Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бегишевская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
"Рассмотрено" На педагогическом совете Протокол №__ от "___" _________ 20__ г | "Согласовано" Зам. директора по УВР ______С.В.Симонова "___" _________ 20__ г | "Утверждено" Директор школы _______ Г.Ж.Халиуллина "___" _________ 20__ г |
Рабочая программа
по учебному курсу
«Обществознание»
10 класс
Юнусова Розалия Миллинуровна
Фамилия Имя Отчество учителя,
____ квалификационная категория
Бегишево
2016 год
Пояснительная записка
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и программы «Обществознание 10-11 классы. Базовый уровень», составители Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. М, Просвещение, 2013.
Цели:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю (базовый уровень).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Содержание тем учебного предмета
Введение (1 ч)
Глава I. Общество (5 ч)
Построение понятия «общество в широком и в узком смыслах». Выявление базовых характеристик общества: динамичности, системности, самодостаточности, нелинейности, незавершённости и альтернативности развития. Характеристика взаимодействия общества и природы.
Выявление основных подсистем общества: экономической, социальной, духовной, политической. Характеристика общественных отношений. Построение понятия «социальный институт». Определение базовых социальных институтов.
Определение понятия «исторический тип общества». Характеристика традиционного общества. Анализ исторических и современных моделей традиционного общества. Использование знаний истории.
Анализ исторических условий, необходимых для перехода к индустриальному обществу. Характеристика индустриального общества. Анализ исторических и современных моделей индустриального общества. Использование знаний географии и истории.
Анализ экономических, политических, социальных условий, необходимых для формирования постиндустриального общества. Характеристика постиндустриального общества. Анализ современных моделей постиндустриального общества.
Определение понятий «прогресс» и «регресс». Классификация видов прогресса. Характеристика критериев общественного прогресса. Построение понятия «способ общественного развития». Формулирование понятий «революция», «эволюция». Анализ исторической и современной практики революционного и эволюционного способов развития. Определение понятия «реформа». Выявление признаков модернизации.
Построение понятия «многообразие современного мира». Характеристики проявления многообразия современного мира. Построение понятия «единство современного мира». Выявление тенденций развития: глобализации, интеграции.
Определение понятия «глобальные проблемы». Характеристика видов глобальных проблем: политических, социально-экономических, демографических, экологических. Анализ причин и прогнозирование последствий распространения и усугубления глобальных проблем
Глава II. Человек
Анализ взглядов на происхождение человека. Раскрытие смысла теорий происхождения человека (научные теории, теологическая теория, теория палеовизита).
Построение модели биологической и социальной эволюции человека. Характеристика потребностей человека: биологических, социальных. Выявление социальной сущности человека (речь, мышление, творчество, деятельность). Построение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
Формулирование понятия «мышление». Определение сущности мировоззрения. Характеристика видов мировоззрения: научного, художественного, религиозного, мифологического. Установление связи типа мировоззрения с историческими эпохами.
Построение модели деятельности. Классификация видов деятельности: трудовой, учебной, познавательной, общения, игровой; материальной и духовной деятельности; созидательной и разрушительной.
Построение понятия «творчество». Характеристика творческой деятельности в науке, искусстве, политике, экономике. Определение свободы как необходимого условия творчества и свободы в юридическом смысле. Построение понятия «ответственность». Определение видов ответственности.
Построение понятия «самопознание». Выявление структуры самопознания. Выявление различных целей и смыслов жизни человека. Построение понятий «самореализация» и «самоопределение».
Глава III. Духовная культура
Построение понятия «культура». Определение функции культуры. Характеристика видов культуры по различным
критериям: элитарной, народной, массовой; доминирующей, субкультуры, контркультуры. Анализ существующих видов и их распространения в современном обществе.
Построение понятия «форма культуры». Раскрытие смысла понятия «искусство». Анализ подходов к пониманию Сущности искусства. Определение видов искусства и характеристика исторической роли искусства. Определение понятия «эстетика». ,
Построение понятия «религия как форма культуры». Характеристика видов первобытных религий: анимизма, тотемизма, мифологии, фетишизма, магии, шаманизма. Выделение особенностей национальных религий. Характеристика национальных религий: иудаизма, индуизма, синтоизма, конфуцианства, даосизм.
