СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 6-го класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Математика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин – М., 2016.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 6-го класса»




«Рассмотрено»


руководитель ШМО

__________ А.А.Галиева

Протокол №__1_______ от

«___»_август__2016г.




«Согласовано»


зам. директора по УР

МБОУ «Татарско-Сарсазская ООШ»

_________ И.Ш. Шайхутдинова

«____»_август__ 2016 г.



«Утверждено»


директор МБОУ «Татарско-Сарсазская ООШ»

_________ Н.Х. Митаева

Приказ № _________ от

«____»_август___ 2016 г.



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике для 6 класса

Галиевой Алсу Азатовны

учителя

МБОУ «Татарско-Сарсазская ООШ»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

2016-2017 учебный год

Рабочая программа по математике составлена на основе :

-

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями от 29 декабря 2014 года.

2. примерной программы по учебным предметам «Математика 5 - 9 классы» - Москва, «Просвещение», 2011, авторской программы Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворовой, Е.А. Буминович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова «Математика, 6».


3. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «Татарско-Сарсазская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

4. Учебный план образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Математика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин – М., 2016.


Согласно примерному учебному плану основного общего образования с ФГОС ООО РТ на изучение математики в 6 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении

- умение ясно, четко, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений. рассуждений;

2) в метапредметном направлении:

- первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

- умение принимать индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

- понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

- умение работать с математическим текстом ( анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию символику, использовать различные языки математики;

- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально – графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;

- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

- овладение геометрическом языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Дроби. Рациональные числа

Ученик научится:

- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

-использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

Ученик получит возможность:

- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с

приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность:

- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Комбинаторика

Ученик научится:

- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Ученик получит возможность:

- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

- строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

- научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Ученик научится:

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.

Ученик получит возможность:

- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

- использовать свойства измерения длин, площадей, углов при решении задач на нахождение длины отрезка.

Ученик получит возможность научиться:

- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.













Тематический план





Разделы программы

Количество часов

Кол-во

контрольных

работ

1. Дроби

20

1

2. Прямые на плоскости и в пространстве

6

2

3.Десятичные дроби

9

2

4. Действия с десятичными дробями

31

1

5.Окружность

8

2

6.Отношения и пропорции

15

1

7.Симметрия

8

2

8. Целые числа

14

2

9.Комбинаторика. Случайные события.

8

1

10.Рациональные числа

16

1

11.Буквы и формулы

15

1

12Многоугольники и многогранники

10


13.Повторение

15

1

Всего

175

17











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


АРИФМЕТИКА

Рациональные числа

Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых, множества целых чисел до множе​ства рациональных. Рациональное число как отношение, где т - целое число, п - натуральное. Степень с целым показателем Изображение чисел точками координатной пря​мой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональ​ных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифме​тические действия с рациональными числами. Свой​ства арифметических действий.


Измерения, приближения, оценки

Приближенное значение величины; точность приближения. Округление натуральных чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения

Буквенные выражения. Числовое значение буквен​ного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. 

Уравнения.

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения.

ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА

Описательная статистика

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Комбинаторика

Решение комбинаторных задач перебором вариан­тов. Комбинаторное правило умножения. Перестанов­ки и факториал.

ГЕОМЕТРИЯ

Наглядная геометрия

Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Градусная мера угла. Измерение и построение углов заданной градусной меры с помощью транспортира.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата.

Наглядные представления о пространственных фи­гурах (куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр). Изображение пространствен­ных фигур. Многогранники. Приме­ры разверток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объема; единицы объема. Объем прямо­угольного параллелепипеда, куба.

Геометрические фигуры.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Окружность.

Измерение геометрических величин.

Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Периметр многоугольника. Длина окружности, число п; длина дуги окружности. Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.

Математика в историческом развитии.

История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Старинные системы мер.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


Раздел 1. Что мы знаем о дробях


20ч



1

. Что мы знаем о дробях. Делители и кратные.

Моделировать в графической и предметной форме обыкновенные дроби. Соотносить дробные числа с точками координатной прямой.

