СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык". (базовый уровень). 3 часа в неделю, 102 часа за учебный год. Разработана на основе ФГОС основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор школы:

Протокол №___ ________ Кадыров А.Т. _______Абуляев Р.Р.

от « »________ 2016г. « »__________2016г. « ___» ________2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «родной (русский) язык» 8 класс

(базовый уровень) 3 часа в неделю, 102 часа за учебный год

Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.



с. Стерлибашево, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 с. Стерлибашево; На основе Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования; Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой для 5-9 классов. Авторы программы Ю.С.Пичугов, А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М Рыбченкова. – М.: Дрофа,

Данная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ СОШ №1 с. Стерлибашево, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.

Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Согласно базисному учебному плану МБОУ СОШ №1 с. Стерлибашево на изучение русского языка в 8 классе отводится 3 часа в неделю.

Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение русского языка в 8 классе, составляет 102 часа.

В основу изучения курса положены принципы: дидактические (научности, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью); воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность, проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность); развития (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества); педагогики здоровья: ненанесения вреда; субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения; принцип отсроченного результата.

Цели: обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации; изучение синтаксиса словосочетания и простого предложения; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации и стилистики; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов; овладение нормами литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; формирование орфографических и пунктуационных навыков; развития: развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; воспитания: воспитание гражданина и патриота; формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические: создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.

Характеристика предмета: Программа реализуется с использованием учебного комплекса «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв­ляется более прочной базой, чем раздробленные све­дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра­вочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формирова­нию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользо­ваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб­разно пользоваться ресурсами родного языка в уст­ной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, пред­полагающими репродуктивную деятельность, при­дается задачам, вызывающим активизацию позна­вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род­ного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pyc­ская речь» (для каждого класса) предлагает систе­му работы по развитию связной речи: задачи и уп­ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз­нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об­щения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связа­ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше­нию задач обучения русскому языку в школе.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комп­лексу могут быть использованы различные ди­дактические материалы.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. В основе программы и комплекса в целом - ли­нейный принцип подачи материала. В 8 классе изучается синтаксис и пунктуация простого предложения. Изучение всех разделов сопровождается специальными упражнениями для тематического повторения орфографии, продолжается работа над формированием устойчивых орфографических и пунктуационных навыков.

Среди технологий, используемых в работе следует отметить личностно-ориентированное обучение, чтение и письмо для развития критического мышления, ИКТ, обучение в сотрудничестве, игровые методы обучения, метод проектов, исследовательские методы обучения.

При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

Для эффективного усвоения программы используется методическое обеспечение кабинета русского языка (таблицы, схемы), мультимедийное оборудование кабинетов школы.

. В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов);

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ); наглядный (таблицы, иллюстрации), практический (диктант, изложение, контрольное списывание, сочинение и др.), самостоятельной работы, работы под руководством препода­вателя; дидактическая игра; методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет).

Формы контроля.

Диктанты (объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный), диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, сочинение на свободную тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), комплексный анализ текста.























Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися

требованиями к уровню подготовки обучающихся

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ СОШ №1. С. Стерлибашево отводит 490 часов для изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования. В том числе: в V, VI, VII, VIII классах – по 105 часов, из расчёта 3-х учебных часов в неделю; в IX классе – 70 часов, из расчёта 2-х учебных часов в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (ва­риант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 714 ч. В том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе —102 ч, в 9 классе — 102 ч. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 21 час (5-й класс – 5; 6-й класс – 6; 7-й класс – 4; 8-й и 9-й классы – по 3 часа в неделю).

Программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 643 ч. Вариативная часть программы состав­ляет 71 ч и формируется авторами рабочих программ.




Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование раздела


Содержание раздела

Планируемый результат

1

Введение.


Функции русского языка в современном мире

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и средство межнационального общения.

Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке.

2

Повторение изученного в 5 – 7 классах


Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребляя и стилистической окраски.

Способы словообразования. Орфография и морфемика.

Система частей речи в русском языке.

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.


Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову; произносить заимствованные слова, соблюдая орфоэпические нормы; использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов; уметь производить морфемный разбор; определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемино – словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари; уметь группировать слова по видам орфограмм корня; уметь различать части речи, производить их морфологический разбор; уметь определить смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения, безошибочно расставлять знаки препинания в осложненном простым предложении.

3

Понятие и синтаксисе и пунктуации


Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации предложения, знаки определительные, разделительные, выделительные.

Знать основные единицы синтаксиса.

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений, грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные)

4

Словосочетание


Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды. словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания.