Выделение особенностей мировых религии. Исторические условия зарождения буддизма, иудаизма, христианства (православие, католицизм, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство)), ислама. Характеристика особенностей распространения мировых религий в России.
Характеристика понятия «обычай». Определение понятия «традиция». Выявление роли традиций для сохранения культурного наследия. Формулирование понятия «мораль». Определение понятия «этика».
Построение понятия «познание». Определение структуры познания. Определение абсолютной и относительной истины. Выявление критериев истины. Определение сути эмпирического способа познания. Определение сути рационального познания. Выявление различных видов познания: обыденного, научного, художественного, религиозного.
Построение понятия «наука» в современном смысле. Характеристика эмпирических методов: наблюдения, эксперимента. Характеристика рационалистических методов: анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения, сравнения, классификации и др. Определение структуры современного научного знания.
Построение понятия «образование». Характеристика российской системы образования: дошкольное, общее (начальная школа, средняя школа, старшая школа), профессиональное (начальное, среднее, высшее), послевузовское (аспирантура, Докторантура), дополнительное образование. Выявление основных тенденций развития современного образования (гуманизация, гуманитаризация, интеграция и др.).
Глава IV. Экономика
Построение понятия «хозяйство». Построение понятия «экономика». Характеристика потребностей человека и способов их удовлетворения. Выявление основных проблем экономики. Определение понятия «благо как способ удовлетворения потребностей». Характеристика факторов производства.
Определение понятия «собственность» и её видов: общинной, частной, государственной, личной, муниципальной. Построение понятия экономической системы. Характеристика типов экономических систем: традиционной, рыночной, командно- административной, смешанной.
Построение понятия «рынок». Формулирование закона спроса и предложения. Построение модели рыночного равновесия.
Глава V. Социальная сфера
Построение модели социальной структуры. Характеристика социальных отношений. Формулирование понятия «социальная общность» и определения признаков социальной общности. Формулирование понятий «страта» и «социальная стратификация». Характеристика систем социальной стратификации: рабства, кастовой, сословной, классовой.
Определение понятия «социально-этническая общность». Анализ исторических форм складывания социальноэтнических общностей: семьи, рода, клана, племени. Анализ проблем межнациональных отношений. Характеристика межнациональных отношений в России.
Определение понятий «социальная роль» и «социальный статус». Характеристика видов социальных статусов: врождённых, приобретённых. Построение понятия «социальная мобильность». Определение направлений социальной мобильности: вертикальной (восходящей и нисходящей) и горизонтальной и каналов социальной мобильности.
Построение понятия «социальные нормы». Выделение особенностей и видов (позитивное, негативное) девиантного поведения. Определение понятия «социальный конфликт». Определение путей разрешения социальных конфликтов. Построение понятий «социальный контроль» и «социальные санкции». Характеристика видов социальных санкций: позитивных, негативных; формальных, неформальных.
Построение понятия «семья». Характеристика исторического развития семьи. Выделение функции семьи в обществе. Определение видов семьи: патриархальной, демократической; нуклеарной, расширенной, полигамной. Выявление тенденций развития социальных институтов семьи и брака.
Выявление особенностей и роли молодёжи как особой социальной группы. Анализ проблем взаимоотношений поколений.
Глава VI. Политическая сфера
Определение понятий «политика», «власть», «политическая коммуникация», «политическая система».
Построение понятия «гражданское общество». Выделение признаков и структуры гражданского общества. Построение понятий «правовое государство» и «социальное государство».
Построение понятия «политическая партия». Характеристика видов политических партий (по идеологии, по способам организации). Формулирование понятий «общественно- политическое движение», «профессиональный союз», «общественная организация», «группа давления», «лобби».
Формулирование понятия «избирательная система». Характеристика видов избирательных систем (мажоритарная (абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства), пропорциональная, смешанная).
Определение понятия «политическое поведение». Характеристика политического участия (лидеры, активисты, последователи, лидеры мнения) и абсентеизма. Формулирование понятий «политическое лидерство» и «политическая элита».
Глава VII. Право как особая система норм
Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «система права».
Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт)).
Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания.