1



2

.Признаки делимости на 2,5,10. Действия с обыкновенными дробями

Выполнять вычисления с дробями, сложение и вычитание дробей. Анализировать числовые закономерности, связанные с арифметическими действиями с обыкновенными дробями, доказывать в несложных случаях выявленные свойства

1



3

. Действия с обыкновенными дробями

Выполнять вычисления с дробями, умножение и деление дробей. Анализировать числовые закономерности, связанные с арифметическими действиями с обыкновенными дробями, доказывать в несложных случаях выявленные свойства

1



4

.Признаки делимости на 3,9. Действия с обыкновенными дробями

1



5

Входная контрольная работа.

Использовать дробную черту как знак деления при записи нового вида дробного выражения («Многоэтажная дробь»). Применять различные способы вычисления значений таких выражений, выполнять преобразование «многоэтажных дробей».

1



6

Простые и составные числа. «Многоэтажные дроби».

1



7

Основные задачи на дроби

Решать основные задачи на дроби, применять нахождение части от числа. Решать текстовые задачи с практическим контекстом; анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; выполнять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

1



8

. Задачи на нахождение части от целого

1



9

Задачи на нахождение целого по его части

1



10

Решение задач на дроби

1



11

. Решение задач на дроби. Самостоятельная работа

1



12

Что такое процент

Объяснять, что такое процент, использовать и понимать стандартные обороты речи со словом «процент». Выражать проценты в дробях и дроби в процентах. Моделировать понятие процента в графической форме.

1



13

Выражение процента дробью

1



14

. Выражение процента дробью

1



15

. Нахождение процентов

Решать задачи на нахождение нескольких процентов величины, на увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов. Применять понятие процента в практических ситуациях. Решать некоторые классические задачи, связанные с понятием процента: анализировать текст задачи, использовать приём числового эксперимента; моделировать условие с помощью схем и рисунков

1



16

Нахождение процентов. Решение задач

1



17

. Проценты. Самостоятельная работа

Объяснять, что такое процент, использовать и понимать стандартные обороты речи со словом «процент». Выражать проценты в дробях и дроби в процентах. Решать задачи на нахождение нескольких процентов величины, на увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов. Применять понятие процента в практических ситуациях. Решать некоторые классические задачи, связанные с понятием процента: анализировать текст задачи, использовать приём числового эксперимента; моделировать условие с помощью схем и рисунков

1



18

Столбчатые диаграммы

Объяснять, в каких случаях для предоставления информации используются столбчатые диаграммы, и в каких – круговые. Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме. Строить в несложных случаях столбчатые диаграммы по данным, представленным в табличной форме. Проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам

1



19

Круговые диаграммы

Объяснять, в каких случаях для предоставления информации используются столбчатые диаграммы, и в каких – круговые. Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме. Строить в несложных случаях круговые диаграммы по данным, представленным в табличной форме. Проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам

1



20

Обыкновенные дроби. Контрольная работа

Выполнять вычисления с дробями. Преобразовывать, сравнивать и упорядочивать обыкновенные дроби. Соотносить дробные числа с точками координатной прямой. Решать текстовые задачи на дроби и проценты. Исследовать числовые закономерности

1




Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве




21

. Пересекающиеся прямые

Распознавать случаи взаимного расположения двух прямых. Распознавать вертикальные и смежные углы. Находить углы, образованные двумя пересекающимися прямыми. Изображать две пересекающиеся прямые. Выдвигать гипотезы о свойствах смежных углов, обосновывать их.

1



22

Вертикальные углы.

1



23

Параллельные прямые.

Распознавать случаи взаимного расположения двух прямых на плоскости и в пространстве, распознавать в многоугольниках параллельные стороны. Формулировать утверждения о взаимном расположении двух прямых, свойства параллельных прямых

1



24

Построение параллельных прямых..

1



25

Расстояние.

Измерять расстояния между двумя точками, от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми. Строить параллельные прямые с заданным расстоянием между ними.

1



26

. Расстояние. Самостоятельная работа

1




Раздел 3. Десятичные дроби




27

. Как читают и записывают десятичные дроби

Записывать и читать десятичные дроби. Представлять десятичную дробь в виде суммы разрядных слагаемых.

1



28

. Десятичные дроби на координатной прямой.

1



29

Перевод обыкновенной дроби в десятичную

Формулировать признак обратимости обыкновенных дробей в десятичную, применять его для распознавания дробей, для которых возможна (или невозможна) десятичная запись. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных.