Знать основные виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные.

Знать способы подчинительной связи: управление, согласование, примыкание; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушение в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при строении словосочетаний разных видов.

5

Простое предложение


Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Виды предложений

Простое предложение. Основные виды простого предложения.

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

Данное и новое в текстах. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц, сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, в создании текста, их возможности для усиления выразительности речи; понятия «односоставные» и «двусоставные» предложения

Уметь анализировать и характеризовать предложения, определять грамматическую основу, производить синтаксический разбор, использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точной формулировки мысли и воздействия на собеседника, риторические восклицания как экспрессивно- стилистические средства, выражения значения утверждения и отрицания, определять средства связи предложений.

6

Главные члены предложения


Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого

Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подлежащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенными словами.

Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующих в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого, в каком наклонении, времени используется сказуемое в тексте-повествовании и тексте-описании

7

Второстепенные члены предложения


Второстепенные члены предложения. Определения: согласованные, несогласованные.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Дополнение как второстепенный член предложения.

Дополнение прямое и косвенное.

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств.

Уметь определять и различать согласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи.

Знать . что приложении -это разновидность определения, использовать его как средство выразительности уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения.

Знать особенности второстепенного члена предложения- дополнения, способы выражения дополнений ( инфинитив, цельное словосочетание) уметь различать дополнение (прямое и косвенное). определять способы их выражения. Опознавать в предложении и тексте.

Знать виды обстоятельств, уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для предания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах.

8

Односоставные предложения.

Полные и неполные предложения.


Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению (определенно – личные, неопределенно – личные, обобщенно – личные, безличные, назывные).

Их структура и смысловые особенности.

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Знать: односоставное предложение, его структурные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена; общее понятие неполных предложений, сферу их употребления;

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуру сложного предложения; производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ двусоставных и односоставных предложений;

опознавать в тексте полные и неполные предложения; различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные

9

Простое осложнённое предложение


Предложения с однородными членами.

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами и пунктуация при них.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Однородные и неоднородные определения.

Обособление согласованных определений.

Несогласованные определения и их обособление.

Обособление приложений.

Обособление дополнений.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Обособление уточняющих членов предложения.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Обращение, его функции и способы, выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Понятие слов-предложений.

Знать: определение осложнённого предложения; однородные члены предложения, способы их связи; обособленные члены предложения, способы их выделения;

синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях; интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями;

особенности предложений с вводными словами, вставными конструкциями;

особенности слов-предложений.

Уметь: распознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами, употреблять предложения с однородными членами, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать предложения с однородными членами, соблюдая их интонационные особенности;

определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении, согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать;

Выделять графически и интонационно вводные слова, вставные конструкции;

расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях.

10

Повторение изученного в 8 классе


Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Уметь выделять грамматическую основу предложения, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания; целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний; различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания, стиля высказываний; соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы.



















Содержание тем учебного курса. (Тематическое планирование по родному (русскому) языку. 8 класс)

п/п

тема урока

содержание

требования к знаниям и умениям

1

Вводный урок.

Лексика и фразеология

Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски

Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, осуществлять анализ значения, строения, на­писания разных видов омонимов, толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов

2

Морфемика и

орфография.

Морфемика. Способы словообразования.

Орфография и морфемика.

Правописание орфограмм-гласных, орфограмм - согласных в корне слова.

Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари.

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: использовать орфо­графический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов

3


Морфология

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, при­частий и наречий.

Уметь различать части речи, производить их морфологический разбор, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написанием их с НЕ; опознавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи.

4

Синтаксис.

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения

Уметь определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в осложненном простом предложении.

5

Диктант «Рассвет»

Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН, в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении.

Уметь воспроизводить текст, воспринимая его на слух, записывая под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении.

6

Р.Р. Текст. Микротекст. Микротема.

Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст.


Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма.

7

Виды связи.

Способы подчини­тельной связи.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте, уметь определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения.

Знать способы подчинительной связи: управление, примыкание, согласование; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причи­ны их нарушения, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по зна­чению словосочетания.

8

Способы подчини­тельной связи.

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными и др.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению

словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грам­матические и лексические нормы при построении сло­восочетаний разных видов

9

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания


Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь.

Основные виды слово­сочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания.

Уметь определять основные признаки словосочетания смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания;

Уметь моделировать слово­сочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при построении словосочетании разных видов.

10

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске.

Предложение как основная единица

синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Уметь анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению); определять границы предложения и способы передачи конца предложения.

11

Основные виды предложения.