Итоговое повторение (1 ч)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Прогнозируемые результаты | Виды деятельности | Дата |
план | факт |
1. | Введение | 1 | | | | |
Раздел I. Общество и человек |
Глава I. Общество (5 ч) |
2-3. | Что такое общест-во? | 2 | Научатся определять элементы и подсистемы общества; основные институты общества; давать определение понятию «общество», выделять его характерные признаки. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Понимают значение знаний для человека и принимают его. Мо-тивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. Оценивают собственную учебную деятельность | Проблемные задания. Составление таблицы «Общественные науки» | | |
4-5. | Общество как слож-ная динамичная сис-тема | 2 | Научатся определять особенности социальной системы общества; характеризовать главные социальные институты и институты общества. Получат возможность научиться: анализировать объекты; ори-ентироваться на понимание причин успеха в учебе; форму-лировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Понимают значение знаний для человека и принимают его. Оп-ределяют границы собственного знания и незнания. | Работа по таблице «Со-циальные институты» Составление плана «Осо-бенности социальной системы Работа с материалами СМИ | | |
6. | Повторение и контроль знаний (тренировочные задания ЕГЭ) |
Глава II. Человек (13 ч) |
7-8. | Природа человека | 2 | Научатся определять, что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы; объяснять взаимосвязь человека, об-щества и природы, варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между при-родой и обществом. Получат возможность научиться: анализировать, делать выво-ды; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Понимают значение знаний для человека и принимают его. Оценивают собственную деятельность | Подготовить сообщение по одной из наук, изучающих человека Поиск дополнительных сведений в СМИ Практические задания | | |
8-9. | Человек как духовное существо | 2 | Научатся: определять, что такое мировоззрение, философия; характеризовать проблему познаваемости мира. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Понимают значение знаний для человека и принимают его. Оценивают собственную деятельность | Работа над документами Работа с учебником Практические задания | | |
10-11. | Деятельность – спо-соб существования людей | 2 | Научатся определять, что такое деятельность; что такое пот-ребности; что такое иерархическая теория потребностей; ха-рактеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов дея-тельности; определять взаимосвязь деятельности и соз-нания.Понимают значение знаний для человека и принимают его. Оценивают собственную деятельность | Работа с учебником Решение познавательных и практических задач Составление схемы «Пот-ребности человека» | | |
12-13. | Познание и знание | 2 | Научатся определять проблемы познаваемости мира; что такое наука; характеризовать основные особенности научного мыш-ления; естественные и социально-гуманитарные науки; оп-ределять, что представляет собой знание и процесс познания; объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу. Оценивают собственную деятельность | Составление схемы «От-ношение философов к проблеме познаваемости мира» Составление схемы «Ис-тина и её критерии» Подготовить материал о рациональном и чувственном познании | | |
14-15. | Человек в системе социальных связей | 2 | Научатся: определять связь свободы и необходимости; что такое самосознание и самооценка; характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности; определять связь между самоопределением и самореализацией личности. Мотивируют свои действия, проявляют интерес к но-вому учебному материалу; развивают способность к самооценке | Работа с учебником Письменные задания по карточкам. Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих ти-пичные социальные ситуации | | |
16. | Повторение и контроль знаний (тренировочные задания ЕГЭ) |
17. | Контроль знаний по теме: «Общество и человек» |
Раздел II. Основные сферы общественной жизни |
Глава III. Духовная культура (9 ч) |
18-19. | Культура и духовная жизнь общества | 2 | Научатся определять, что такое массовая, народная и элитарная культура; что такое этикет, его происхождение и правила; формы и разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия; анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного на-следия. Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; развивают способность к самооценке. | Работа с учебником Составить таблицу «Функ-ции культуры» Анализировать источники социальной информации | | |
20-21. | Наука. Образование | 2 | Научатся определять, что такое наука, каковы ее функции в об-ществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ; осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших вре-мен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы. Мотивируют свои действия, прояв-ляют интерес к новому учебному материалу; Развивают способность к самооценке | Работа с учебником Решение проблемных задач Составление словарика по теме Работа над проектом «Шко-ла вчера, сегодня, завтра» | | |
22-23. | Мораль. Религия | 2 | Научатся: определять роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия, ее зна-чение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выде-лять главное. Развивают способность к самооценке, оценивают собственную учебную деятельность | Работа с учебником Составить таблицу «Миро-вые религии» Словарик по теме | | |