1



30

. Перевод десятичной дроби в обыкновенную.

1



31

Десятичные дроби и метрическая система мер

Использовать десятичные дроби для перехода от одних единиц измерения к другим. Объяснять значения десятичных приставок, используемых для образования названий единиц в метрической системе мер

1



32

Сравнение десятичных дробей.

Распознавать равные десятичные дроби. Объяснять на примерах приём сравнения десятичных дробей. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби

1



33

Сравнение десятичных дробей с помощью координатной прямой..

1



34

Задачи на уравнивание

Решать задачи арифметическим способом

1



35

Десятичные дроби. Контрольная работа.

Записывать и читать десятичные дроби. Изображать десятичные дроби точками на координатной прямой. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных дробей и десятичные в виде обыкновенных. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. Выражать одни единицы измерения в других единицах (метры в километрах, минуты в часах и т.п.)

1




Раздел 4. Действия с десятичными дробями


31ч



36

. Сложение десятичных дробей

Конструировать алгоритм сложения десятичных дробей; иллюстрировать его примерами. Вычислять суммы десятичных дробей

1



37

Вычитание десятичных дробей

Конструировать алгоритм вычитания десятичных дробей; иллюстрировать его примерами. Вычислять суммы и разности десятичных дробей

1



38

. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Конструировать алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей; иллюстрировать их примерами. Вычислять суммы и разности десятичных дробей

1



39

Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение уравнений.

1



40

. Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей

Решать текстовые задачи, предполагающие сложение и вычитание десятичных дробей

1



41

Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа

1



42

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100. 1000…

Исследовать закономерность в изменении положения запятой в десятичной дроби при умножении её на 10, 100, 1000 и т.д.. Формулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.п.

1



43

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100. 1000…

1



44

Умножение десятичных дробей.

Конструировать алгоритмы умножения десятичной дроби на десятичную дробь, иллюстрировать примерами соответствующее правило. Вычислять произведение десятичных дробей. Вычислять квадрат и куб десятичной дроби

1



45

Умножение десятичных дробей.Решение задач.

1



46

Решение задач на умножение десятичных дробей

Вычислять произведение десятичной дроби и обыкновенной, выбирая подходящую форму записи дробных чисел.

1



47

Решение задач на умножение десятичных дробей

1



48

. Умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа

1



49

Деление десятичной дроби на 10,100..

Обсуждать принципиальное отличие действия деления от других действий с десятичными дробями. Выполнять действие деления десятичной дроби на натуральное число

1



50

Деление десятичной дроби на натуральное число .Решение уравнений.

1



51

Деление десятичных дробей .Решение задач

Обсуждать принципиальное отличие действия деления от других действий с десятичными дробями. Осваивать алгоритмы вычислений в случаях, когда частное выражается десятичной дробью. Сопоставлять различные способы представления обыкновенных дробей в виде десятичной. Вычислять частное от деления на десятичную дробь в общем случае

1



52

. Деление десятичных дробей. Вычисление значений выражений.

1



53

. Деление десятичных дробей. Самостоятельная работа

1



54

Решение задач на деление десятичных дробей

Вычислять деление десятичной дроби и обыкновенной, выбирая подходящую форму записи дробных чисел.

1



55

Решение задач на деление десятичных дробей

1



56

. Деление десятичных дробей ( продолжение)

Обсуждать принципиальное отличие действия деления от других действий с десятичными дробями. Осваивать алгоритмы вычислений в случаях, когда частное выражается десятичной дробью. Сопоставлять различные способы представления обыкновенных дробей в виде десятичной. Вычислять частное от деления на десятичную дробь в общем случае

1



57

. Деление десятичных дробей Решение уравнений

1



58

. Деление десятичных дробей ( продолжение). Самостоятельная работа

1



59

. Округление десятичных дробей

Округлять десятичные дроби «по смыслу», выбирая лучшее из приближений с недостатком и с избытком. Формулировать правило округления десятичных дробей, применяя его на практике. Объяснять, чем отличается округление десятичных дробей от округления натуральных чисел.

1



60

. Округление десятичных дробей. Решение уравнений.

1



61

. Задачи на движение

Решение задач арифметическим способом

1



62

. Задачи на движение по реке

1



63

. Решение задач на встречное движение.