Логическое ударение и порядок слов в предложении.

Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логиче­ское ударение. Интонация.

Знать понятия «односоставные» и «двусоставные» предложения, уметь анализировать и характеризовать предложения производить синтаксический разбор, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова, выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.

12

Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Уметь определять средства связи – морфологические и лексические; сочинять связные тексты заданным способом; знать такие лексические средства связи как риторический вопрос, инверсия;

13

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

Основные виды. Цельные словосочетания. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды простого предложения.

Уметь моделировать слово­сочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях.

14


Подлежащее и способы его выражения.

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подле­жащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным сло­восочетанием или сложносокращенными словами

15

Сказуемое и основные его типы.

Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие в речи варианты согласования, определять морфологиче­ские способы выражения простого глагольного сказуемого.

16

Сказуемое и основные его типы.

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.

Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые.

17

Сказуемое и основные его типы.

Составное именное сказуемое. Способы его выражения.

Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными ска­зуемыми разных видов.

18

Тире между подлежащим и сказуемым.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуе­мым.

Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, со­ставлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить.

19

Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения».

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных членов, разли­чать разные виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.

20

Контрольный диктант «Слово о полку Игореве»

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания конца предложения.

Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфогра­фические и пунктуационные нормы.

21

Второстепенные члены предложения.

Определение.


Второстепенные члены предложения. Трудные случаи со­гласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, уста­навливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать опре­деление для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи

22

Согласованные и

несогласованные определения.



Определения: согласованные, несогласованные. Труд­ные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений.

Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, производить синонимичную замену согласованных и несогласованных оп­ределений, понимать двойное значение отдельных вто­ростепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное опреде­ление.

23.

Приложение.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Знать, что приложение - это разновидность определения, использовать его как средство выразительности, уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения,

обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений, включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами.

24.

Дополнение.

Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.

Знать особенности второстепенного члена предложения дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание); уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение.

25

Р.Р. Сжатое из­ложение с элементами сочинения

Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста.

Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста.

26

Обстоятельство. Виды обстоя­тельств.

Обстоятельство. Виды обстоя­тельств. Способы выражения обстоятельств.

Знать виды обстоятельств, уметь различать виды об­стоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, выразитель-ности, как средство связи предложений в повествовательных текстах.

27

Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предло­жения»

Второстепенные члены предложения.

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второ­степенных членов, разли­чать разные виды сказуемых,

второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, произво­дить синонимичную замену разных видов сказуемых, не­распространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксиче­ской нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей.

28.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «В лесу».

Второстепенные члены предложения. Знаки препинания конца предложения.

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второ­степенных членов, различать разные виды сказуемых, вто­ростепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при прило­жении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.

29.

Понятие ободносоставных

предложениях. Определенно-личные предложе­ния.

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложе­ния, их структура и смысловые особенности

Основные виды односоставных предложений по строению и значению.

Знать, что такое односоставное предложение, его струк­турные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена, знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предло­жения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения.

30.

Неопределенно-личные предложе­ния.

Неопределенно-личные предложения и их особенности.

Знать значение и строение неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать в разных стилях речи.

31.

Безличные предложения.

Безличные предложения и их особенности.

Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемых в безличных предложе­ниях; уметь находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т.д., правильно писать глаголы с -ТСЯ, -ТЬСЯ.

32

Назывные предложения.

Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.

Знать смысловые и структурные особенности назывных предложений; уметь находить их в тексте, отличать от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях, пользоваться в описании для обозначения места, времени, обстановки действия. Использовать как средство сжатого описания экспозиции рассказа, выразительно читать назывные предложения на письме, правильно оформлять, целесообразно использовать в речи.

33

Обобщение изученного по теме «Односо­ставные предложения».

Односоставные предложения, их грамматические при­знаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов.

Уметь различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтакси-ческий разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путем определения особенностей грамма­тических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтак­сические синонимы, анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений.

34.

Особенности строения полных и неполных предложений.

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их в тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные предложения.

35

Однородные члены пред­ложения. Союзы при однородных членах.

Предложения с однородными членами. Средства связи од­нородных членов предложения. Интонационные и пунк­туационные особенности предложений с однородными членами.

Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений, различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом, определять сти­листическую окраску союзов в предложениях с однородными членами.

36.

Однородные члены пред­ложения. Союзы при однородных членах.

Однородные члены, связанные сочинительными союза­ми и пунктуация при них.

Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с од­нородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синони­мичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами.

37.

