.

Выразительное

чтение,

аналитическая

работа,

монологический

ответ,

аналитическая

беседа, тестовая

работа. Словарная работа. Исследование

композиционного построения

произведения.

Портрет

Л.Н.Толстого,

иллюстрации к

рассказу

«Метель»,

изображения

Севастопольского

сражения.

Фотографии

зимней природы

донской земли.

Личность

В.Г.Короленко,

«Парадокс».

1

2

3

4

5

6

7

8

44


В.Г.Короленко: личность, жизнь и судьба. Рассказ «Парадокс» сюжет произведения.

Сформировать понятие о личности В.Г.Короленко, его жизненном пути; Сформировать понятие о сюжетной линии рассказа

«Парадокс», истории его создания. Продолжить формирование понятия о

проблематике прозаического произведения. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Эпос, рассказ. Сюжетная линия

произведения,

история создания,

проблематика,

афоризм. Сюжет, экспозиция,

завязка,

кульминация,

развязка,

герой-рассказчик. Образы героев эпического произведения. Изобразительно-выразительные средства.

Сообщения о личности

В.Г.Короленко,

выразительное

чтение, работа с

эпиграфом урока,

аналитическая

беседа. Краткий пересказ. Эвристическая

беседа.

Россия

конца XIX

начала ХХ веков,

портрет В.Г.Короленко.

Групповые

задания по тексту произведения,

вопросы учебника.

45


«Парадокс»: нравственный

смысл, проблематика, композиция, система художественных образов.

Продолжить формирование понятия о нравственном смысле, проблематике и

художественном своеобразии рассказа, понятие об особенностях композиционного построения и системе художественных образов произведения. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими терминами.

Проблематика,

художественное

своеобразие,

изобразительно-

выразительные

средства,

композиция,

система образов,

афоризм. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика

Эвристическая

беседа,

выразительное

чтение,

аналитическая

работа с текстом,

групповые

задания. Исследование

композиционного построения

произведения.


Портрет

В.Г.Короленко,

иллюстрации к

рассказу «Парадокс».

Вопросы

учебника.

46


Р.р.

Развернутый ответ на вопрос «Для чего, собственно, создан человек?».

Развивать устную и письменную речь, умение вести спор на философские темы.

Композиционное

строение

высказывания.


Монологический

ответ.

Цитирование.


Портрет

В.Г.Короленко.

Фотографии

природы

донской земли.

Рассказ

«огоньки». Что

объединяет

рассказы писателя?

1

2

3

4

5

6

7

8

47


«Огоньки» - светлый пафос рассказа. Отображение красоты

донской природы в рассказе




Продолжить формирование понятия о личности В.Г.Короленко, понятие о художественной структуре произведения, своеобразии жанра рассказа. Продолжить формирование понятия об отражении красоты донской природы в пейзажных зарисовках. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими понятиями.

Эпос, лирика. Жанр

стихотворения в

прозе, композиция,

изобразительно-

выразительные

средства. Пафос

Выразительное

чтение,

аналитическая

беседа,

текстуальный

анализ, лингво-

стилистический

анализ. Работа с

эпиграфом урока

Портрет

В.Г.Короленко.

Фотографии

природы

донской земли.

Подготовить

выразительное чтение стихотворений и

рассказов русских

писателей о

родной природе.

48


Стихотворения и рассказы

русских писателей о родной природе. Отражение любви к родной природе в произведениях.

Продолжить формирование понятия об отражении любви к

родной природе в произведениях русских писателей. Продолжить формирование навыков анализа художественного произведения. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.

Лирика, проза,

изобразительно-

выразительные

средства,

композиция, жанр. Композиция.

Выразительное

чтение,

аналитическая

беседа,

текстуальный

анализ, лингво-

стилистический

анализ.

Фотографии

природы

донской земли.

Наизусть.

Личность

В.Закруткина,

«Матерь

человеческая»

49


Р.к.

В.Закруткин «Матерь человеческая». Особенности сюжета.