1



64

Решение задач на движение. Самостоятельная работа

1



65

Действия с десятичными дробями

Формулировать правила действий с десятичными дробями. Вычислять значения числовых выражений, соответствующих дроби; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Исследовать числовые закономерности, используя числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера). Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений. Округлять десятичные дроби, находить десятичные приближения обыкновенных дробей. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами: анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

1



66

Действия с десятичными дробями. Контрольная работа

1




Раздел 5. Окружность




67

. Прямая и окружность

Распознавать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, изображать их с помощью чертёжных инструментов. Исследовать свойства взаимного расположения прямой и окружности, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование

1



68

. Две окружности на плоскости

Распознать различные случаи взаимного расположения двух окружностей, изображать их с помощью чертёжных инструментов и от руки. Строить точку, равноудалённую от концов отрезка. Исследовать свойства взаимного расположения прямой и окружности, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Конструировать алгоритм построения изображений, содержащих две окружности, касающиеся внешним и внутренним образом, строить по алгоритму. Формулировать утверждения о взаимном расположении двух окружностей. Сравнивать различные случаи взаимного расположения двух окружностей. Выдвигать гипотезы о свойствах конфигурации «две пересекающиеся окружности равных радиусов», обосновывать их. Строить точки, равноудалённые от концов отрезка

1



69

. Две окружности на плоскости. Решение практических задач.

1



70

Построение треугольника

Распознавать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей, изображать их с помощью чертёжных инструментов и от руки. Строить треугольник по трём сторонам, описывать построение

1



71

Построение треугольника циркулем и линейкой. Самостоятельная работа

1



72

. Круглые тела

Распознавать цилиндр, конус, шар, изображать их от руки, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование. Описывать их свойства. Рассматривать простейшие комбинации тел: куб и шар, цилиндр и шар, куб и цилиндр, пирамида из шаров. Рассматривать простейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Распознавать развёртки конуса, цилиндра, моделировать конус и цилиндр из развёрток

1



73

. Круглые тела. Решение практических задач.

1



74

Окружность.

Распознавать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, изображать их с помощью чертёжных инструментов.

1




Раздел 6. Отношения и проценты


15ч



75

Что такое отношение

Объяснять, что показывает отношение двух чисел, использовать и понимать стандартные обороты речи со словом «отношение». Составлять отношения, объяснять содержательный смысл составленного отношения.

1



76

. Отношение двух чисел.

Объяснять как находят отношение одноименных и разноименных величин, находить отношения величин.

1



77

. Отношение двух чисел .Решение практических задач.

1



78

. Деление в данном отношении

Решать задачи на деление чисел и величин в данном отношении, в том числе задачи практического характера

1



79

Деление в данном отношении .Решение задач

1



80

Деление в данном отношении. Самостоятельная работа

1



81

. «Главная» задача на проценты

Характеризовать доли величины, используя эквивалентные представления заданной доли с помощью дроби и процентов

1



82

. Решение задач на нахождение процентов от числа

Решать задачи, в том числе задачи с практическим контекстом, с реальными данными, на нахождение процентного отношения двух величин

1



83

. Решение задач на нахождение процентов от числа

1



84

. Решение задач на нахождение числа по его проценту.

1



85

. Выражение отношения в процентах

Решать задачи практического содержания на увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов

1



86

Выражение отношения в процентах. Решение задач.

1



87

Выражение отношения в процентах. Самостоятельная работа

1



88

Отношения и проценты

Находить отношение чисел и величин. Решать задачи, связанные с отношением величин, в том числе задачи практического характера. Решать задачи на проценты, в том числе задачи с реальными данными, применяя округление, приёмы прикидки

1



89

Отношения и проценты. Контрольная работа

1




Раздел 7. Симметрия




90

. Осевая симметрия

Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Проводить прямую, относительно которой две фигуры симметричны.

1



91

. Осевая симметрия вокруг нас.

1



92

. Ось симметрии фигуры

Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Формулировать свойства равнобедренного, равностороннего треугольников, прямоугольника, квадрата, круга, связанные с осевой симметрией. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии

1



93

Ось симметрии фигуры

1



94

Ось симметрии фигуры. Решение практических задач.

