Приказ № 85/2 от 31.08.2016 г.
Составила: Воронцова Ю.Н.
учитель истории, 1 кв. категория
п. Павда
Программа курса «Обществознание» для учащихся 10-11 класса разработана на основе и соответствует требованиям:
•Закона Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
•Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
•Приказа Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
•Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
•Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
•Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
•Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
•Письма Минобрнауки России от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
•Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
•Закона Свердловской области от15. 07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ.
•Календарного учебного графика.
- Рабочая программа под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой «Обществознание 5-11 класс», 2-е изд.— М., 2009, создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
-Формирование навыков умения самостоятельного добывания учащимися знаний.
-Формирования умения общаться, дискутировать, анализировать и делать выводы и обобщения.
-Подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
В 10-11 классах, контрольные работы составляются в зависимости от уровня класса, при составлении используется литература для подготовки к экзаменам:
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая тетрадь ФИПИ/А.Ю.Лазебникова, Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская. – М.: издательство «Экзамен», 2010.
Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: Учебное пособие для 10-11 классов/С.В.Борисов и др., под ред Л.Д.Ибрагимовой. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 204с
Что изучает экономика. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология. Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ. Гражданство в РФ. Права и обязанности граждан России. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Правовое регулирование отношений в области образования. Правовое регулирование гражданских правоотношений. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности и его виды. Наследственное право. Правовое регулирование отношений супругов. Правовое регулирование трудовой деятельности. Трудоустройство и занятость. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Правовые основы соц. защиты и соц. обеспечения. Споры и порядок их рассмотрения. Особенности административного права. Уголовный процесс. Международное право и международные организации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
№ п./п | Раздел, тема урока. | Кол-во часов | Время выполн. д/з | Контроль | Требования к уровню подготовки | Программное обеспечение |
Предметно-информационная | Деятельно-коммуникативная | Ценностно-ориентировочная |
Раздел 1: Экономика-40 часов |
1 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Экономика и экономическая наука. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать, что изучает экономика. Характеризовать основные процессы экономики, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать. | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать этапы экономики | Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); - критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - анализ современных общественных явлений и событий; - освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - написание творческих работ по социальным дисциплинам. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
2 | Факторы производства и факторные доходы. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать факторы производства. Характеризовать основные факторы производства и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать факторы производства. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
3 | Спрос и предложение. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое спрос и предложение. Рынок. Характеризовать основные моменты спроса и предложения и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать этапы спроса и предложения | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
4. | Рыночные структуры. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое рыночные структуры. Характеризовать основные виды рыночных структур, и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать виды рыночных структур | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
5. | Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Характеризовать основные этапы защиты конкуренции, и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать антимонопольное законодательство. | Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); - критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - анализ современных общественных явлений и событий; - освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - написание творческих работ по социальным дисциплинам. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
6. | Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать, как рассчитываются экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, постоянные и переменные затраты. . Характеризовать основные этапы экономического роста и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать основные моменты экономического роста и развития | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
7 | Основные источники финансирования бизнеса. Антикоррупционное мировоззрение. Гражданин и коррупция | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое основные источники финансирования бизнеса. Характеризовать основные черты коррупции и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать основные источники финансирования бизнеса и черты коррупции. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
8 | Акции, облигации и другие ценные бумаги. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое акции, облигации и другие ценные бумаги. Характеризовать их виды и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать ценные бумаги. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
9 | Фондовый рынок. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое фондовый рынок. Характеризовать его и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать виды фондовых рынков. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
10 | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое менеджмент и маркетинг. Характеризовать основные черты менеджмента и маркетинга и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать основы менеджмента и маркетинга. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
11 | Банковская система. Финансовые институты. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать как работает банковская система. Характеризовать основные финансовые институты, и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать плюсы и минусы банковской системы в России и финансовые институты. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
12 | Виды, причины и последствия инфляции. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое инфляция. Характеризовать основные черты инфляции и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать рынок труда, причины и последствия инфляции. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
13 | Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать особенности рынка труда в России. Характеризовать основные этапы государственной политики в области занятости и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать особенности рынка труда и безработицы. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
14 | Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать особенности государственного вмешательства в экономику. Характеризовать основные общественные блага и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать общественные блага и их роль в государстве. | Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); - критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - анализ современных общественных явлений и событий; - освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - написание творческих работ по социальным дисциплинам. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
15 | Налоги, уплачиваемые предприятиями. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое налоги. Характеризовать основные их виды, уплачиваемые предприятием и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать необходимость уплаты налогов предприятиями. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
16 | Государственный бюджет. Государственный долг. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое гос.бюджет и гос.долг, навыки планирования доходов и расходов в бюджете. Характеризовать основные моменты планирования бюджета и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать гос.долг. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
17 | Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое ВВП. Характеризовать основные этапы экономического роста и развития, и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать. | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать циклы экономического роста и развития. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
18 | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать как развивается мировая экономика. Характеризовать ее плюсы и минусы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать роль государства в области международной торговли. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
19 | Глобальные экономические проблемы. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое экономические проблемы. Характеризовать основные их последствия и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать глобальные экономические проблемы. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
20 | Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое современная экономика. Характеризовать экономическую политику РФ и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать экономическую политику РФ и ее особенности. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
21 | Роль кредитования в современном обществе | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое кредитование. Характеризовать кредитную политику банков РФ и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать виды кредитов. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
22 | Итоговое обобщение по теме: «Экономика» | 1 | | Развивать навыки самостоятельной работы | Знать основные положения раздела | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Отрабатывать навык самостоятельной работы | тесты |