24-25. | Искусство и духов-ная жизнь. | 2 | Научатся: определять, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искус-ства, определяя ценности, которыми оно обладает. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности проявляют интерес к новому учебному материалу | Составить схему «Искус-ство и его формы», Подготовить сообщение о культурной жизни в современной России | | |
26. | Повторение и контроль знаний (тренировочные задания ЕГЭ) |
Глава IV. Экономика (5 ч) |
27-28. | Роль экономики в жизни общества | 2 | Научатся определять сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; что представляет собой производство; характеризовать поведение пред-принимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфе-ре; определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решать творческие. Задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах эконо-мической жизни. Развивают способность к самооценке, оценивают собственную учебную деятельность | Составить словарик по теме Таблицы «Виды экономической деятельности», «Об-щественное благосостоя-ние» | | |
29-30. | Экономическая культура | 2 | Научатся определять основные элементы экономической культуры, значение экономической направленности и социальных установок личности, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; объяснять, в чем суть и значение экономически грамот-ного и нравственно ценного поведения человека в экономике. Мотивируют свои действия; проявляют интерес к новому учебному материалу. | Работа с учебником и докумнтами Решение проблемных задач. Составление памятки «Эти-ческий кодекс предприни-мателя» | | |
31. | Повторение и контроль знаний (тренировочные задания ЕГЭ) |
Глава V. Социальная сфера (15 ч) |
32-33. | Социальная струк-тура общества | 2 | Научатся определять, что такое социальный статус личности в обще-стве, социальная группа, социальные отношения; что такое соци-альная стратификация, какие существуют крупные страты в оп-ределенном обществе людей; разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в со-ответствии с их социальной ролью; анализировать положение человека в обществе. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; развивают способность к самооценке. | Работа с учебником Составить схему «Социальная структура общества» Составить словарик по теме | | |
34-35. | Социальные взаимодействия | 2 | Научатся определять, что такое социальная связь и социальное взаи-модействие; каковы причины социальных конфликтов; как проявля-ется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; что такое пос-ледствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образа жизни; анализировать отдельные социальные группы людей. Понимают значение знаний для человека и принимают его. | Работа с учебником Решение проблемных задач. Составить словарик по те-ме. | | |
36-37. | Социальные нормы и отклоняющееся поведения | 2 | Научатся: определять, что такое нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля; приводить примеры, характе-ризующие виды социальных норм; определять причины отклоняю-щегося поведения; объяснять социальную опасность преступности; осуществлять поиск социальной информации; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения поз-навательных задач по актуальным социальным проблемам. Понимают значение знаний для человека и принимают его; раз-вивают способность к самооценке. | Работа с учебником Составить таблицу «Виды социальных норм» | | |
38-39. | Нации и межнаци-ональные отноше-ния | 2 | Научатся: определять, что такое межнациональные отношения; разъ-яснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважи-тельно относиться к представителям других национальностей. Проявляют толерантное сознание и способны вести диалог с другими людьми, достигают в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения | Работа с учебником Эссе на тему «Причины межнациональных конф-ликтов и пути их преодоления. Словарик по теме | | |
40-41. | Семья и быт | 2 | Научатся: определять, что такое семья с социологической точки зре-ния, какие могут быть семьи; описывать жизненный цикл семьи; ана-лизировать мотивы и причины распада семей; анализировать се-мейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. Проявляют нравственное соз-нание на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Оце-нивают собственную учебную деятельность | Работа с учебником Составить схему «Функции семьи», Словарик по теме | | |
42-43. | Социальное раз-витие и молодежь | 2 | Научатся: определять актуальные проблемы нашего общества и моло-дежи; характеризовать особенности молодежи как социальной груп-пы. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации. Выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают усвоение нового материала, исходя из социальных и лич-ностных ценностей. | Работа с учебником Выделить проблемы совре-менной молодежи. Проработать пути их реше-ния | | |
44. | Повторение и контроль знаний (тренировочные задания ЕГЭ) |
Глава VI. Политическая сфера (12 ч) |
45-46. | Политика и власть | 2 | Научатся: определять, какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Развивают способность к самооценке, оценивают собственную учебную деятельность | Работа с учебником Составить схемы «Политические институты», «Власть и её виды» | | |
47-48. | Политическая систе-ма | 2 | Научатся: определять, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы; давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства, виды монополии государства; анализировать виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории. Понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке. | Работа с учебником Составить схему «Политическая система» Составить словарик по теме | | |
