СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

(начальное общее образование)


  1. Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные планируемые результаты

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учитывая специфику регионального компонента, в основной образовательной программе начального общего образования были добавлены и уточнены следующие личностные результаты:

  • сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);

  • сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);

  • уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).

Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А. Г. Асмолов).

Ниже раскрыто содержание указанных критериев.

Самоопределение включает в себя:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

  • чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

  • осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

  • ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование включает формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов;

  • формирования мотивов достижения и социального признания;

  • мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

  • формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

  • ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

  • формирование моральной самооценки;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравст­венной отзывчивости;

  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Исходя из данных направлений, обозначены критерии сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Далее были соотнесены личностные результаты с выделенными критериями. Данные результаты конкретизированы для обучающихся первого, второго, третьего и четвертого класса (таблица 1).

Таблица 1

Личностные планируемые результаты освоения

ООП НОО по классам

Критерии

сформированности

Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности

1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях

1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности

1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края

1.2. Преобладание внешнего мотива

к осознанию своей этнической

и национальной принадлежности

1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа

1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа

1.2. Осознанность своей этнической

и национальной принадлежности

1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя

1.3. Демонстрация творчества

в проявлении ценностных установок


1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий

1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества

1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме

1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым

1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения

1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций

1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром

1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе

1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде

1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий

1.6. Действия согласно установленным учителем правилам

1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности

1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений

1.6. Владение начальными навыками адаптации

в динамично изменяющемся

и развивающемся мире

1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье

1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках

1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях

1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее

членам, традициям

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены

1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья

1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни

2

Смыслообразование

2.1. Осознание себя в роли первоклассника

2.1. Принятие социальной роли школьника

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося




2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности

2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней

2.2. Наличие познавательных и

социальных мотивов учебной деятельности

2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

3

Нравственно-этическая ориентация

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых,

в том числе педагогов

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре своего народа

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей

3.2. Доброжелательность в отношении

к одноклассникам, членам семьи

3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

3.2. Этические чувства, доброжелательность

и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и

сопереживание чувствам других людей

3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности

3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений

о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей

3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности

3.5. Информированность о

профессиях, представленных

в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума

3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих

и инженерных

3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности

3.6. Уважительное отношение

к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей

и чувств

3.7. Освоение правил общения

в классном коллективе

3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях

3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях

3.7. Навыки сотрудничества со

взрослыми

и сверстниками в разных социальных ситуациях

3.8. Способность быть доброжелательным

3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение

3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы

3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:

1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.

2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах (таблица 2).

Таблица 2

Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы

и получат возможность для формирования, по классам



Критерии

сформированности

Код

результата

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

11

2**

1

2

1

2

1

2

1

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1.


+

+

+


+

+

+

1.2.

+

+

+

+

+

+

+

+

1.3.






+

+

+

1.4.






+

+

+

1.5.




+

+

+

+

+

1.6.

+

+

+

+


+

+

+

1.7.

+

+


+

+

+

+

+

1.8

+

+

+

+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение»

4


4


4


8


2

Смыслообразование

2.1.

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.


+

+

+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование»

1


2


2


2


3

Нравственно-этическая ориентация

3.1.




+


+

+

+

3.2.


+

+

+

+

+

+

+

3.3.




+

+

+

+

+

3.4.

+

+

+

+

+

+

+

+

3.5.


+

+

+

+

+

+

+

3.6.




+

+

+

+

+

3.7.


+

+

+

+

+

+

+

3.8.




+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация»

1


4


7


8


Количество диагностируемых личностных результатов в классе

6


10


13


18




Учитывая социальную ситуацию развития младшего школьника, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности младшего школьника в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».

Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте она определяется особенностями школьного обучения.

В этот период происходит рождение «социального Я». Формируется важное системное новообразование – «внутренняя позиция», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».

Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются семейные отношения, в качестве второго блока выделен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации ребенка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии младшего школьника и определяют его отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является ведущей в данный период. Кардинально меняется среда ребенка и его отношение к этой среде. Формирование социальной позиции школьника выступает главным возрастным новообразованием. Школьное обучение является основным видом занятий младшего школьника. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие младшего школьника зависит от того, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками.