Сформировать понятие о личности В.Закруткина. Сформировать понятие об особенностях сюжета произведения В.Закруткина «Матерь человеческая». Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Сюжет,

композиция,

изобразительно-

выразительные

средства. Образы героев эпического произведения,

Выразительное

чтение,

аналитическая

беседа,

текстуальный

анализ, лингво-

стилистический

анализ.

Портрет

В.Закруткина.

Фотографии

природы

донской земли.

Личность

М.Горького,

«Песня о Соколе»,

идейное

своеобразие

произведения.

1

2

3

4

5

6

7

8

Литература XX века

50


Ранний М.Горький. «Песня

о Соколе» как яркий пример героико-романтических произведений писателя.


Продолжить формирование понятия о «романтизме» как литературном направлении, о причинах появления и своеобразии героико-романтических произведений раннего Горького. Сформировать понятие о «Песне о Соколе» как ярком примере героико-романтических произведений писателя. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить

формирование навыков работы с литературоведческими понятиями. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Романтизм, жанр,

композиция,

обрамление,

олицетворение. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика. Аллегория, афоризм. Изобразительно-выразительные средства.




Беседа,

монологический

ответ, выразительное

чтение.

Исследование

композиционного построения

произведения.



Портрет

М.Горького,

Россия начала

XX века.


Составить

мотивированный

рассказ о Соколе и Уже (жизненные

принципы, речь,

поступки),

подкрепленный

примерами из

текста. Наизусть.

51


«Песня о Соколе»: проблемы счастья и смысла жизни. Образы Сокола и Ужа. Художественное своеобразие произведения. Роль пейзажа.

Сформировать понятие об истинном счастье и смысле жизни в понимании М.Горького, проанализировать, их в сравнении. Продолжить

формирование понятия об образах главных героев произведения, понятие художественной специфики произведения. Проследить эволюцию образа Сокола в редакции 1895 и 1899 годов. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с терминами.

УНТ, романтизм,

жанр, образы,

аллегория, афоризм,

патетика, пейзаж. Изобразительно-выразительные средства.

Проблематика.

Выразительное

чтение наизусть,

аналитическая

беседа,

текстуальный

анализ, лингво-

стилистический

анализ.

Б . В .Михайловск

ий, Е.Б.Тагера,

иллюстрации к

произведению

«Песня о Соколе».

Рассказ

М.Горького «Ма-

аленькая!..». В

чем идейно-

композиционное

своеобразие

произведения?

1

2

3

4

5

6

7

8

52


«Обыкновенный героизм»

в рассказе М.Горького «Ма-аленькая!..». Иное решение проблемы смысла жизни.

Сформировать понятие о стремлении Горького к героическому, светлому в жизни, выразившееся в его ранних реалистических рассказах; понятие об основной нравственной проблематике произведений. Продолжить формирование понятия о сущности нарисованных характеров, о средствах художественной выразительности рассказа «Ма-аленькая». Сформировать понятие об ином решении проблемы смысла жизни в рассказе. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.

Ретроспективная

композиция,

ремарка,

проблематика. Проблематика, сюжет, рассказ. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика Изобразительно-выразительные средства.


-

Выразительное

чтение наизусть,

аналитическая

беседа,

текстуальный

анализ, лингво-

стилистический

анализ.

Портрет

М.Горького.


Подготовить

выразительное

чтение рассказа

«Челкаш».

Вопросы учебника.

53


Р.к.

Ростовские впечатления М.Горького о жизни городских низов и обитателей порта, связь с ними рассказа «Челкаш». Особенности изображения природы, ее значение в композиционном построении романтического произведения


Продолжить формирование понятия о личности М.Горького, донских страницах его жизни, как они отобразились в творчестве писателя. Продолжить формирование понятия о особенностях изображения природы, ее значение в композиционном построении романтического произведения. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.

Эпос, рассказ, сюжет, композиция. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика. Изобразительно-выразительные средства.

Романтизм, реализм.

Выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа, текстуальный анализ, лингво-стилистический анализ.


Портрет М.Горького.

изображение

природы в

композиционном построении

романтического

произведения.

Фотографии

природы

донской земли.


Личность А.Т.Твардовско История создания поэмы «Василий Теркин»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (8 КЛАСС)

IV четверть: всего по программе -17 час. Р.р. -3 час. Р.к-1 час.

