СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедии для специального коррекционного класса (умеренная умственная отсталость)1уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в специальных коррекционных классах для детей с умеренной умственной отсталостью отводится 2 часа в неделю. Дети данной категории, вследствие системного нарушения речевого развития, испытывают стойкие трудности при усвоении школьной общеобразовательной программы. 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по логопедии для специального коррекционного класса (умеренная умственная отсталость)1уровень»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».


Согласовано

Зам. директора по УВР


_________Лебедева Е.В.


«___» __________2016 г.



Утверждена


Приказ №_____

от « __»______2016 г.


Директор


___________О.Я. Сычевская


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Коррекционно-развивающее занятие ЛОГОПЕДИЯ___


СКК (I уровень)


2016-2017 уч. год


Учитель ___Карп М.А.___________

Всего часов _62__ ; в неделю __2_ часа.


I четверть 16 час


II четверть 15 час I полугодие 31 час


III четверть 16 час


IV четверть 15 час II полугодие 31 час





Составлена на основе:


Адаптированной основной общеобразовательной программы начального и основного общего образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




г. Бодайбо

2016 г.

Пояснительная записка

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в специальных коррекционных классах для детей с умеренной умственной отсталостью отводится 2 часа в неделю. Дети данной категории, вследствие системного нарушения речевого развития, испытывают стойкие трудности при усвоении школьной общеобразовательной программы.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов и родителей, учитель-логопед добивается высокой и устойчивой результативности.

При данной речевой аномалии, у детей страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Типичным, в картине системного нарушения речи у таких детей, является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Уровень развития речи соответствует первому и второму уровням речевого развития по Р.Е. Левиной.

Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Для этих школьников характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания (недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания), памяти и интеллекта.

Поскольку при умеренной умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

- коррекция звукопроизношения;

- коррекция фонематических процессов;

- коррекционная работа на лексическом уровне;

- коррекционная работа на синтаксическом уровне;

- совершенствование связной речи.


1) Коррекция звукопроизношения.

Выработка чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке звуков происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения, имеющие, в виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи происходит с помощью сопоставления изучаемых звуков, выводов о сходстве и различии между ними и артикуляционном укладе, их артикулирования и звучания.

Дифференциация поставленных звуков в случаях дефектов произношения в виде замен или смешения звуков предусматривает работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами. Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. Это обеспечивает основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

2) Коррекция фонематического слуха.

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза. С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

3) коррекционная работа на лексическом уровне.

Дети учатся понимать простейшие случаи многозначности слов, как существительных (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у ёлки), так и глаголов (идёт человек, слон, поезд, автобус, дождь, снег). Внимание их привлекается к смысловым оттенкам слов; словам с противоположным значением и близкими по значению.

Употребление слов в точном соответствии со смыслом идёт через воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм слова путём: сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, стулья, письма); различных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон), согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени единственного и множественного (поёт Валя, поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка) при помощи картин. Словарная работа направлена, прежде всего, на расширение запаса синонимов и антонимов («Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или из сказки «Лиса и Петух»: Петух был смелый, он не испугался лису. А зайчик? Какой был зайчик? (робкий, трусливый, боязливый, несмелый).

Работа над короткими словами со стечением согласных идёт по определённой системе: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук. В анализ и синтез включают слова со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двусложные с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторые трёхсложные (канава), происхождение которых не расходится с написанием. Кроме того, вводятся упражнения в преобразовании слов путём замены отдельных звуков (лук – сук; мак – рак).

Работа над словами со сложной звукослоговой структурой идёт путём деления слов на слоги. В качестве зрительной опоры используется при этом схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими – слоги. Из полосок составляют (или записывают мелом на доске) схемы односложных, двусложных и трёхсложных слов. Проводят разнообразные упражнения для формирования навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трёхзвуковых (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне;

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения ведётся работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях, даются задания, в которых дети исправляют ошибки логопеда. Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. Введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям, определение количества слов в предложении. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом. Обязательным условием при выборе принципов и приёмов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Вместе с тем происходит формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

5)совершенствование связной речи.

