Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»
Согласовано Руководитель ШМО ________ /____________/ Протокол № __ от «__» __________ 20__ г. | . | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ» ___________ /Жербанова Г.Н./
«___» _____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Уладаева Маргарита Владимировна, высшая категория
Ф.И.О., категория
Окружающий мир, 1 класс
предмет, класс и т.д.
2017-2018
Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для первого класс составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;
-Программа по предмету окружающий мир авторских программ автор А. А. Плешаков. Москва.-Просвещение.-2017г.
Федеральный базисный план отводит 66 ч часов для образовательного изучения русского языка в 1 классе из расчёта 2 часа из федерального базисного плана в неделю, 33 учебные недели .
Цели:
-развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
-формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
-знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
-формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
-формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
-формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
-формирование основ экологической культуры;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Общая характеристика курса
В начальном обучении предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
-Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
-Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
-Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
-Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
-Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
-Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов , таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Уроки окружающего мира в 1 классе содержат национально – региональный компонент, в количестве 7 тем.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:, статистических данных; музейных материалов; традиций народных праздников; флоры и фауны Бурятии; народных промыслов; этнологии и этнографии Бурятии. В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю.
Коллекции предметов материальной культуры позволяют работать над темами: «Животные нашего края», «Растения нашего края», Животные нашего края», «Рыбы нашего края», которые помогают повысить интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах.
В разделе « Что и Кто?» включены три темы с национально-региональным компонентом:
«Что мы знаем о народах Бурятии?»
«Рыбы озера Байкал».
«Хвойные деревья Бурятии».
В разделе « «Как, откуда и куда?» включены 2 темы с национально-региональным компонентом:
«Реки: Уда и Селенга».
«Животный мир Бурятии».
В разделе « «Где и когда?» включена 1 тема с национально-региональным компонентом:
« Птицы Бурятии»
В разделе « «Почему и зачем?» включена 1 тема с национально-региональным компонентом
«Растительный мир Бурятии».
Содержание тем учебного курса
Введение (1)
«Задавайте вопросы!».
Что и Кто? (20)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? НРК: Что мы знаем о народах Бурятии?
Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина»
Что у нас над головой? Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? НРК: «Хвойные деревья Бурятии».
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? НРК: Рыбы озера Байкал
Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер?
Что умеет компьютер? На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Как, откуда и куда? (12)
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо?
Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения? НРК: «Реки: Уда и Селенга».
Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор?Откуда в снежках грязь? НРК: «Животный мир Бурятии».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
Где и когда? (11)
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи?
Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми? НРК: Птицы Бурятии.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? (22)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения.
Виды и формы контроля
Текущий
1.Устный опрос
2.Проверочная работа
3.Тест
4.Контрольная работа
Итоговый
1.Комплексная контрольная работа
На уроках предмета «Окружающий мир» используются следующие образовательные технологии: технология проблемного обучения, ИКТ технологии, игровые технологии, проектная технология, здоровьесберегающая технологияю
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Называть:
-свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
-основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
-основные правила здорового образа жизни;
-основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
-основные условия благополучной жизни растений и животных;
-профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
-улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
-основные достопримечательности родного города и столицы России;
Различать (сопоставлять):
-знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
-основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
-различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
-времена года;
-животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-выполнять режим своего дня;
-определять время по часам с точностью до часа;
-подготавливать свое учебное место к работе;
-оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
-выполнять правила поведения в опасных для животных ситуациях;
-ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
-выполнять трудовые поручения по уголку природы; поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
-составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки выразительно, читать фольклорные произведения.
