1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями от 29 декабря 2014 года.
2. примерной программы по учебным предметам «Математика 5 - 9 классы» - Москва, «Просвещение», 2011, авторской программы Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворовой, Е.А. Буминович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова «Математика, 6».
3. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «Татарско-Сарсазская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
4. Учебный план образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Математика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин – М., 2016.
Согласно примерному учебному плану основного общего образования с ФГОС ООО РТ на изучение математики в 6 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
- умение работать с математическим текстом ( анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию символику, использовать различные языки математики;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально – графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическом языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
-использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
приближёнными значениями величин.
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.
- использовать свойства измерения длин, площадей, углов при решении задач на нахождение длины отрезка.
Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых, множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как отношение
, где т - целое число, п - натуральное. Степень с целым показателем Изображение чисел точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Приближенное значение величины; точность приближения. Округление натуральных чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.
Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Градусная мера угла. Измерение и построение углов заданной градусной меры с помощью транспортира.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата.
Наглядные представления о пространственных фигурах (куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр). Изображение пространственных фигур. Многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Окружность.
Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Периметр многоугольника. Длина окружности, число п; длина дуги окружности. Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Старинные системы мер.
№ урока | Наименование разделов и тем | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Раздел 1. Что мы знаем о дробях | | 20ч | | |
1 | . Что мы знаем о дробях. Делители и кратные. | Моделировать в графической и предметной форме обыкновенные дроби. Соотносить дробные числа с точками координатной прямой. | 1 | | |
2 | .Признаки делимости на 2,5,10. Действия с обыкновенными дробями | Выполнять вычисления с дробями, сложение и вычитание дробей. Анализировать числовые закономерности, связанные с арифметическими действиями с обыкновенными дробями, доказывать в несложных случаях выявленные свойства | 1 | | |
3 | . Действия с обыкновенными дробями | Выполнять вычисления с дробями, умножение и деление дробей. Анализировать числовые закономерности, связанные с арифметическими действиями с обыкновенными дробями, доказывать в несложных случаях выявленные свойства | 1 | | |
4 | .Признаки делимости на 3,9. Действия с обыкновенными дробями | 1 | | |
5 | Входная контрольная работа. | Использовать дробную черту как знак деления при записи нового вида дробного выражения («Многоэтажная дробь»). Применять различные способы вычисления значений таких выражений, выполнять преобразование «многоэтажных дробей». | 1 | | |
6 | Простые и составные числа. «Многоэтажные дроби». | 1 | | |
7 | Основные задачи на дроби | Решать основные задачи на дроби, применять нахождение части от числа. Решать текстовые задачи с практическим контекстом; анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; выполнять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | 1 | | |
8 | . Задачи на нахождение части от целого | 1 | | |
9 | Задачи на нахождение целого по его части | 1 | | |
10 | Решение задач на дроби | 1 | | |
11 | . Решение задач на дроби. Самостоятельная работа | 1 | | |
12 | Что такое процент | Объяснять, что такое процент, использовать и понимать стандартные обороты речи со словом «процент». Выражать проценты в дробях и дроби в процентах. Моделировать понятие процента в графической форме. | 1 | | |
13 | Выражение процента дробью | 1 | | |
14 | . Выражение процента дробью | 1 | | |
15 | . Нахождение процентов | Решать задачи на нахождение нескольких процентов величины, на увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов. Применять понятие процента в практических ситуациях. Решать некоторые классические задачи, связанные с понятием процента: анализировать текст задачи, использовать приём числового эксперимента; моделировать условие с помощью схем и рисунков | 1 | | |