49-50. | Гражданское общес-тво и правовое го-сударство | 2 | Научатся определять признаки гражданского общества, признаки правового государства, черты тоталитарного режима; анализировать, делать выводы, анализировать взаимоотношения государства и общества. Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. | Работа с учебником Решение проблемных за-дач. Составить кластер: «Пра-вовое государство» Составить словарик по теме. Написать эссе: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» | | |
51-52. | Демократические вы-боры и политические партии | 2 | Научатся: определять, что представляет собой политическая система, отрасли права определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их сущность. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | Работа с учебником Составить таблицу «Политические партии и их программы». Подобрать материалы из СМИ по теме | | |
53-54. | Участие гражданина в политической пар-тии | 2 | Научатся: определять, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны; объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | Анализ материалов СМИ, Выполнение проблем-ных заданий | | |
55. | Повторение и контроль знаний (тренировочные задания ЕГЭ) |
56. | Контроль знаний по теме: «Основные сферы общественной жизни» |
Раздел III. Право |
Глава VII. Право как особая система норм (11 ч) |
57-58. | Право в системе со-циальных норм | 2 | Научатся: определять, чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют со-бой социальные нормы и каково их видовое разнообразие; объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, а также различные его значения. Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. | Составить схему «Структу-ра права» Составить таблицу «Отрас-ли права» | | |
59-60. | Источники права | 2 | Научатся: определять, что такое источники права, основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право; виды нормативных актов (законные и подзаконные акты). Понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к само-оценке. | Составить схему «Источни-ки права» | | |
61-62. | Правоотношения и правонарушения | 2 | Научатся: определять, что такое правоотношения и пра-вонарушения; особенности правонарушений; раскрывать важ-нейшие признаки правоотношений; объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юри-дической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы. Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. | Составить таблицу «Виды юридической ответствен-ности» | | |
63-64. | Современное россий-ское законодатель-ство | 2 | Научатся: определять общие черты и специфику отраслей рос-сийского права; отличие трудового договора от гражданско-пра-вовых договоров; различие проступка и преступления. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке | Диспут Составить словарик по теме Проанализировать право-вые документы Обсудить в группах вопрос «Существуют ли правонарушения, не опасные для общества? | | |
65-66. | Предпосылки правомерного поведения | 2 | Научатся: определять основные элементы правосознания; каким образом взаимодействует право и правосознание. Получат воз-можность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к обще-му решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Понимают значение знаний для человека и принимают его; Развивают способность к само-оценке. | Беседа Эссе на тему «Правомерное поведение». Составить словарик по теме | | |
67. | Повторение и контроль знаний (тренировочные задания ЕГЭ) |
68. | Итоговое повторение: Общество в разви-тии. Общество вступило в ХХI век | 1 | Научатся: определять, что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке. Оценивают собственную учебную деятельность | Беседа Работа с учебником Выполнение проблемных заданий | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программы общеобразовательных учреждений. по курсу Обществознание 6 -11 классы, - М., Просвещение, 2013.
2. Учебник «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень». Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009;
3. Баранов. П. А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова.- М.: Астрель, 2014
4. ЕГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е. С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
5. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2 – е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный Портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.еgе.edu.ru
Федеральный совет по учебникам МОиН РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsu.edu.ru
Портал учебного книгоиздания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ndce.ru
Журнал Вестник образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apkpro.ru
Сайт издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv.ru –
Институт повышения квалификации Издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv.-ipk.ru
Сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.som.fio.ru
Сайт посвящен современной науке, в т.ч. общественным наукам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://postnauka.ru/
Соционет: информационное пространство по общественным наука. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socionet.ru/
Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
Глоссарий по социальным наукам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Компьютер
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.