п/п

дата

Название раздела

Тема урока (круг чтения)

Цель урока

Основные

теоретико-

литературные

понятия

Виды

деятельности

учащихся

Культурно-

экологический

аспект

Отслеживание

уровня

обученности.

1

2

3

4

5

6

7

8

54


А.Т.Твардовский. «Василий Теркин»

А.Т.Твардовский - поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно- художественное

своеобразие поэмы.

Сформировать понятие

о личности писателя; понятие об истории создания поэмы, ее идейно-художественном своеобразии. Сформировать понятие о жанровом новаторстве произведения. Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Публицистика,

поэма, героическая

поэма, рефрен,

образ автора. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика Изобразительно-выразительные средства.

Сюжет, экспозиция,

завязка,

кульминация,

развязка, эпилог,

герой-рассказчик.


Составление

цитатного плана

по статье

учебника, работа с черновыми

рукописями

поэмы,

выразительное

чтение,

текстуальный

анализ.

Великая

Отечественная

война. Журнал

«Новый мир».

Портрет

А.Т.Твардовского,

иллюстрации к

поэме «Василий

Теркин».

Монологический

ответ по истории

создания

произведения,

отрывок поэмы

наизусть. Вопросы:

учебника.

55


Автор и его герой в поэме «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме.


Сформировать понятие о сочетании героики и юмора в поэме. Продолжить

формирование понятия о

роли автора в произведении. Сформировать понятие о сходстве и различии между автором и его героем; понятие об образе Василия Теркина, средствах его создания Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения..

Лироэпический жанр, лирические

отступления,

героика, юмор.

образ автора, образ героя. Изобразительно-выразительные средства.


Работа над эпиграфом,

выразительное

чтение наизусть,

аналитическая

беседа, словарная

работа, работа с

черновыми

рукописями

поэмы, текстуальный

анализ.

Портрет А.Т.Твардовского,

иллюстрации к

поэме «Василий

Теркин». Великая

Отечественная

война.

Характеристика образа главного

героя, выписки и

текста,

подготовиться к

сочинению.

1

2

3

4

5

6

7

8

56


Р.р.

Сочинение-рассуждение

по поэме А.Т.Твардовского

«Василий Теркин». «Теркин - кто же он такой...»

Развивать устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному, навыка составления характеристики героя.

Тема, идея,

композиция

письменного

высказывания.


Составление

плана письменного

высказывания,

обобщающая

беседа по тексту

произведения,

написание

сочинения.

Портрет

А.Т.Твардовского,

иллюстрации к

поэме «Василий

Теркин». Великая

Отечественная

война.

Сочинение - рассуждение.

57


Р.к.

Военная тема в стихах и

прозе донских писателей

и поэтов. (В.Закруткин,

В.Долинский).

Отражение душевного

состояния лирического

героя в пейзажных

зарисовках

Сформировать понятие о

военной теме в творчестве донских писателей и поэтов.

Продолжить формирование навыков анализа художественного произведения; навыков выразительного чтения. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. Продолжить

формирование навыков работы с литературоведческими понятиями.

Лирика. Сюжет,

композиция,

изобразительно-

выразительные

средства, тема

произведения. Лирический герой.

Беседа, сообщения

учащихся,

выразительное

чтение, работа с

черновыми

рукописями.

ВОВ, история

оккупации

ростовской

области. Единство

природы и

человека в

произведениях

донских поэтов.

Фотографии

природы донской

земли.

Личность

А.Грина, рассказ

«Зеленая лампа».

Наизусть.

58


А.Грин. «Зеленая лампа».

История создания

рассказа, его композиционное

своеобразие. Формы выражения авторской позиции.

Сформировать понятие

о личности А.Грина; понятие о истории создания произведения. Сформировать понятие о композиционном своеобразии рассказа; понятие о способах выражения авторской позиции. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения, навыков лингвистического анализа текста.

Эпос. История

создания,

композиция,

позиция автора. Изобразительно-выразительные средства.

Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика.

Монологический

ответ,

выразительное

чтение,

текстуальный

анализ,

эвристическая

беседа.