1



95

Центральная симметрия

Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно точки. Строить фигуру, симметричную данной относительно точки, с помощью инструментов, достраивать, изображать от руки. Находить центр симметрии фигуры, конфигурации. Формулировать свойства фигур, симметричных относительно точки. Выдвигать гипотезы, формулировать, обосновывать, опровергать с помощью контрпримеров утверждения об осевой и центральной симметрии фигур

1



96

Построение симметричных фигур.

1



97

. Симметрия. Самостоятельная работа

Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Исследовать свойства фигур, имеющих ось и центр симметрии, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование

1




Раздел 8. Целые числа


14ч



98

. Какие числа называют целыми. Сравнение целых чисел

Приводить примеры использования в жизни положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и пр.). Описывать множество целых чисел. Объяснять, какие целые числа называют противоположными. Записывать число, противоположное данному, с помощью знака «минус». Упрощать записи типа –(+3), -(-3). Сопоставлять свойства ряда натуральных чисел и ряда целых чисел. Сравнивать и упорядочивать целые числа.

1



99

Сложение целых чисел.

Объяснять на примерах, как находят сумму двух целых чисел. Записывать с помощью букв свойство нуля при сложении, свойство суммы противоположных чисел. Упрощать запись суммы целых чисел, опуская, где это можно, знак «+» и скобки.

1



100

. Сложение целых чисел на координатной прямой.

1



101

Вычитание целых чисел

Формулировать правило нахождения разности целых чисел, записывать его на математическом языке. Вычислять разность двух целых чисел

1



102

Вычитание целых чисел при помощи координатной прямой.

1



103

Сложение и вычитание целых чисел. Самостоятельная работа

Вычислять значения числовых выражений, составленных из целых чисел с помощью знаков «+» и «-»; осуществлять самоконтроль

1



104

. Умножение целых чисел

Формулировать правила знаков при умножении целых чисел, иллюстрировать их примерами. Записывать на математическом языке равенства, выражающие свойства 0 и 1 при умножении, правило умножения на -1. Опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения о знаках результатов действий с целыми числами

1



105

Умножение целых чисел. Вычисление.

1



106

. Деление целых чисел

Формулировать правила знаков при делении целых чисел, иллюстрировать их примерами. Опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения о знаках результатов действий с целыми числами

1



107

. Деление целых чисел. Вычисление.

1



108

. Умножение и деление целых чисел. Самостоятельная работа

Вычислять значения числовых выражений, содержащие разные действия с целыми числами. Вычислять значения буквенных выражений при заданных целых значениях букв. Исследовать вопрос об изменении знака произведения целых чисел при изменении на противоположные знаков множителей

1



109

Множества. Круги Эйлера.

Формулировать определение подмножества некоторого множества. Иллюстрировать понятие подмножества с помощью кругов Эйлера. Обсуждать соотношение между основными числовыми множествами. Записывать на символическом языке соотношения между множествами и приводить примеры различных вариантов их перевода на русский язык. Исследовать вопрос о числе подмножеств конечного множества

1



110

. Целые числа. Обобщение.

Сравнивать, упорядочивать целые числа. Формулировать правила вычисления с целыми числами, находить значения числовых выражений, содержащих действия с целыми числами

1



111

Целые числа. Контрольная работа

1




Раздел 9. Комбинаторика. Случайные события




112

. Логика перебора.

Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов

1



113

Логика перебора. Решение задач.

1



114

. Правило умножения

Решать комбинаторные задачи приёмом комбинаторного умножения

1



115

Правило умножения. Решение задач.

1



116

Сравнение шансов

Сравнивать шансы наступления случайного события, строить речевые конструкции с использованием словосочетаний «более вероятно», «маловероятно»

1



117

Сравнение шансов. Решение задач

1



118

. Эксперименты со случайными исходами.

Проводить эксперименты со случайными исходами, анализировать и интерпретировать результаты: сравнивать шансы наступления случайного события, строить речевые конструкции с использованием словосочетаний «более вероятно», «маловероятно»

1



119

. Эксперименты со случайными исходами. Самостоятельная работа

1




Раздел 10. Рациональные числа


16ч



120

Какие числа называют рациональными

Применять в речи терминологию, связанную с рациональными числами; распознавать натуральные, целые, дробные, положительные, отрицательные числа; характеризовать множество рациональных чисел

1



121

. Сравнение рациональных чисел. Модуль числа

Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для рациональных чисел. Сравнивать положительное число и нуль, отрицательное число и нуль, положительное и отрицательное числа, два отрицательных числа

1



122

Сумма отрицательных чисел.