16 | Нахождение процентов. Решение задач | 1 | | |
17 | . Проценты. Самостоятельная работа | Объяснять, что такое процент, использовать и понимать стандартные обороты речи со словом «процент». Выражать проценты в дробях и дроби в процентах. Решать задачи на нахождение нескольких процентов величины, на увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов. Применять понятие процента в практических ситуациях. Решать некоторые классические задачи, связанные с понятием процента: анализировать текст задачи, использовать приём числового эксперимента; моделировать условие с помощью схем и рисунков | 1 | | |
18 | Столбчатые диаграммы | Объяснять, в каких случаях для предоставления информации используются столбчатые диаграммы, и в каких – круговые. Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме. Строить в несложных случаях столбчатые диаграммы по данным, представленным в табличной форме. Проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам | 1 | | |
19 | Круговые диаграммы | Объяснять, в каких случаях для предоставления информации используются столбчатые диаграммы, и в каких – круговые. Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме. Строить в несложных случаях круговые диаграммы по данным, представленным в табличной форме. Проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам | 1 | | |
20 | Обыкновенные дроби. Контрольная работа | Выполнять вычисления с дробями. Преобразовывать, сравнивать и упорядочивать обыкновенные дроби. Соотносить дробные числа с точками координатной прямой. Решать текстовые задачи на дроби и проценты. Исследовать числовые закономерности | 1 | | |
| Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве | | 6ч | | |
21 | . Пересекающиеся прямые | Распознавать случаи взаимного расположения двух прямых. Распознавать вертикальные и смежные углы. Находить углы, образованные двумя пересекающимися прямыми. Изображать две пересекающиеся прямые. Выдвигать гипотезы о свойствах смежных углов, обосновывать их. | 1 | | |
22 | Вертикальные углы. | 1 | | |
23 | Параллельные прямые. | Распознавать случаи взаимного расположения двух прямых на плоскости и в пространстве, распознавать в многоугольниках параллельные стороны. Формулировать утверждения о взаимном расположении двух прямых, свойства параллельных прямых | 1 | | |
24 | Построение параллельных прямых.. | 1 | | |
25 | Расстояние. | Измерять расстояния между двумя точками, от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми. Строить параллельные прямые с заданным расстоянием между ними. | 1 | | |
26 | . Расстояние. Самостоятельная работа | 1 | | |
| Раздел 3. Десятичные дроби | | 9ч | | |
27 | . Как читают и записывают десятичные дроби | Записывать и читать десятичные дроби. Представлять десятичную дробь в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | | |
28 | . Десятичные дроби на координатной прямой. | 1 | | |
29 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную | Формулировать признак обратимости обыкновенных дробей в десятичную, применять его для распознавания дробей, для которых возможна (или невозможна) десятичная запись. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных. | 1 | | |
30 | . Перевод десятичной дроби в обыкновенную. | 1 | | |
31 | Десятичные дроби и метрическая система мер | Использовать десятичные дроби для перехода от одних единиц измерения к другим. Объяснять значения десятичных приставок, используемых для образования названий единиц в метрической системе мер | 1 | | |
32 | Сравнение десятичных дробей. | Распознавать равные десятичные дроби. Объяснять на примерах приём сравнения десятичных дробей. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби | 1 | | |
33 | Сравнение десятичных дробей с помощью координатной прямой.. | 1 | | |
34 | Задачи на уравнивание | Решать задачи арифметическим способом | 1 | | |
35 | Десятичные дроби. Контрольная работа. | Записывать и читать десятичные дроби. Изображать десятичные дроби точками на координатной прямой. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных дробей и десятичные в виде обыкновенных. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. Выражать одни единицы измерения в других единицах (метры в километрах, минуты в часах и т.п.) | 1 | | |
| Раздел 4. Действия с десятичными дробями | | 31ч | | |
36 | . Сложение десятичных дробей | Конструировать алгоритм сложения десятичных дробей; иллюстрировать его примерами. Вычислять суммы десятичных дробей | 1 | | |
37 | Вычитание десятичных дробей | Конструировать алгоритм вычитания десятичных дробей; иллюстрировать его примерами. Вычислять суммы и разности десятичных дробей | 1 | | |
38 | . Сложение и вычитание десятичных дробей. | Конструировать алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей; иллюстрировать их примерами. Вычислять суммы и разности десятичных дробей | 1 | | |
39 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение уравнений. | 1 | | |