Портрет А.Грина.

К.Г.Паустовский.

рассказ

«Телеграмма»,

композиционное

построение

произведения.

1

2

3

4

5

6

7

8

59


К.Г.Паустовский - романтик и гуманист. Рассказ «Телеграмма»: нравственная проблематика и глубокий гуманистический смысл. Образы Катерины Петровны и Насти, художественные способы создания образов.

Сформировать понятие о личности К.Г.Паустовского;

понимание нравственной

проблематики и гуманистического смысла рассказа; понятие о способах

создания художественных образов в произведении. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими понятиями.

Проблематика,

образ, контраст,

пейзаж, интерьер,

художественная

деталь, изобразительно-

выразительные

средства. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика.

Монологический

ответ,

выразительное

чтение,

текстуальный

анализ,

эвристическая

беседа, словарная

работа.

Репродукции

портретов

К.Г.Паустовского,

толковый словарь.

Л.П.Кременцова.

А.Ф.Измайлов.

Прочитать главу

«Зарубки на

память» из

повести

Паустовского

«Золотая роза».

Сопоставить.

Подобрать стихи о матери.

60


«Художественные образы

рассказа «Телеграмма».

«Образ матери в рассказе»


Развивать устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному, навыка составления

характеристики героя. Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими понятиями.

Проблематика,

образ, контраст,

пейзаж, интерьер,

художественная

деталь, изобразительно-

выразительные

средства. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика.

Монологический

ответ,

выразительное

чтение,

текстуальный

анализ,

эвристическая

беседа, словарная

работа.

Репродукции

портретов

К.Г.Паустовского,

толковый словарь.

В.Астафьев

личность

писателя.

«Фотография, на

которой меня

нет».

61


В.П.Астафьев: личность и

судьба. Автобиографическое

начало в произведениях

Астафьева. Цикл «последний поклон». Сюжет рассказа

«Фотография, на которой

меня нет». Художественные

средства создания образов произведения.

Сформировать понятие о

личности Астафьева, об

автобиографическом

начале произведений; понятие о цикле произведений, о сюжете

рассказа, о художественных

средствах создания

образов произведения. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.

Автобиографизм,

сюжет, образ.

деталь, интерьер. Цикл. Художественные

средства создания образов произведения. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика

Монологический

ответ, словарная

работа, беседа,

краткий пересказ.

Фотографии

В.П.Астафьева.

Характеристика образа бабушки

Екатерины

Петровны и

учителя;

выписки.

1

2

3

4

5

6

7

8

62


Образы учителя и

бабушки в рассказе

«Фотография, на которой

меня нет». Речь как

важное средство характеристики литературного героя. Роль художественной

детали. Нравственный смысл рассказа.

Продолжить формирование понятия об образах рассказа, художественных средствах их создания; понятие о нравственном смысле произведения. Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.




Сюжет, образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика,

деталь, интерьер

проблематика,

нравственный

смысл. Изобразительно-выразительные средства.


Монологический

ответ, словарная

работа,

аналитическая

беседа, пересказ.

Фотографии

В.П.Астафьева.

Мини-сочинение

на одну из тем:

Полюбившийся

мне герой

рассказа;

Художественные

средства создания

образа в рассказе.

63



Н.М.Рубцов. «Незаурядный русский лирик» Н.М.Рубцов.

Судьба поэта -«поэтический подвиг» (В.В.Кожинов)

Лирика Рубцова. Самобытность,

художественное своеобразие поэзии. Стихотворения «Видения на холме», «Звезда полей», «Журавли», «Во время грозы», «Русский огонек»

Сформировать понятие о личности Н.М.Рубцова, его творчестве. Сформировать понятие об отношении литературных критиков к творчеству поэта на примере высказываний В.В.Кожинова. Продолжить формирование понятия о самобытном характере лирики поэта, ее своеобразии; Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения. Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.







Темы творчества,

лирика,

изобразительно-

выразительные

средства. Лирический герой.

Монологический ответ, беседа,

выразительное

чтение, работа со

статьей учебника. Аналитическая беседа,

выразительное

чтение наизусть

Фотодокументы, фотография

памятника

Рубцову в г.