Учебно-тематическое планирование по окружающему миру в 1классе
№ п/п | Название разделов | Всего часов | В том числе: | |
проверочных работ | экскурсий | практических работ | проектов |
1 | Введение | 1 | - | 1 | - | |
2 | Что и кто? | 20 | 1 | 1 | 6 | 1 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 1 | | 6 | 1 |
4 | Где и когда? | 11 | 1 | - | 2 | 1 |
5 | Почему и зачем? | 22 | 1 | - | 2 | 1 |
| Итого | 66 | 4 | 2 | 16 | 4 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1классе
№ урока | № урокаиз раздела | Тема | Количество уроков | Дата |
По плану | Проведено | По плану | Проведено |
1 | 1 | Задавайте вопросы! (1ч) | 1 | | | |
| | Что и кто? (20ч) | | | | |
2 | 1 | Что такое Родина? Стр. 10-11 | 1 | | | |
3 | 2 | Что мы знаем о народах России? Стр. 12-13 | 1 | | | |
4 | 3 | Что мы знаем о Москве? Стр. 14-15 | 1 | | | |
5 | 4 | Проект «Моя малая родина» Стр. 16-17 | 1 | | | |
6 | 5 | Что у нас над головой? Стр. 18-19 | 1 | | | |
7 | 6 | Что у нас под ногами? Стр. 20-21 Практическая работа. Определение образцов камней. | 1 | | | |
8 | 7 | Что общего у разных растений? Стр. 22-23 Практическая работа. Определение частей растений. | 1 | | | |
9 | 8 | Что растет на подоконнике? Стр. 24-25 Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. | 1 | | | |
10 | 9 | Что растет на клумбе? Стр.26-27 Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. | 1 | | | |
11 | 10 | Что это за листья? Экскурсия. Стр. 28-29 | 1 | | | |
12 | 11 | Что такое хвоинки? Стр.30-31 | 1 | | | |
13 | 12 | Кто такие насекомые? Стр.32-33 | 1 | | | |
14 | 13 | Кто такие рыбы? Стр.34-35 | 1 | | | |
15 | 14 | Кто такие птицы? Стр.36-37 Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. | 1 | | | |
16 | 15 | Кто такие звери? Стр.38-39 Практическая работа. Изучение строения шерсти животных. | 1 | | | |
17 | 16 | Что нас окружает дома? Стр.42-43 | 1 | | | |
18 | 17 | Что умеет компьютер? Стр.44-45 | 1 | | | |
19 | 18 | Что вокруг нас может быть опасным? Стр.46-47 | 1 | | | |
20 | 19 | На что похожа наша планета? Стр.48-49 | 1 | | | |
21 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Стр.50-54 | 1 | | | |
| | Как, откуда и куда? (12ч) | | | | |
22 | 1 | Как живет семья. Стр.56-57 Проект «Моя семья» | 1 | | | |
23 | 2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? стр.60-61 Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. | 1 | | | |
24 | 3 | Откуда в наш дом приходит электричество? Стр.62-63 | 1 | | | |
25 | 4 | Как путешествует письмо. Стр.64-65 | 1 | | | |
26 | 5 | Куда текут реки? Стр.66-67 Практическая работа. Приготовление «морской» воды. | 1 | | | |
27 | 6 | Откуда берутся снег и лед? Стр.68-69 Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | 1 | | | |
28 | 7 | Как живут растения? Стр.70-71 Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. | 1 | | | |
29 | 8 | Как живут животные? Стр.72-73 | 1 | | | |
30 | 9 | Как зимой помочь птицам? Стр.74-75 Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | 1 | | | |
31 | 10 | Откуда берется и куда девается мусор? Стр. 78-79 Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | 1 | | | |
32 | 11 | Откуда в снежках грязь. Стр.80-81 Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. | 1 | | | |
33 | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | | | |
| | Где и когда? (11ч) | | | | |
34 | 1 | Когда учиться интересно? Стр.4-5 | 1 | | | |
35 | 2 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | | | |
36 | 3 | Когда придет суббота? Стр.8-9 | 1 | | | |
37 | 4 | Когда наступит лето? стр. 10-11 | 1 | | | |
38 | 5 | Где живут белые медведи? стр.12-13 Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | 1 | | | |
39 | 6 | Где живут слоны? Стр.14-15 Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | 1 | | | |
40 | 7 | Где зимуют птицы? Стр.16-17 | 1 | | | |
41 | 8 | Когда появилась одежда? стр.20-21 | 1 | | | |
42 | 9 | Когда изобрели велосипед? стр.22-23 | 1 | | | |
43 | 10 | Когда ты станешь взрослым? стр.24-25 | 1 | | | |
44 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | | | |
| | Почему и зачем?(22ч) | 1 | | | |
45 | 1 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Стр.32-33 | 1 | | | |
46 | 2 | Почему Луна бывает разной? Стр.34-35 | 1 | | | |
47 | 3 | Почему идет дождь и дует ветер? Стр.36-37 | 1 | | | |
48 | 4 | Почему звенит звонок? Стр.38-39 Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. | 1 | | | |
49 | 5 | Почему радуга разноцветная? Стр.40-41 | 1 | | | |
50 | 6 | Почему мы любим кошек и собак? СТР.42-43 | 1 | | | |
51 | 7 | Проект «Наши домашние питомцы» | 1 | | | |
52 | 8 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Стр.46-47 | 1 | | | |
53 | 9 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Стр.48-49 | 1 | | | |
54 | 10 | Зачем мы спим ночью? Стр.52-53 | 1 | | | |
55 | 11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Стр.54-55 | 1 | | | |
56 | 12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Стр.56-57 Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | 1 | | | |
57 | 13 | Зачем нам телефон и телевизор? Стр.58-59 | 1 | | | |
58 | 14 | Зачем нужны автомобили? Стр.60-61 | 1 | | | |
59 | 15 | Зачем нужны поезда? Стр. 62-63 | 1 | | | |
60 | 16 | Зачем строят корабли? Стр.64-65 | 1 | | | |
61 | 17 | Зачем строят самолеты? Стр.66-67 | 1 | | | |
62 | 18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Стр.68-69 | 1 | | | |
63 | 19 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Стр.70-71 | 1 | | | |
64 | 20 | Зачем люди осваивают космос? Стр.72-73 | 1 | | | |
65 | 21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Стр.74-75 | 1 | | | |
66 | 22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | | | |
| | Итого | 66 | | | |
Приложение № 1
Экскурсии:
№ 1 Знакомство со школой.