Глава 2. Политика (13 часов) |
1 | Политика как общественное явление. Понятие власти. Политическая система. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое политическая система и власть. Характеризовать ее основные виды и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать политическую власть и систему | Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); - критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - анализ современных общественных явлений и событий; - освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - написание творческих работ по социальным дисциплинам. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
2 | Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое политическая жизнь и психология. Характеризовать основные виды политического поведения и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать политическую жизнь и психологию политического поведения. . Политическое участие. Политическое лидерство. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
3 | Государство, его функции. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое государство. Характеризовать основные его признаки и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать функции государства. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
4 | Типология политических режимов. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое политический режим. Характеризовать основные его признаки и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать виды политических режимов | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
5 | Демократия ее основные ценности и признаки. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое демократия Характеризовать основные ее признаки и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать последствия демократии | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
6 | Гражданское общество и государство | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое гражданское общество и государство. Характеризовать основные ее признаки и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать признаки гражданского общества. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
7 | Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое политическая элита.. Характеризовать основные ее признаки и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать состав политической элиты. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
8 | Политические партии и движения. Политическая идеология. Политическая элита. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое политические партии и движения Характеризовать основные условия возникновения и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать программы движений и партий, политическую идеологию. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
9 | Выборы: система и люди. Законодательство Российской Федерации о выборах. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое выборы. Характеризовать основные их моменты и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать систему выборов и законодательство Российской Федерации о выборах. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
10 | Избирательная кампания в Российской Федерации. Избирательные системы. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое избирательная система и как проходит избирательная компания в РФ. Характеризовать основные ее последствия и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать ее основные моменты. Избирательные системы в России. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
11 | «Четвертая» власть. Средства массовой информации в политической системе общества. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое «четвертая власть» Характеризовать основные ее функции и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать ее работу и участие в политической системе общества. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
12 | Политический процесс. Его особенности в России | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое политический процесс. Характеризовать основные его этапы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать его особенности в России | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
13 | Итоговое обобщение по теме: «Политика» | 1 | | Развивать навыки самостоятельной работы | Знать основные положения раздела | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Отрабатывать навык самостоятельной работы | тесты |
Раздел 3: Право-16 часов |
1 | Право в системе социальных норм. Система российского права. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое право и система права. Характеризовать основные его этапы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать систему российского права его роль. | Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); - критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - анализ современных общественных явлений и событий; - освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - написание творческих работ по социальным дисциплинам. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
2 | Законотворческий процесс в РФ. Антикоррупционное мировоззрение. Гражданин и коррупция | 2 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое законотворческий процесс. Характеризовать основные его этапы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать его особенности в России | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
3 | Гражданство в РФ. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое гражданство. Характеризовать основные его признаки и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать его особенности в РФ. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
4 | Права и обязанности граждан России. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое права и обязанности граждан РФ: воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Характеризовать основные и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать последствия несоблюдения прав и воинской обязанности. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
5 | Права и обязанности налогоплательщиков. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что значит права и обязанности налогоплательщиков, право на благоприятную окружающую среду. Характеризовать основные способы ее защиты и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать последствия несоблюдения этих прав. Экологические правонарушения. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
6 | Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое правовое регулирование в области образования. Характеризовать основные его этапы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать порядок оказания платных образовательных услуг. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
7 | Субъекты гражданского права. Правовое регулирование гражданских правоотношений. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое правовое регулирование гражданских правоотношений Характеризовать основные его этапы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать его особенности в России. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
8 | Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое неимущественные и имущественные права. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. . Характеризовать основные ее формы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать способы их защиты. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
9 | Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое право на интеллектуальную собственность. Характеризовать основные его виды и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать особенности наследования в России. Характеризовать основные его этапы. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
10 | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое правовое регулирование отношений супругов. Характеризовать основные его этапы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать его особенности в России | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
11 | Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое правовое регулирование труд.деятельности. Характеризовать основные его признаки и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать его особенности и последствия в России. Составлять трудовой договор. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
12 | Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое споры. Характеризовать основные его признаки и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать их последствия и особенности в России | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
13 | Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое административное право. Характеризовать основные его особенности и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать особенности административного, уголовного, конституционного судопроизводства в России. | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
14 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 | 30 | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Знать что такое международная защита. Характеризовать основные ее этапы и доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь характеризовать ее особенности в России | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
15 | Итоговое обобщение по теме: «Право» | 1 | | Развивать навыки самостоятельной работы | Знать основные положения раздела | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе |
16 | Итоговое повторение за курс 8-11 класса | 1 | | Развивать навыки самостоятельной работы | Знать основные положения раздела | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе |
| Итого | 70 | |
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Список литературы для оценивания уровня подготовки учащихся.
1.ЕГЭ -2009: Экзамен в новой форме: обществознание: 11-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост.О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. [ФИПИ]
2. Лазебникова А.Ю., ЕГЭ 2010-2014. Обществознание, 11 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/А.Ю.Лазебникова, О.А.Котова – М.: Экзамен, 2010. – 141с.
3. Обществознание: сб.заданий для проведения экзамена в 11 классе/[Е.Л.Рутковская, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.; под общей редакцией Г.С.Ковалевой]М.:Просвещение, 2007. – 143с.
4. Тестовые материалы для 10-11 класса по обществознанию;-М.:2011 г.