40 | . Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей | Решать текстовые задачи, предполагающие сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
41 | Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа | 1 | | |
42 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100. 1000… | Исследовать закономерность в изменении положения запятой в десятичной дроби при умножении её на 10, 100, 1000 и т.д.. Формулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.п. | 1 | | |
43 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100. 1000… | 1 | | |
44 | Умножение десятичных дробей. | Конструировать алгоритмы умножения десятичной дроби на десятичную дробь, иллюстрировать примерами соответствующее правило. Вычислять произведение десятичных дробей. Вычислять квадрат и куб десятичной дроби | 1 | | |
45 | Умножение десятичных дробей.Решение задач. | 1 | | |
46 | Решение задач на умножение десятичных дробей | Вычислять произведение десятичной дроби и обыкновенной, выбирая подходящую форму записи дробных чисел. | 1 | | |
47 | Решение задач на умножение десятичных дробей | 1 | | |
48 | . Умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа | 1 | | |
49 | Деление десятичной дроби на 10,100.. | Обсуждать принципиальное отличие действия деления от других действий с десятичными дробями. Выполнять действие деления десятичной дроби на натуральное число | 1 | | |
50 | Деление десятичной дроби на натуральное число .Решение уравнений. | 1 | | |
51 | Деление десятичных дробей .Решение задач | Обсуждать принципиальное отличие действия деления от других действий с десятичными дробями. Осваивать алгоритмы вычислений в случаях, когда частное выражается десятичной дробью. Сопоставлять различные способы представления обыкновенных дробей в виде десятичной. Вычислять частное от деления на десятичную дробь в общем случае | 1 | | |
52 | . Деление десятичных дробей. Вычисление значений выражений. | 1 | | |
53 | . Деление десятичных дробей. Самостоятельная работа | 1 | | |
54 | Решение задач на деление десятичных дробей | Вычислять деление десятичной дроби и обыкновенной, выбирая подходящую форму записи дробных чисел. | 1 | | |
55 | Решение задач на деление десятичных дробей | 1 | | |
56 | . Деление десятичных дробей ( продолжение) | Обсуждать принципиальное отличие действия деления от других действий с десятичными дробями. Осваивать алгоритмы вычислений в случаях, когда частное выражается десятичной дробью. Сопоставлять различные способы представления обыкновенных дробей в виде десятичной. Вычислять частное от деления на десятичную дробь в общем случае | 1 | | |
57 | . Деление десятичных дробей Решение уравнений | 1 | | |
58 | . Деление десятичных дробей ( продолжение). Самостоятельная работа | 1 | | |
59 | . Округление десятичных дробей | Округлять десятичные дроби «по смыслу», выбирая лучшее из приближений с недостатком и с избытком. Формулировать правило округления десятичных дробей, применяя его на практике. Объяснять, чем отличается округление десятичных дробей от округления натуральных чисел. | 1 | | |
60 | . Округление десятичных дробей. Решение уравнений. | 1 | | |
61 | . Задачи на движение | Решение задач арифметическим способом | 1 | | |
62 | . Задачи на движение по реке | 1 | | |
63 | . Решение задач на встречное движение. | 1 | | |
64 | Решение задач на движение. Самостоятельная работа | 1 | | |
65 | Действия с десятичными дробями | Формулировать правила действий с десятичными дробями. Вычислять значения числовых выражений, соответствующих дроби; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Исследовать числовые закономерности, используя числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера). Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений. Округлять десятичные дроби, находить десятичные приближения обыкновенных дробей. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами: анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | 1 | | |
66 | Действия с десятичными дробями. Контрольная работа | 1 | | |
| Раздел 5. Окружность | | 8ч | | |
67 | . Прямая и окружность | Распознавать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, изображать их с помощью чертёжных инструментов. Исследовать свойства взаимного расположения прямой и окружности, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование | 1 | | |
68 | . Две окружности на плоскости | Распознать различные случаи взаимного расположения двух окружностей, изображать их с помощью чертёжных инструментов и от руки. Строить точку, равноудалённую от концов отрезка. Исследовать свойства взаимного расположения прямой и окружности, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Конструировать алгоритм построения изображений, содержащих две окружности, касающиеся внешним и внутренним образом, строить по алгоритму. Формулировать утверждения о взаимном расположении двух окружностей. Сравнивать различные случаи взаимного расположения двух окружностей. Выдвигать гипотезы о свойствах конфигурации «две пересекающиеся окружности равных радиусов», обосновывать их. Строить точки, равноудалённые от концов отрезка | 1 | | |
