Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Нижегородский автомеханический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Экономика организации
Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
г. Нижний Новгород
2013
ОДОБРЕНА ПЦК ОГСЭД Протокол №______ от « 1 » август 2013г. Председатель ПЦК ______________ Н.С. Балашов | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Заместитель директора по УР_____________ Г.Н. Малкина |
| |
Разработчик _________ М.К. Дорогова , преподаватель ГБОУ СПО «НАМТ» Рецензенты: _________ Т.М. Краева, преподаватель ГБОУ СПО «НАМТ» |
СОДЕРЖАНИЕ |
| Стр |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины | 13 |
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины | 14 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Экономика организации
1.1. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 «Экономика и управление»
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы : дисциплина входит в профессиональный цикл как общеобразовательная дисциплина.
Данная дисциплина предполагает изучение основных сфер деятельности производственных предприятий и подготовка специалистов к пониманию и принятию решений в области организации и управления созданием, производством и сбытом продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям, что влияет на экономику государства в целом.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические
показатели деятельности организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен знать:
- сущность организации, как основного звена экономики отраслей;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
- методы оценки эффективности их использования;
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации,
показатели их эффективного использования ;
- способы экономии ресурсов, в т.ч. основные энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования;
- формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и
методику их расчета.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальное учебная нагрузка обучающегося 256 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 171 час;
- самостоятельная работа обучающегося 85 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: | |
практические занятия | 70 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 85 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятие, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Предмет и задачи курса «Экономика организации» | 2 | |
Тема 1. | Организация в условиях рынка | 48 | |
| Содержание учебного материала Организация – основное звено экономики. Предпринимательская деятельность : сущность и виды. Значение отрасли в условиях рыночной экономики. Организация: понятия и классификация. Организационно-правовые формы организации. Организация производственного процесса. Характеристика производственного процесса. Формы организации производства. Производственный цикл. Сущность и этапы технической подготовки производства. | 22 |
1 |
1 |
Практические занятия: Расчет изменения стоимости портфеля акционера и дивиденда на одну акцию. Расчет во времени движения предметов труда. Расчет параметров поточной линии. Расчет оптимального варианта техпроцесса. Расчет экономической эффективности от внедрения новой техники. | 10 | 3 |
| Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: написания рефератов по темам: «Виды предпринимательства и из развитие», «Особенности предпринимательской деятельности за рубежом», доклады о развитии и роли малого бизнеса в экономике России, о проблемах и тенденциях развития акционерных обществ. | 16 | |
Тема 2. | Материально-техническая база организации. | 51 | 1.2 1.2 2 |
| Содержание учебного материала 2.1. Основной капитал и его роль в производстве. Понятие, состав и структура основных фондов. Оценка и износ основных фондов. Амортизация основных фондов. Оценка наличия, состояния и движения основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов. Нематериальные активы. 2.2. Оборотный капитал. Оборотные средства: понятие, состав, структура источники формирования. Кругооборот оборотных средств. Материальные ресурсы: понятие и показатели их использования. Нормирование оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости. 2.3. Капитальные вложения и их эффективность. Инновационная деятельность организации. Инвестиционная деятельность организации. Экономическая эффективность капитальных вложений. Лизинг – капиталосберегающая форма инвестиций. | 18 |
Практические занятия: Расчет износа основных фондов. Расчет стоимости основных фондов. Расчет амортизационных отчислений. Расчет показателей использования основных фондов. Расчет нормирования оборотных средств. Расчет показателей эффективности использования оборотных средств. Расчет жизнеспособности инвестиций. Расчет экономической эффективности капитальных вложений. | 16 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: на основе СМИ подготовить сообщения о влиянии конкуренции на ускорение обновления основных фондов, о резервах экономии оборотных средств на предприятии; подготовить доклады о значении приобретения нематериальных активов организацией, о значении и роли финансовых, реальных инвестиций для развития организации. | 17 | |
Тема 3. | Кадры и оплата труда в организации. | 33 | 1 2 |
| Содержание учебного материала 3.1. Кадры организации и производительность труда. Персонал организации: понятие, классификация. Движения кадров. Нормирование труда. Производительность труда. 3.2. Организация оплаты труда. Сущность и принципы оплаты труда. Тарифная система и её элементы. Формы и системы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. | 8 |