Тотьме работы

скульптора

В.М.Клыкова. Репродукции с картин

И.Левитана «Над

вечным покоем»,

«Вечерний звон»;

«Букет» на стихи

Рубцова.

Подобрать стих! Н.Рубцова На разные темы

анализ одного и

них, наизусть. Эссе на тему «Русская природа;

глазами поэта

Рубцова и I

художника

Левитана».

1

2

3

4

5

6

7

8

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

64


У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Шекспировский вопрос. Источник сюжета трагедии «Ромео и Джульетта». Конфликт

Сформировать понятие о личности У.Шекспира, понятие о «шекспировском вопросе»,загадках личности и творчества. Продолжить

формирование понятия о

драме и драматическом

произведении; сформировать понятие об источнике сюжета произведения; об основном конфликте трагедии «Ромео и Джульетта» Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения. Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими понятиями.


Драма, жанры драматических

произведений.

Композиция,

ремарки, афиша,

диалог. Образ героя

произведения, речевая характеристика. Конфликт.

Беседа по вопросам,

выразительное

чтение по ролям,

аналитическая

беседа.

Портрет У.Шекспира, к/ф

«Ромео и

Джульетта»,

Прокофьев,

музыка из балета.

Англия времен

царствования

королевы

Елизаветы.

Сопоставить переводы трагедии

«Ромео и

Джульетта»,

сцены по выбору

Инсценировка

сцены из

произведения.

65

66


Р.р.

У.Шекспир

Сочинение-рассуждение

«Цена мира между семьями Монтекки и Капулетти»

Продолжить формирование понятия о драме и драматическом произведении. Развивать устную и письменную речь.

Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.






Драма, жанры

драматических

произведений.

Композиция,

ремарки, афиша,

диалог.

Сравнение двух

текстов,

текстуальный

анализ.

Инсценирование.

Монологический

ответ,

выразительное

чтение,

эвристическая

беседа, тест.


Портрет

У.Шекспира, к/ф

«Ромео и

Джульетта»,

Прокофьев,

музыка из балета.

Англия времен

царствования

королевы

Елизаветы.

Тест.

Монологический

ответ:

-личность

М.Сервантес де

Сааведра.

-Испания на

рубеже веков.

«Дон Кихот».

1

2

3

4

5

6

7

8

67


М.Сервантес де Сааведра. «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.

Сформировать понятие о

личности писателя.

Сформировать понятие об истории создания романа; сформировать понятие о герое произведения; понятие о проблематике романа «Дон Кихот». Сформировать понятие о романе «Дон Кихот» как вечной книге. Сформировать понятие об образе главного героя произведения.

История

создания, образ

героя, композиция, сюжет, прототип,

проблематика. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика. Изобразительно-выразительные средства.


Эвристическая

беседа,

выразительное

чтение,

аналитическая

работа с текстом,

групповые

задания.

Испания на

рубеже веков.

Портрет

М.Сервантеса де

Сааведра.

Иллюстрации к

роману Доре,

Домье, Кукрыниксы;

Глинка «Дон

Кихот».




Личность А.де

Сент-Экзюпери .

«Маленький

принц».

68


А.де Сент-Экзюпери.

Поэт, мыслитель, пилот.

Сформировать понятие о

личности писателя, его взглядах;

понятие об истории

создания произведения. Сформировать понятие о

философской сказке

А.де Сент-Экзюпери.

Продолжить формирование понятия об авторской сказке, ее отличиях от народных сказок. Сформировать понятие об отображении

взглядов писателя в

произведении.

История

создания,

философская

сказка, народная сказка, автор. Образ героя

произведения, портрет, речевая характеристика Изобразительно-выразительные средства.


Выразительное

чтение,

аналитическая

работа,

монологический

ответ,

аналитическая

беседа, работа с

эпиграфом урока.

Портрет А.де

Сент-Экзюпери.

ВОВ. Иллюстрации к

«маленькому

принцу»

«Маленький

принц»-

особенности

композиционного построения.

69

70


резерв







МОУ СОШ № 15 Агафонова Е.А.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!