69 | . Две окружности на плоскости. Решение практических задач. | 1 | | |
70 | Построение треугольника | Распознавать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей, изображать их с помощью чертёжных инструментов и от руки. Строить треугольник по трём сторонам, описывать построение | 1 | | |
71 | Построение треугольника циркулем и линейкой. Самостоятельная работа | 1 | | |
72 | . Круглые тела | Распознавать цилиндр, конус, шар, изображать их от руки, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование. Описывать их свойства. Рассматривать простейшие комбинации тел: куб и шар, цилиндр и шар, куб и цилиндр, пирамида из шаров. Рассматривать простейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Распознавать развёртки конуса, цилиндра, моделировать конус и цилиндр из развёрток | 1 | | |
73 | . Круглые тела. Решение практических задач. | 1 | | |
74 | Окружность. | Распознавать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, изображать их с помощью чертёжных инструментов. | 1 | | |
| Раздел 6. Отношения и проценты | | 15ч | | |
75 | Что такое отношение | Объяснять, что показывает отношение двух чисел, использовать и понимать стандартные обороты речи со словом «отношение». Составлять отношения, объяснять содержательный смысл составленного отношения. | 1 | | |
76 | . Отношение двух чисел. | Объяснять как находят отношение одноименных и разноименных величин, находить отношения величин. | 1 | | |
77 | . Отношение двух чисел .Решение практических задач. | 1 | | |
78 | . Деление в данном отношении | Решать задачи на деление чисел и величин в данном отношении, в том числе задачи практического характера | 1 | | |
79 | Деление в данном отношении .Решение задач | 1 | | |
80 | Деление в данном отношении. Самостоятельная работа | 1 | | |
81 | . «Главная» задача на проценты | Характеризовать доли величины, используя эквивалентные представления заданной доли с помощью дроби и процентов | 1 | | |
82 | . Решение задач на нахождение процентов от числа | Решать задачи, в том числе задачи с практическим контекстом, с реальными данными, на нахождение процентного отношения двух величин | 1 | | |
83 | . Решение задач на нахождение процентов от числа | 1 | | |
84 | . Решение задач на нахождение числа по его проценту. | 1 | | |
85 | . Выражение отношения в процентах | Решать задачи практического содержания на увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов | 1 | | |
86 | Выражение отношения в процентах. Решение задач. | 1 | | |
87 | Выражение отношения в процентах. Самостоятельная работа | 1 | | |
88 | Отношения и проценты | Находить отношение чисел и величин. Решать задачи, связанные с отношением величин, в том числе задачи практического характера. Решать задачи на проценты, в том числе задачи с реальными данными, применяя округление, приёмы прикидки | 1 | | |
89 | Отношения и проценты. Контрольная работа | 1 | | |
| Раздел 7. Симметрия | | 8ч | | |
90 | . Осевая симметрия | Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Проводить прямую, относительно которой две фигуры симметричны. | 1 | | |
91 | . Осевая симметрия вокруг нас. | 1 | | |
92 | . Ось симметрии фигуры | Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Формулировать свойства равнобедренного, равностороннего треугольников, прямоугольника, квадрата, круга, связанные с осевой симметрией. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии | 1 | | |
93 | Ось симметрии фигуры | 1 | | |
94 | Ось симметрии фигуры. Решение практических задач. | 1 | | |
95 | Центральная симметрия | Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно точки. Строить фигуру, симметричную данной относительно точки, с помощью инструментов, достраивать, изображать от руки. Находить центр симметрии фигуры, конфигурации. Формулировать свойства фигур, симметричных относительно точки. Выдвигать гипотезы, формулировать, обосновывать, опровергать с помощью контрпримеров утверждения об осевой и центральной симметрии фигур | 1 | | |
96 | Построение симметричных фигур. | 1 | | |
97 | . Симметрия. Самостоятельная работа | Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Исследовать свойства фигур, имеющих ось и центр симметрии, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование | 1 | | |
| Раздел 8. Целые числа | | 14ч | | |
98 | . Какие числа называют целыми. Сравнение целых чисел | Приводить примеры использования в жизни положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и пр.). Описывать множество целых чисел. Объяснять, какие целые числа называют противоположными. Записывать число, противоположное данному, с помощью знака «минус». Упрощать записи типа –(+3), -(-3). Сопоставлять свойства ряда натуральных чисел и ряда целых чисел. Сравнивать и упорядочивать целые числа. | 1 | | |