Вся работа строится на наблюдении и практике речи. Дети учатся правильно строить простые распространённые предложения: наблюдать связь в словосочетаниях и предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами.

Уточнение значений простых и сложных предлогов происходит через составление простых распространённых предложений с предлогами на, у, в, под, над, с, со, по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.

Лексико-грамматический строй речи.

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.

Предложение и связная речь.

Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.


Учащиеся должны уметь:

  • Выделять из текста предложение, слово;

  • Различать на слух парные согласные;

  • пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;

  • согласовывать слова в словосочетании и предложении;

- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;

  • составлять рассказ по картине, по вопросам, по опорным словам;


Календарно-тематическое планирование занятий по логопедии в ССК 1 уровень

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов.

дата

1четверть (16ч.)

1

Диагностика нарушений письменной речи.

1

5.09

2

Звук У

1

7.09

3

Звук А

1

12.09

4

Звуки А и У

1

14.09

5

Звук И

1

19.09

6

Звук Э

1

21.09

7

Звуки П и ПЬ

1

26.09

8

Звук Т

1

28.09

9

Звуки К и КЬ

1

3.10

10

Звук ЛЬ

1

5.10

11

Звук О

1

10. 10

12

Звуки Х и ХЬ

1

12. 10

13

Звуки К-КЬ, Х-ХЬ

1

17. 10

14

Звук «йот» Й

1

19. 10

15

Дифференциация звуков ЛЬ и «йот» Й

1

24. 10

16

Звук Ы

1

26. 10

2четверть (15ч.)

17

Дифференциация звуков И и Ы

1

7.11

18

Звук С

1

9.11

19

Звук СЬ

1

14.11

20

Звуки С и СЬ

1

16.11

21

Звук З

1

21.11

22

Звуки З и ЗЬ

1

23.11

23

Дифференциация звуков С-З

1

28.11

24

Звук Ц

1

30.11

25

Дифференциация звуков Ц-С

1

5.12

26

Звук Б

1

7.12

27

Звуки Б и БЬ

1

12.12

28

Дифференциация звуков Б-П

1

14.12

29

Звук ТЬ

1

19.12

30

Звуки Д и ДЬ

1

21.12

31

Дифференциация звуков ТЬ и ДЬ

1

26.12

3четверть (16ч.)

32

Дифференциация звуков Т и Д

1

16.01

33

Звуки Ги ГЬ

1

18.01

34

Дифференциация звуков Г и К

1

23.01

35

Звук Ш

2

25.01,30.01

36

Дифференциация звуков С и Ш

1

6.02

37

Звук Л

1

8.02

38

Звук Ж

1

13.02

39

Звуки Ш-Ж

1

15.02

40

Звук и буква У.

1

20.02

41

Дифференциация звуков З-Ж

1

22.02

42

Дифференциация звуков С-Щ-З-Ж

1

6.03

43

Звук Р

1

13.03

44

Звуки Р и Л

1

15.03

45

Звук РЬ

1

20.03

46

Звуки Р-РЬ

1

22.03

4 четверть (15ч.)

47

Звук Ч

1

3.04

48

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Синичка»

1

5.04

32

Звук и буква А

1

10.04

33

Звуки Ч-ТЬ

1

12.04

34

Составление рассказа о зиме

1

17.04

35

Звук и буква И

1

19.04

36

Составление описательного рассказа о сосульке

1

24.04

37

Звук и буква П

1

26.04

38

Звуки Ч-С-СЬ

1

3.05

39

Составление рассказа «Приход весны»

1

8.05

40

Звук и буква Т

1

10.05

41

Звук Щ

1

15.05

42

Звук и буква К

1

17.05

43

Описательный рассказ по картине «Береза»

1

22.05

44

Диагностика

1

24.05



Список использованной литературы:


  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.

  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – Москва, Просвещение, 1991.

  3. Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития, 2001.

  4. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.

  5. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.

  6. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль, Академия развития, 2001.

  7. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.

  8. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. – Ярославль, Академия развития, 2001.

  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

  10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!