Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для ученицы 11 класса Савчук Евгении разработана на основе Примерной программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) и программы по русскому языку, разработанной Л.И.Власенковым, JI.M. Рыбченковой (базовый уровень), с учетом целей и задач основной образовательной программы МБОУ СОШ № 3, а также психофизических особенностей ученицы..
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом школы - 70 часов в год, 2 часа в неделю. Регламент урока – 40 минут.
Рабочая программа разработана для Савчук Евгении, обучающейся 11 класса, с ограниченными возможностями здоровья, с учётом того, что она будет реализовываться в условиях домашнего обучения. Предполагаемая программа разработана с целью создания условий для качественного обеспечения достижения учащейся, находящейся на домашнем обучении, государственного образовательного стандарта, обеспечения его оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья.
Русский язык является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Коммуникативные умения способствуют социальной адаптации учащейся к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Заключительный этап изучения русского языка на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассницы, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора.
Целью изучения русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе является приобщение к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе.
Задачи
формировать активный навык нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
формировать навык многоаспектного языкового анализа речевого высказывания;
формировать общую культуру учащихся в условиях социализации личности.
Евгения успешно овладела основными знаниями и умениями из курса 10 класса. У неё сформированы навыки чтения, письма, говорения. Поскольку девочка физически ослаблена, материал на уроке планирую давать дозировано, чередовать сложные задания с более простыми. Савчук Евгения имеет проблемы с опорно – двигательной системой, поэтому программой предусмотрено проведение оздоровительных упражнений в зависимости от самочувствия (развивающие упражнения, физ.паузы, оздоровительные минутки). Материал располагается с учётом возрастных особенностей и возможностей учащейся данного класса. В 11 классе преобладает познавательный мотив. В связи с этим уроки строятся на принципе индивидуализации, дифференциации обучения. С целью создания условий для успешной сдачи ЕГЭ предусмотрены задания для повторения фонетики, графики, орфографии, пунктуации. Внимание к орфографии обеспечивается всем содержанием учебника. Специальные уроки по фонетике, лексике, грамматике и орфографии не планируются, соответствующий материал осваивается параллельно с работой над текстом, стилями речи, при повторении тем по синтаксису простого и сложного предложений. Уровень мыслительной активности у девушки средний, в этой связи необходимо планировать рациональное сочетание практической и теоретической части занятия. Организация учебно – практической деятельности учащейся планируется по возможности в форме диалогов, бесед, с целью лучшего восприятия учебного материала и преодоления утомляемости.
Савчук Евгения имеет средний уровень развития познавательных способностей, закончила 10 класс на « 4 » . Поэтому приемлемой формой работы является учебно – практическая деятельность, под непосредственным руководством учителя, сочетание различных методов работы: объяснительно – иллюстративного, проблемного, поискового, репродуктивного. Особенности психо – физического состояния учащейся нацеливают учителя на создание благоприятного фона занятия, на организацию постоянной педагогической поддержки.
Курс русского языка органично сближается с курсом литературы, систематическим обращениям к текстам, изучаемых в 11 классе произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства. Поскольку программа ориентирована на работу с текстом, задания (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т.е. наряду с освоением материала очередной темы Евгения сможет анализировать стилевые особенности текста, пунктуации, изобразительно -выразительные средства.
Изучение программного материала в 11 классе направлено на формирование следующих ключевых компетенций: (языковой и лингвистической, коммуникативной, культуроведческой).
Языковая и лингвистическая компетенции реализуются путём систематизации знаний в языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве и развитии, через решение практических задач:
формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, умения;
соблюдать правила согласования и управления;
употреблять синонимические конструкции с обособленными членами предложения;
-проводить звукобуквенный анализ слов;
учитывать стилевую окраску синтаксических средств;
учитывать контекст при расстановке знаков препинания;
устранять лексические, грамматические, стилистические ошибки, связанные с неправильным выбором.
Коммуникативная компетенция, заключающаяся в овладении всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям девушки, реализуется путем решения практических задач;
-владеть способами составления плана, текста, выступления перед аудиторией; приемами редактирования текста; приемами классификации, систематизации (составление таблиц, схем, презентаций);
продуктивно использовать словари и энциклопедии;
владение алгоритмом групповой работы, алгоритмом дискуссии;
ориентироваться в речи собеседника;
владеть приемами отслеживания изменений русского языка на современном этапе (сопоставительный анализ разных источники» информации).
Культуроведчеекая компетенция, заключающаяся в воспитании сознательного отношения к языку как явлению культуры. » воспитании культуры межнационального общения, реализуется путём решения следующих задач:
- совершенствовать этикетные нормы речевого общения;
- развивать навыки выразительного чтения текстов исторических периодов и т.п.
Типы уроков: урок усвоения новых знаний, комбинированный урок, урок развития речи; урок контроля, оценки и коррекции знаний; урок обобщения и систематизации знаний.
Для реализации Рабочей программы используются следующие методы, приемы, формы организации учебной деятельности:
объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация); репродуктивные, частично поисковые, проблемные, практические, методы самостоятельной работы, наглядные, интерактивные; групповые формы работы.
Содержание программы носит практико-ориентированный xapaктеp. Предполагает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как: составление плана, тезисов, конспекта. самостоятельный анализ текста, написание сочинений, рецензий.
Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор языкового материала с последующим его использованием. Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и различных разборов, анализа текста разных стилей.
Итоговый контроль проводится в форме тестирования, контрольной) сочинения с продолжением темы, затронутой в тексте, контрольного диктанта, словарно-терминологических диктантов.
При изучении данного курса применяются технологии дифференциального обучения, модульные технологии, технология развития критического мышления технологии проблемного обучения.