Формулировать правила сложения двух чисел одного знака, двух чисел разного знаков. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами суммы нескольких рациональных чисел (например, замена знака каждого слагаемого)

1



123

Сложение чисел с разными знаками.

1



124

. Разность отрицательных чисел

Формулировать правило вычитания из одного числа другого; применять эти правила для вычисления сумм, разностей. Выполнять числовые подстановки в суммы и разности, записанные с помощью букв, находить соответствующие значения.

1



125

Разность рациональных чисел. Самостоятельная работа

1



126

Произведение рациональных чисел

Формулировать правила нахождения произведения двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков; применять эти правила при рациональных чисел. Находить квадраты и кубы рациональных чисел.

1



127

. Произведение рациональных чисел

Решение задач

1



128

. Частное рациональных чисел

Формулировать правила нахождения частного двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков; применять эти правила при делении рациональных чисел.

1



129

Частное рациональных чисел. Решение уравнений.

1



130

Произведение и частное рациональных чисел. Самостоятельная работа

Выполнять действия умножения и деления рациональных чисел

1



131

. Решение задач на «обратный ход»

Решать задачи арифметическим способом

1



132

. Прямоугольные координаты на плоскости

Объяснять и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат на плоскости; применять в речи и понимать соответствующие термины и символику. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек

1



133

Построение точек на координатной плоскости.

1



134

. Рациональные числа. Обобщение.

Изображать рациональные числа точками координатной прямой. Применять и понимать геометрический смысл понятия модуля числа, находить модуль рационального числа. Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для рациональных чисел, сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Выполнять вычисления с рациональными числами. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек

1



135

Рациональные числа. Контрольная работа

1




Раздел 11. Буквы и формулы


15ч



136

. О математическом языке

Обсуждать особенности математического языка. Записывать математические выражения с учётом правил синтаксиса математического языка; составлять выражения по условиям задачи с буквенными данными

1



137

. Составление математических выражений и предложений

Использовать буквы для записи математических предложений, общих утверждений; осуществлять перевод с математического языка на естественный

1



138

Составление математических выражений и предложений по условию задачи.

1



139

. Выражения с переменными.

Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, в том числе по условиям, заданным рисунком. Вычислять по формулам. Выражать из формулы одну величину через другие

1



140

. Составление формул.

1



141

. Вычисления по формулам

Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, в том числе по условиям, заданным рисунком. Вычислять по формулам. Выражать из формулы одну величину через другие

1



142

. Вычисления по формулам. Самостоятельная работа

1



143

. Формулы длины окружности и площади круга

Находить экспериментальным путём отношение длины окружности к диаметру. Обсуждать особенности числа ; находить дополнительную информацию об этом числе. Вычислять по формулам длины окружности, площади круга. Вычислять размеры фигур, ограниченных окружностями и их дугами.

1



144

Что такое уравнение. Корень уравнения.

Строить речевые конструкции с использованием слов «уравнение», «корень уравнения». Проверять, является ли указанное число корнем рассматриваемого уравнения.

1



145

Решение уравнений

Проверять, является ли указанное число корнем рассматриваемого уравнения. Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами действий.

1



146

. Решение уравнений ,используя свойства арифметических действий.

1



147

. Решение задач с помощью уравнений

Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами действий. Составлять математические модели (уравнения) по условиям текстовых задач

1



148

. Решение задач с помощью уравнений. Самостоятельная работа

1



149

. Буквы и формулы

Использовать буквы для записи математических выражений и предложений. Составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, вычислять по формулам. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий

1



150

. Буквы и формулы. Контрольная работа

1




Раздел 12. Многоугольники и многогранники


10ч



151

. Сумма углов треугольника

Решать задачи на применение суммы углов треугольника

1



152

. Параллелограмм

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире параллелограммы. Изображать параллелограммы с использованием чертёжных инструментов. Моделировать параллелограммы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Исследовать и описывать свойства параллелограмма, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование

1



153

Свойства параллелограмма.