№ 2 Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
№ 3 Что это за листья?
Практические работы:
№ 1 Знакомство с разнообразием камней
№ 2 Определение частей растений
№ 3 Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений.
№ 4 Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника
№ 5 Изучение строения птичьих перьев
№6 Изучение строения шерсти животных.
№7 Приготовление «морской» воды.
№8 Изучение свойств снега и льда.
№9 Приемы ухода за комнатными растениями.
№10 Изготовление кормушки из бумажного пакета.
№11 Сортировка упаковок из-под продуктов.
№12 Исследование снежков и снеговой воды
№13 Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.
№14 Определение на глобусе экватора.
№15 Изучение возникновения и распространения звуков
№ 16 Как правильно чистить зубы.
Проекты
№ | Название |
1 | Проект «Моя малая Родина» |
2 | Проект «Моя семья» |
3 | Проект «Мой класс и моя школа» |
4 | Проект «Мои домашние питомцы» |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
1. Анащенкова С., Бантова М., Бельтюкова Г.. Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы, М., «Просвещение», 2016 г.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М., «Просвещение», 2017г.
3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 М., «Просвещение» 2017 г.
4. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Москва «Просвещение» 2017 г.
5. Примерная программа по учебным предметам. В 2 ч. Москва «Просвещение» 2017 г.
6. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2017 г.
7. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО, 2017 г.
Для ученика:
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Москва «Просвещение» 2017 г.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Москва «Просвещение» 2017 г.
3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты для учащихся 1 класса. Москва «Просвещение» 2017г.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
-называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
-называть свой домашний адрес и адрес школы;
-называть государственную символику России;
-называть государственные праздники;
-называть свое полное имя, имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;
-проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям;
-называть общие признаки живых организмов;
-называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
-соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
-соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе, при посещении театров, музеев, библиотек и других учреждений культуры, во время экскурсий по городу и за городом);
-называть основные (легко определяемые) свойства воды;
-называть свойства снега и льда;
-называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
-называть основные группы животных и растений;
-соблюдать правила поведения в природе, правила личной гигиены, правила обращения с электробытовыми приборами;
-выполнять режим дня;
-определять время по часам с точностью до часа;
-называть дни недели, времена года;
-называть основные признаки каждого времени года;
-называть основные помещения школы, ориентироваться в помещениях школы;
-называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
-называть основные учреждения культуры, быта;
-определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
-различать профессии людей;
-растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
-различать объекты неживой и живой природы;
-различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
-характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
-различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
-подготавливать свое учебное место к работе;
-оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
-ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
-установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-ухода за растениями (животными);
-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
-составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
-удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Получит возможность научиться:
Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут:
-проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
-группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
-сознательно выполнять правила экологического поведения;
-высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
-определить по внешнему виду названия различных растений;
Самостоятельно и уверенно учащиеся могут:
-выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
-по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
-перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
Контрольно-измерительные материалы
Итоговый тест за 1 четверть ______________________________
А1.Укажи верное утверждение.
А2. Что нельзя назвать полезным ископаемым?
гранит
кремень
известняк
клад
А3. Раскрась российский флаг.
А4. Какое растение растёт на клумбе?
астра
одуванчик
подорожник
кактус
А5.Какое растение не является хвойным?
А6. Какое дерево не сбрасывает листву осенью?
А7. Какое животное относится к птицам?
пингвин
летучая мышь
стрекоза
летяга
А8. Тело каких животных покрыто чешуёй?
зверей
птиц
насекомых
рыб
В1. Какой признак не относится к зверям?
вскармливают потомство молоком
бегают быстрее других животных
тело покрыто шерстью
у большинства из них четыре ноги
В2. Тело какого животного состоит из головы, груди и брюшка?
бабочки
гусеницы
окуня
голубя
С1. Почему кит не рыба?
С2. Прочитай текст. Укажи количество смысловых ошибок.
