Пояснительная записка
Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта». Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становится спокойнее, уравновешеннее, учатся умению преодолевать трудности, стремиться к достижению поставленной цели, развивать способность к взаимодействию. Шахматных занятия способствуют осуществлению желание родителей видеть своих детей успешными, самокритичными, умеющими самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах. Выявляют индивидуальные личностные особенности младшего школьника. Предупреждают отклонения в личностном развитии, приобретается первый опыт в умении совершенствовать собственные черты характера, сдерживать нежелательные эмоции, сопереживать, проявлять доброту и внимание. В результате прохождения программного материала обучающиеся приобретают систему знаний и возможности для раскрытия своих индивидуальных личностных особенностей. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому, что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны.
Образовательная: расширяет общий кругозор, знания обогащаются новыми понятиями, активизируется мыслительная деятельность младших школьников. Приобретаются умения ориентироваться на плоскости, тренируется логическое мышление.
Воспитательная: воспитывает сосредоточенность, вырабатывается настойчивость и выдержка, умение контролировать своё эмоциональное состояние, формируются положительные черты характера, уверенность в собственных силах.
Эстетическая: умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
Физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку – младшему школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это труд, труд упорный и настойчивый. За основу взята программа факультативный курс «Шахматы в школе» И. Г. Суханова рекомендовано как программа обучения шахматам в школе. Данная программа составлена на основе учебно – методического комплекса «Шахматы, первый год». Хотя данная программа разработана для внедрения ее в первом классе, она может быть использована также на начальном этапе обучения во вторых и третьих классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам девяти лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Цель программы – развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, через занятие игрой в шахматы прививать любовь к творчеству и самостоятельному мышлению.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:
знакомство с краткой историей возникновения шахмат, правилам игры в шахматы, условиями необходимыми для проведения шахматных соревнований, правилами турнирного поведения, умение применять полученные знания в игре;
обучение умению анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать правильное решение.
Воспитывающие:
обогащаются представления об окружающем мире, прививается любовь к учению в целом, умение уважать соперника, организованность и планировать собственные действия, проявлять самостоятельность в принятии решений.
Развивающие:
развивается восприятие, внимания, воображения, память, мышление, вырабатывается усидчивость, закрепляются положительные качества личности.
Программа предусматривает 32 шахматных занятия, учебный курс, включает в себя шесть тем. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность занятий 45 минут.
Учебный курс занятий включает в себя темы:
Предполагаемая тематика курса.
«Шахматная доска»;
«Шахматные фигуры»;
«Начальная расстановка фигур»;
«Ходы и взятие фигур»;
«Цель шахматной партии»;
«Игра всеми фигурами из начального положения».
По окончанию первого года обучения учащиеся имеют предполагаемые результаты:
представление об истории и происхождении шахмат;
знает правила игры и турнирного поведения;
знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы;
владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;
умеет применять полученные теоретические знания на практике;
умеет записывать партии;
с удовольствием играет в шахматы;
видит и осознает свои ошибки;
знает нормы этикета при игре в шахматы.
1 уровень:
знать шахматные термины белое и чёрное пол, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белое, чёрное, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая лакировка, ,шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король;
правила хода и взятие каждой фигуры.
2 уровень:
уметь ориентироваться в шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности, и в совокупности с другими без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат.
3 уровень:
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию младших школьников. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 32 занятия в течение года – по 1 часа в неделю. В кружке занимаются дети младшего школьного возраста, 1 - 4 классы. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются на две группы. Во второй группе занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие начальными знаниями по теории игры в дебюте, имеющие некоторый игровой опыт выступления в соревнованиях разного уровня.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Темы и виды деятельности | Количество часов |
На теоретические занятия | На практические занятия | На индивидуальные занятия | Итого |
1. | Организационное занятие. | 1,0 | | | 1,0 |
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство.. | 2,0 | | | 2,0 |
3. | Правила игры. | 1,5 | | | 1,5 |
4. | Первоначальные понятия. | 2,0 | 2,0 | 1,0 | 5,0 |
5. | Тактика игры. | 3,0 | 5,0 | 4,0 | 12,0 |
6. | Стратегия игры. | 1,0 | 4,0 | 2,0 | 7,0 |
7. | Эндшпиль. | 3,0 | 6,0 | 3,0 | 12,0 |
8. | Дебют. | 5,0 | | | 5,0 |
9. | Конкурсы решения задач, этюдов. | | 5,0 | | 5,0 |
10. | Сеансы одновременной игры. | | 10,5 | | 10,5 |
11. | Соревнования. | | 6,0 | | 6,0 |
12. | Итоговое занятие. | 1,0 | | | 1,0 |
Всего: | 19,5 | 38,5 | 10 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. |
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. |
3. | Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». |
4. | Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. |
5. | Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. |
6. | Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
7. | Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. |
8. | Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. |
9. | Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. |
10. | Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. |
11. | Соревнования |
12. | Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце первого года обучения учащийся:
имеет представление об истории и происхождении шахмат,
знает правила игры и турнирного поведения,
знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
умеет применять полученные теоретические знания на практике,
умеет записывать партии,
с удовольствием играет в шахматы,
видит и осознает свои ошибки,
знает нормы этикета при игре в шахматы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Темы и виды деятельности | Количество часов |
На теоретические занятия | На практические занятия | На индивидуальные занятия | Итого |
1. | Вводное занятие. | 1 | | | 1 |
2. | Шахматы – спорт, наука , искусство. | 1 | | | 1 |
3. | Тактика игры. | 3 | 4 | 1 | 8 |
4. | Стратегия игры. | 3 | 4 | 1 | 8 |
5. | Эндшпиль. | 3 | 4 | 1 | 8 |
6. | Дебют. | 3 | 4 | 1 | 8 |
7. | Миттельшпиль. | 3 | 4 | 1 | 8 |
8. | Конкурсы решений задач и этюдов. | | 6 | | 6 |
9. | Сеансы одновременной игры. | | 8 | | 8 |
10. | Соревнования. | | 10 | | 10 |
11. | Итоговое занятие | 2 | | | 2 |
Всего: | 19 | 44 | 5 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. | Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. |
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований. |
3. | Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. |
4. | Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
5. | Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. |
6. | Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. |
7. | Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
8. | Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. |
9. | Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами. |
10. | Соревнования |
11. | Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце второго года обучения учащийся:
знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
имеет представление об организации шахматных соревнований,
уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,
для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.
Для реализации программы используются следующие средства:
Комплекты шахматных фигур с досками – 10 шт. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.
Часы шахматные – 1 шт.
Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
Шахматные турниры.
Доклады.
Сеансы одновременной игры.
Конкурсы по решению шахматных задач.
Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
вопросы по теории и истории шахмат,
игру с руководителем кружка,
соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
Журнал «64» - М., 1983-2004
Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980
Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975