Обобщающие слова при однородных чле­нах предложения.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, пра­вильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы пред­ложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обоб­щающие слова в текстах разных стилей.

38.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами.

39.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предло­жений с однородными членами.

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами, определять стили­стическую окраску союзов в предложениях с однородными членами.


40.

Р/Р Однородные члены предло­жения как средство вырази­тельности речи.

Однородные члены предложения как средства вырази­тельности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений.

Уметь на примерах художественного текста выявлять функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразитель­ности речи, определять параллелизм предложений; находить данное средство выразительности в художественном тексте, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и ис­правлять их.

41.

Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и неоднородные определения.

Знать однородные и неоднородные определения; уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интона­ционного, грамматического анализа предложений и пра­вильно ставить знаки препинания.

42.

Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и неоднородные определения.

Уметь различать однородные и неоднородные определе­ния, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и не­однородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме.

43.


Обобщающий урок по теме «Однород­ные члены предложения»

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Ин­тонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности.

44.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предло­жений с однородными членами.

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами.


45

Понятие об обособлении. Обособление определений.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую само­стоятельность, особую значимость в высказывании; уметь выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

46

Обособление

согласованных

определений

Обособление согласованных определений.

Знать общие условия обособления согласованных оп­ределений; уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме.

Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использо­вать обособленные определения в текстах разных стилей и типов.

47

Обособление

несогласованных

определений

Несогласованные определения и их обособление.

Знать условия обособления несогласованных определений; уметь выявлять их. Ин­тонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме.

48, 49

Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием.

Изложение с грамматическим заданием.

Заглавие как средство связи предложений в

тексте.

Знать роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка; уметь художественно, эмо­ционально, выразительно передавать содержание услышанного текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, пред­ложений в тексте, использовать в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы русского языка.

50

Обособление приложений

Обособление приложений.

Знать условия обособления приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выра­зительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препи­нания при выделении обособленных приложений.

66

Обособление приложений

Обособление приложений.

Уметь опознавать приложения в тексте, правильно ставить знаки препинания, инто­национно правильно произносить предложения с обо­собленными приложениями, использовать их в разных стилях и типах речи.

67

Обособление дополнений

Обособление дополнений.

Знать условия обособления дополнений; уметь узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных до­полнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять.

68

Обособление дополнений

Обособление дополнений

Знать условия обособления дополнений; уметь узнавать

опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных до­полнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять.

69

Обособление деепричастных оборотов

Обособление обстоятельств, выраженных

деепричастными оборотами и одиночными

деепричастиями.

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; уметь находить деепричастный оборот , определять его границы, правильно ста­вить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, использовать в речи, уметь заменять синонимичными конст­рукциями.

70

Обособление деепричастных оборотов

Обособление обстоятельств, выраженных

деепричастным оборотом и одиночным дее­причастием.

Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструи­ровать предложения с причастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, ин­тонационно правильно произносить их, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи.

71, 72

Р.Р. Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения.

Композиция сочинения-рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения.

Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композицион-ные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с це­лью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение.

73

Обособление обстоятельств.

Обособление обстоятельств, выраженных

существительными с предлогами

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных

существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами ус­тупки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них.

74

Обособление обстоятельств.

Обособление обстоятельств, выраженных

существительными с предлогами.

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами ус­тупки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них.

75

Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении.

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных опреде­лений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлен­ных обстоятельств, выра­женных деепричастным оборотом.

76

Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»

На­блюдения при употреблении предложений с обособленными членами в устной и письменной речи.

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосно­вывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать.

77.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них.

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы

78-79.

Р.Р. Кино­сценарий как одна из композици­онных форм сочинения.

Киносценарий как одна из форм сочинения

Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь ли­тературных персонажей как одно из средств характеристики.

80.

Обособление уточняющих членов предложе­ния.

Обособление уточняющих членов предложения

Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми.

81.

Обособление уточняющих членов предложе­ния.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные

члены предложения, их смысловая и

интонационная особенность.

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.

82.

Обособление уточняющих членов предложе­ния.

Уточняющие, поясняющие,

присоединительные члены предложения, их

смысловая и интонационная особенность.

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.

83.

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи.

Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм.

84.

Предложения с вводными сло­вами, словосочетаниями и предложениями

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказы­ваемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

85.

Предложения с вводными сло­вами, сло­восочетаниями и предложениями

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синони­мичную замену вводных слов.

86.

Предложения с вводными сло­вами, словосочетаниями и предложениями

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности упот­ребления вставных конструкций

Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предметов, опознавать вставные конструкции, выразительно читать предложения с вводными и вставными конструкциями, расставлять знаки препинания на письме.