Пингвины - это земноводные животные. Они обитают в воде и на суше. Тело их покрыто водонепроницаемой чешуёй. Сильные зубы и язык помогают удерживать скользкую рыбу. Передние лапы пингвина превратились в ласты, поэтому он хорошо плавает. Самка откладывает одно яйцо, затем уходит на кормёжку в море. Самец высиживает яйцо три месяца. Всё это время он голодает
Контрольный тест за 2 четверть
Контрольный тест за 3 четверть:
Контрольно-измерительный материал
по окружающему миру в 1 классе за год
Вариант 1
1. Напишите 3 предмета из мира природы.
__________________________________________________________________
2. Какие названия цветов ты знаешь? (3 названия)
__________________________________________________________________
3. Подчеркни лишнее: капуста, яблоко, перец, чеснок, баклажан, лук.
4. Из чего делают хлеб, батон?
__________________________________________________________________
5. Почему лягушки и жабы называются земноводными?
__________________________________________________________________
6. Какие 3 состояния воды бывают? (подчеркни нужный ответ)
а) жидкое, твёрдое, летучее;
б) жидкое, мягкое, парообразное;
в) жидкое, твёрдое, газообразное.
7. Каких перелетных птиц ты знаешь?
__________________________________________________________________
8. Напиши 5 органов чувств человека.
__________________________________________________________________
9. Закончи предложение.
Животные бывают хищными (плотоядными), травоядными и _______________.
10. Подчеркни только хвойные деревья.
а) сосна,
б) клён,
в) ель,
г) лиственница.
Вариант 2
1. Напишите 3 предмета из мира вещей.
__________________________________________________________________
2. Какие названия грибов ты знаешь? (3 названия)
__________________________________________________________________
3. Подчеркни лишнее: морковь, горох, огурец, кабачок, смородина, свёкла.
4. Из чего делают сыр и сливочное масло?
__________________________________________________________________
5. Почему звери называются млекопитающими?
__________________________________________________________________
6. Вода в газообразном состоянии — это ...?
а) дождь,
б) туман,
в) лёд.
7. Каких неперелетных (зимующих) птиц ты знаешь?
__________________________________________________________________
8. Напиши 5 явлений природы.
__________________________________________________________________
9. Закончи предложение.
Транспорт бывает водный, воздушный и _____________________.
10. Подчеркни только лиственные деревья.
а) сосна,
б) берёза,
в) дуб,
г) осина.
Критерии оценивания:
Учитель оценивает работу по количеству правильных ответов.
Если ученик ответил на вопрос полностью, тоучитель ставит 1 балл.
Если ученик ответил на вопрос не полностью, т.е. назвал, например, не 3 вида, а только 1-2, то учитель ставит 0,5 баллов.
Если ученик не приступал к выполнению или ответил неверно, то ставится 0 баллов.
Инструкция к заданиям:
1-2 задания. Ученик вписывает после вопроса на пустую строчку ответ.
3 задание. Ученик в вопросе подчеркивает лишнее слово (понятие).
4-5 задания. Ученик ответчает на поставленный вопрос на пустной строчке после самого вопроса.
6 задание. Дети выбирают верный вариант ответа и подчеркивают его.
7-8 задания. Дети записывают свои ответы в пустую строчку после вопроса. (оценивается правльность и количество ответов)
9 задание. Учащиеся заканчивают высказывание, вписывая нужное слово в пустую строчку.
10 задание. Ученики подчеркивают все правильные варианты ответа.
Правильные ответы.
Вариант 1.
Дерево, трава, солнце, планета (любая), животное (любое), птица (любая), насекомое, рыба, гора и т.д. (все, что создано природой).
Ромашка, колокольчики, васильки, иван-чай, клевер, зверобой, мать-и-мачеха и т.д.
Лшнее слово: яблоко.
Хлеб делают из зерна.
Они могут жить и в воде, и на суше.
Правильный вариант в).
Любые перелетные птицы: гуси, утки, ласточки, трясогузка, жаворонок, грач, скворец, журавль, лебедь, соловей и т. д.
Глаза, уши, кожа (руки), нос, язык. Как вариант, детьми могут быть написаны сами чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Животные бывают хищными (плотоядными), травоядными и всеядными.
Подчеркнуты а), в), г).
Вариант 2.
Здания, забор, любые машины, заводы, спутники, телефон, игрушки, одежда, книги, бумага, любая мебель и т. д.
Подосиновик, рыжик, лисичка, подберезовик, сыроежка, волнушка и пр.
Подчеркнута смородина.
Сыр и сливочное масло делают из молока.
Звери называются млекопитающими, потому что они с рождения пьют молоко матери.
Правильный ответ б).
Любые неперелетные птицы: воробей, синица, голубь, свиристель, дятел, ворона, поползень, глухарь, клёст.
Написаны, например, град, дождь, радуга, туман, снег, вьюга, гроза, вулкан, иней, землетрясение, северное сияние и пр.
Транспорт бывает водный, воздушный и наземный.
Подчеркнуты б), в), г).