Практические занятия: Расчет численности работающего персонала. Расчет производительности труда. Расчет нормы времени. Расчет нормы выработки. Расчет потерь рабочего времени. Расчет сдельной оплаты труда. 7. Расчет повременной оплаты труда. | .14 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: на основе СМИ подготовить сообщения о проблемах дифференциации оплаты труда в России, о совершенствовании тарифной и бестарифной систем оплаты труда, о методах совершенствования организации труда на предприятии. | 11 | |
Тема 4. | Издержки, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели деятельности предприятия. | 42 | 2 |
| Содержание учебного материала Издержки производства. Понятие расходов организации, их состав. Понятие себестоимости продукции, её виды. Группировка затрат со статьям калькуляции. Методы калькулирования. Управление издержками на предприятии. | 16 |
| Цена и ценообразования. Понятие, функции, виды цен. Классификация цен. Порядок ценообразования. Прибыль и рентабельность. Понятие доходов организации, их состав. Формирование прибыли. Чистая прибыль и её распределение. Рентабельность и её виды. Финансы организации. Понятия, функции, классификация финансов. Финансовые ресурсы организации. Финансовый план. | | 2 2 2 |
Практические занятия: Расчет издержек производства. Расчет плановой калькуляции. Расчет цен на товары. Расчет прибыли на предприятии. Расчет рентабельности производства. Расчет финансовой эффективности. | 12 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовить доклад о причинах высокой себестоимости производства в России, о формировании ценой политики на предприятиях различных форм собственности, о факторах, влияющих на повышение уровня рентабельности организации. | 14 | |
Тема 5. | Планирование хозяйственной деятельности предприятия. | 45 | 2 2 2 2 2 |
| Содержание учебного материала. 5.1. Сущность внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана. Характеристика экономических показателей организации. Производственная программа. Показатели производственной программы. Производственная мощность и её виды. Пропускная способность участка. Логистика: её роль в выполнении программы. Планирование кадров и фонда оплаты труда. Численность работающих по категориям работы. Планирование годового фонда заработной платы. Затраты на производство продукции. Затраты на обслуживание оборудования. Общепроизводственные расходы. Общехозяйственные расходы. Внепроизводственные расходы. Оперативно-календарное планирование. Сетевое планирование. | 12 |
| Практические занятия: Разработка структуры бизнес-плана. Расчет показателей производственной программы. Расчет производственной мощности. Расчет пропускной способности участка. Расчет численности работающих . Расчет годового фонда заработной платы сдельщиков. Расчет годового фонда заработной платы повременщиков. Расчет сметы косвенных расходов. Расчет сетевых графиков при планировании производства. | 18 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовить доклад о причинах высокой себестоимости производства в России, о факторах и резервах снижения себестоимости. «Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования предприятия» | 15 | |
Тема 6. | Внешнеэкономическая деятельность организации. | 5 | |
| 6.1. Основные формы внешнеэкономических связей. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности и организация международных расчетов. Государственное регулирование ВЭД. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой | 2 | |
| Курсовая работа | 30 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий | 10 |
| Всего | 256 | |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся ;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Экономика организации»
сборники задач по дисциплине «Экономика организации»
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным обеспечением и мультимедиапроектор.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия . Курс лекций. М. 2005г.
Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие + практикум., М. 2007г.
Лопарева А.М. «Экономика организации (предприятия)» Учебно-методический комплекс и Рабочая тетрадь. Финансы и статистика. ИНФРА-М, 2008 г.
Экономика предприятия (фирмы). Учебник под ред. Горфинкеля В.Я. и доц. О.В.Девятнина. М. ИНФРА-М. 2006г.
Экономик5а предприятия. Учебник для вузов; под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А.. М. ЮНИТИ – ДАНА. 2006г.
Дополнительные источники:
Голиков Е.А. «Маркетинг и логистика» Учебно-практическое пособие. М. 2006г.
Государственное регулирование экономики. Учебник под ред. Морозовой Т.Г. М. 2007г.
Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия ( в схемах, таблицах, расчетах) М. ИНФРА-М. 2005г.
Нуриев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М. Норма. 2005г.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
определять организационно-правовые формы организаций; | семинарские занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; | практические занятия , внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
находить и использовать необходимую экономическую информацию | семинарские занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
сущность организации, как основного звена экономики отраслей | внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
основные принципы построения экономической системы организации | семинарские занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
принципы и методы управления основными и оборотными средствами, методы оценки эффективности их использования | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
организацию производственного и технологического процессов | внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их использования | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии | семинарские занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
механизмы ценообразования, формы оплаты труда | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета | П рактические занятия, тестирование |
7