Однако младший школьник не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство.

В таблице 3 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».



Таблица 3

Блоки личностных планируемых результатов



Критерии сформированности

Блок

«Я»

Блок

«Семья»

Блок

«Школа»

Блок

«Родной край»

Блок

«Россия и мир»

Код результата

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.2, 1.8

1.7

1.6

1.1, 1.3, 1.4, 1.5

Смыслообразование

2.1, 2.2

Нравственно-этическая ориентация

3.2, 3.3, 3.6

3.7, 3.8

3.4

3.1, 3.5



Блок «Я» связан, прежде всего, с характеристиками личности младшего школьника с точки зрения собственного «Я». Обучающемуся важно осознавать, какими качествами он обладает (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, сознательность). Формирование идентичности происходит путем сравнения и осознанния своей этнической и национальной принадлежности. Происходит активное формирование самооценки, которая сказывается на коммуникации младшего школьника со взрослыми и сверстниками. Самооценка также определяет характер учебной деятельности младшего школьника. В этой связи первым блоком в данной структуре социальных отношений выделен блок «Я».

Блок «Я» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

  • Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.

  • Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  • Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

  • Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и значимостью семьи для ребенка младшего школьного возраста. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данный блог учит ребенка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других.

Блок «Семья» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

  • Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  • Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность младшего школьника с точки зрения успешности его адаптации в образовательной организации, принятия и освоения им новой социальной роли – роли обучающегося, а также наличия у него мотивов учебной деятельности. Наличие данных результатов определяется сменой ведущего вида деятельности при переходе от дошкольного образования к начальному и возрастным кризисом развития семи лет.

Блок «Школа» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

  • Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

  • Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

  • Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Блок «Родной край» отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности младшего школьника с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, как конкретного региона, так и Челябинской области в целом.

Блок «Родной край» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

  • Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями младшего школьника о стране, в которой он проживает, ее культурно- исторических ценностях и традициях многонационального народа.

Блок «Россия и мир» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

  • Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края.

  • Сформированность ценностей многонационального российского общества.

  • Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Аналогично на основе таблицы 3 определяется содержание блоков «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир» обучающихся 1, 2 и 3 классов.

Метапредметные планируемые результаты

освоения основной образовательной программы начального

общего образования


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


В соответствии с положениями Примерной основной образовательной программы начального общего образования метапредметные планируемые результаты являются частью междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ­компетентности обучающихся».

Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации междисциплинарной программы является формирование у обучающихся важнейшей компетенции личности – умения учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.

Перечень метапредметных результатов структурирован с учетом универсальных учебных действий (таблица 1), наряду с этим метапредметные планируемые результаты оцениваются как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки этих результатов. В таблице указывается, с какого класса начинается формирование данного планируемого результата (столбец «формирование»), а также определен момент включения данного планируемого результата в оценочные материалы (столбец «оценка»).

Структурирование метапредметных планируемых результатов по группам универсальных учебных действий связано с необходимостью описания механизмов их достижения в содержательном разделе ООП, в соответствии с данным распределением осуществляется оптимальный выбор типовых задач формирования универсальных учебных действий и определяется содержание оценочных материалов для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Метапредметные планируемые результаты представлены двумя блоками: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты второго блока «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом, эти результаты не проверяются в ходе промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов данного блока, требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. При этом данная группа результатов не предназначена для достижения всеми учащимися.

В перечне метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования учитываются особенности региона, они связаны с реализацией на территории Челябинской области образовательного проекта «ТЕМП» и развития технопаркового движения. В связи с необходимостью популяризации инженерных и рабочих профессий, создания на уровне начального общего образования предпосылок к формированию у выпускников технологической компетентности в перечень добавляются следующие метапредметные результаты:

  • освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля;

  • сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям.