99 | Сложение целых чисел. | Объяснять на примерах, как находят сумму двух целых чисел. Записывать с помощью букв свойство нуля при сложении, свойство суммы противоположных чисел. Упрощать запись суммы целых чисел, опуская, где это можно, знак «+» и скобки. | 1 | | |
100 | . Сложение целых чисел на координатной прямой. | 1 | | |
101 | Вычитание целых чисел | Формулировать правило нахождения разности целых чисел, записывать его на математическом языке. Вычислять разность двух целых чисел | 1 | | |
102 | Вычитание целых чисел при помощи координатной прямой. | 1 | | |
103 | Сложение и вычитание целых чисел. Самостоятельная работа | Вычислять значения числовых выражений, составленных из целых чисел с помощью знаков «+» и «-»; осуществлять самоконтроль | 1 | | |
104 | . Умножение целых чисел | Формулировать правила знаков при умножении целых чисел, иллюстрировать их примерами. Записывать на математическом языке равенства, выражающие свойства 0 и 1 при умножении, правило умножения на -1. Опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения о знаках результатов действий с целыми числами | 1 | | |
105 | Умножение целых чисел. Вычисление. | 1 | | |
106 | . Деление целых чисел | Формулировать правила знаков при делении целых чисел, иллюстрировать их примерами. Опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения о знаках результатов действий с целыми числами | 1 | | |
107 | . Деление целых чисел. Вычисление. | 1 | | |
108 | . Умножение и деление целых чисел. Самостоятельная работа | Вычислять значения числовых выражений, содержащие разные действия с целыми числами. Вычислять значения буквенных выражений при заданных целых значениях букв. Исследовать вопрос об изменении знака произведения целых чисел при изменении на противоположные знаков множителей | 1 | | |
109 | Множества. Круги Эйлера. | Формулировать определение подмножества некоторого множества. Иллюстрировать понятие подмножества с помощью кругов Эйлера. Обсуждать соотношение между основными числовыми множествами. Записывать на символическом языке соотношения между множествами и приводить примеры различных вариантов их перевода на русский язык. Исследовать вопрос о числе подмножеств конечного множества | 1 | | |
110 | . Целые числа. Обобщение. | Сравнивать, упорядочивать целые числа. Формулировать правила вычисления с целыми числами, находить значения числовых выражений, содержащих действия с целыми числами | 1 | | |
111 | Целые числа. Контрольная работа | 1 | | |
| Раздел 9. Комбинаторика. Случайные события | | 8ч | | |
112 | . Логика перебора. | Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов | 1 | | |
113 | Логика перебора. Решение задач. | 1 | | |
114 | . Правило умножения | Решать комбинаторные задачи приёмом комбинаторного умножения | 1 | | |
115 | Правило умножения. Решение задач. | 1 | | |
116 | Сравнение шансов | Сравнивать шансы наступления случайного события, строить речевые конструкции с использованием словосочетаний «более вероятно», «маловероятно» | 1 | | |
117 | Сравнение шансов. Решение задач | 1 | | |
118 | . Эксперименты со случайными исходами. | Проводить эксперименты со случайными исходами, анализировать и интерпретировать результаты: сравнивать шансы наступления случайного события, строить речевые конструкции с использованием словосочетаний «более вероятно», «маловероятно» | 1 | | |
119 | . Эксперименты со случайными исходами. Самостоятельная работа | 1 | | |
| Раздел 10. Рациональные числа | | 16ч | | |
120 | Какие числа называют рациональными | Применять в речи терминологию, связанную с рациональными числами; распознавать натуральные, целые, дробные, положительные, отрицательные числа; характеризовать множество рациональных чисел | 1 | | |
121 | . Сравнение рациональных чисел. Модуль числа | Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для рациональных чисел. Сравнивать положительное число и нуль, отрицательное число и нуль, положительное и отрицательное числа, два отрицательных числа | 1 | | |
122 | Сумма отрицательных чисел. | Формулировать правила сложения двух чисел одного знака, двух чисел разного знаков. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами суммы нескольких рациональных чисел (например, замена знака каждого слагаемого) | 1 | | |
123 | Сложение чисел с разными знаками. | 1 | | |
124 | . Разность отрицательных чисел | Формулировать правило вычитания из одного числа другого; применять эти правила для вычисления сумм, разностей. Выполнять числовые подстановки в суммы и разности, записанные с помощью букв, находить соответствующие значения. | 1 | | |
125 | Разность рациональных чисел. Самостоятельная работа | 1 | | |
126 | Произведение рациональных чисел | Формулировать правила нахождения произведения двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков; применять эти правила при рациональных чисел. Находить квадраты и кубы рациональных чисел. | 1 | | |