87.

Предложения с обращениями.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в пред­ложениях; уметь расставлять знаки препинания при обра­щениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунк­туационные особенности предложений с обращениями.

88.

Предложения с обращениями.

Обращение, его функции и способы выражения Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, упот­реблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.

89-90.

Р.Р. Обращение как средство связи предложе-ний в тексте. Сочинение с обязательным употребле-нием обращения как сред-ства связи предложений.

Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений.

Знать требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный», «публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения, риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализи­ровать важные современные проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.

91.

Особенности слов-предложений.

Особенности слов-предложений.

Уметь правильно оформлять слова-предложения на письме, отличать от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения.

92-93.

Обобщение изученного материала по темам: «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обращениями».

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Обращение, его функции и способы выражения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные

члены предложения.

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств,

упот­реблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.

94.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Вводные предложения, знаки препинания при них, вставные конструкции; обращение, его функции и способы выражения; уточняющие,

члены предложения.

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы.

95-96

Словосочетание. Односоставные и неполные предложения

Словосочетания, виды связи в словосочетании.

Главные и второстепенные члены предложения. Односо­ставные предложения. Неполные предложения.

Уметь определять вид связи в словосочетании, выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, односоставные и неполные предложения; целе­сообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями

высказываний.

97.

Предложения с однородными членами.

Осложненное простое предложение. Однородные члены, связанные сочинитель-ными союза­ми и пунктуация при них.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения.


98-99.

Р.Р. Психо­логический портрет. Сочинение-описание

Психологический портрет.

Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание -описание внешности человека с учетом его психологиче­ского состояния.

100.

Предложения с обособленными членами предложения

Правила обособления второстепенных и уточняющих членов предложения.

Уметь применять полученные знания на практике.

101

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Главные и второстепенные члены предложения. Односо­ставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы.

102.

Предложения с обращениями, вводными словами, слова- предложения.

Правила постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах, словах-предложениях.

Уметь применять полученные знания на практике.





Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006

  2. Русский язык. Практика. 8 класс/ под ред. Пичугова Ю.С. – М.: Дрофа, 2014

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008

4. Г.Ф. Савченкова. Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. М., Астрель, 2009 5. Русский язык. Сборник правил. М., Астрель, 2009. 6. Т.И. Питерская. Сборник основных правил морфологии школьного курса русского языка. М., Астрель, 2009 7. Школьные лингвистические словари любых изданий.

для учителя:

  1. Бабайцева.В.В., М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. М. Дрофа.2006.

2. БогдановГ. А. Уроки русского языка в 8 классе.М.Просвещение.2004.. Богданова Г. А.. Опрос на уроках русского языка. М. Просвещение.2000

  1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М . Дрофа.2005

  2. В.В.Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. Дрофа. 1998

  3. Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи..8 класс. М. дрофа. 2005

  4. Кудинова.О.А. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.ЭКСМО.2005

  5. Кривоплясова М.Е.Русский язык.8 класс: поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель,2007

  6. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс./ под редакцией Ю.С.Пичугова. М. Дрофа, 2002

9. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.; 10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985. 11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003 12. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985 13. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.



Материально – техническое обеспечение учебного процесса



№ п/п

Вид ресурса

Примечания

Газета «Русский язык» (Электронная версия одноимённой газеты, выпускаемой ИД «Первое сентября»)

http://rus.1september.ru/

Наборы цифровых ресурсов к учебникам «Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Лидман-Орловой Г.К. и «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. // Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Русские словари

http://www.slovari.ru/

Российский общеобразовательный портал. Коллекция: диктанты – русский язык

http://www.language.edu.ru/

Презентации по изучаемым темам

Электронный банк презентаций по русскому языку

Демонстрационно-наглядные пособия

Таблицы по изучаемым темам Кабинеты

Диски с программным обеспечением по русскому языку

Библиотечный фонд

Компьютерное место учителя

Кабинет №

Экран

Кабинет №

Медиаоборудование

Кабинет №

Интерактивная доска

Кабинет №





К концу 8 класса учащиеся должны уметь:

- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;

- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;

- находить грамматическую основу предложения;

- различать основные типы сказуемого;

- различать виды второстепенных членов предложения;

- определять многозначные члены предложения;

- использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;

- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

- правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;

- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;

- правильно интонировать простые осложненные предложения;

- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;

- составлять тезисные планы.

Прогнозирование результатов:

  • получить успеваемость 100%;

  • продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;

  • подготовить учащихся к изучению материала 9 класса по русскому языку.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!