Таблица 1

Метапредметные планируемые результаты


Универсальные учебные

действия /

разделы программы

Метапредметные планируемые

результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

1. Регулятивные










1.1. Целеполагание

умение принимать и сохранять учебную задачу

+


+


+

+

+

+

умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале

+


+

+

+

+

+

+

умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

+


+


+


+


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

+


+


+


+


1.2. Планирование

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

+


+

+

+

+

+

+

умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи

+


+

+

+

+

+

+

умение различать способ и результат действия



+


+

+

+

+

1.3. Прогнозирование

осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

+


+


+

+

+

+

1.4. Контроль

умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

+


+


+

+

+

+

умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

+


+

+

+

+

+

+

умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

+


+


+


+


1.5. Оценка

способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

+


+


+


+


умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

+


+

+

+

+

+

+

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

+


+


+


+


1.6. Коррекция

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

+


+

+

+

+

+

+

1.7. Познавательная рефлексия

умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

+


+


+


+

+

*Компонент общеобразовательной организации










2. Познавательные:










2.1. Общеучебные

умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель



+


+


+

+

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель







+


умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет

+


+


+

+

+

+

способность структурировать полученные знания

+


+


+


+

+

умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

+


+


+


+

+

умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

+


+

+

+

+

+

+

владеть рядом общих приемов решения задач

+


+


+

+

+

+

способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач

+


+


+

+

+

+

владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

+


+

+

+

+

+

+

умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

+


+


+

+

+

+

умение определять основную и второстепенную информацию

+


+


+

+

+

+

освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля

+


+


+

+

+

+

сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям

+


+


+

+

+

+

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий

+


+


+


+


произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

+


+


+


+


записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ



+


+


+


осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет



+


+


+


2.2. Знаково-символические

умение использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач

+


+


+

+

+

+

умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

+


+


+


+


2.3. Логические

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

+


+

+

+

+

+

+

умение осуществлять синтез как составление целого из частей

+


+


+

+

+

+

умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

+


+

+

+

+

+

+

умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

+


+


+


+

+

умение устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений

+


+

+

+

+

+

+

умение представлять цепочки объектов и явлений

+


+

+

+

+

+

+

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

+


+


+


+

+

умение устанавливать аналогии

+


+


+


+

+

умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи

+


+


+

+

+

+

умение выдвигать гипотезы и обосновывать их

+


+


+


+

+

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей

+


+


+


+


умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

+


+


+


+


умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

+


+


+


+


2.4. Постановка и решение проблемы

формулирование проблемы

+


+


+

+

+

+

самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

+


+


+


+


*Компонент общеобразовательной организации










3. Коммуникативные










3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия

+


+

+

+

+

+

+

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

+


+


+


+


умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

+


+


+


+


умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

+


+


+


+


3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

+


+

+

+

+

+

+

умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

+


+


+


+


3.3. Разрешение конфликтов

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

+

+

+

+

+

+

+

+

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

+


+

+

+

+

+

+

умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

+


+


+


+

+

способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

+


+


+


+


умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

+


+


+


+


умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

+


+


+


+


3.4. Управление поведением партнера

умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера

+


+


+

+

+

+

умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

+


+


+


+

+

умение формулировать собственное мнение и позицию

+


+


+


+

+

умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

+


+


+


+


3.5. Умение выражать свои мысли

умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

+


+


+

+

+

+

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

+


+

+

+

+

+

+

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

+


+

+

+

+

+

+

3.6. Владение монологической и диалогической формами речи

владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения

+


+


+

+

+

+

использование речи для регуляции своего действия

+


+


+


+

+

умение строить монологическое высказывание

+


+


+

+

+

+

владение диалогической формой речи

+


+


+

+

+

+

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

+


+


+


+


*Компонент общеобразовательной организации










4. Чтение. Работа с текстом










4.1. Поиск информации

умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

+


+

+

+

+

+

+

умение определять тему и главную мысль текста

+


+

+

+

+

+

+

умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста

+


+


+

+

+

+

умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию

+


+


+

+

+

+

умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака

+


+


+

+

+

+

4.2. Понимание прочитанного

понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов)