127 | . Произведение рациональных чисел Решение задач | 1 | | |
128 | . Частное рациональных чисел | Формулировать правила нахождения частного двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков; применять эти правила при делении рациональных чисел. | 1 | | |
129 | Частное рациональных чисел. Решение уравнений. | 1 | | |
130 | Произведение и частное рациональных чисел. Самостоятельная работа | Выполнять действия умножения и деления рациональных чисел | 1 | | |
131 | . Решение задач на «обратный ход» | Решать задачи арифметическим способом | 1 | | |
132 | . Прямоугольные координаты на плоскости | Объяснять и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат на плоскости; применять в речи и понимать соответствующие термины и символику. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек | 1 | | |
133 | Построение точек на координатной плоскости. | 1 | | |
134 | . Рациональные числа. Обобщение. | Изображать рациональные числа точками координатной прямой. Применять и понимать геометрический смысл понятия модуля числа, находить модуль рационального числа. Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для рациональных чисел, сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Выполнять вычисления с рациональными числами. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек | 1 | | |
135 | Рациональные числа. Контрольная работа | 1 | | |
| Раздел 11. Буквы и формулы | | 15ч | | |
136 | . О математическом языке | Обсуждать особенности математического языка. Записывать математические выражения с учётом правил синтаксиса математического языка; составлять выражения по условиям задачи с буквенными данными | 1 | | |
137 | . Составление математических выражений и предложений | Использовать буквы для записи математических предложений, общих утверждений; осуществлять перевод с математического языка на естественный | 1 | | |
138 | Составление математических выражений и предложений по условию задачи. | 1 | | |
139 | . Выражения с переменными. | Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, в том числе по условиям, заданным рисунком. Вычислять по формулам. Выражать из формулы одну величину через другие | 1 | | |
140 | . Составление формул. | 1 | | |
141 | . Вычисления по формулам | Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, в том числе по условиям, заданным рисунком. Вычислять по формулам. Выражать из формулы одну величину через другие | 1 | | |
142 | . Вычисления по формулам. Самостоятельная работа | 1 | | |
143 | . Формулы длины окружности и площади круга | Находить экспериментальным путём отношение длины окружности к диаметру. Обсуждать особенности числа ; находить дополнительную информацию об этом числе. Вычислять по формулам длины окружности, площади круга. Вычислять размеры фигур, ограниченных окружностями и их дугами. | 1 | | |
144 | Что такое уравнение. Корень уравнения. | Строить речевые конструкции с использованием слов «уравнение», «корень уравнения». Проверять, является ли указанное число корнем рассматриваемого уравнения. | 1 | | |
145 | Решение уравнений | Проверять, является ли указанное число корнем рассматриваемого уравнения. Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами действий. | 1 | | |
146 | . Решение уравнений ,используя свойства арифметических действий. | 1 | | |
147 | . Решение задач с помощью уравнений | Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами действий. Составлять математические модели (уравнения) по условиям текстовых задач | 1 | | |
148 | . Решение задач с помощью уравнений. Самостоятельная работа | 1 | | |
149 | . Буквы и формулы | Использовать буквы для записи математических выражений и предложений. Составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, вычислять по формулам. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий | 1 | | |
150 | . Буквы и формулы. Контрольная работа | 1 | | |
| Раздел 12. Многоугольники и многогранники | | 10ч | | |
151 | . Сумма углов треугольника | Решать задачи на применение суммы углов треугольника | 1 | | |
152 | . Параллелограмм | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире параллелограммы. Изображать параллелограммы с использованием чертёжных инструментов. Моделировать параллелограммы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Исследовать и описывать свойства параллелограмма, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование | 1 | | |
153 | Свойства параллелограмма. | 1 | | |
154 | . Правильные многоугольники | Распознавать на чертежах и рисунках, в окружающем мире правильные многоугольники. Исследовать и описывать свойства правильных многоугольников, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Изображать правильные многоугольники с помощью чертёжных инструментов по описанию и по заданному алгоритму; осуществлять самоконтроль выполненных построений. Конструировать способы построения правильных многоугольников по заданным рисункам, выполнять построения. | 1 | | |