1



154

. Правильные многоугольники

Распознавать на чертежах и рисунках, в окружающем мире правильные многоугольники. Исследовать и описывать свойства правильных многоугольников, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Изображать правильные многоугольники с помощью чертёжных инструментов по описанию и по заданному алгоритму; осуществлять самоконтроль выполненных построений. Конструировать способы построения правильных многоугольников по заданным рисункам, выполнять построения.

1



155

Площади многоугольников

Составлять формулы для вычисления площади параллелограмма, прямоугольного треугольника. Выполнять измерения и вычислять площади параллелограммов и треугольников. Решать задачи на нахождение площадей параллелограммов и треугольников

1



156

Вычисление площадей многоугольников

1



157

Вычисление площадей многоугольников

1



158

Призма

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире призмы. Называть призмы. Копировать призмы, изображённые на клетчатой бумаге, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному. моделировать призмы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др., изготавливать из развёрток. Определять взаимное расположение граней, рёбер, вершин призмы. Исследовать свойства призмы, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Описывать их свойства, используя соответствующую терминологию.. Строить логическую цепочку рассуждений о свойствах призм. составлять формулы, связанные с линейными, плоскими и пространственными характеристиками призмы. моделировать из призм другие многогранники

1



159

Призма

1



160

Многоугольники и многогранники. Самостоятельная работа

Моделировать геометрические фигуры из бумаги(перекраивать прямоугольник в параллелограмм, достраивать треугольник до параллелограмма). Сравнивать фигуры по площади. Формулировать свойства равносоставленных фигур.

1




Раздел 13. Повторение


15ч



161

Действия с обыкновенными дробями. Повторение.

Выполнять действия с дробными числами

1



162

. Действия с обыкновенными дробями. Повторение.

1



163

. Действия с десятичными дробями. Повторение.

Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби, находить наибольшую и наименьшую десятичную дробь среди заданного набора чисел. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных; выяснять в каких случаях это возможно. Находить десятичное приближение обыкновенной дроби с указанной точностью

1



164

Действия с десятичными дробями. Повторение.

1



165

Проценты и отношения. Повторение

Представлять доли величины в процентах. Решать текстовые задачи на нахождение процента от данной величины. Решать задачи, требующие владения понятием отношения

1



166

. Контрольная работа на промежуточной аттестации

Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби, находить наибольшую и наименьшую десятичную дробь среди заданного набора чисел. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных; Выполнять действия с дробными числами. Решать задачи на движение, содержащие данные, выраженные дробными числами. Представлять доли величины в процентах. Решать текстовые задачи на нахождение процента от данной величины. Решать задачи, требующие владения понятием отношения. Составлять по рисунку формулу для вычисления периметра или площади фигуры. Сравнивать и упорядочивать положительные и отрицательные числа, находить наибольшее и наименьшее из заданного набора чисел. Отмечать точки на координатной плоскости, находить координаты отмеченных точек.

1



167

. Действия с целыми числами. Повторение

Сравнивать и упорядочивать положительные и отрицательные числа, находить наибольшее и наименьшее из заданного набора чисел. Выполнять числовые подстановки в буквенное выражение ( в том числе, подставлять отрицательные числа), вычислять значения выражения

1



168

. Действия с целыми числами. Повторение

1



169

. Действия с рациональными числами. Повторение.

Изображать рациональные числа точками координатной прямой. Применять и понимать геометрический смысл понятия модуля числа, находить модуль рационального числа. Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для рациональных чисел, сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Выполнять вычисления с рациональными числами. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек

1



170

Действия с рациональными числами. Повторение.

1



171

Действия с дробями


Решать основные задачи на дроби, применять нахождение части от числа. Решать текстовые задачи с практическим контекстом; анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; выполнять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

1






172



Проценты


Решать задачи, в том числе задачи с практическим контекстом, с реальными данными, на нахождение процентного отношения двух величин



1






173


Уравнения

Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами действий. Составлять математические модели (уравнения) по условиям текстовых задач

1



174

Комбинаторика



Проводить эксперименты со случайными исходами, анализировать и интерпретировать результаты: сравнивать шансы наступления случайного события, строить речевые конструкции с использованием словосочетаний «более вероятно», «маловероятно»

1






175

Итоговое обобщение





1