+


+


+

+

+

+

понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

+


+


+

+

+

+

понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

+


+


+

+

+

+

умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

+


+


+


+

+

умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

+


+


+

+

+

+

умение использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

+


+


+


+


умение работать с несколькими источниками информации

+


+


+


+


умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

+


+


+


+


4.3. Преобразование и интерпретация информации

умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно

+


+


+

+

+

+

умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

+


+


+

+

+

+

умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

+


+


+

+

+

+

умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

+


+


+

+

+

+

умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос





+

+

+

+

умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования

+


+


+


+


умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

+


+


+


+


4.4. Оценка информации

умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

+


+

+

+

+

+

+

умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

+


+


+

+

+

+

умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

+


+


+


+

+

умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

+


+


+

+

+

+

умение сопоставлять различные точки зрения

+


+


+


+


умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

+


+


+


+


умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию

+


+


+


+


*Компонент общеобразовательной организации










5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося










5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ

+


+

+





умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере



+


+

+



5.2. Технология ввода информации в компьютер:

ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.),

сохранять полученную информацию



+


+

+

+

+

умение набирать небольшие тексты на родном языке


+

+

+





умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов



+


+

+



умение сканировать рисунки и тексты





+


+

+

5.3. Обработка и поиск информации

умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования



+


+


+

+

умение использовать сменные носители (флэш-карты)

+


+

+





умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ



+


+


+

+

умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей



+


+

+



умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей



+


+


+

+

умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора

+


+

+





умение следовать основным правилам оформления текста



+


+

+



умение использовать полуавтоматический орфографический контроль



+

+





умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида





+


+

+

умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера



+


+

+



умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете

+


+

+

(словари)

+

+

(базы данных)

+

+ (Интернет)

умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок)





+


+

+

умение заполнять учебные базы данных



+


+

+



5.4. Создание, представление и передача сообщений

умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их



+


+

+



умение создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста





+


+

+

умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.



+


+


+

+

умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера

+


+

+





умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация)



+

+





5.5. Планирование деятельности, управление и организация

умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий






+


+

+

умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения





+


+

+

Предметные результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир»


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» должны отражать:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

1 класс

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

  • узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Челябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска.


Человек и общество

Обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

  • узнавать государственную символику Челябинской области и своего населённого пункта.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • понимать малые фольклорные формы народов Южного Урала.


  1. . Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

(с учётом реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)


Раздел «Человек и природа»


Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры, и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелет птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края. Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности. Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала.

Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источники света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Ориентирование по местным природным приметам.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Погода Челябинской области. Особенности южноуральской погоды. Метеорологические станции Челябинской области. Климатическая карта Челябинской области.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Формы земной поверхности Челябинской области их многообразие и особенности (краткая характеристика на основе наблюдений). Горы Челябинской области.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Челябинской области (2-3 примера). Месторождения полезных ископаемых в Челябинской области.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почвы Челябинской области. Разнообразие почв Челябинской области. Влияние рельефа, климата и растительности на формирование почв Челябинской области. Карта почв Челябинской области. Значение почвы для живой природы. Использование почв в Челябинской области, сельское хозяйство. Охрана почв в Челябинской области.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения Челябинской области, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Грибы Челябинской области. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птицы, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные Челябинской области, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). еса, луга, водоёмы, болота, пещеры Челябинской области. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны. Природные зоны Челябинской области. Природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Экологические проблемы Челябинской области и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природных богатств Челябинской области. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы Челябинской области. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Красная книга Челябинской области. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Раздел «Человек и общество»

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно – нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно – нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам. Экономика, ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы.

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей, личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Труд жителей Челябинской области зависит от климатических условий и местности где они проживают. Особенности труда людей родного края, их профессии, рабочие и инженерные специальности.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Государственные символы Челябинской области. Конституция – Основной закон Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Географическое положение Челябинской области.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт – Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I- Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Игры и фольклор народов Южного Урала. Праздники народов Южного Урала. Основные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам, проживающим на территории Челябинской области, их религии, культуре, истории.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская Империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно - нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Челябинск, Челябинская область: основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и др. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко – культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.


Раздел «Правила безопасной жизни»

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда т отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживания, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.) Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,

по учебному предмету «Окружающий мир»

  1. Автор / авторский коллектив Плешаков А.А.