155 | Площади многоугольников | Составлять формулы для вычисления площади параллелограмма, прямоугольного треугольника. Выполнять измерения и вычислять площади параллелограммов и треугольников. Решать задачи на нахождение площадей параллелограммов и треугольников | 1 | | |
156 | Вычисление площадей многоугольников | 1 | | |
157 | Вычисление площадей многоугольников | 1 | | |
158 | Призма | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире призмы. Называть призмы. Копировать призмы, изображённые на клетчатой бумаге, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному. моделировать призмы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др., изготавливать из развёрток. Определять взаимное расположение граней, рёбер, вершин призмы. Исследовать свойства призмы, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Описывать их свойства, используя соответствующую терминологию.. Строить логическую цепочку рассуждений о свойствах призм. составлять формулы, связанные с линейными, плоскими и пространственными характеристиками призмы. моделировать из призм другие многогранники | 1 | | |
159 | Призма | 1 | | |
160 | Многоугольники и многогранники. Самостоятельная работа | Моделировать геометрические фигуры из бумаги(перекраивать прямоугольник в параллелограмм, достраивать треугольник до параллелограмма). Сравнивать фигуры по площади. Формулировать свойства равносоставленных фигур. | 1 | | |
| Раздел 13. Повторение | | 15ч | | |
161 | Действия с обыкновенными дробями. Повторение. | Выполнять действия с дробными числами | 1 | | |
162 | . Действия с обыкновенными дробями. Повторение. | 1 | | |
163 | . Действия с десятичными дробями. Повторение. | Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби, находить наибольшую и наименьшую десятичную дробь среди заданного набора чисел. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных; выяснять в каких случаях это возможно. Находить десятичное приближение обыкновенной дроби с указанной точностью | 1 | | |
164 | Действия с десятичными дробями. Повторение. | 1 | | |
165 | Проценты и отношения. Повторение | Представлять доли величины в процентах. Решать текстовые задачи на нахождение процента от данной величины. Решать задачи, требующие владения понятием отношения | 1 | | |
166 | . Контрольная работа на промежуточной аттестации | Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби, находить наибольшую и наименьшую десятичную дробь среди заданного набора чисел. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных; Выполнять действия с дробными числами. Решать задачи на движение, содержащие данные, выраженные дробными числами. Представлять доли величины в процентах. Решать текстовые задачи на нахождение процента от данной величины. Решать задачи, требующие владения понятием отношения. Составлять по рисунку формулу для вычисления периметра или площади фигуры. Сравнивать и упорядочивать положительные и отрицательные числа, находить наибольшее и наименьшее из заданного набора чисел. Отмечать точки на координатной плоскости, находить координаты отмеченных точек. | 1 | | |
167 | . Действия с целыми числами. Повторение | Сравнивать и упорядочивать положительные и отрицательные числа, находить наибольшее и наименьшее из заданного набора чисел. Выполнять числовые подстановки в буквенное выражение ( в том числе, подставлять отрицательные числа), вычислять значения выражения | 1 | | |
168 | . Действия с целыми числами. Повторение | 1 | | |
169 | . Действия с рациональными числами. Повторение. | Изображать рациональные числа точками координатной прямой. Применять и понимать геометрический смысл понятия модуля числа, находить модуль рационального числа. Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для рациональных чисел, сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Выполнять вычисления с рациональными числами. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек | 1 | | |
170 | Действия с рациональными числами. Повторение. | 1 | | |
171 | Действия с дробями | Решать основные задачи на дроби, применять нахождение части от числа. Решать текстовые задачи с практическим контекстом; анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; выполнять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | 1 | | |
172 | Проценты | Решать задачи, в том числе задачи с практическим контекстом, с реальными данными, на нахождение процентного отношения двух величин |
1 | |
|
173 | Уравнения | Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами действий. Составлять математические модели (уравнения) по условиям текстовых задач | 1 | | |
174 | Комбинаторика | Проводить эксперименты со случайными исходами, анализировать и интерпретировать результаты: сравнивать шансы наступления случайного события, строить речевые конструкции с использованием словосочетаний «более вероятно», «маловероятно» | 1 | |
|
175 | Итоговое обобщение |
| 1 | |
|