  2. Наименование учебника «Окружающий мир» (1 класс)

Издательство «Просвещение»

1 класс (66 ч.)


урока

Тема раздела / тема урока

Содержание НРЭО

Текущий контроль успеваемости

1

  1. Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями.



«Что и кто?» (20 ч)

2

  1. Что такое Родина?

Географическое положение Челябинской области.

Программированный контроль

3

  1. Что мы знаем о народах России?

Игры и фольклор народов Южного Урала. Праздники народов Южного Урала.


4

  1. Что мы знаем о Москве?



5

  1. Проект «Моя малая Родина»

Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала.


6

  1. Что у нас над головой?



7

  1. Что у нас под ногами?

Разнообразие природных богатств Челябинской области. Горы Челябинской области.


8

  1. Что общего у разных растений?



9

  1. Что растёт на подоконнике?



10

  1. Что растёт на клумбе?



11

  1. Что это за листья?

Лиственные растения Челябинской области.

Проектная деятельность

12

  1. Что такое хвоинки?

Хвойные растения Челябинской области.

Практическая работа

13

  1. Кто такие насекомые?

Разнообразие животных Челябинской области (насекомые).


14

  1. Кто такие рыбы?

Разнообразие животных Челябинской области

(рыбы)


15

  1. Кто такие птицы?

Разнообразие животных Челябинской области

(птицы)


16

  1. Кто такие звери?

Разнообразие животных Челябинской области

(звери)

Графический диктант

17

  1. Что окружает нас дома?



18

  1. Что умеет компьютер?



19

  1. Что вокруг нас может быть опасным?



20

  1. На что похожа наша планета?



21

  1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»



«Как, откуда и куда?» (12 ч)

22

  1. Как живёт семья? Проект «Моя семья»

О труде и быте людей, проживающих в твоём городе (селе)

Проектная деятельность

23

  1. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Охрана природных богатств Челябинской области (вода)


24

  1. Откуда в наш дом приходит электричество?



25

  1. Как путешествует письмо?



26

  1. Куда текут реки?

Разнообразие природных богатств Челябинской области - реки Челябинской области


27

  1. Откуда берутся снег и лёд?



28

  1. Как живут растения?


Практическая работа

29

  1. Как живут животные?


Графическая работа

30

  1. Как зимой помочь птицам?

Сезонные изменения в живой природе родного края.

Практическая работа

31

  1. Откуда берётся и куда девается мусор?

Охрана природы и природных богатств Челябинской области


32

  1. Откуда в снежках грязь?

Охрана природы и природных богатств Челябинской области


33

  1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»



«Где и когда?» (11ч)

34

  1. Когда учиться интересно?



35

  1. Проект «Мой класс и моя школа»



36

  1. Когда придёт суббота?



37

  1. Когда наступит лето?

Сезонные изменения в живой природе родного края.

Программированный контроль

38

  1. Где живут белые медведи?



39

  1. Где живут слоны?



40

  1. Где зимуют птицы?



41

  1. Когда появилась одежда?



42

  1. Когда изобрели велосипед?



43

  1. Когда мы станем взрослыми?



44

  1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»



«Почему и зачем?» (22 ч)

45

  1. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?



46

  1. Почему Луна бывает разной?



47

  1. Почему идёт дождь и дует ветер?



48

  1. Почему звенит звонок?



49

  1. Почему радуга разноцветная?



50

  1. Почему мы любим кошек и собак?



51

  1. Проект «Мои домашние питомцы»


Проектная деятельность

52

  1. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?



53

  1. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?



54

  1. Зачем мы спим ночью?



55

  1. Почему нужно есть много овощей и фруктов?


Программированный контроль

56

  1. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?


Графический диктант

57

  1. Зачем нам телефон и телевизор?



58

  1. Зачем нужны автомобили?



59

  1. Зачем нужны поезда?



60

  1. Зачем строят корабли?



61

  1. Зачем строят самолёты?



62

  1. Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?



63

  1. Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?


Программированный контроль

64

  1. Зачем люди осваивают космос?



65

  1. Почему мы часто слышим слово «экология»?


Графическая работа

66

  1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»






1Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике.

****Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!